Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Новинки мультимедиа-ноябрь 2005
  • Съезд "Сибири молодой православной"
  • Новинки мультимедиа-октябрь 2005
  • Новинки DVD-октябрь 2005
  • Новинки мультимедиа-сентябрь
  • Новинки DVD
  • Главное - быть с Богом
  • Возраст мудрости
  • Новинки DVD
  • Новинки мультимедиа-август
  • Прикосновение к сибирским святыням
  • Новинки мультимедиа
  • Православное видео от "Русской недели"
  • Алла Ярошко (г.Сургут). Снайпер Анна Чудина. Участница юбилейного парада Победы г.Москве 2005г
  • Александра Соколова. О послушании жены верующей мужу неверующему
  • Новинки мультимедиа
  • Православное видео от "Русской недели"
  • Со святыми упокой
  • Зосима Мухаметов. Мой путь ко Христу
  • Обзор интернета - май 2005
  • Семинар для бухгалтеров
  • Награждение на епархиальном собрании
  • Вера Васильевна Абраменкова, доктор психологических наук, Москва. Эти безопасные, милые игрушки
  • В Москве прошли XIII Международные Рождественские чтения
  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Христианская семья и будущее России
  • Никита Сергеевич Михалков. Широкое дыхание страны
  • Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Роль Церкви в период кризисов на опыте Бесланской трагедии
  • Митрополит Калужский и Боровский Климент. Школа, семья и Церковь: задачи в условиях демографического и духовного кризиса
  • Сергей Георгиевич Глазьев, Депутат ГосДумы. Министр образования упорствует
  • Николай Дмитриевич Никандров, президент Российской академии образования. Православные традиции, семья и школа современной России
  • В Тюмени прошли IV Рождественские чтения
  • Алексей Владимирович Мальчевский. Председатель департамента по делам национальностей АТО
  • Николай Степанович Булышев. Председатель областного совета ветеранов
  • Вера Васильевна Абраменкова, доктор психологических наук, (Москва). Духовно-нравственное развитие детства и будущее России
  • Иеромонах Киприан (Ященко). Сохранение духовно-культурного наследия Росcии
  • Рекомендации IV Тюменских Рождественских чтений
  • Обзор интернета - январь 2005
  • Ответы на вопросы. На десять вопросов тоболяков отвечает преподаватель Тобольской Духовной семинарии игумен Маркелл (Павук)
  • Матушка Светлана Кошелева. Воспоминания детства
  • Диакон Андрей Кураев. Как относиться к исламу после Беслана
  • Обзор интернета - январь 2005
  • Ответы на вопросы. На десять вопросов тоболяков отвечает преподаватель Тобольской Духовной семинарии игумен Маркелл (Павук)
  • Игумен Маркелл (Павук). Губит человека не богатство, а пристрастие к нему
  • Матушка Светлана Кошелева. Воспоминания детства
  • Поздравления редакции
  • Обзор интернета - декабрь 2004
  • Просто Нина Васильевна
  • Православные СМИ: опасность либерализма
  • Диакон Андрей Кураев. Почему Украинская Православная Церковь поддержала Януковича?
  • О положении на Украине
  • Елена Николаевна Куличенко. Церковный календарь Беслана
  • Иеромонах Варлаам (Горохов),преподаватель ТДС. Философия религиозного опыта в творчестве И. А. Ильина
  • Командировка на войну
  • Хорошо в деревеньке нашей!
  • Обзор интернета - сентябрь 2004
  • Проф. Николай Данилович Матрусов, д.э.н. Национальное богатство России и его использование в свете православной онтологии
  • Обзор интернета - август
  • Ольга Иженякова. Записки дивеевской послушницы
  • Светлана Поливанова. Освобожденье от греха
  • Обзор интернета - июнь 2004
  • Обзор интернета - май-июнь 2004
  • Как мы встречали скворцов
  • И верь, и бойся, и проси
  • Первый фестиваль православных средств массовой информации
  • Обзор интернета - май 2004
  • Чтобы спокойно и нерассеянно помолиться... Некоторые замечания по поводу паломничества в Тобольск княгини Ольги Александровны
  • Схимонахиня Елизавета (Евтихеева) (1928-2004 гг.)
