ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№7 2004 г.         

Перейти в раздел [ Разное ]

Светлана Поливанова. Освобожденье от греха

У каждого человека своя дорога к Богу. И только Господь ведает, какими путями придём к Нему мы.

Моё знакомство с Андреем состоялось задолго до того, как я приехала в один из поселков Нижневартовского района. Он написал моей знакомой письмо-исповедь, честное, открытое, без лукавства и лицемерия. О тюремном прошлом люди, ставшие на путь исправления, пытаются не вспоминать. Рана, которая заживёт не скоро. И заживёт ли? Андрей писал о себе, о том, что думал и как жил, и за всё благодарил Господа. Он и сегодня убеждён, что его дорога к Богу лежала через «зону». Он вспоминает то своё ощущение, которое испытывал после суда, будучи тогда человеком, далёким от религии. Логическое завершение чего-то в жизни. Не было ни ропота, ни обиды, ни желания что-то доказать. Что заслужил - то получи.

Он самый обычный - Андрей. Яркий представитель своего поколения середины 70-х, которое выросло без чётких нравственных установок. Жил до армии по принципу «надо в жизни попробовать всё». В 12 лет мама крестила его с братом в Екатеринбурге. И в те же 12 он закурил. Список тот, думаю, продолжать не стоит. Но когда-то эта «дорожка» должна была привести к заслуженному возмездию. Впрочем, Господь не наказывает, он вразумляет. После вынесения приговора, переосмыслив всю прожитую жизнь, через слёзы и скорби уверовала мама Андрея. А он сам в одной из камер однажды познакомился с парнем, которому сердобольные родственники целыми корзинами носили в тюрьму религиозную литературу. Правда, она была протестантского толка, но ссылки на Библию однажды побудили его взять в руки Ветхий и Новый Завет.

Его душа всегда искала чего-то. Даже в самые «тёмные» периоды своей жизни он задавался вопросом: а для чего мы живём? Он и Библию стал читать только потому, что не находил ответа в детективах и прочей развлекательной литературе. Карнеги был интересен, но несколько примитивен, простоват для широкой русской души. Не думаю, что именно тогда Андрей уверовал. Но он стал «всматриваться» в себя, пытался понять психологию людей. Однажды он заметил, что из изолятора через 10-15 суток выходит совершенно другим человеком. Там, в одиночке, он чувствует себя человеком, но рядом с другими у него меняется настроение, и к кому-то он добр, а кто-то вызывает у него раздражение. Скорее от нечего делать, чем осознанно, он стал читать Псалтырь. Он не понимал порой ни слова из прочитанного, но на душе становилось легче. Зерно, попавшее на благодатную почву, когда-то должно было взойти.

Андрея этапировали по месту прописки. Сначала под Нижневартовск, а затем в Локосово. Свободного времени в тюрьме хоть отбавляй. Андрей хотел учиться. И поэтому активно учился резьбе по дереву. Цех, в котором работал Андрей, располагался рядом с церковью. Он ходил мимо на работу полтора года. И не видел. «Имеющий очи да увидит, имеющий уши да услышит»… Однажды он познакомился с Павлом, бывшим художником, который расписывал в этом храме иконостас. Тот, узнав, что Андрея интересует история, предложил принести ему из церковной библиотечки историческую литературу. Однажды он принёс ему житие Арсения Оптинского и предложил самому прийти в храм.

Его первая исповедь и первое причастие состоялись на зоне. Настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших и всех скорбящих радосте» иерей Владимир уже не первый год окормляет локосовский храм.

Слёзы покаяния пришли позже. Совсем недавно Андрей прочитал в книге «Пасха Красная» об оптинских новомучениках, что зона - монастырь дьявола. Если в настоящих монастырях учат смирению, то там гордости. А благодать даётся только смиренным.

И всё же, наверное, именно там, в монастырях дьявола, отчётливее и ярче видна любовь Бога, Его бесконечная милость и Его всемогущество. Андрей рассказывал, как совершенно осознанно в 40 лет крестился матёрый рецидивист, который половину жизни провёл на зоне. Андрей однажды обратил внимание, с каким интересом тот читает литературу. Он вспомнил, как сам в поисках чего-то важного, проглатывал за ночь какой-нибудь детектив модного автора. И предложил ему житие одного из святых. Чтение то рецидивисту не понравилось. А вот философский трактат Соловьёва о том, что такое любовь, верность, дружба, смерть буквально поразил. Он сам потом признавался, что стал после прочтения этой книги другим человеком. Ещё год Андрей вёл с искателем истины вечные споры о смысле жизни и истине. Пока тот осознанно не принял решение креститься.

«Лучшее величание - исправление души», - поётся в одной из песен о. Николая Завьялова. О, как знакомо и мучительно это чувство освобождения от греха. Каким наполнено умилением сердце, и какая бесконечная благодарность рождается в нём к своему Творцу. Но это скрыто от посторонних глаз. А внешне люди начинают замечать, что игравший когда-то с ними в карты сотоварищ отказывается от предложенной партии и не выходит больше на перекуры. Любопытство берёт верх. И кто-то спрашивает: а чего это вдруг? И если захочет услышать ответ, то однажды вместе с Андреем он идёт в храм, только там он получит ответы на все главные жизненные вопросы.

Этот новый знакомый знал о монастырской жизни не понаслышке. Когда-то от пагубной привычки к наркотикам он убежал в монастырь, работал там трудником. Стена монастыря ограждала его и от бывших «друзей», и от возможности приобретать наркотик, в конце концов, монастыри всегда молились за мир. И благодать хранила от пагубных пристрастий даже самых заблудших. Но, выйдя однажды в мир, молодой человек сорвался. Так он попал на зону. Он-то и поведал о своём знакомом из монастыря. Тот был «конченный» наркоман. На него махнули рукой все: друзья, родственники, родители, но волею Божьей он оказался в обители духа. Он рассказывал, как буквально видел, что в шприце с наркотиком сидел сатана, он входил в человека вместе с зельем и потом руководил его поступками, полностью подчиняя его волю себе.

    Монастырь помог, освободил его от плена наркотических иллюзий. Однажды скопив денег, он поехал к старцам в Свято-Троицкую обитель. И те благословили его принять монашество.

    Отец Владимир служил литургию. Это была последняя служба Андрея на зоне. Он думал о том, как будет жить дальше, чем встретит его мир. Отец Владимир посоветовал поехать в монастырь хотя бы на месяц, укрепиться духом. Мама тогда воспрепятствовала, переживала за сына: вдруг опять заведёт его жизненная дорога не туда?

    Сегодня Андрей несёт послушание в храме в посёлке, где вырос и где живут его родители, сторожит и вырезает иконостас. Помогает иерею Владимиру, иногда уезжая за советом к своему духовнику. Ему очень непросто. В зоне он заболел, лечение долгое и не очень приятное.

    Но всё за грехи наши.
[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.