Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Новинки мультимедиа-ноябрь 2005
  • Съезд "Сибири молодой православной"
  • Новинки мультимедиа-октябрь 2005
  • Новинки DVD-октябрь 2005
  • Новинки мультимедиа-сентябрь
  • Новинки DVD
  • Главное - быть с Богом
  • Возраст мудрости
  • Новинки DVD
  • Новинки мультимедиа-август
  • Прикосновение к сибирским святыням
  • Новинки мультимедиа
  • Православное видео от "Русской недели"
  • Алла Ярошко (г.Сургут). Снайпер Анна Чудина. Участница юбилейного парада Победы г.Москве 2005г
  • Александра Соколова. О послушании жены верующей мужу неверующему
  • Новинки мультимедиа
  • Православное видео от "Русской недели"
  • Со святыми упокой
  • Зосима Мухаметов. Мой путь ко Христу
  • Обзор интернета - май 2005
  • Семинар для бухгалтеров
  • Награждение на епархиальном собрании
  • Вера Васильевна Абраменкова, доктор психологических наук, Москва. Эти безопасные, милые игрушки
  • В Москве прошли XIII Международные Рождественские чтения
  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Христианская семья и будущее России
  • Никита Сергеевич Михалков. Широкое дыхание страны
  • Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Роль Церкви в период кризисов на опыте Бесланской трагедии
  • Митрополит Калужский и Боровский Климент. Школа, семья и Церковь: задачи в условиях демографического и духовного кризиса
  • Сергей Георгиевич Глазьев, Депутат ГосДумы. Министр образования упорствует
  • Николай Дмитриевич Никандров, президент Российской академии образования. Православные традиции, семья и школа современной России
  • В Тюмени прошли IV Рождественские чтения
  • Алексей Владимирович Мальчевский. Председатель департамента по делам национальностей АТО
  • Николай Степанович Булышев. Председатель областного совета ветеранов
  • Вера Васильевна Абраменкова, доктор психологических наук, (Москва). Духовно-нравственное развитие детства и будущее России
  • Иеромонах Киприан (Ященко). Сохранение духовно-культурного наследия Росcии
  • Рекомендации IV Тюменских Рождественских чтений
  • Обзор интернета - январь 2005
  • Ответы на вопросы. На десять вопросов тоболяков отвечает преподаватель Тобольской Духовной семинарии игумен Маркелл (Павук)
  • Матушка Светлана Кошелева. Воспоминания детства
  • Диакон Андрей Кураев. Как относиться к исламу после Беслана
  • Обзор интернета - январь 2005
  • Ответы на вопросы. На десять вопросов тоболяков отвечает преподаватель Тобольской Духовной семинарии игумен Маркелл (Павук)
  • Игумен Маркелл (Павук). Губит человека не богатство, а пристрастие к нему
  • Матушка Светлана Кошелева. Воспоминания детства
  • Поздравления редакции
  • Обзор интернета - декабрь 2004
  • Просто Нина Васильевна
  • Православные СМИ: опасность либерализма
  • Диакон Андрей Кураев. Почему Украинская Православная Церковь поддержала Януковича?
  • О положении на Украине
  • Елена Николаевна Куличенко. Церковный календарь Беслана
  • Иеромонах Варлаам (Горохов),преподаватель ТДС. Философия религиозного опыта в творчестве И. А. Ильина
  • Командировка на войну
  • Хорошо в деревеньке нашей!
  • Обзор интернета - сентябрь 2004
  • Проф. Николай Данилович Матрусов, д.э.н. Национальное богатство России и его использование в свете православной онтологии
  • Обзор интернета - август
  • Ольга Иженякова. Записки дивеевской послушницы
  • Светлана Поливанова. Освобожденье от греха
  • Обзор интернета - июнь 2004
  • Обзор интернета - май-июнь 2004
  • Как мы встречали скворцов
  • И верь, и бойся, и проси
  • Первый фестиваль православных средств массовой информации
  • Обзор интернета - май 2004
  • Чтобы спокойно и нерассеянно помолиться... Некоторые замечания по поводу паломничества в Тобольск княгини Ольги Александровны
  • Схимонахиня Елизавета (Евтихеева) (1928-2004 гг.)
