ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№5 2004 г.         

Перейти в раздел [ Разное ]

Чтобы спокойно и нерассеянно помолиться...
Некоторые замечания по поводу паломничества в Тобольск княгини Ольги Александровны

    В газете «Тюменские известия» за 18 марта 2004 года напечатана статья «В Тобольск на поклонение мощам». В первой части статьи автор Ольга Майорова рассказывает, как Ольга Александровна, сестра императора Николая Второго, 88 лет тому назад ездила инкогнито в Тобольск на поклонение мощам святителя Иоанна. Автор статьи пытается читателя заинтриговать вопросом: почему Ольга Александровна в Тобольск едет одна, инкогнито? На основании отдельных документов, и, в частности, дневника французского посла Мориса Палеолога, автор очень некстати, неожиданно ставит еще один надуманный вопрос: кому едет поклоняться княгиня, ведь по документам, на которые автор статьи ссылается, и по её субъективному мнению никаких мощей в Тобольске нет, канонизация святителя Иоанна в 1916 году произошла по протекции Григория Распутина. Вот так неожиданно автор статьи начинает за здравие, а заканчивает за упокой.

    Может быть, и не стоило обращать на эту статью никакого внимания, ведь «Фомы неверующие» всегда были и будут. Верить или не верить в сохранность мощей — это личное дело совести каждого конкретного человека. Православие не является государственной религией. Оно, в отличие от тоталитарных сект, никому себя не навязывает. Но своё сомнение в вере автор вольно или невольно распространяет и на других людей, которые не имеют твёрдой веры и которых пока можно заманить куда угодно: в любую партию, секту, на сеанс очередного мошенника экстрасенса, в дом терпимости. Таких людей после 70-летнего вихря безбожия в нашей стране, хотя 70-80% населения называют себя православными, пока ещё немало. Из-за этого Россия гибнет от демографического кризиса, по этой причине ускоренными темпами вымирают деревни, 90% браков заканчиваются разводом.

    Но «Фомы-неверующие» могут спросить: «А чем же в данной ситуации может помочь поклонение мощам святителя Иоанна?». Ответим, что даже если христиане поклоняются не целостным мощам, а только отдельным косточкам, как об этом говорится в документе 1828 года, память святителя Иоанна для нас все равно очень дорога. Чем же Святитель нас покоряет? В первую очередь он покоряет нас своей жертвенной любовью к нам, сибирякам, незлобием к недругам, которые по зависти добились от императора его перевода из Чернигова в Сибирь. Будучи уже довольно старым человеком, он мог поберечь своё здоровье и отказаться от назначения на холодную сибирскую кафедру, уйти на покой, как это делали многие архиереи, но он смиренно принял назначение как волю Божию. За такое смирение Господь даровал ему особую любовь к людям. За неполных три года своего служения в Сибири он сделал столько добрых дел, сколько иные не могут сделать и за 10-20 лет служения. Вот почему сразу после его смерти, по свидетельству историков, началось всеобщее почитание Святителя, которое сопровождалось многими чудесами исцеления от тяжёлых болезней и закончилось официальным прославлением его в лике святых угодников Божиих в 1916 году.

Канонизацию святого нельзя сравнивать с выборами в Государственную Думу, которые, по человеческому пристрастию, не всегда бывают справедливыми. Канонизация есть лишь официальная констатация факта многолетнего всеобщего почитания и любви к святому простых верующих людей. Согласно церковным канонам, нетление мощей не является обязательным условием для канонизации. Церковью прославлено множество угодников Божиих, об останках которых ничего не известно. Главное условие для канонизации - всенародное почитание, чудеса исцелений и чистота жизни святого. На горе Афон в Греции, где существуют десятки православных монастырей разных народов, существует традиция откапывать тело почившего монаха через год после погребения. Если на нем не обнаруживается следов тления, то его обратно закапывают до полного нетления. В специальной усыпальнице сохраняется только череп почившего монаха. О святости почившего судят по мере просветленности черепа.

Епископ Варнава
Не исключено, что об официальной канонизации святителя Иоанна просили императора Николая Тобольский епископ Варнава и близкий в то время к царскому двору Григорий Распутин. Может быть, из-за скандальных историй о Григории Распутине, Синод и засомневался в целесообразности канонизации Святителя. Но кому как не им, землякам Святителя и близким к императорскому двору людям, надо было ходатайствовать об этом важном деле? Такое ходатайство об официальном прославлении нисколько не умаляет значение подвига святителя Иоанна для нас, сибиряков, и для всей России.

Итак, княгиня Ольга Александровна не случайно ездила в Тобольск одна, инкогнито. Так она делала не потому, что сомневалась в нетленности мощей святителя Иоанна. Если бы она сомневалась, то не поехала бы в такую даль. Более вероятно, что она едет одна, инкогнито потому, что так часто делали многие высокопоставленные лица во избежание ненужной суеты вокруг своего имени (официальных встреч, церемоний, приемов, обедов), чтобы иметь возможность спокойно и нерассеянно помолиться. К сожалению, это бывает трудно понять современному, свыкшемуся с мирской суетой, любящему помпезные приемы и не умеющему молиться человеку.

Игумен Маркелл (Павук), Тобольская Духовная семинария



От редакции

Многих людей, даже невоцерковленных, возмутила статья Ольги Майоровой в «Тюменских известиях». Опровергать все приведенные в статье «факты» просто нереально в газетной публикации (и есть ли в этом смысл?). Оскорбив имя особо чтимого сибирского святого, Ольга Майорова поставила себя вне церковной ограды, и до публичного покаяния по канонам церковным ее нельзя причащать Святых Христовых Тайн, а в случае смерти ее не будут отпевать. Вместе с ней ответственность за богохульную публикацию, как впрочем, и многие другие, появившиеся в последнее время выпады против Церкви, несет редактор «Тюменских известий» В.С. Кузнецов. Несет не только перед своими читателями и потомками, но в первую очередь перед своей бессмертной душой.

Сейчас, как нельзя более вовремя для разрешения всех спорных вопросов специально для Ольги Майоровой вышла из печати замечательная книга С.В.Фомина «Последний царский святой. Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, сибирский чудотворец» (Санкт-Петербург, 2003). В книге есть житие святителя Иоанна, рассказывается о его праведной кончине и первых чудесах после погребения. Приводится вся история прославления святого в 1916 году – документально представлены роль епископа Тобольского Варнавы, Священного Синода и Царя Николая II. Глава «Тобольская пасха» показывает день за днем, как происходило прославление сибирского святого в городе Тобольске. Особая ценность книги в том, что она полностью основывается на архивных документах той эпохи – письмах, телеграммах, газетных публикациях, распоряжениях и т.д. Этот исторический материал вызывает гораздо большее доверие, чем дневник врага России, Мориса Палеолога.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.