Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Новинки мультимедиа-ноябрь 2005
  • Съезд "Сибири молодой православной"
  • Новинки мультимедиа-октябрь 2005
  • Новинки DVD-октябрь 2005
  • Новинки мультимедиа-сентябрь
  • Новинки DVD
  • Главное - быть с Богом
  • Возраст мудрости
  • Новинки DVD
  • Новинки мультимедиа-август
  • Прикосновение к сибирским святыням
  • Новинки мультимедиа
  • Православное видео от "Русской недели"
  • Алла Ярошко (г.Сургут). Снайпер Анна Чудина. Участница юбилейного парада Победы г.Москве 2005г
  • Александра Соколова. О послушании жены верующей мужу неверующему
  • Новинки мультимедиа
  • Православное видео от "Русской недели"
  • Со святыми упокой
  • Зосима Мухаметов. Мой путь ко Христу
  • Обзор интернета - май 2005
  • Семинар для бухгалтеров
  • Награждение на епархиальном собрании
  • Вера Васильевна Абраменкова, доктор психологических наук, Москва. Эти безопасные, милые игрушки
  • В Москве прошли XIII Международные Рождественские чтения
  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Христианская семья и будущее России
  • Никита Сергеевич Михалков. Широкое дыхание страны
  • Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Роль Церкви в период кризисов на опыте Бесланской трагедии
  • Митрополит Калужский и Боровский Климент. Школа, семья и Церковь: задачи в условиях демографического и духовного кризиса
  • Сергей Георгиевич Глазьев, Депутат ГосДумы. Министр образования упорствует
  • Николай Дмитриевич Никандров, президент Российской академии образования. Православные традиции, семья и школа современной России
  • В Тюмени прошли IV Рождественские чтения
  • Алексей Владимирович Мальчевский. Председатель департамента по делам национальностей АТО
  • Николай Степанович Булышев. Председатель областного совета ветеранов
  • Вера Васильевна Абраменкова, доктор психологических наук, (Москва). Духовно-нравственное развитие детства и будущее России
  • Иеромонах Киприан (Ященко). Сохранение духовно-культурного наследия Росcии
  • Рекомендации IV Тюменских Рождественских чтений
  • Обзор интернета - январь 2005
  • Ответы на вопросы. На десять вопросов тоболяков отвечает преподаватель Тобольской Духовной семинарии игумен Маркелл (Павук)
  • Матушка Светлана Кошелева. Воспоминания детства
  • Диакон Андрей Кураев. Как относиться к исламу после Беслана
  • Обзор интернета - январь 2005
  • Ответы на вопросы. На десять вопросов тоболяков отвечает преподаватель Тобольской Духовной семинарии игумен Маркелл (Павук)
  • Игумен Маркелл (Павук). Губит человека не богатство, а пристрастие к нему
  • Матушка Светлана Кошелева. Воспоминания детства
  • Поздравления редакции
  • Обзор интернета - декабрь 2004
  • Просто Нина Васильевна
  • Православные СМИ: опасность либерализма
  • Диакон Андрей Кураев. Почему Украинская Православная Церковь поддержала Януковича?
  • О положении на Украине
  • Елена Николаевна Куличенко. Церковный календарь Беслана
  • Иеромонах Варлаам (Горохов),преподаватель ТДС. Философия религиозного опыта в творчестве И. А. Ильина
  • Командировка на войну
  • Хорошо в деревеньке нашей!
  • Обзор интернета - сентябрь 2004
  • Проф. Николай Данилович Матрусов, д.э.н. Национальное богатство России и его использование в свете православной онтологии
  • Обзор интернета - август
  • Ольга Иженякова. Записки дивеевской послушницы
  • Светлана Поливанова. Освобожденье от греха
  • Обзор интернета - июнь 2004
  • Обзор интернета - май-июнь 2004
  • Как мы встречали скворцов
  • И верь, и бойся, и проси
  • Первый фестиваль православных средств массовой информации
  • Обзор интернета - май 2004
  • Чтобы спокойно и нерассеянно помолиться... Некоторые замечания по поводу паломничества в Тобольск княгини Ольги Александровны
  • Схимонахиня Елизавета (Евтихеева) (1928-2004 гг.)
