Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Новинки мультимедиа-ноябрь 2005
  • Съезд "Сибири молодой православной"
  • Новинки мультимедиа-октябрь 2005
  • Новинки DVD-октябрь 2005
  • Новинки мультимедиа-сентябрь
  • Новинки DVD
  • Главное - быть с Богом
  • Возраст мудрости
  • Новинки DVD
  • Новинки мультимедиа-август
  • Прикосновение к сибирским святыням
  • Новинки мультимедиа
  • Православное видео от "Русской недели"
  • Алла Ярошко (г.Сургут). Снайпер Анна Чудина. Участница юбилейного парада Победы г.Москве 2005г
  • Александра Соколова. О послушании жены верующей мужу неверующему
  • Новинки мультимедиа
  • Православное видео от "Русской недели"
  • Со святыми упокой
  • Зосима Мухаметов. Мой путь ко Христу
  • Обзор интернета - май 2005
  • Семинар для бухгалтеров
  • Награждение на епархиальном собрании
  • Вера Васильевна Абраменкова, доктор психологических наук, Москва. Эти безопасные, милые игрушки
  • В Москве прошли XIII Международные Рождественские чтения
  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Христианская семья и будущее России
  • Никита Сергеевич Михалков. Широкое дыхание страны
  • Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Роль Церкви в период кризисов на опыте Бесланской трагедии
  • Митрополит Калужский и Боровский Климент. Школа, семья и Церковь: задачи в условиях демографического и духовного кризиса
  • Сергей Георгиевич Глазьев, Депутат ГосДумы. Министр образования упорствует
  • Николай Дмитриевич Никандров, президент Российской академии образования. Православные традиции, семья и школа современной России
  • В Тюмени прошли IV Рождественские чтения
  • Алексей Владимирович Мальчевский. Председатель департамента по делам национальностей АТО
  • Николай Степанович Булышев. Председатель областного совета ветеранов
  • Вера Васильевна Абраменкова, доктор психологических наук, (Москва). Духовно-нравственное развитие детства и будущее России
  • Иеромонах Киприан (Ященко). Сохранение духовно-культурного наследия Росcии
  • Рекомендации IV Тюменских Рождественских чтений
  • Обзор интернета - январь 2005
  • Ответы на вопросы. На десять вопросов тоболяков отвечает преподаватель Тобольской Духовной семинарии игумен Маркелл (Павук)
  • Матушка Светлана Кошелева. Воспоминания детства
  • Диакон Андрей Кураев. Как относиться к исламу после Беслана
  • Обзор интернета - январь 2005
  • Ответы на вопросы. На десять вопросов тоболяков отвечает преподаватель Тобольской Духовной семинарии игумен Маркелл (Павук)
  • Игумен Маркелл (Павук). Губит человека не богатство, а пристрастие к нему
  • Матушка Светлана Кошелева. Воспоминания детства
  • Поздравления редакции
  • Обзор интернета - декабрь 2004
  • Просто Нина Васильевна
  • Православные СМИ: опасность либерализма
  • Диакон Андрей Кураев. Почему Украинская Православная Церковь поддержала Януковича?
  • О положении на Украине
  • Елена Николаевна Куличенко. Церковный календарь Беслана
  • Иеромонах Варлаам (Горохов),преподаватель ТДС. Философия религиозного опыта в творчестве И. А. Ильина
  • Командировка на войну
  • Хорошо в деревеньке нашей!
  • Обзор интернета - сентябрь 2004
  • Проф. Николай Данилович Матрусов, д.э.н. Национальное богатство России и его использование в свете православной онтологии
  • Обзор интернета - август
  • Ольга Иженякова. Записки дивеевской послушницы
  • Светлана Поливанова. Освобожденье от греха