  • Боженька. В.Н.Белоусова
  • Обзор интернета - апрель 2004
  • Письмо от бывшего баптиста
  • Обзор интернета - март 2004
  • Наказы избирателей кандидату в Президенты РФ В.В. Путину
  • Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Основные озабоченности в сфере внешнего служения Московского Патриархата
  • Обзор интернета - февраль 2004
  • Оружие православного воина
  • Интернет-гегиена
  • Обзор интернета - январь 2004
  • Поздравляем и благодарим
  • Неопалимая купина
  • Статистика сайта www.ihtus.ru
  • Обзор интернета - декабрь 2003
  • Господь - хранитель твой
  • История семейных реликвий
  • Н.К. Бибеева. Раздумья о главном
  • и.Анатолий Берестов. Власть и Религия
  • Путешествие к небесному покровителю
  • Обзор интернета - октябрь 2003
  • Обзор интернета - июнь 2003
  • Старик
  • Обзор интернета
  • Тюменское благочиние приглашет детей на отдых
  • Помогите строительству храма
  • Обзор интернета
  • Духовное воспитание студентов-медиков в истории развития медицинского образования Тобольскому медицинскому колледжу им. В. Солдатова – 125 лет
  • Господь спас моего ребенка
  • Первое слово в букваре
  • Паломничество из Салехарда. ЦЕРКОВЬ - оздоравливающая, животворящая сила общества
  • Обзор интернета - 3
  • Господь и сейчас творит чудеса
  • Конкурс журналистов "Православие и СМИ"
  • Обзор интернета - 2
  • Обзор интернета
  • Юлианский календарь - икона времени
  • Поздравляем!!!
  • Завет и закон
  • Епархиальный фестиваль детских хоровых коллективов
  • История в Абалаке
  • Письмо в редакцию
  • Освящение колоколов в Ханты-Мансийске
  • Международный фестиваль православных телевизионных и радиопрограмм "Радонеж"
  • Не стоит село без праведника
  • Наш язык и наше слово
  • Движение "Сибирь молодая православная" помогает в работе прихода г.Пыть-Яха
  • Послушник. Бывший рэкетир ушел в монастырь
  • Крест осужденных
  • Хор стал как малая церковь
  • О работе конкурса-семинара «Православие и средства массовой информации»
  • Новый сибирский епископ
  • Патриарх Алексий осудил выступления части верующих против индивидуальных номеров налогоплательщиков
  • Фашисты и антисемиты
  • О грехе и об исповеди
  • Жизнь благодатная
  • Новая паломническая служба
  • О Православном церковном этикете.
  • Церковь и национальное самосознание
  • Любовь Васильевна Родионова Рассказ матери. Биография мученика воина Евгения
  • Показать Красоту без сладких слюней
  • У России заработал инстинкт самосохранения
  • проф.Костецкий В.В. "И гость, и странник..."
  • О поиске новых подходов к преподаванию вечных истин детям
  • Символико-богословский смысл таинства покояния.
  • Основы духовной жизни в Православии
  • Отец Николай Цирке "О духовной жизни"
  • Прости меня, Господи
  • Нововведения в системе налогообложения как потенциальный источник социального конфликта
  • Православие и наука на пороге третьего тысячелетия
  • Забытое счастье
  • Государство и Церковь
  • А вы знаете, что значит этот грех?
  • Забытое счастье.