  • Боженька. В.Н.Белоусова
  • Обзор интернета - апрель 2004
  • Письмо от бывшего баптиста
  • Обзор интернета - март 2004
  • Наказы избирателей кандидату в Президенты РФ В.В. Путину
  • Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Основные озабоченности в сфере внешнего служения Московского Патриархата
  • Обзор интернета - февраль 2004
  • Оружие православного воина
  • Интернет-гегиена
  • Обзор интернета - январь 2004
  • Поздравляем и благодарим
  • Неопалимая купина
  • Статистика сайта www.ihtus.ru
  • Обзор интернета - декабрь 2003
  • Господь - хранитель твой
  • История семейных реликвий
  • Н.К. Бибеева. Раздумья о главном
  • и.Анатолий Берестов. Власть и Религия
  • Путешествие к небесному покровителю
  • Обзор интернета - октябрь 2003
  • Обзор интернета - июнь 2003
  • Старик
  • Обзор интернета
  • Тюменское благочиние приглашет детей на отдых
  • Помогите строительству храма
  • Обзор интернета
  • Духовное воспитание студентов-медиков в истории развития медицинского образования Тобольскому медицинскому колледжу им. В. Солдатова – 125 лет
  • Господь спас моего ребенка
  • Первое слово в букваре
  • Паломничество из Салехарда. ЦЕРКОВЬ - оздоравливающая, животворящая сила общества
  • Обзор интернета - 3
  • Господь и сейчас творит чудеса
  • Конкурс журналистов "Православие и СМИ"
  • Обзор интернета - 2
  • Обзор интернета
  • Юлианский календарь - икона времени
  • Поздравляем!!!
  • Завет и закон
  • Епархиальный фестиваль детских хоровых коллективов
  • История в Абалаке
  • Письмо в редакцию
  • Освящение колоколов в Ханты-Мансийске
  • Международный фестиваль православных телевизионных и радиопрограмм "Радонеж"
  • Не стоит село без праведника
  • Наш язык и наше слово
  • Движение "Сибирь молодая православная" помогает в работе прихода г.Пыть-Яха
  • Послушник. Бывший рэкетир ушел в монастырь
  • Крест осужденных
  • Хор стал как малая церковь
  • О работе конкурса-семинара «Православие и средства массовой информации»
  • Новый сибирский епископ
  • Патриарх Алексий осудил выступления части верующих против индивидуальных номеров налогоплательщиков
  • Фашисты и антисемиты
  • О грехе и об исповеди
  • Жизнь благодатная
  • Новая паломническая служба
  • О Православном церковном этикете.
  • Церковь и национальное самосознание
  • Любовь Васильевна Родионова Рассказ матери. Биография мученика воина Евгения
  • Показать Красоту без сладких слюней
  • У России заработал инстинкт самосохранения
  • проф.Костецкий В.В. "И гость, и странник..."
  • О поиске новых подходов к преподаванию вечных истин детям
  • Символико-богословский смысл таинства покояния.
  • Основы духовной жизни в Православии
  • Отец Николай Цирке "О духовной жизни"
  • Прости меня, Господи
  • Нововведения в системе налогообложения как потенциальный источник социального конфликта
  • Православие и наука на пороге третьего тысячелетия
  • Забытое счастье
  • Государство и Церковь
  • А вы знаете, что значит этот грех?