  • Обзор интернета - июнь 2004
  • Обзор интернета - май-июнь 2004
  • Как мы встречали скворцов
  • И верь, и бойся, и проси
  • Первый фестиваль православных средств массовой информации
  • Обзор интернета - май 2004
  • Чтобы спокойно и нерассеянно помолиться... Некоторые замечания по поводу паломничества в Тобольск княгини Ольги Александровны
  • Схимонахиня Елизавета (Евтихеева) (1928-2004 гг.)
  • Боженька. В.Н.Белоусова
  • Обзор интернета - апрель 2004
  • Письмо от бывшего баптиста
  • Обзор интернета - март 2004
  • Наказы избирателей кандидату в Президенты РФ В.В. Путину
  • Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Основные озабоченности в сфере внешнего служения Московского Патриархата
  • Обзор интернета - февраль 2004
  • Оружие православного воина
  • Интернет-гегиена
  • Обзор интернета - январь 2004
  • Поздравляем и благодарим
  • Неопалимая купина
  • Статистика сайта www.ihtus.ru
  • Обзор интернета - декабрь 2003
  • Господь - хранитель твой
  • История семейных реликвий
  • Н.К. Бибеева. Раздумья о главном
  • и.Анатолий Берестов. Власть и Религия
  • Путешествие к небесному покровителю
  • Обзор интернета - октябрь 2003
  • Обзор интернета - июнь 2003
  • Старик
  • Обзор интернета
  • Тюменское благочиние приглашет детей на отдых
  • Помогите строительству храма
  • Обзор интернета
  • Духовное воспитание студентов-медиков в истории развития медицинского образования Тобольскому медицинскому колледжу им. В. Солдатова – 125 лет
  • Господь спас моего ребенка
  • Первое слово в букваре
  • Паломничество из Салехарда. ЦЕРКОВЬ - оздоравливающая, животворящая сила общества
  • Обзор интернета - 3
  • Господь и сейчас творит чудеса
  • Конкурс журналистов "Православие и СМИ"
  • Обзор интернета - 2
  • Обзор интернета
  • Юлианский календарь - икона времени
  • Поздравляем!!!
  • Завет и закон
  • Епархиальный фестиваль детских хоровых коллективов
  • История в Абалаке
  • Письмо в редакцию
  • Освящение колоколов в Ханты-Мансийске
  • Международный фестиваль православных телевизионных и радиопрограмм "Радонеж"
  • Не стоит село без праведника
  • Наш язык и наше слово
  • Движение "Сибирь молодая православная" помогает в работе прихода г.Пыть-Яха
  • Послушник. Бывший рэкетир ушел в монастырь
  • Крест осужденных
  • Хор стал как малая церковь
  • О работе конкурса-семинара «Православие и средства массовой информации»
  • Новый сибирский епископ
  • Патриарх Алексий осудил выступления части верующих против индивидуальных номеров налогоплательщиков
  • Фашисты и антисемиты
  • О грехе и об исповеди
  • Жизнь благодатная
  • Новая паломническая служба
  • О Православном церковном этикете.
  • Церковь и национальное самосознание
  • Любовь Васильевна Родионова Рассказ матери. Биография мученика воина Евгения
  • Показать Красоту без сладких слюней
  • У России заработал инстинкт самосохранения
  • проф.Костецкий В.В. "И гость, и странник..."
  • О поиске новых подходов к преподаванию вечных истин детям
  • Символико-богословский смысл таинства покояния.
  • Основы духовной жизни в Православии
  • Отец Николай Цирке "О духовной жизни"
  • Прости меня, Господи
  • Нововведения в системе налогообложения как потенциальный источник социального конфликта
  • Православие и наука на пороге третьего тысячелетия
  • Забытое счастье
  • Государство и Церковь
  • А вы знаете, что значит этот грех?
  • Наш язык и наше слово