         Страшное поругание любви происходит сегодня в мире; дух блуда царит над современной жизнью, как полновластный властелин. В полной мере исполняются пророческие слова Писания: Будут есть и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу (Ос. 4;10). Внешний, по отношению к церкви, мир живет по своим законам, поклоняется своим богам, слушает своих проповедников. Прежде всего страдает от этого неопытная и неокрепшая еще молодежь! Сколько непозволительных опытов проделывалось и проделывается над нею во имя различных кумиров. Неудивительно, что, сбитая с толку, она бросается в поисках счастья или к наслаждению "любовью", именем которой на самом деле названы тяжкие грехи и извращения, или увлекается тайнами оккультных наук, или пытается укрыться от реальности с помощью опьяняющих и наркотических средств, или, неудовлетворенная ничем, ищет выхода в самоубийстве. Впрочем, утешает еще то, что встречается немало людей, познавших пустоту внешней жизни, которые приходят в Церковную ограду в поисках истинной любви и спасения. К этим, еще неокрепшим в вере, но полным решимости начать жизнь по-новому или, как говорят еще, по-Божьему, обращено наше слово, объясняющее то, что, кажется давно, давно таким ясным и понятным.
         И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть (Быт. 1;2;18,22-24). Так устанавливается Богом начало брака и семьи - остаток блаженства и чистейшего наслаждения как для души так и для тела. Жизнь супружеская в идеале предполагает жизнь самую счастливую, богатую радостями и полную наслаждений душевных и телесных. В том и божественный замысел, чтоб брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь мужа и жены более совершенной и если брак не приносит всего этого, то вина не в брачных узах, а в людях, кои соединены ими…
         Брак - это соединение двух несовершенных половинок в единое совершенное целое, так что образуется из двух жизней одна и каждый до конца дней своих несет священную ответственность за высшее благо другого. Тайна сия велика (Еф. 5,32) - говорит Апостол о браке. Таинственно и непостижимо происходит в браке соединение двух личностей в одну плоть, по образу духовно-благодатного единения Христа с Церковью. Брак основан на таком влечении человека, на такой его потребности, которые заложены в самой его природе по воле Создателя. И главной целью брака является взаимная, полная, нераздельная преданность и общение двух супружеских лиц. Они двое должны жить только друг для друга и отдать друг за друга жизнь свою. Прежде несовершенные муж и жена, восполняя друг друга через взаимообщение, нравственно влияют друг на друга, помогают друг другу совершенствоваться, выполняя этим свое назначение, которое состоит в спасении. "Супружество для нас, - говорит св. Иоанн Златоуст, - не препятствие на пути к Царству Небесному, потому что если бы оно было препятствием, если бы жена уготовляла одни козни, то Бог, сотворив ее в начале, не наименовал бы помощницей."
         Другою целью брака, кроме спасения взаимного, является рождение и воспитание детей. Когда появляется в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Невинное дитя сближает семейную пару так, как никогда прежде. Его беспомощность затрагивает в сердцах родителей благородные струны и нет сильнее того чувства, которое приходит когда они держат на руках своих детей. Великое дело - взять на себя ответственность за эти юные жизни; великое дело - воспитать их в благочестии и доброй нравственности.
         Слово Божие учит нас, что рождение детей есть благословение Божие: вот наследие от Господа: дети; награда от него - плод чрева (Пс. 126;3). Русский народ, воспитанный на христианских началах, всегда воспринимал детей как дар Божий и источник семейной радости. Ничто не может быть так дорого для женщины как ее собственное дитя, ради которого она забывает себя и все скорби и труды связанные с рождением его. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16;21). С умножением числа детей умножается и число забот! Но эти заботы не тяготят, а, напротив, приносят радость. Одно сознание, что все труды, лишения и беспокойства доставляют спокойствие и удобство лицам любимым, уже дает глубокое чувство утешения. К сожалению, в наше время изменилось воззрение на семейную жизнь и получили большое распространение превратные взгляды на рождение детей. Теперь редко встречаются многодетные семьи. Заводят одного-двух, а остальные становятся лишними, которых безумные родители могут даже убить еще во утробе, не дав увидеть им света Божия. И нельзя сказать, что вся причина в бедности, в материальных трудностях жизни. Наши предки жили куда беднее, но они твердо верили и знали, что Бог не оставит их без помощи. "Даст Бог детей, даст и на детей" - говаривали они, исповедуя неопровержимую и опытом подтверждаемую истину. И не является ли наказанием Божиим, то, когда имеющие одного ребенка работают в поте лица и с трудом могут его прокормить?
