|
|
|
|
"Ты испытал нас, Боже, переплавил
нас, как переплавляют серебро.
Мы вошли в огонь и в воду,
И Ты вывел нас на свободу..."
( Пс. 65; 10,12)
Находясь в заключении, человек нередко думает о том, за что он наказан и почему. Попытаемся найти ответ. Да, русский никогда не был таким законопослушным, как американец или немец. Любой поступок мы измеряем мнением людей того круга, в котором живем и общаемся, поэтому практически все слои нашего общества живут "по понятиям". Нюансы и тонкости закона гражданского и уголовного знают лишь юристы и судьи. А вот Завета Божьего наша страна не знает уже несколько поколений.
|
|
|
|
|
Для сравнения вернемся назад, в то время, когда Россия была православной. В ней не то что преступление, но и дурной поступок воспринимался по-другому, потому что само общество, где имела место нравственная и духовная чистота, осуждало неприемлемые поступки. И не суть важно, что крестьянин не знал гражданских законов. Зато он с молоком матери впитывал знание о Боге, жил по совести согласно Заповедям Божьим, знал множество молитв и четко понимал слова Святого Писания: " ... не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; люби ближнего своего как самого себя..." (Матф. 19; 18-19).
Соответственно и уровень преступности был слишком низким, тюрьмы России можно было пересчитать по пальцам, а количество каторжан поместилось бы в одном нашем лагере. А триумфальный марш по ступеням криминальной иерархической лестницы Соньки "Золотая Ручка", приведшей ее на самый верх и потрясший всю Россию того времени, на фоне махинаций г-на Мавроди или мадам Соловьевой выглядит сейчас не более чем детской забавой.
Лишь 200 лет назад в России стал зарождаться институт правовых юридических отношений. И в 1802 году было образовано министерство юстиции. Но проходило это в такой высокодуховной стране, где даже врагов монархии отправляли в ссылку. С приходом к власти большевиков "врагов народа" и их близких истребляли сотнями тысяч. Началось гонение Церкви и всего того, во что свято верил русский человек. Не прошло мимо перемен и министерство юстиции, оно превратилось из правоохранительного органа в карательного монстра, с перевернутым "с ног на голову" процессуальным законом Вишинского. Параллельно, заменив веру в Бога атеизмом, страна пришла к безбожию и невиданному росту преступности. А когда в наше время сцены насилия, разврата и пропаганда наркотиков грязным потоком льются со всех каналов СМИ, то и преступление для многих стало нормальным явлением. Согласно опросу, который был проведен в Московской области, каждый третий подросток хочет стать бандитом, а каждая вторая девочка - проституткой. И большинство осужденных на вопрос: " За что сидишь ?" отвечают: "Да ни за что!"
Невиданная духовно-нравственная деградация современного общества приводит к вымиранию нации. Каждый год страна теряет до 200 тысяч человек, большая часть которых не достигла тридцатилетнего возраста. Эти данные ни для кого не секрет.
Но с недавнего времени в стране стали возрождаться храмы. Слава Богу! Понесли слово Божие выпускники Духовных семинарий. 10 лет назад кто бы поверил, что в лагере будет стоять церковь, приезжать батюшка, окормлять приход, навещать больных и посещать штрафные изоляторы.
Хочется надеяться, что это не очередной эксперимент министерства юстиции и убранные начальником колонии ограждения перед входом в православный храм не поставят вновь. Действительно ли пришло то понимание истинной роли Православия в нашей жизни, которое было вырвано, исковеркано и забыто? И понимают ли аналитики министерства юстиции, что законы человеческие без веры в Бога не способны остановить сегодняшнюю катастрофу? Так было отчасти и у древних народов, где при глубоком извращении религиозных и общественных понятий уже caми законы подчас способствовали дальнейшему развращению, увеличению несправедливости, служа средством угнетения друг друга.
Можно ли предложить что-то более действенное, чем учение Христа? Думаю, нет. Ведь человек, приобретший страх Божий, прозревает в своей греховности, раскаивается в ней и всеми силами старается стать лучше. Все более и более укрепляясь в добре, он под воздействием благодати Божией призван достигнуть нравственной невозможности делать зло.
"Даждь ему во всех заповедях ходити и угодная Тебе сохранити: яко аще сотворит сия человек, жив будет в них..." (Молитва во еже сотворити оглашенного).
И опять мы возвращаемся к изначальному вопросу: "Почему я наказан?" Человек, задающий себе этот вопрос, уже сделал шаг на пути к Храму и сделает ли он второй шаг, в немалой степени зависит от людей, служащих в пенитенциарной системе.
Михаил Ухань,
пос. Локосово, учреждение ИР-99/14.