  • Боженька. В.Н.Белоусова
  • Обзор интернета - апрель 2004
  • Письмо от бывшего баптиста
  • Обзор интернета - март 2004
  • Наказы избирателей кандидату в Президенты РФ В.В. Путину
  • Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Основные озабоченности в сфере внешнего служения Московского Патриархата
  • Обзор интернета - февраль 2004
  • Оружие православного воина
  • Интернет-гегиена
  • Обзор интернета - январь 2004
  • Поздравляем и благодарим
  • Неопалимая купина
  • Статистика сайта www.ihtus.ru
  • Обзор интернета - декабрь 2003
  • Господь - хранитель твой
  • История семейных реликвий
  • Н.К. Бибеева. Раздумья о главном
  • и.Анатолий Берестов. Власть и Религия
  • Путешествие к небесному покровителю
  • Обзор интернета - октябрь 2003
  • Обзор интернета - июнь 2003
  • Старик
  • Обзор интернета
  • Тюменское благочиние приглашет детей на отдых
  • Помогите строительству храма
  • Обзор интернета
  • Духовное воспитание студентов-медиков в истории развития медицинского образования Тобольскому медицинскому колледжу им. В. Солдатова – 125 лет
  • Господь спас моего ребенка
  • Первое слово в букваре
  • Паломничество из Салехарда. ЦЕРКОВЬ - оздоравливающая, животворящая сила общества
  • Обзор интернета - 3
  • Господь и сейчас творит чудеса
  • Конкурс журналистов "Православие и СМИ"
  • Обзор интернета - 2
  • Обзор интернета
  • Юлианский календарь - икона времени
  • Поздравляем!!!
  • Завет и закон
  • Епархиальный фестиваль детских хоровых коллективов
  • История в Абалаке
  • Письмо в редакцию
  • Освящение колоколов в Ханты-Мансийске
  • Международный фестиваль православных телевизионных и радиопрограмм "Радонеж"
  • Не стоит село без праведника
  • Наш язык и наше слово
  • Движение "Сибирь молодая православная" помогает в работе прихода г.Пыть-Яха
  • Послушник. Бывший рэкетир ушел в монастырь
  • Крест осужденных
  • Хор стал как малая церковь
  • О работе конкурса-семинара «Православие и средства массовой информации»
  • Новый сибирский епископ
  • Патриарх Алексий осудил выступления части верующих против индивидуальных номеров налогоплательщиков
  • Фашисты и антисемиты
  • О грехе и об исповеди
  • Жизнь благодатная
  • Новая паломническая служба
  • О Православном церковном этикете.
  • Церковь и национальное самосознание
  • Любовь Васильевна Родионова Рассказ матери. Биография мученика воина Евгения
  • Показать Красоту без сладких слюней
  • У России заработал инстинкт самосохранения
  • проф.Костецкий В.В. "И гость, и странник..."
  • О поиске новых подходов к преподаванию вечных истин детям
  • Символико-богословский смысл таинства покояния.
  • Основы духовной жизни в Православии
  • Отец Николай Цирке "О духовной жизни"
  • Прости меня, Господи
  • Нововведения в системе налогообложения как потенциальный источник социального конфликта
  • Православие и наука на пороге третьего тысячелетия
  • Забытое счастье
  • Государство и Церковь
  • А вы знаете, что значит этот грех?
  • Символико-богословский символ покояния

         Две силы действуют в сердце человеческом. Сила первая - Закон Божий, незримо начертанный всемогущим перстом Его на скрижалях нашей души. Совесть - вот неусыпный страж и глашатай этого Закона. Сила вторая - мятежные порывы разрушающих страстей: гордыни, властолюбия, тщеславия и алчности, похоти и злобы, зависти и лицемерия. Каждая из двух сил свидетельствует о себе приличным ей образом, пытаясь склонить на свою сторону нашу свободную волю. Здесь - место брани духовной. Здесь решается индивидуальная человеческая судьба и определяется ход мировой истории. Доколе среди людей остается сообщество желающих спасти свою бессмертную душу, борющихся с сатанинским злом, избирающих тесный, тернистый путь доброделания, - Господь ради этого малого стада долготерпит грехам и мерзостям мира, не попуская свершиться на земле торжеству дьявольских притязаний. Средоточием этой борьбы вот уже две тысячи лет является Церковь Христова.