         Личность каждого из нас своеобразна и, более того, неповторима. Казалось бы, все имеют душу и тело, сыщется немало схожих друг с другом людей, но все-таки... Внешность, осанка, манера одеваться всегда индивидуальны, а особенно - наш язык, речь, слово.

         Скажи мне несколько слов, и я многое расскажу тебе о твоей душе. Действительно, наше слово волей-неволей обнаруживает то, что сокрыто глубоко в сердце, или, как сказано в Евангелии, "от избытка сердца говорят уста". В чем же здесь загадка?

         Давайте попытаемся исследовать, где рождается в человеке слово. Принято считать таким родоначальником ум, хотя Библия свидетельствует о тесной связи ума с сердцем и не сводит первый лишь к деятельности рассудка. Порожденная умом мысль соприсутствует ему; всякому ведомо, что мысли живут в нас, рождаясь и сменяя одна другую, побуждают ум к внутренней деятельности. Но вот мысль становится словом. Мысль воплощенная, облачившаяся в звуковые или буквенные одежды, есть слово. Слово, исходя из нас и входя в сердце слушающего или читающего, продолжает жить в нас. Сказав или написав, мы ничего не теряем, в то время как воспринимающий наше слово, очевидно, приобретает. При этом слово исполнено некоей духовной силы, источник которой - наше сердце. Эту силу всякий внимающий слову ощущает и осознает. Говорят, что дар слова особенно уподобляет человека своему Создателю Богу. Тайна Божественной Троицы находит свое отражение в человеческой душе. Безначальный Отец (Ум) от вечности порождает Сына (Мысль), который стал чело веком, воплотился и именуется в Библии Словом. Третье же Лицо Троицы - Дух Святой. Он исходит от Отца и почивает на Сыне. Наподобие этого и наш ум, конечно, ограниченный и слабый, рождает мысль, которая по воплощении именуется словом. Каждому слову соответствует духовная сила, что исходит от ума, тесно связанного, по Библии, с этим сердцем.

         Кратко сказать, слово обнаруживает тайны ума и сердца. Слово раскрывает образ мыслей человека. Слово свидетельствует о том, какая сила, добрая или злая, живет в человеческой душе.

         Если слово твое льстиво и обманчиво, проникнуто духом гордыни, досады или раздражительности, если слово исполнено ядом осуждения, то кольми паче сердце, от избытка которого ты говоришь, открывая лишь малое из того, что прячешь в несчастной душе твоей. И напротив, когда слышим слово правдивое и ясное, слово доброе и бодрое, утешающее и примиряющее, нам остается лишь догадаться о том сокровище духовном, каким является душа говорящего. Впрочем, Христос Спаситель велит нам распознавать человека не по словам только, но и по делам. "От плодов их узнаете их".

         Наш образ мысли, или мировоззрение, равно как и язык, находятся в великой зависимости от образа жизни. Человек, ведущий жизнь предосудительную, зазорную, поступающий бесчестно и бессовестно, и философию изберет себе во всем согласную испорченному нраву. И как бы он ни старался замаскировать себя словом елейным и напыщенным - шила в мешке не утаишь. Жестокое или нечистое сердце себя всегда выскажет и нехотя раскроется, поразив и ужалив вдруг простодушного слушателя каким-нибудь едким, циничным или срамным словечком, как бы невзначай сорвавшимся с льстивого и выспреннего языка.

         А знаете ли вы, любезные наши читатели, что можно посредством слова вылечить и, более того, воспитать, взрастить душу чистую и прекрасную? Прежде всего должно удалить из своего языка (или, как говорят, лексикона) все слова, задевающие и ущербляющие наше нравственное чувство. "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших..." - дает нам завет святой Апостол Христов. Покуда мы попускаем подобным словечкам осквернять наш собственный и чужой слух, не может быть и речи ни о какой нравственной, богоугодной жизни. "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда; ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься", - предупреждает нас Евангелие.

         Когда же мы, хорошенько потрудившись над собой и своей жизнью, введем в наше сознание, ум и сердце слова воистину святые и нетленные: Бог, Господь, милосердие, целомудрие, невинность, вера, правда, мир, радость и прочие - тогда изменится наш образ мысли и сердце станет доступным для воздействия иной силы, благодати Божией, которая укрепляет христианина в его стремлении исполнять заповеди Евангельские. Но как, спросите вы, ввести в сознание эти дивные слова, как очистить ими ум, дабы Дух Святой освятил и наше сердце, мысли, желания и поступки? Ответ простой: молитесь. Все молитвы Православной Церкви, начиная от молитвы Господней ("Отче наш"), и являются тем святым звеном, которое соединяет словесное разумное создание, человека, с Богом Словом.