  • О поиске новых подходов к преподаванию вечных истин детям

         Многим преподаваелям ведомо было еще лет 8-10 тому назад, что написанные еще в 19 веке духовно-нравственные сочинения с трудом воспринимались школьниками начала 90-х годов. И язык, и стиль, и образ выражения мысли - все не соответствовало душевному устроению человека. Но вот прошло еще несколько лет, и сегодня педагоги замечают, как детские души стремительно теряют то, что называется детскостью, и внутренний нравственный мир подростков заполоняется совершенно не свойственными детям мыслями, словами. Посему для нас, рядовых педагогов, самым главным остается вопрос о том, как же преподать вечную Евангельскую Истину, с тем, чтобы она была воспринята и задела бы за живое. Сама Истина у нас - живая, Она есть Свет и Жизнь, вот почему педагоги, священники, законоучители должны всегда размышлять над поисками новых форм, в которые, как в некие только что отлитые сосуды вложено было бы всегда равное себе самому содержание нашей веры.
         И там, где нет поиска этих новых форм, там, где педагоги успокоились на достигнутом, теряют творческое отношение к методике преподавания, как правило, происходят сбои, образуются зазоры, предмет перестает быть тем магнитом, который властно своей чистотой, красотой, высотой, премудростью притягивал бы к себе детские сердца. И кажется, что сегодня каждый педагог, законоучитель должен быть, в хорошем смысле, неистощим на выявление новых подходов к преподаванию вечного содержания. Вот об этом в течение нескольких минут я хотел бы поразмыслить, привлекая какой-то конкретный, осязаемый материал.      И вот навстречу детям (хорошо, если педагог при этом пользуется мелком - нетрудно нарисовать волны) выплывает рыба-меч. Дети - природные натуралисты, нет ничего интереснее для них, как созерцать многообразные творения - предметы Божьего мира. Педагог уже имеет подспудную задачу дать детям домашнее задание: отыскать где-нибудь в книге Брэма, или энциклопедии о животном мире, флоре и фауне моря заранее нами продуманные виды животных, так, чтобы они приготовили к следующему уроку описание вместе с рисунком той или иной живности морской.
         Итак, зачем рыбе этот меч? Что это за орудие, что это за тайна Божия? Очень важно уметь вместе со святителем Василием Великим, прекрасным богопросвященным натуралистом, за каждой естественнонаучной деталью видимого мира видеть тайну духовную. И мы находим вскоре с помощью детей ответ на этот замысловатый вопрос: какова тайна меча у этой дивной рыбы. Подобно тому, как она умела пользоваться мечем в борьбе с супротивником, так, быть может, каждый из нас должен прибегать к духовному мечу, которым, по слову преп. Иоанна Лествичника (дети должны знать героев нашей церковной духовной жизни), подобает расправляться с каждым из супостатов. Таким мечем для существа словесного, разумного может и должна быть молитва Иисусова. И вот в сопряжении материального и духовного, земного и небесного, мы, педагоги, если творчески владеем Преданием, достигаем исподволь, незаметно того нравственного назидания, той духовной теплоты, которые, согревая сердце детей, раскрывают их глаза, и они начинают с вожделением смотреть на тайну земного мира, в котором все служит отражением небесной реальности.
         А вот - какой-либо моллюск (его тоже легко изобразить на доске), прячущийся в раковину при приближении малейшей опасности. Образ такой раковины излюблен у святых отцов: это символ смирения. Смирение есть некая внутренняя таинственная крепость, в которую уходит душа, едва лишь только она подпадает под искушения похвалы, лести, тщеславия. Умение всегда носить с собой эту раковину - "Omnea mea mecum porto" ("Все мое ношу с собой"), умение сокрываться в глубины собственного духа через самоукорение или воздавание Богу подобающей Ему славы - вот редкое искусство, предохраняющее душу от тления.
         Можно перенестись с земли на небо. В третий день творения Бог сотворил Луну и звезды. Как много, действительно, чудес раскрывается перед глазами педагога и воспитанников, когда свежим взглядом мы смотрим на хороводы звезд, рассыпанные Богом по синему пологу небес.
