ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№1 2005 г.         

Перейти в раздел [ Разное ]

Ответы на вопросы. На десять вопросов тоболяков отвечает преподаватель Тобольской Духовной семинарии игумен Маркелл (Павук)


1.Можно ли некрещеному человеку ставить свечку, приходя в храм? Люди мирские говорят по-разному.

- Свечи в Церкви можно ставить всем: и крещеным, и некрещеным. Только бы это было от чистого сердца, а не формально, по гордыни и тщеславию. Также надо осознавать, что свеча символизирует собой жизнь человека. Это значит, что мы не должны жить суетой этого мира, а всей своей душой должны стремиться вверх к Богу, подобно тому, как свеча своим пламенем стремится вверх. Все, что мы делаем в Церкви, – это не магия. Должно быть наше соучастие, содействие, движение навстречу Богу. Тогда Господь поможет. Ставя свечу без соучастия, мы будем только коптить стены в храме. В храме ничего не должно быть формального, но всё должно быть святым, то есть посвященным Богу. Формалистика разъедает церковный организм. Раньше безбожники разрушали Церковь извне, а ныне формалисты разрушают Её изнутри.

2. Можно ли со священником поделиться и попросить совета в разрешении трудной ситуации в жизни, как это показывают в мексиканских сериалах. У них они и духовные наставники, и психологи… А наши?

- И среди наших священников есть много прекрасных духовных наставников и психологов. Все священники получают духовное образование, которое во многом не уступает высшему светскому образованию. При рукоположении священники получают дар сострадательной любви. Не преувеличу, если скажу, что православные священники даже намного лучше, чем киношные мексиканские. Просто многие люди стесняются подходить к ним и о чем-то важном спрашивать. Пока ещё у многих по отношению к священникам не изжиты старые советские стереотипы. Проблема в том, что у нас священников мало (их нещадно истребляли и компрометировали последние 70 лет) и большинство из них довольно ещё молодые, не умудренные жизненным опытом. Священники бывают чрезмерно перегружены решением всевозможных бытовых и экономических проблем (где достать кирпич, где железо на ремонт или строительство храма и т.д.), которыми они не должны заниматься, а потому не всегда могут уделить достаточное внимание каждому приходящему к ним человеку. Есть города, в которых на 30-50 тысяч жителей приходится всего один священник, а надо бы на 3-5 тысяч населения иметь одного священника. Посмотрите на нижнюю старую часть города Тобольска. Раньше там почти на каждой улице был великолепный храм, в котором по воскресным и праздничным дням совершалось богослужение. А сейчас система духовного просвещения народа полуразрушена и с большим трудом только начала восстанавливаться.

3. Бытует такое мнение, что исповедоваться нужно только на смертном одре. Исповедоваться – это значит только рассказать о своих грехах?

- Такое мнение, что исповедоваться нужно только на смертном одре, неправильное. У человека, кроме тела, есть еще бессмертная душа. Как тело нуждается в определенной гигиене, так и душа требует регулярного духовного очищения - исповеди. Без исповеди душа начинает черстветь и духовно умирать. Она становится теплохладной, равнодушной, нечувствительной к чужой беде, не способной на самопожертвование. Не случайно русский народ вымирает. В стране ежегодно умирает около миллиона человек. Какая главная причина этого? Ответ очевиден – смертные грехи, в которых люди не умеют и не хотят раскаяться. Многие свои грехи даже не осознают.

Исповедоваться - это значит сознаться в том, в чем обличает совесть. Поскольку в современном постсоветском обществе грани между добром и злом почти неразличимы, многим людям кажется, что они живут как все, совесть их ни в чем не обличает. Но это не так. Надо испытать (спросить) свою совесть при свете Заповедей Божиих и Евангелия. Надо не бояться вещи называть своими именами. Например, сожительство с женатым мужчиной называть не любовью, а блудом. Какая это любовь, когда другие (законная жена, дети, родственники) из-за этого страдают? Аборт называть не искусственным прерыванием беременности, а детоубийством. Добрачные половые связи и все другие извращения пола не списывать на требование естества, но глубоко каяться в растлении чистоты своего тела, потери девственности и жить целомудренно. Воровство не оправдывать тем, что все воруют и что иначе на зарплату не проживешь, но чистосердечно каяться в этом и исправляться. Чистосердечное раскаяние во всех этих и других грехах значительно облегчит груз вашей совести. Вы выйдете из храма окрыленными. Ваша жизнь изменится и обретет новый возвышенный смысл.

4. Бедные люди, особенно в родительскую субботу, собирают с могил оставленные родственниками конфеты, печенье и пр., многих это возмущает. А как Церковь к этому относится?

- В данном случае этих бедных людей надо просто пожалеть. Ничего плохого в том нет, что они собирают с могил еду. Им просто больше нечего есть, кроме того, что они находят в мусорных ящиках и на могилах. А вообще оставлять еду на могиле не нужно. Лучше дать еду, как милостыню, нуждающимся. От этого будет двойная польза: и усопшему, и вам. Те, кто получит милостыню, помолятся за усопшего (если умеют), а подавший милостыню научится милосердию и состраданию к несчастным.

5. Зачем, чтобы покрестить ребёнка, нужно обязательно ходить на какое-то обучение? Так нам сказали в храме.