         Между прочим, потому Иван Сергеевич Тургенев, великий писатель великой земли, назвал наш язык могучим и прекрасным, что он соединяет в себе, как в едином потоке, две живые струи - стихию священного церковно-славянского языка и стихию меткого, выразительного, емкого и мудрого народного, разговорного, из сплава которых и сформировался не без пушкинского гения русский литературный язык. Еще Михайло Васильевич Ломоносов писал о пользе чтения юношеством церковных книг, а в Древней Руси Часослов и Псалтирь были пособиями для начинающих осваивать грамоту и приобретающих практические навыки чтения.

         Убежден, что, если хотя бы у одного из наших читателей имеется личный молитвослов (именно так называется сборник с утренними, вечерними и прочими молитвами), он уже никогда не позволит себе не то что употребить бранное слово, но не сможет всуе, напрасно, произнести имя Божие, что в устах современных людей, к сожалению, слышишь сплошь и рядом.

         С детства все мы с вами помним наставления взрослых о так называемых волшебных словах: здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Но не все, быть может, вникали в их внутренний смысл. Произнося приветствие, раньше сердечно желали собеседнику долгих лет жизни во здравии и благополучии; употребляя слово "пожалуйста", выражали почтительное отношение к человеку, старшему возрастом и умудренному жизненным опытом. Именно с этими словами "пожалуй, старче" в старину приглашали в свой дом путника, утомленного дорогой, или просили сесть приглашенного на более почетное место, поближе ко главе семьи. "Спаси тебя Христос, спаси тебя Господь, спаси тебя Бог" - вот что наполняет нынешнее "спасибо" - не простую словесную благодарность, не формулу вежливости, но молитву о спасении, обретении милости у Господа в день Суда. Не ясно ли становится, что, употребляя "со смыслом" эти слова, мы согреваем нашу речь дыханием Божией благодати, делаем наше общение с людьми воистину теплым и сердечным, привлекаем и на собственную душу милость Божию.

         Насколько велик дар слова, настолько печальны последствия злоупотребления этим даром. Язык, дарованный нам Создателем для прославления Его имени и умножения добра в общении друг с другом, может быть причиной осуждения на вечную гибель нераскаявшегося грешника! Подумать только, правда Божия, как обещано в Евангелии, взыщет с нас за каждое праздное слово! А ведь любое слово, пустое, бессодержательное, сказанное без смысла и без пользы, может быть занесено в разряд праздных. Что говорить о прочих - острых, колких, скабрезных, пошлых, лукавых?! Вот почему сложилась поговорка: "Язык мой - враг мой". По счастью, наши читатели знают, что в Таинстве исповеди Милосердный Господь все прощает, если каешься с твердым намерением исправиться.

         В заключение мне хотелось бы предложить вам три малых золотых правила языка. Кто исполнит их, перестанет грешить языком, что, согласитесь, вещь немаловажная.

         Правило первое. "Думай, что говоришь". Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай как следует, а потом лишь говори. И никогда об этом не пожалеешь.

         Правило второе. "Не говори того, чего не думаешь". Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, нежели сказать неправду.

         Правило третье. "Не все, что думаешь, говори". Это правило не призывает нас, как, может быть, некоторым показалось, к лицемерию и приспособленчеству. Но оно советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. А готов ли он сегодня услышать от тебя те слова, которые мирно лягут на его сердце три дня спустя? А принесет ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? А нужно ли ему слышать твое мнение по этому вопросу? А не подведешь ли ты кого, не выдашь ли чужую тайну своим неосторожным словом? И десятки других "А" могут оправдать это правило. Словом, не все, что думаешь, говори.

         Некоторые сводили три упомянутых правила в одну золотую формулу мудрой речи: "Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь и какие из этого будут последствия".

         Закончим пространную главу о языке и слове простым пожеланием: друзья, больше читайте добрых, умных, хороших, и в первую очередь, "святых" книг! "С кем поведешься - от того и наберешься", - говорит не напрасно русская пословица. Пусть вашим девизом отныне будет древнее: "Ни дня без строчки". Хотя бы прочитанной строчки, которая отойдет в золотой запас вашей памяти.

    протоиерей Артемий Владимиров



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.