         Ясно, что из-за неверия, крайнего себялюбия, упадка и нравственности, стремления к удобствам и спокойствию, снижается рождаемость. Самое дорогое - дети - делаются тяжким бременем, от которого желают избавится, чтоб жить беспрепятственно кому как захочется. Но счастья, во-первых, невозможно построить на костях своих (абортированных) детей, а во-вторых, источником семейных скорбей служит обычно любовь к себе или, как следствие этого, страстная любовь к супругу (супруге), которая быстро проходит и испаряется как пар, являющийся на малое время (Иак. 4;14). "Из многих опытов видно, - пишет преподобный Макарий Оптинский к одной мирской особе, - что у тех, кто по страсти вступает в супружество, не бывает счастья: страсти остынут, и любовь исчезнет. Надобно избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвою ко Господу, чтобы жизнь провести в мире и любви, для семейного счастья и общественной пользы". Браки, заключенные по страсти, непрочны. Страсть, которую в наше время по какому-то странному недоразумению называют "любовью", не есть состояние психологическое, а скорее физиологическое. Это, по преимуществу, возбуждение телесное, похотное; при такой любви любят не человека, а то возбуждение чувства, которое он вызывает. Интересен человек, как предмет страсти, а не сам по себе. "Любовь - страсть" сейчас самый распространенный наркотик. Действие наркотика в организме со временем ослабевает и требует увеличение дозы. Так же и страстная любовь постепенно уменьшается, притупляется острота опьянения и тогда, когда гаснет так называемая "любовь", требуется увеличение дозы, обновление, замена "любимого" человека. Так распадается только что созданный союз. Очевидно, что на таком чувстве нельзя создать прочную семью.
         Существуют так называемые секреты счастливой семейной жизни. Обычно уже в начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера любимого, так и недостатки, особенности привычек, вкуса, о которых вторая половина и не подозревала. И первый урок, который надо выучить и исполнить, это терпение, которое все преодолевает и любовь, все покрывающая, набрасывающая на недостатки как бы вуаль и преображающая человека. Когда что-нибудь идет не так, каждый должен винить себя, а не другого. Резкое слово может надолго замедлить слияние душ. Грубость более всего непростительна именно в своем доме, по отношению к тем, которых мы любим. "Еще один секрет счастья в семейной жизни, - пишет в своем дневнике императрица Александра Феодоровна, - это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых, мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб". К усилению любви и согласия между супругами может служить убеждение во взаимной нужде. Не будет согласия, ни любви между супругами, когда каждый из них станет требовать любви и преданности от другого, не стараясь сам об исполнении своих обязанностей.
         В любви нужна особая деликатность. В связи с этим советуют не демонстрировать свое плохое настроение и оскорбленные чувства. Никто не будет так переживать из-за резких и необдуманных слов, слетевших с губ нечаянно, как вторая половина. Ведь чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые свидетельствуют о раздражительности или просто необдуманны. Первым требованием счастливой супружеской жизни является верность, верность в самом широком смысле. Всем своим поведением супруги должны доказывать, что они достойны доверия. Сердце обоих должно доверяться без опаски - это основа верной любви. Жена всегда должна заботиться больше всего о том, чтобы нравиться мужу, а не кому-нибудь еще. Муж и жена должны отдавать друг другу все лучшее в себе. Великое искусство - жить вместе, любя друг друга нежно и этому искусству надо терпеливо обучаться не только ради себя, но и ради детей своих. Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери. В этом и состоит главным образом родительский долг.

    Коржевский В.Н. Тобольская Духовная Семинария


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.