ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№1 2005 г.         

Перейти в раздел [ Разное ]

Игумен Маркелл (Павук). Губит человека не богатство, а пристрастие к нему


Еще недавно храмы закрывали и рушили. Сейчас мы наблюдаем, как храмы строят и восстанавливают. Они становятся подлинными украшениями наших городов и поселков. Многие этому радуются, некоторые, наоборот, ропщут и говорят, что лучше бы затрачиваемые деньги использовали на выплату пособий малоимущим и воспитание беспризорников... Им больше нравится вид бесформенных холодных и серых многоэтажек. Скорее всего, такой ропот - отголосок материалистического воспитания и атеистических предрассудков. Если бы в советские годы мы не разрушали своих храмов, тогда у нас, может быть, уже давно не было бы ни малоимущих, ни беспризорников. Сделать решительный шаг и переступить порог православного храма, войти в мир церковной жизни так, как на протяжении тысячи лет это делали наши прадедушки и прабабушки, решаются пока еще немногие.

Предлагаем краткое объяснение евангельского повествования, которое читалось во всех храмах во время богослужения в один из воскресных дней. Может быть, это краткое разъяснение поможет кому-то, пока еще сомневающемуся в евангельской истине, открыть для себя и своей семьи новый, неизведанный духовный мир веры.

В начале читаем Евангелие:

«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (МФ. 19,16 -26).

Богатство - это не только золото, серебро, много денег. Богатство - это все то, что нас окружает и к чему прилепляется наша душа, то есть все то, что становится для нас маленьким богом. Русское слово «богатство» наиболее полно передает суть такого обладания. Богатством для человека могут быть близкие, друзья, муж, жена, дети, образование, квартира, машина, коллекция картин, цветы, собака, кошка, еда и т.д. Многие так и говорят: «Я живу ради моих детей...», «Только в своей работе я нахожу для себя смысл жизни...», «Без тебя, единственной, мир мне не мил...». Само по себе такое богатство не может быть злом. Конечно, надо дорожить своими детьми, любить свою профессию, не грех объясняться в любви, получать образование. Злом такое богатство становится тогда, когда человек к нему чрезмерно прилепляется, когда тот или иной человек, та или иная вещь становятся для него кумиром, духовно ослепляющим его, отгораживающим от Бога и ближних.

Все окружающие нас люди и вещи, хоть как бы мы их не любили, никогда не могут полностью утолить нашу духовную жажду, а потому, чтобы заглушить тоску своей души мы так или иначе вынуждены постоянно менять предмет своей страсти или прибегать ко всевозможным развлечениям. В состоянии пристрастия, которое является своего рода духовной болезнью, мы вместо целого - полноты жизни - которая нам по праву принадлежит, выбираем себе только часть. Мы хотя и не совершаем греха самоубийства, но неосознанно укорачиваем свою жизнь. Постепенно наша жизнь может потерять всякий смысл. В лучшем случае, мы живем сами по себе, каким-то своим малым замкнутым мирком, в худшем случае, стараясь при помощи всевозможных утех утолить боль от своей безысходности, теряем человеческое лицо и уподобляемся скотам бессмысленным.

Сейчас особенно распространено пристрастие к своему единственному ребёнку, которого родители лелеют и часто превращают в малого семейного божка, по мановению которого исполняются любые желания. Такие дети обычно вырастают непослушными бездельниками и эгоистами, которые не понимают, что своим недобрым поведением наносят боль своим родным и близким. Не менее опасно пристрастие к телевизору, который несправедливо занял в нашем доме место святых икон. Также опасно пристрастие к компьютеру, который вошёл в нашу жизнь совсем недавно и мы пока ещё, кроме его полезных сторон, о вредных сторонах почти ничего не знаем. Небезопасно для души пристрастие к красивой домашней обстановке, ради стяжания которой нисколько не жалеют ни своих сил, ни своего здоровья, отправляясь на рискованные заработки, заключая сомнительные финансовые сделки. Общераспространенным, но очень опасным бывает пристрастие к красивому лицу, а точнее, к телу. Это пристрастие в романах и телесериалах несправедливо называют любовью. Самое страшное, что это пристрастие ныне агрессивно диктует в молодёжной среде свою моду. Например, сейчас все девчонки ходят в плотно облегающих их фигуру брюках. Иногда даже в традиционных православных семьях девушки вынуждены одевать в школу брюки, иначе над ними другие дети насмехаются. Здесь и скрываются зачатки терроризма.

Избежать пристрастия помогают средства, о которых, к сожалению, пока еще мало знает или которыми полностью пренебрегает современный человек: это молитва, физический труд, пост, покаяние, причащение Святых Христовых Тайн. Но не будет ли насиловать и сковывать себя человек, избегая пристрастия к той или иной вещи? Опыт подвижников Церкви, которых во все времена было немного, но которые оказывали огромное положительное влияние на духовно-нравственную атмосферу общества, свидетельствует, что кто борется с пристрастиями и побеждает их, обретает подлинную духовную свободу. Кроме того, он накапливает несметное духовное богатство, которое состоит из веры, любви, милосердия, сострадательности, мужества, рассудительности. Только обладая таким духовным сокровищем, он может сделать действительно доброе дело, по настоящему любить свою жену, своих близких, друзей, получить хорошее образование, правильно воспитать своих детей.

В современном секулярном мире таких беспристрастных людей почти не заметно, они как бы теряются в преобладающей массе страстных и практичных деловых людей. Но благодаря этим беспристрастным, святым людям, в мире пока еще сохраняются понятия правды, чести, совести, морали. Когда этих людей, являющихся для мира своего рода солью, не станет, мир погибнет от зла, подобно тому, как протухает и пропадает без соли быстропортящийся продукт. Ради десяти праведников, которые стараются избежать пристрастия к богатству окружающего мира и от всей души молятся за мир в восстанавливающихся святых храмах, спасаются тысячи тех, кто пока ещё с ропотом проходит мимо.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.