Удивительно, как порой отзываются материалы, опубликованные в нашей газете. В октябрьском номере «Сибирской Православной газеты» за 2001 год была помещена статья настоятеля тюменского храма Трех Святителей отца Сергия Кистина «У преподобного Сергия Шухтомского». В ней батюшка рассказывал о своем паломничестве в места, где подвизался его небесный покровитель – преподобный Сергий Шухтомский. И вот другой православный христианин – москвич Сергей Кузнецов, вдохновленный поездкой отца Сергия, тоже отправился в места, где некогда стоял монастырь, основанный святым. Он поделился своими впечатлениями о поездке в письме.
Я исполнил давнишнюю мечту – побывать в местах, освященных св.Сергием Шухтомским – моим небесным покровителем. Поездка прошла чудесно и оставила во мне неизгладимый след.
Вечером я поездом отправился в путь, минуя святые места: Хотьково – Сергиев Посад – Александров – Ярославль – Вологда – Череповец. Рано утром 29 мая на перроне вокзала в часовне святителя Николая помолился, подал записки и поставил свечу, поблагодарив за все Господа. На автобусе доехал до храма Рождества Христова: службы не было, но он был открыт, и я смог объясниться со служителями о цели моего приезда. Батюшка о.Георгий прибыл на требы, и я, благословившись, представился ему: показал газету («Сибирскую Православную газету» - ред.), подарил привезенную с собой иконку из нашего храма и упомянул об отце Сергии (Кистине – ред.). Некоторое время я на улице делал зарисовки храма, затем по совету батюшки познакомился с Воскресной школой, подкрепился и вместе с сотрудницей Воскресной школы Ларисой на машине очень скоро доехал до с.Покрова. Места по пути следования были удивительно красивыми. Найдя дом Анны Васильевны, мы познакомились с ней и расспросили о монастыре и о камне. Она согласилась помочь нам. Только в этот раз нам камень чудотворный не показался, поклонились кресту памятному, осмотрели территорию с кладбищем и попытались договориться о ночлеге, на что от Анны Васильевны получили отказ. Я подарил ей иконку и московские гостинцы. Сам дом ее мне показался очень привлекательным изнутри, и я помечтал даже его зарисовать. Однако после отказа принужден был отпустить машину, а сам пошел по селу искать себе ночлег. Наступали сумерки, мошкара и комары отчаянно мучали меня, и вот уселся я на крыльцо почты, напротив места с рощицей и кладбищем у дороги, прочитал правило, помолился Сергию и Божией Матери, желая их покрова надо мной. Мысль о ночлеге под небом была оставлена, так как я начал замерзать от усиливающегося холодного ветра. Подумалось, что мне придется вернуться в город и переночевать на вокзале…
В этот момент мимо проходили двое, которые, как я узнал, пришли к автобусу. Заговорив с ними, я поделился своим намерением еще раз сюда вернуться, ибо желал подольше побыть в селе и сделать зарисовки. Неожиданно для меня женщина настояла, чтобы ее муж вернулся в дом и вместе со мной заночевал, а она поедет одна в город и с детьми вернется на следующий день. Зоя и Сергей – так звали моих благодетелей - оказались теми, кого Господь избрал в эту минуту для моего утешения. Итак, я был согрет домашним уютом и вниманием неизвестных мне людей. Их дом был невдалеке от дороги. Сергей Малышев - в прошлом монтажник, на пенсии и страдает ногой, т.к. были падения с высоты и увечья. Люди с достатком и, как мне показалось, не чураются Бога…
На другой день с утра светило солнышко, я спустился в низинку к колодцу, в укромном месте прочитал правило и акафист Покрову Богородицы и, воодушевленный, побежал рисовать. Целый день я ходил близ монастырского холма и зарисовывал в надежде хоть что-то запечатлеть об этом святом уголке. Эти рисунки я потом переведу в компьютер и сделаю серию листов, рассказывающих о святыне. К вечеру пятницы приехали Зоя и дети: дочь Светлана со вторым мужем Анатолием (первый погиб), с сыном Эдиком (Роман – в крещении) и с четырехмесячным сыном Ильей – не крещеным, родившемся 15 января на память св.Серафима Саровского в год его преславного юбилея. Было такое ощущение, что мы родные, лишь в первые минуты знакомства ощущалась неловкость, а затем все определилось как нельзя лучше. Я было собрался вернуться в город, но они настояли побыть до субботы, вечером которой я должен был быть на Всенощной службе в городе.