         В современную напряженную эпоху, незнающие о Христе люди прибегают к психиатрам, чтобы найти какое-нибудь облегчение, которое зачастую есть нечто неопределенное. То, что дает современная психиатрия, дает Церковь с первого момента своего существования - мудро, авторитетно и с любовью. Для облегчения совести, душевного умиротворения, избавления от тяжести ощущения вины Церковь в Таинстве Покаяния дает верующему возможность почувствовать полный мир и покой, полноту благословения и благодати Божией в своей жизни. Люда, не имеющие к христианству никакого отношения, и даже равнодушные христиане не подозревают о том внутреннем мире, который дарует исповедь. Покаяние известно было и в Ветхом Завете. Оно совершалось непосредственно через исповедание грехов перед Богом, как свидетельствует, например, пророк Давид: "Исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего" (Пс. 31,5); совершаясь и как таинственное жертвоприношение в храме первосвященником и исповеданием грехов народа. Спасительная сила покаяния раскрыта в Новом Завете. Взойдем к началу Христианства. Иоанн Креститель был утреннею звездою перед восхождением Солнца Христа. Учение Иоанново было зарею учения Христова. Чему же учил Иоанн? - Покаянию. Покаяние в учений Иоанна составляло главную черту, необходимую потребность; "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3,2). Взошло Солнце правды. Настал день пришествия Христова. О чем же была Божественная проповедь Спасителя? - 0 покаянии: "С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4,17). Свет Христов распространялся, лучами его сделались двенадцать Апостолов. Какой же приносят они людям свет? В чем состоит проповедь Царствия Божия? Все тот же свет, та же проповедь покаяния: "они пошли, - говорит Евангелист Марк, - и проповедывали покаяние" (Мк. 6,12). В продолжении всей Своей проповеди до самого Вознесения, Господь Иисус Христос не переставал учить о покаянии. Он придавал столь великую важность покаянию, что проповедь о нем считал целью своего пришествия на землю: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мк. 2,17). Проповедь Господа стаде призывом к радикальному изменению образа мыслей, обновлению ума и чувств, отказу от греховных дел и помыслов, преображению человека. Господь дает ученикам своим понять, что совершенное им дело должно всех привести, к покаянию. Святая Церковь, приняв от святых Апостолов учение о покаянии, продолжает проповедовать о нем в том же духе и в той же силе.
         Покаяние - это великий дар Бога человеку. Это есть Таинство, в котором мы омываемся от содеянных грехов и вновь облекаемся в чистые белые одеяния, получаем благодать, потерянную после нашего грехопадения. Таинство Покаяния несет врачевство больной душе христианина, оно вытаскивает нас из бездны греха, пороков и страстей и вводит во врата рая. Покаяние начинается лишь тогда, когда человек осознает, что грешен, что грехи мешают ему жить, отравляют душу. Покаяние - это религиозное понятие, оно не поддается измерению. Покаяться - значит изменить образ жизни, и, прежде всего - "прийти в себя", по выражению апостола и евангелиста Луки (Лк. 15,17). Дьявол знает, что главное в деле спасения - чистосердечное покаяние, и бьет в самый центр: лишает людей исповеди. Покаяние необходимо, чем бы ни согрешил человек - плотью или духом. "Покаяние есть жизнь и оно предпочтительнее смерти" - говорил учитель Церкви III века Тертуллиан. По учению Церкви, покаяние есть такое священнодействие, в котором верующий, после устного исповедания своих грехов перед священником, при видимом от него изъявлении прошения, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Таинство Покаяния состоит из трех основных моментов: покаяния, исповеди и отпущения грехов. Покаяние - это проистекающие от веры и любви внутренняя скорбь и сокрушение душевное в связи с содеянными поступками и твердая решимость исправиться и стать лучше. Покаяние - это начало и отправной момент нравственной жизни. Слово "покаяться" в переводе с греческого означает передумать, то есть пересмотреть всю свою жизнь, переоценить ценности своей души. Истинное покаяние - благодатное веяние, посещающее душу и преображающее человека. Чтобы Таинство Покаяния совершилось нужно прежде всего иметь в сердце живую любовь ко Христу, нужна "тоска по Христе" - это томительное желание, чтобы объятия Отчий снова открылись, чтобы Отец наш Небесный вновь принял нас в лоно своей Божественной жизни. Вершиной Покаяния является исповедь. Иногда говорят: зачем же для этого идти к священнику? Разве нельзя, оставшись наедине с Богом, покаяться перед Ним, Всевидящим? Кто говорит так, тот не понимает тайны христианского спасения, так как человек не может спастись в одиночку, человек в одиночку может только погибнуть. Всегда, когда человек мучается своими грехами, кается, он ищет людей, чтобы поведать им о сокровенных своих помыслах. Это исповедание друг перед другом своих грехов имеет большое значение. Но с ним нельзя сравнить исповедь перед священником, представляющим собой всю Церковь. Приходя к нему, каждый исповедуется перед всей Церковью. Поэтому прошение, получаемое от священника - это прощение, полученное от Церкви. Покаяние, перерастающее в решимость, заканчивается возвращением к Отцу, исповеданием грехов, прощением от Бога, усыновлением и духовным воскресением.
