- Даст Бог, через некоторое время опять отправимся в «отпуск на Юг», - говорит отец Петр Лысенко, настоятель Покровской церкви. А отец Андрей Кручинкин из Никольской церкви добавляет, что более полезного для души отпуска представить сложно, ведь он помогает испытать веру и мужество. Дело в том, что два священника из города Ишима в сентябре вернулись из миссионерской поездки по горячим точкам: Северной Осетии и Чечне.
Отец Петр родился в семье военнослужащего, и всё детство прошло в гарнизонах. Не понаслышке он знает солдатскую жизнь, а потому его сразу заинтересовало предложение отца Михаила Васильева стать военным священником. Отец Михаил, настоятель трех храмов в Москве и Подмосковье, шесть лет назад стал священником воздушно-десантных войск и имеет около двадцати командировок в горячие точки. Протоиерей Дмитрий Смирнов пригласил иерея Петра в Москву, в синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Теперь ишимский батюшка тоже официально является священником ВДВ и должен работать в армии.
И вот в конце августа двое наших священников были командированы на войну. У обоих за спиной рюкзаки весом 35 килограммов каждый, в них - всё необходимое для проведения богослужений, Таинств Крещения и Миропомазания, Исповеди и Причастия. Они везли с собой иконы и крестики для бойцов; хотелось бы ещё книг взять, да невозможно. Надо отметить, что до Чечни и обратно священникам ВДВ приходится добираться за свой счет, помогают только приходы, спонсоры. В случае убиения священнослужителя никакие компенсации семье не положены, пребывание в горячих точках им тоже никто не оплачивает. Это миссионерство, труд во славу Божию.
Отец Петр и отец Андрей добрались сначала до Москвы и отправились самолетом через Ростов. Но самолет сломался, и пришлось весь день провести в этом городе, познакомиться с военнослужащими. Только наутро они оказались в Моздоке в Северной Осетии, откуда на машинах добрались до чеченской Ханкалы. Из-за нелетной погоды дальнейшее перемещение пришлось отложить. Но, слава Богу! Ребята, которые летели вместе со священниками, захотели стать православными. Впервые пришлось совершить Таинство Крещения прямо в вертолете.
Батюшки объяснили офицерам, что им, согласно выданному в Москве плану, необходимо посетить Горный Центурой и Горную Энгуною. Однако, приземлившись в комендантской части, они обнаружили, что их по ошибке доставили совсем в другое место: в Равнинный Центурой, в котором находятся не десантники, а пехота. Но это опять же по милости и воле Божьей. Еще в Ростове генерал, заместитель командующего сухопутными войсками, попросил: «Батюшки, пожалуйста, посетите наших, если возможно». Они пообещали – и Господь помог выполнить это обещание. В Равнинный Центурой священники попали как раз накануне выборов нового президента Чечни. За три дня до этого события было запрещено всякое передвижение техники из-за того, что бандиты устроивают теракты. И это время для священников, конечно, не прошло впустую. Они посетили все батальоны, полки в радиусе пяти-десяти километров. В каждой части они освящали боевые машины, оружие, раздавали крестики тем, у кого их не было. Кого-то крестили, с кем-то беседовали, кого-то исповедовали и причащали. В понедельник после выборов отправились в город Введено, опять же не туда, куда было нужно по заданию. Там успели провести два богослужения. На следующий день, наконец, попали в Горный Центурой, где пробыли два дня, выполняя свою миссию. На машинах по горным дорогам с Божьей помощью добрались и до Энгунои, чудом не подорвавшись на мине. В этом пункте назначения удивило то, что из деревянных ящиков от ракет военнослужащие поставили часовню. Солдаты и офицеры так рады были видеть батюшек, что, несмотря на непогоду, собрались на вечернюю службу. В этот день крестилось шесть человек, на следующий - еще трое. Закончив миссию, на третий день отцы в камуфляжной форме на «вертушке» отправились обратно.
Несколько дней они еще находились в Ханкале. В это время иконочками и крестиками успели благословить ребят, которые отправлялись 3 сентября в Беслан в связи с трагическими событиями. Ишимские священники стали, пожалуй, первыми, кто отслужил литию по десяти убиенным бойцам из отрядов «Вымпел» и «Альфа». Тогда, правда, они еще в деталях не знали, что произошло в североосетинском городке и какие герои, признанные всей Россией, находились перед ними. Батюшки считают честью, что именно им Господь дал возможность помолиться за убиенных тогда, в Ханкале, куда их перевезли из Беслана.
