Надеемся, что добрая традиция собираться в этом гостеприимном университете будет развиваться, углубляться, с каждым годом становиться все более конструктивной, деятельной. Мы передаем вам поклон от Московских Рождественских образовательных чтений, которые, конечно, являются грандиознейшим и масштабнейшим действием. В седьмой раз в Кремлевском Дворце съездов 6000 человек собрались на открытие Рождественских чтений. Лишний билетик туда достать просто не возможно, так что Полномочный представитель Президента в Центральном округе Г.С. Полтавченко сказал, что сейчас нет такого зала в Москве, который бы мог вместить всех желающих приехать на Чтения. В течение недели, помимо пленарного заседания, было проведено более 70 конференций. В общей сложности в них приняло участие более 20 000 человек, было прочитано более 2000 докладов. Тематический и количественный размах по глубине и по конструктивности является таким камертоном, от которого эхо идет по всей стране.
Можно сказать, что в Тюмени звучит первое эхо от этих Рождественских чтений. Не успели в Москве отдышаться, в Сибири уже такой же собор. Российское общество очень хорошо консолидируется таким соборным размышлением о том, где мы находимся, куда идем, что сейчас можно сделать. Именно такое размышление и было на Рождественских чтениях в Москве. Мне пришлось участвовать главным образом в фестивале Духовной культуры, который мы готовили вместе с министром культуры Александром Сергеевичем Соколовым.
В прошлые годы, на какую конференцию не приедешь, главной темой обсуждения был Михаил Швыдкой и его поведение как министра культуры. Он и матом ругался по телевидению, и нашу культуру так «великолепно» представлял. Как-то на одной из конференций один батюшка воскликнул: «Ну, что мы, не православные что ли? Что мы должны делать? Должны молиться, чтобы Господь дал нам хорошего, умного, культурного православного министра культуры. Вот это будет православный подход, а то вы ругаете и ругаете». Мне понравилась эта мысль. Поэтому когда начинали ругать Швыдкого, я говорил: «Ну что вы его ругаете? Он такой, какой есть. Надо молиться, чтобы Господь дал другого». И видимо, народ начал молиться. Вот вымолили, и сейчас у нас, слава Богу, православный умный министр культуры Александр Сергеевич Соколов, ректор Московской Духовной консерватории. Просим за него тоже молиться. Мы сейчас с ним очень плодотворно работаем.
На большом широкоформатном фестивале Духовной культуры, в рамках Московских чтений, выяснилось, что Россия имеет более 20 международных обязательств перед мировым сообществом и другими государствами именно о сохранении своего духовного и культурного наследия. И мы начали разбираться, что же мы вообще можем сделать в этом плане. Что является гарантом сохранения такой великой и вековой Духовной культурной памяти? Это - действительно бережное отношение со стороны государства и общества к традициям наших предков, что и является темой нашей научно-практической конференции. Тут и искреннее уважение к чувствам верующих, к религиозному сознанию, благодаря которому история сохранила Богом данную многоликую самобытную цивилизацию в России. Без культурной памяти воля человека подавляется, он не имеет никакого мировоззренческого стержня, отчего возникает, как сейчас многие ученые, в том числе и психологи, отмечают, индиффирентность, инфантилизм у молодежи, незрелость. Я бы даже так сказал: современным детям часто безразлично, что им делать - грешить или делать добро. В таком странном состоянии они находятся. Могу привести пример. В этом году в Анапе, в самом большом в Европе детском санатории, где отдохнуло более 14 000 детей, построили храм, часовню. Это сам директор санатория предложил: «У нас тут детская республика. В республике должно быть все. Должен быть и храм». Я помню, когда я приехал, пришел к морю, а там дети собираются жечь костер. Я подхожу к ним, и бойкий мальчик меня спрашивает: «Батюшка, мы вот сейчас только приехали и у нас будет такой отрядный костер для знакомства. Вы благословите нам немного красного винца?». Неожиданный был для меня вопрос, и я замешался, а потом спросил: «А тебе мама бы разрешила?». Он говорит: «Да нет. Мама бы не разрешила». Другую девочку спрашиваю: «А тебе мама бы разрешила?» Она говорит: «Нет, не разрешила». Я говорю: «Ну и я вам не разрешаю, но не запрещаю. Очень интересный есть вон там лимонад. Очень вкусный». Они закричали «ура» и побежали за лимонадом. Меня это поразило, то есть им все равно, что пить – вино или лимонад.
| Вот другой пример, одна педагог рассказывала. Она идет по парку, а там дети с сатанинской жестокостью кидают палки, кирпичи в скульптуру на вершине фонтана. Они уже готовы были разбить эту скульптуру. Она подошла к ним и говорит: «Что же вы делаете? Видите, как все красиво, а вы фонтан сейчас разобьете и будет очень все некрасиво». Они спрашивают: «А что же нам делать?» Она говорит: «Давайте лучше фонтан очистим». И они вдруг неожиданно с таким же старанием, с которым кидали в фонтан камни, начали убирать их из фонтана, то есть очищать его. Так что наша молодежь пойдет туда, куда ее направишь, как ее увлечешь, так она и действует.