- Мы живем в секулярном (нецерковном) мире. Прежде чем крестить ребенка, вначале его надо воцерковить, получить самые элементарные сведения о вере. Поскольку ребёнок маленький и пока ничего не понимает, за него должны воцерковиться (выучить заповеди Божии, основные молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево», «Символ веры») его родители и крестные, которые в советский период никаких сведений о вере не получили. Родители и крестные берут на себя ответственность за воспитание ребёнка. Крещение – это не формальность, а важный жизненный шаг. Прежде чем его сделать, надо хорошо подумать. Только тогда Крещение принесет добрые духовные плоды, а иначе будет в осуждение. К сожалению, большинство из тех, кто в наше время принимает Крещение, потом попирают его святые клятвы и больше не приходят в церковь. Это бесследно для них не проходит. Как можно видеть по уровню жизни и нравственности народа, вначале духовно, а затем физически он умирает.

6. Какая молитва и каким святым помогает забеременеть?

- Обычно молятся родителям Пресвятой Богородицы, Иоакиму и Анне, которые тоже долго не имели детей. Короткую молитву «Святии праведнии Иоакиме и Анно, молите Бога о нас» с тремя земными поклонами следует каждый день добавлять к утренним и вечерним молитвам. Но молитва может не помочь, если мы не устраним причины бесплодия. Чаще всего причинами бесплодия бывают аборты, добрачная половая жизнь, невоздержание в супружеской жизни. Во всем этом надо покаяться на исповеди и постараться изменить свою жизнь. Надо также знать, что иногда добрым и благочестивым людям Господь долго не дает детей, как испытание их верности и любви.

7. Хочу начать ходить в церковь. Однажды пришла, ничего не поняла из того, что там происходит. Подойти к священнику как-то боязно, бабушки наговорили не понять чего… Как мне быть, с чего начать?

- Жизнь в Церкви начинается с покаяния. То есть надо испытать свою совесть, в чем она обличает за всю жизнь и прийти в храм на исповедь. Если Вы глубоко покаетесь в своих грехах, тогда почувствуете, что жизнь вне Церкви бессмысленна. По мере того как Вы будете ходить в храм, вам будет открываться смысл происходящего в нем. Кроме того, сейчас есть много православной литературы, где доступно изложен смысл богослужения. Если прийти на исповедь сразу страшно, тогда просто походите в храм и помолитесь, как подскажет душа. Так постепенно Вам откроется новый для Вас духовный мир. Но нужно вооружиться терпением и смирением. Иногда мы можем сразу не найти в храме того, чего ожидаем. Мы можем встретиться даже с непониманием и грубостью. Но в этом надо винить не Церковь, а конкретных людей, которые приносят сюда свои немощи. Надо помнить, что в Церкви спасают не люди и даже не священники, но Господь. Верующий человек идет в храм, чтобы получить благодать (силу Божию), с помощью которой он сможет умягчить свое недоброе сердце, научиться настоящей любви, кротости, милосердию, наследовать жизнь вечную.

8. Объясните, пожалуйста, что такое Промысл Божий и когда к нему можно прибегнуть в жизни?

- К Промыслу Божию не прибегают. Каждый человек, независимо от своей воли, пришёл в этот мир, а значит, - уже находится под Промыслом Божиим. Но Господь в мире всем людям, как разумным существам, дарует свободу выбора: или остаться под Промыслом Божиим или уйти, насладиться мнимой свободой. Многие люди выбирают последнее и поэтому жестоко страдают. Но Господь в этом не виноват. Они подобны непослушным малым детям, которые вырывают свою руку из маминой руки, желая идти самостоятельно, но быстро падают и разбивают себе лоб. Если люди раскаиваются в своем поступке, то Господь их готов обратно принять под Свой Промысл. Насильно Господь за Собой никого не влечет.

9. Потеряли дорогого человека. Прошло много времени, а он ни разу не приснился. Есть такое поверье, что если не снится, значит, ему на «том свете» хорошо. Мы люди, в принципе, не верующие, но хочется думать, что все-таки после смерти что-то есть. А как Православная Церковь к этому относится?

- Умерший дорогой человек не обязательно должен сниться. Вы хотя и считаете себя неверующими, но учитесь молиться за него. Тогда в будущей жизни возможна ваша встреча. Душа каждого человека, вопреки всяким разумным доводам, чувствует, что жизнь человеческая после смерти не кончается. Даже природа нам это многократно подсказывает. Например, мы знаем, что сейчас зима, жизнь природы как бы замерла, но придёт весна и всё вновь оживет. Наступает ночь, но за ней, мы знаем, наступит день. Пшеничное зерно в земле умирает, но из него вырастают десятки новых семян.

10. Скоро Святки. Разрешает ли Православная Церковь гадать, ну хоть чуть-чуть?

Святки – это особые святые дни, когда все люди радуются по поводу рождества в мире Христа Спасителя. Обычно в старые добрые времена в Святки люди ходили в гости к своим многочисленным родственникам, знакомым, колядовали. Таким образом, люди делились друг с другом радостью, поддерживали друг друга, если до этого были во вражде, то мирились. Такая традиция пока ещё сохраняется в тех областях Украины, где меньше прошёл смерч безбожия. У нас в России, к сожалению, за последние 70 безбожных лет люди сильно разобщены. Семьи стремительно разрушаются. В гости мы теперь стали водить к себе только нужных нам людей. О родственниках мы редко вспоминаем. Есть, конечно, исключения, но таково жестокое и корыстное правило окружающей нас действительности. Гадания в данном случае нисколько не помогут, а наоборот, ещё более ожесточат сердце. Кто обращается к бабушкам-ворожеям, те поначалу испытывают некоторое удовлетворение от полученной пользы, но потом обычно расплачиваются тяжёлыми душевными (психическими) и телесными расстройствами. Так что лучше, даже чуть-чуть, не гадать, а сходить в храм и от всей души помолиться о своих родных и близких, чтобы между ними было больше мира и любви.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.