В этом пункте священники посетили госпитали, строительный батальон, где недалеко от гарнизона построена часовня. Нашлось немало желающих организовать православную общину. Заметно, что особенно тянутся к Богу ребята там, где чаще бывают беспредел и дедовщина. Случается, что мальчики режут себе вены, чтобы хоть месяц полежать в госпитале в спокойной обстановке. Здесь за один день на беседу, на исповедь приходило больше ста человек…
…К концу поездки батюшки немного приустали: война всё-таки гнетет. Находиться там тяжело для души, а ребята заключают контракты и на год, и на два. Всё это время им изо дня в день приходится делать выбор: начать пить, стать головорезом или сохранить себя как человека и защитника Родины. В беседах с военными отец Петр не уставал повторять о том, что сохранить себя может помочь только Бог. В Чечне идет как минимум три войны: с гордыми горцами, известными всему миру бандитами и – сражение человека с самим собой. Священник может помочь вести войну со своими грехами. Главной проповедью перед солдатами была молитва. Можно было просто отслужить молебен, и военнослужащим всё становилось ясно. Всем понятны и близки слова молитвы «о России и воинстве ея», молитвы «от супостата».
- Мы оказались на войне первый раз и совершенно одни, - говорит отец Петр. - Из-за трудной дороги, поломки самолета, плохой погоды порушились все планы, которые были даны в штабе. Нам пришлось идти не по проторенной дорожке. Мы попадали в те части, где еще не были священники ВДВ, где «непаханая целина». Но тысячу раз: слава Богу! Потому что с Его помощью мы смогли преодолеть все.
Священникам по милости Божьей удалось посетить два пункта в Северной Осетии и десять населенных пунктов Ичкерии, пятнадцать частей. Они выполнили план, какой иные батюшки выполняют за три поездки. Эта командировка стала для них проверкой себя, подкрепила духовные силы. Ведь когда постоянно глядишь в глаза смерти, начинаешь иначе смотреть на жизнь и вечность, по-другому относиться к себе и своему ближнему. А это необходимо и сегодняшнему пастырю, и его пастве. Там, где вся надежда только на милосердие Божие, укрепляется вера. Не раз священники могли погибнуть, но выжили. Например, исчез вертолет с ребятами, которые еще накануне общались с ними. Батюшки тоже хотели полететь, но потом передумали. Летный полк неожиданно обстреляли из Грозного, и в той казарме, где час назад совершилось Таинство Крещения, пробило крышу. Господь спас и помог Своей благодатью и тогда, когда батюшки шли ночью, не зная пароля. Только пение «Да воскреснет Бог» прервало открытый по ним огонь. Каждый момент здесь можно было ожидать чего угодно, ведь бандитам за убитого православного священника платят столько же, сколько за русского генерала.
Священники не могут брать в руки оружие. Но когда их отправили из одной части в другую без сопровождения, им дали гранату-лимонку и сказали: «Если вас будут брать в плен, всех взрывайте». И это не было бы самоубийством, а тем, что называется «блажен тот, кто душу положит за други своя». Выдержать плен в наше время могут единицы. У мученика Евгения Родионова было много друзей, но он один смог достойно дойти до конца и выбрать мученическую кончину. Так батюшки и путешествовали с гранатой. Пережив всё самому, легче понять, что чувствуют воины. Батюшки признают, что на войне все знают цену жизни и им нужны священники.
- Возникает особое чувство своей необходимости, когда собирается весь батальон. Стоишь рядом с комбатом, а перед тобой с верой - пятьсот ребят. Там неверующих вообще нет. Инославные, которых набирается всего семь-восемь человек, в этом случае встают позади строя. Смотрите, какая у нас Россия православная. Священники на войне – свои люди, и называли нас там не «батюшки», а ласково по-армейски: «батьки». Когда едешь на машине с солдатами и офицерами, чувствуешь, насколько ты им нужен, с тобой они готовы воевать еще лучше. Глядя на всё это, убеждаешься, что не зря Бог тебя сюда привел.
Отец Андрей признается, что после поездки ему очень не хватало того особого настроя, какой был в Чечне, той обстановки, опасной для жизни, но спасительной для души. Священники с военными вкусили и радостей, и горестей, полностью окунулись в их проблемы. Они очень благодарны Богу за всё, что произошло, и у них есть огромное желание опять трудиться.
С.БЕЛАЯ (Ишим)
|