         Таинство Покаяния является Богоучрежденным актом. Установление Таинства состоялось тогда, когда Господь сказал своим ученикам: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18,18). И, явившись после Своего Воскресения, также сказал: "примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20,23). В деяниях Апостолов говорится, что "многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои" (Деян. 19,18).
         Покаяние - один из главных предметов в святоотеческой письменности. У святителя Григория Богослова слезы покаяния уподобляются крещальной купели. А преподобный Исаак Сирии говорил, что покаяние это вторая благодать. Преподобный Иоанн Кассиан (IV-V вв.) писал: "Совершенное покаяние состоит в том, чтобы не делать более тех грехов, в которых каемся и коих обличает нас совесть". Признаком действительности Покаяния является уничтожение притягательности силы греха. "Таинством истребляется прошлое" - говорил святитель Кирилл Иерусалимский. В христианской традиции Церковь воспринимается как духовная "врачебница", грех - как болезнь, исповедь - лечение, священник - врач. "Ты согрешил? Войди в Церковь и покайся в своем грехе. Здесь врач, а не судья; здесь никто не осуждается, но каждый принимает отпущение грехов", - говорит святитель Иоанн Златоуст. Святые отцы называли покаяние "вторым крещением", подчеркивая его очищающее, обновляющее и освящающее действие. "Покаяние есть возобновление крещения, завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть примирение с Богом", - учит преподобный Иоанн Лествичник.
         Исповедь приносится Богу, и священник - только "свидетель", как сказано в чинопоследовании Таинства. Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, несомненно, учитывала то, что Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Перед началом исповеди священник предупреждает, что она должна быть полной; в случае, если кающийся по стыду или по другой причине скрывает грехи. Таинство считается недействительным. Священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Власть вязать и решить перешла от Апостолов к их преемникам - Епископам и священникам. Видимое начало Таинства Покаяния священник полагает у Престола в святом Алтаре. Преклонив колена перед величием Благости Божей священник берет с Престола Крест и Евангелие, чтобы вынести в храм, к месту совершения Таинства. Нахождение к народу, согрешившему перед Богом, есть свидетельство о приблизившемся Царствии Божием. Когда священник выходит из Алтаря с Крестом и Евангелием в руках, он предстает перед народом как Моисей, на горе Синай, со скрижалями Закона в руках, чтобы донести до людей святость и свет Евангелия, чтобы приобщить их к таинственному видению снисхождения Божия к человеку. Исходный момент исповеди напоминает событие жизни ветхозаветного патриарха Авраама. Книга Бытия говорит о жертвенном испытании, выпавшем ему. Авраам повиновался Богу. На исповеди испытывается нечто подобное. Все человеческие усилия при подготовке к исповеди совершены. Сердце полно надежды на Божественную помощь, которая в меру духовных сил посылается Богом. Аврааму с Исааком Бог явил свою помощь в самый решительный для них момент жизни. Бог все видит и усматривает для них путь добра. Начальные молитвы на исповеди призывают ощутить Божий взор и ответить ему. Под взглядом Божиим ободряется человек. В нем раскрывается то, что сокрыто от его собственного взора. В нем пробуждаются духовно-нравственные силы и влекут его на борьбу с греховной тьмой в себе и на сознательное приближение к свету. По древнейшему, идущему от первых веков Христовой Церкви, обычаю, приступающий к Таинству Покаяния должен поклониться всем предстоящим. Этот поклон означает то, что ты просишь у всех прощения в своих грехах. Это нужно потому, что мы, греша сами, грешим не только перед Богом, но и перед Церковью, нарушая ее святость. Подойдя к аналою со святым Крестом и Евангелием, у которого стоит священник, принимающий исповедь, - кающийся должен совершить перед Господом земной поклон. Что означает этот поклон? Он означает умиленную, горячую просьбу грешника о прощении. Кающийся приносит особою свечу. Свеча -орудие света, предназначенное для того, чтобы светить. Но на этот раз она приносится незажженною. Что это означает? В этом выражается смиренное сознание кающейся своей духовной нищеты, убожества, греховности. Этим выражается та мысль, что духовный светильник веры, надежды и любви в душе кающегося погас, и он приходит к пастырю, чтобы тот снова возжег его в душе кающегося.