         Марс - дети знают, что древние обожествляли его с божеством войны, цвет красноватый, рыжеватый, цвет брани, цвет сражения, цвет пролитой крови. Но так ли это? Должно ли нам следовать этой мировой традиции восприятия Марса как планеты, имя которой - "война"? Давайте-ка лучше присмотримся к этой планете. Не напоминает ли она вам пасхальное яйцо? Действительно, Марс, с красноватым своим сиянием, ребенку, сердце которого стремится не к классовой розни, не к схваткам, но к вечной гармонии и любви, есть свидетельство Христовой Пасхи, Христова Света, победы добра над злом. И маленькие комментарии учителя входят в глубину души детской. И трудно переоценить такие живые наблюдения над миром, раскрывающим перед нами свои сокровища, если мы согреваем такие наблюдения христианским любомудрием.
         Кассиопея имеет вид греческой буквы "омега". Когда смотрим на это созвездие, невольно вспоминаем слова из Апокалипсиса "Азъ есмь Альфа и Омега". Не рассказывает ли нам эти звезды о том, что мир, как имеет свое начало, так будет иметь и свой конец. Вот уже близится и близится тот сокрытый от нас день, миг и час, когда состав частей разрушится земных. И в этом смысле, повторяем, для внимательного законоучителя нет малозначащих деталей в уроке, но всякая из них становится отправной точкой для целого нравственного размышления.
         Старшеклассники сегодня с особенным трудом понимают все, что относится к нравственности, которая стала для них относительной, к сожалению. Как найти доступ к их холодным, но не просвещенным истинным ведением умам. Как расчистить свободное место в сердцах, которые уже стали гнездилищем пусть малых, но пороков. Нужны новые формы, нужен новый поиск. В этом смысле педагоги никак не должны уступать в изобретательности растлителям, которые постоянно ищут новые формы на телевидении и во всех средствах массовой информации, залучая в свои губительные объятия детскую душу. Проведем вертикальную черту и разделим чистый лист бумаги на две половины. Давайте, дорогие дети, составим классификацию признаков души, отмеченной Божьей искрой - благодатью, и души, заживо умершей. Дети, привыкшие на точных и естественных дисциплинах к различным парадигмам и классификациям, тотчас навостривают ушки, когда знакомые им формы находят себе место на столь особняком стоящей дисциплине Закона Божия - уроков благочестия.
         Пункт первый - пробуждение. Душа, которая не имеет жизни в Боге, по пробуждению тотчас мыслью устремляется к холодильнику. Действительно, едва-едва продрав глаза, человек, находящийся на уровне животного, тотчас помышляет о еде (но прежде он справляет нужду, а потом бежит на кухню). Напротив, если душа не по имени, но по жизни - христианка, то в глубинах ее сердца высвечиваются слова "Слава Тебе, показавшему нам свет!" Душа, помышляя о насущном хлебе, прежде всего испытывает алкание и жажду единения с Создателем. Молитва как небесная роса нисходит на сердце после двух-трех земных поклонов.
         Пункт второй. Проснувшийся отрок (отроковица) встречается со своими родителями. Если душа лишена крыл вдохновения, крыл любви Христовой, то на ее физиономии - плохо сдерживаемое раздражение, утомленный вид. В лучшем случае она буркнет или прошипит слова формального приветствия той, которая носила ее некогда во чреве. Напротив, душа живая в Боге, едва лишь только приблизится к родившему ее, изнутри улыбнется, согреется словом благопожелания, вложит в слово "здравствуй" подлинное пожелание здравия, спасения, пожелание "чтобы всегда было солнце, чтобы всегда была мама".
         Итак мы призваны всегда и во всем, в большом и в малом сегодня размышлять, дабы обретаемые нами формы и методы преподавания были всегда живые и новые для детей. Заключали в себе элемент неожиданности. Импровизация в данном случае должна иметь своим основанием домашнюю заготовку, глубокое размышление. И опыт показывает, что если сам педагог не теряет свежести в восприятии своего предмета, то любовь всегда подыскивает новые слова, и наши уроки действительно получают от Бога благодать, становятся уроками жизни, и по крайней мере на малое время просвещают и согревают сердца, которые имеют свойство не тотчас гаснуть и остывать, но известное время хранят в себе этот священный огонь.

    Протоиерей Артемий Владимиров


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.