Мне хочется рассказать православным
нашей области об обычае, который сохранили наши матери и бабушки с незапамятных
времен. Это был зимний праздник прощеного воскресенья. У нас его просто называли
«сборным», а в дни моего далекого детства (лет 40 назад) еще проще – «днем тещиных
каралек». Отмечался он для молодых пар,
обвенчавшихся в течение года после последнего прощеного воскресенья, поскольку браки
раньше были церковными, то есть один раз и на всю жизнь.
Пришел он к нам из тех времен, когда основным овощем была репа во всех видах.
О картошке тогда еще не слыхали, а о сахаре
деревенская беднота едва-едва имела представление. Bз сладких блюд в обиходе были
кушанья на меду, помакушки на сусле, кулаги, варенья из ягод без сахара.
До изобретения газовых плит и холодильников тогда было как до «луны пешком».
русская печь была и скороваркой, и духовкой,
и коптильней, и сушилкой, и паровой баней,
и отопительной системой. Теперь существует
много сладких блюд на всякий вкус, и «тещины
каральки» избалованному нынешними изысками мирянину могут показаться кушаньем «так
себе», но в те времена, да и в пору нашего детства, они казались необычайно вкусным
лакомством.
Причины же возникновения этого праздника, на мой взгляд, следующие. В первый
год жизни, особенно если молодые сразу начинали жить отдельно, у них могло не хватить
запасов хлеба до новины (нового урожая),
и теща, привезя зятю «каралек», делала в
хлебном бюджете молодой семьи хороший
разоставок. Как правило, зятю хватало этих «каралек» на весь пост. и переносить пост
молодым было легче, попивая чай с медовыми «каральками». Другая причина – забота
матери о том, чтобы молодую сноху в доме свекра не корили куском хлеба.
Почему же именно «каральки», а не что-то другое? Во-первых, «каральки» хорошо
хранились длительное время, и постоянно находясь на морозе, печеные «каральки» не
замерзали, как обычный хлеб. и уже потом, при значительном потеплении, они могли
сохраняться до самой Gасхи. Во-вторых, для того чтобы испечь «каральки», их надо было
сначала хорошо выморозить на холоде, ну а морозов в феврале еще хватает.
Вот так технологию приготовления ямщицкого хлеба использовали в «тещиных
каральках».
Недели за две до праздника невестина
родня усаживалась за стряпню. Ставили простое кислое тесто на воде, и когда оно еще
только-только поднималось до половины в
первый раз, его вынимали и наминали в муке
до густоты пельменного. потом раскатывали
в жгут, резали на отрезки, а из них катали
длинные веревочки. потом на деревянных дощечках делали выкладные, плетеные, поднятые
«каральки». Делали это быстро, потому что
тесто, дольше покиснув, начинает рваться и
в дело не годится.
«Каральки» делали квадратные, прямоугольные, круглые, многогранные с самыми
разными узорами. Старались, чтобы одинаковых «каралек» не было. Выложенную
«каральку» тут же выносили на мороз, чтобы
она вымерзла и стала белой. ближе к празднику «каральки» пекли в нежаркой печке
при открытой заслонке, но так, чтобы они оставались белыми, и потом снова выносили
на мороз. F уже перед самым праздником
опять заносили в дом, намазывали подогретым медом или сахарным сиропом, давали
им немного пропитаться, украшали промытым
и слегка распаренным изюмом, цветным
драже, леденцами. Pатем снова выносили на
мороз, складывали в короб или ящик, заодно
определив какую «каральку» подарить зятю,
а также сватам, крестным. Yа «каральки»
шили купальные наряды, рубашки, косоворотки, штаны, шаровары, фартуки, кофты,
юбки, кисеты. Bногда и небольшие подарки
прикладывали.
Зять ожидал тещу на сборное воскресенье, готовил отдарки: охапку веретешек,
скально, иногда игрушечные кросна, сновалки,
моталки, отрез материи теще на кофту или
юбку. Тестю зять дарил (если тесть – рыбак)
рыболовные игрушечные снасти, а скотоводу
или пахарю – сани, саночки.
И в воскресное утро «собранного воскресенья», пораньше, со всякими ухищрениями
и уловками, иногда в объезд и задними
улицами, теща с тестем везли ящик в дом
зятя. Делалось это затем, чтобы меньше
встретить «перехватчиков» «тещиных каралек». Это тоже давний обычай сродни тому,
как натягивают веревку перед женихом и
невестой. Грубостью отгонять «перехватчиков» не позволялось (молодым может не посчастливиться), да и занимались этим делом
в основном дети, а обижать детей считалось
грехом. Можно было детям с улицы войти в
дом, и им без вопросов и долгих разговоров
давали «каральку».
К намеченному времени в доме зятя собирались приглашенные на гулянье, приветствовали друг друга, прощали причиненные
обиды, просили прощения у обиженных родственников и мирком да ладком усаживались
за стол. Сначала обменивались подарками,
Потом оценивали привезенные тещей пироги,
пирожки, булочки, шаньги, помакушки из распаренных сушеных ягод на сусле, а также
горячие блюда зятя и пиво (вин-то тогда
не много было).
После обильного угощения молодежь уходила кататься на санях, горках,
а остальные оставались дома и за песнями,
плясками, необидными чудачествами проводили время до вечерней управы, а при
желании собирались и после управы. В более позднее, советское время, когда люди зажили
лучше, на праздник стали приглашать более широкий круг гостей и всех их одаривали
«каральками». подаренные каральки гости уносили домой, для угощения домашних,
хвалились подаренным.
Это было, конечно, хлопотное дело -
подготовить такой праздник, но весельем,
щедрой похвалой новой родни, признанием
умения и мастерства каждого оправдывались все хлопоты. а главное - в самый
канун Великого поста, как и полагалось у
православных, в семьях родственников воцарялись мир и взаимопонимание.
Мне же остается отметить последнее
и очень важное в «тещиных каральках».
Это то, что они являются очень полезным
и здоровым хлебом, особенно если тесто
заводить на хмельных дрожжах по старинному рецепту.
Пусть мы и не знаем, из какого села
пошел этот обычай, но уж точно с нашей
исетской земли и не позднее середины
19-го века. На европейской части России
такого обычая быть не могло, потому что
до 1861 года там было крепостное право
и своей земли и своего хлеба, конечно, у
крестьян не было. Они зарабатывали свой
хлеб на поденщине, им было не до подобных праздников. В Сибири же крепостного
права никогда не было. Почти у каждого
крестьянина был свой надел, который он
обрабатывал, а хлебные излишки мог свезти
на базар. А излишки были, ведь приисетье
славилось хлебом в Сибири, как Кубань
сейчас в России. Теперь приходится только
сожалеть о том, что уходят безвозвратно
такие красивые старинные обычаи.
А может, люди добрые, пока мы живы, мы все-таки будем держаться обычая наших
предков и, пусть хоть ненадолго, продлим его жизнь?
И если вдруг вам где-то в другой стране
придется увидеть такие «каральки», вы будете
знать, что это наш русский сибирский обычай.
В теперешней же жизни такие «каральки» можно использовать в качестве необычного
старорусского подарка, чтобы показать кому-то свое особое расположение – желанным
гостям, детям, внукам.
P.S. большая просьба! Хотелось бы узнать, а сохранились еще какие-то малоизвестные
старинные сибирские обычаи? И, конечно
же, если это возможно, прочесть о них на
страницах нашей газеты.
Татьяна Демина,
жительница с. Рассвет
исетского района, прихожанка
Слобода–Бешкильской церкви
Рождества Христова.
Фото Альбины Лапшиной
|