Утром рано шел дождь. Я сделал зарисовки из окна, а когда прояснилось, пошел к месту, где находился камень Сергия. Потом Роман на велосипеде присоединился ко мне, и вот чудо! – я вижу камень и с радостью прикладываюсь к нему, молюсь и делаю беглые зарисовки. Потом идем к реке Шухтовке и там я зарисовываю ее извивы и дали. Неожиданно нашла туча, и нас накрыло дождем почти у самого дома. Зоя испекла постный пирог на дорогу, мне пора уже было возвращаться автобусом в город.
В храме я исповедовался и поделился впечатлениями с о.Георгием, попросил помочь с ночлегом, если на то будет воля Божья. И чудо! Я еду с Наталией Савиной к ней домой – она прихожанка о.Георгия и очень благочестива – в район Заречья. По пути на почте посылаю телеграмму с поздравлением (отца Сергия Кистина – ред.) с днем именин.
Оказавшись в незнакомом месте, у людей неизвестных, я всегда испытываю неловкость, а тут все наоборот: (видно, благодать Божия преизобиловала, да и благословение о.Георгия имела силу великую) я чувствовал себя как дома. Поел супчика постного, помылся под душем, помолился от души и спал как убитый.
Одна вещь в этом доме меня тронула – большой цветной портрет (фотография) ребенка с удивительным ликом и ясными глазами, крепко сжатым ртом. Это сын хозяйки Глеб, тяжело болевший с младенчества и почивший в отрочестве 2 ноября 1999г., в день памяти св.праведного Артемия Веркольского при очень трогательных обстоятельствах. Родители были неверующие, но дома имелась бумажная иконочка Богородицы Феодоровской. За день до кончины, вечером отрок Глеб попросил маму выйти из детской комнаты, т.к. имел желание поговорить. Некоторое время спустя он радостно позвал к себе мать, чтобы сказать, что Матерь Божья поведала ему о его кончине и скорой встрече с нею! Можно было бы порадоваться сему случаю, но сердце материнское, что оно пережило тогда?..
Ныне этот портрет с ангельским ликом - свидетель того времени, а детская комнатка, вся уставленная иконками и святыньками, и рукой Глеба сколоченный из реечек крест четырехконечный – святая обитель. Отец Георгий отпевал в своем храме отрока Глеба.
Ту единственную ночь я провел под взором Глеба накануне воскресного дня и памяти Сергия Шухтомского – моих именин. Прибыли в храм на машине Евгения, мужа Наталии и отца Глеба, очень симпатичного человека со спокойной, умиротворенной душой. Служба прошла на одном дыхании, ее вел о.Владимир, а о.Георгий исповедовал причастников. Был молебен. Из алтаря мне подали две большие просфоры. Когда совершали Крестный ход вокруг храма, меня окликнули по имени - это была Раиса, которая живет в Череповце, а дочь ее Наталия – сестра-послушница в Свято-Благовещенской женской обители г.Киржача Владимирской обл. Именно в этой обители я когда-то трудился и имел радость получить из ее рук газету со статьей о Сергии Шухтомском. Я объяснил Раисе цель приезда и поблагодарил ее – подал большую просфору, а вторую подал Наталии – матери Глеба - для утешения. Расставшись с ними, я обратился к о.Георгию и получил приглашение на трапезу. К моим именинам он подарил мне иконку Нила Сорского – образ, писанный в Москве. Это очень дорогой подарок! Отец Георгий расспросил о моей поездке, житье-бытье, высказал предложение подумать о переезде в эти места, чтобы возрождать обитель. Конечно, я желал бы в будущем при благоприятных житейских условиях пожить в с.Покрове, потрудиться над расчисткой святыни, участвовать в установлении памятного креста или часовни и, если будет воля Божия, – в постройке храма. В 2009 году исполняется 400 лет со дня преставления святого.
Потом я оставил храм о.Георгия и направился к храму Воскресения Христова (зарисовал его). Отстоял вечернюю службу, прибыл на вокзал, до закрытия часовни св. Николая прочел правило, акафист и канон, а когда поезд тронулся, то возблагодарил Господа, святого Сергия и Матерь Божию, что так хорошо прошло это время. Захотелось поведать об этой чудесной поездке и выразить благодарность (отцу Сергию – ред.) за преподанное благословение и совет в совершении этой поездки. Сейчас для меня важно реализовать виденные впечатления в законченную художественную форму, а еще хочется поискать что-то из истории жизни моего небесного покровителя Сергия Шухтомского, о его монастыре и его современниках – подвижниках благочестия, о земле Вологодской.
|