         Покаянные молитвы, читаемые священником в начале исповеди, направлены именно на то, чтобы человек через слово исповеди удалил от себя всякую предосудительную склонность, всякий неправый поступок. Молитвословия служат вступлением и подготовкой к личному покаянию, они помогают исповеднику почувствовать свою ответственность непосредственно перед Богом, свою личную связь с Ним. Уже в этих молитвах начинается раскрытие души перед Богом, в них выражается надежда кающегося на прощение и очищение души от скверны грехов. По окончании первой части последования священник, обратившись лицом к собравшимся, произносит: "Се, чадо, Христос невидимо стоит..." Глубокое содержание этого обращения раскрывает смысл исповеди, разъясняет сущность Таинства Покаяния. Произнесенный вслух Символ Веры позволяет исповеднику ощутить себя под просвещенным действием Истины Божественной. В нем утверждается уверенность, что врата ада и закон греха не одолеют Церкви и не иссякнет в ней возрождающая и исцеляющая сила жизни. Чтение Символа Веры воздвигает в сердце кающегося живую уверенность в возможности предстать пред Богом в Таинстве и получить Его помощь для духовного возрождения. Священный Символ способствует очищению души человека, действует Божественной Благодатью, укрепляя душу желанием отвергать грехи и стремиться к доброделанию. Правой верой кающийся очищает самый источник своих мыслей и стремится проявить в покаянии мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность, то есть те добродетели , которые приведут его к совершенству и дадут ему всецело жить во Христе.
         Не Ангелам Господь поручил освобождать от греховного бремени кающихся. Это таинство совершает законно поставленные священники. Нам нужно веровать несомненно, что через иерея Божия подается оставление грехов, и что кающийся отходит от священника, разрешающего его от грехов, с такой же очищенной душой, с какой выходит из купели крещения. Преподав наставление кающемуся, священник в молитве просит Бога о прошении вольных и невольных согрешений исповедника, о примирении и соединении его со Святой Церковью. И долее читает молитву "совершения тайны покаяния". Эта разрешительная молитва содержит тайносовершительную формулу Таинства Покаяния. В этой молитве указывается, что духовник есть служитель Божий, он сообщает спасительную благодать Божию, прощает кающегося не по своей воле, а по данной ему от Бога власти прощать и разрешать грехи. Отпущение грехов - это полное прошение и возвращение в состояние благодати. Оставление грехов подается только при участии в этом Таинстве, а не путем простого испрашивания прощения у Бога перед иконой или во время молитвы. Приклонение главы и колен кающегося при чтении этой молитвы знаменует его преданность милосердию и воле Божией. Епитрахиль, возлагаемая на кающегося, знаменует собою Христово иго, и само покрытие ею грешника означает, что грехи его покрываются милосердием Искупителя, как восклицал псалмопевец Давид: "Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!" (Пс. 31,1). Целование лежащих на аналое Евангелия и Креста совершается в знак примирения с Господом, твердого намерения исправить свою жизнь и следовать за Христом, неся свой Крест. Целуя Крест и Евангелие, разрешенный выражает свою благодарность Господу, не хотящему смерти грешника, и свое обещание жить по Его воле. Он отходит очищенным, освященным. Но при этом он сам должен помнить предостерегающее наставление Господа: "вот, ты, выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже" (Ин. 5,14).
         Почему Церковь так усиленно зовет к покаянию? Потому что она видит болезни наши и,как чадолюбивая мать, хочет спасти н нас. Как же мы отвечаем на материнский зов Святой Церкви? Многие прибегают во врачебницу духовную и просят у Господа благодати прощения согрешений своих. Лучший пример покаяния мы находим в Евангелии. В притче о блудном сыне Господь Иисус Христос дал образец покаяния, решительной перемены. Покаяние - дело многотрудное. Первые попытки к исправлению показывают, как труден путь к покаянию. Цель Таинства Покаяния - примирение с Богом и Церковью. "Примири и соедини его Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем!" - так молится священник о кающемся во время совершения Таинства. В Таинстве Покаяния мы обращаемся к духовному опыту Церкви - опыту спасения во Христе. Благодать Духа Святого помогает кающемуся найти путь, приводящий к единству жизни Царства Божия. Он познает, что Бог - "недалеко от каждого из нас: ибо мы Им" живем и движемся и существуем" (Деян. 17,27). Человек никогда не бывает так прекрасен, как в момент духовного обновления и нравственного возрождения. Таинство покаяния духовно обновляет веру человека, обогащая ее опытом встречи с Богом, нить греховной жизни человека прерывается, греховное прошлое теряет свою власть, удаляется из души, и нам открываются тайны Царствия Божия.

    Алексей Изосимов, Тобольская Духовная Семинария


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.