На Рождественских чтениях состоялось много интересных бесед, в частности, мне довелось лишних минут пятнадцать побеседовать с министром образования Андреем Александровичем Фурсенко. И мы договорились, несмотря на холодность его позиции. Я напрямую его спросил: «Андрей Александрович, вы согласны с тем, что Православие является культурообразующей религией России?». Он говорит: «Целиком. Полностью». И он это в докладе своем озвучил. Я, говорит, даже больше скажу, что Православие нераздельно связано с историей и является историкообразующей религией России. История светская без синтезации, без синхронизации с церковной историей секулярна и не полноценна. И вот мы с ним договорились, что такие культурообразующие предметы на основе Православия сейчас необходимы, и Министерство образования, и Министерство культуры с этим согласились.
Я приведу вам такой пример. Его рассказал как-то Святейший Патриарх Алексий. На одном приеме Леонид Ильич Брежнев обратился к Патриарху и спросил: «А вы знаете, какой самый счастливый день в моей жизни?». Все были в замешательстве, поскольку знали, что у Леонида Ильича было много увлечений, в которых он находил счастье. И вот после паузы он сказал (а это было за год до его смерти) - «я оглядываюсь на свою жизнь и понял, что самый счастливый день в моей жизни был, когда мне было пять лет и я был в Курской Коренной пустыни на Крестном ходе». И он начал подробно рассказывать об этом. Он даже сорвал прием, весь протокол. Ему надо было поздравлять людей, а он увлекся рассказом, как он шел рядом с иконой, как купался в источнике, как они были в храме, как останавливались в гостинице. Пятилетнему мальчику все это запомнилось до конца жизни. И вот многие сегодня уже говорили об этом, действительно, что заложено ребенку в душе, то будет реализовано и в жизни. Может быть, вся жизнь пройдет не так, как хотелось, вот Брежнев был главным коммунистом России, но важен итог жизни, как он умирал. И покаялся, и причастился, и отпевали его в соборе. И неизвестно, а может, он, как благоразумный разбойник, будет принят прежде всех в Царствие Небесное. Поэтому мы должны быть оптимистичными. Мы должны дать детям, молодежи возможность соприкоснуться с Богом.
Любовь к родной земле, к традициям своего рода не препятствует, а предполагает уважительное отношение к духовным традициям и особенностям других народов и культур. На этой основе веками строилось Российское государство, и вся история подтверждает одну неоспоримую истину: «Мы сильны, когда мы едины». Мы едины, когда сохраняем внутреннюю духовную чистоту, культуру предков, завещавших нам беречь уникальное наследие исторической России.
Можно привести еще такой пример. Вы знаете, какое самое сильное педагогическое действие было у древних евреев? Очень простое – когда все евреи на Пасху собирались в Иерусалиме, они приходили целыми семьями, с детьми. Они видели, что их много, что они все едины, это их вдохновляло на целый год. Вот мы также должны с вами собираться на праздники особые и великие, видеть, что нас много, что мы едины, и это для нас действительно будет неким вдохновляющим началом.
| За последний год нами разработана концепция, примерное содержание, а также типовые учебные программы по основам православной культуры. Сделан большой библиографический указатель и объявлен конкурс по написанию учебников по православной культуре с 1 по 11 класс. Над этим в Координационном совете между Патриархией и Министерством образования мы сейчас трудимся.
И еще я поделюсь такой, думаю, всероссийской радостью. Летом нас, небольшую российскую делегацию из четырех человек, пригласили в Грецию на встречу на самом высоком уровне - министров образования, депутатов, присутствовали представители 22 европейских стран. Главной темой встречи было: «Какой должен быть учебник по религии в Европе?». Мы, конечно, приехали в Грецию поучиться, посмотреть, как такие учебники делают там. Но когда нам было предоставлено слово, и мы показали наши учебники по основам православной культуры, которые разработаны в нашей стране, то оказалось, что подобных учебников ни у кого в Европе нет. Оказалось, что об этих учебниках только мечтают, потому что сейчас все уже пришли к мысли, что надо давать детям на начальном уровне такую культурологическую основу, как некий притвор в храм.
Вы знаете, что мощи Серафима Саровского были недавно в Курске. Во время торжеств мне пришлось наблюдать там удивительное собрание. Собрались все губернаторы и архиереи епархий Центрального федерального округа. Все выступающие говорили о духовной безопасности. И вот выходит губернатор Курской области и говорит: "У нас сейчас в 600 школах преподается православная культура, а с первого сентября во всех до единой школах будет вестись курс православной культуры". За ним выходит губернатор Савченко из Белграда и говорит: «Да что во всех школах, у нас во всех классах введена православная культура». Губернаторы как бы соревнуются в этом, даже Лужков, который сидел в зале, не выдержал и говорит: «Я понял, что и в Москве надо вводить православную культуру». Вернулся в Москву и начал там такие действия. Поэтому встречи губернаторов тоже многое могут сделать.
И уже последний образ, что мы можем сделать, каждый на своем рабочем месте. Я вам расскажу притчу про одного пастушка, который увидел, что стадо коней, которое он пас, обезумело, сошло с ума, бежит к пропасти и неминуемо погибнет. Никто никакими способами не может остановить это стадо. И тогда он забрался на горку, взял свирель и начал играть очень родную для этого стада мелодию. Тогда вожак остановился, остановились другие кони, начали оглядываться, успокоились.
Если бы мы с вами смогли сыграть такую мелодию, родную для нашего народа, для наших детишек, если бы смогли передать им нашу духовно-культурную традицию , то это безумие, которое нас окружает, давно бы прекратилось.
|