Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Новинки мультимедиа-ноябрь 2005
  • Съезд "Сибири молодой православной"
  • Новинки мультимедиа-октябрь 2005
  • Новинки DVD-октябрь 2005
  • Новинки мультимедиа-сентябрь
  • Новинки DVD
  • Главное - быть с Богом
  • Возраст мудрости
  • Новинки DVD
  • Новинки мультимедиа-август
  • Прикосновение к сибирским святыням
  • Новинки мультимедиа
  • Православное видео от "Русской недели"
  • Алла Ярошко (г.Сургут). Снайпер Анна Чудина. Участница юбилейного парада Победы г.Москве 2005г
  • Александра Соколова. О послушании жены верующей мужу неверующему
  • Новинки мультимедиа
  • Православное видео от "Русской недели"
  • Со святыми упокой
  • Зосима Мухаметов. Мой путь ко Христу
  • Обзор интернета - май 2005
  • Семинар для бухгалтеров
  • Награждение на епархиальном собрании
  • Вера Васильевна Абраменкова, доктор психологических наук, Москва. Эти безопасные, милые игрушки
  • В Москве прошли XIII Международные Рождественские чтения
  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Христианская семья и будущее России
  • Никита Сергеевич Михалков. Широкое дыхание страны
  • Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Роль Церкви в период кризисов на опыте Бесланской трагедии
  • Митрополит Калужский и Боровский Климент. Школа, семья и Церковь: задачи в условиях демографического и духовного кризиса
  • Сергей Георгиевич Глазьев, Депутат ГосДумы. Министр образования упорствует
  • Николай Дмитриевич Никандров, президент Российской академии образования. Православные традиции, семья и школа современной России
  • В Тюмени прошли IV Рождественские чтения
  • Алексей Владимирович Мальчевский. Председатель департамента по делам национальностей АТО
  • Николай Степанович Булышев. Председатель областного совета ветеранов
  • Вера Васильевна Абраменкова, доктор психологических наук, (Москва). Духовно-нравственное развитие детства и будущее России
  • Иеромонах Киприан (Ященко). Сохранение духовно-культурного наследия Росcии
  • Рекомендации IV Тюменских Рождественских чтений
  • Обзор интернета - январь 2005
  • Ответы на вопросы. На десять вопросов тоболяков отвечает преподаватель Тобольской Духовной семинарии игумен Маркелл (Павук)
  • Матушка Светлана Кошелева. Воспоминания детства
  • Диакон Андрей Кураев. Как относиться к исламу после Беслана
  • Обзор интернета - январь 2005
  • Ответы на вопросы. На десять вопросов тоболяков отвечает преподаватель Тобольской Духовной семинарии игумен Маркелл (Павук)
  • Игумен Маркелл (Павук). Губит человека не богатство, а пристрастие к нему
  • Матушка Светлана Кошелева. Воспоминания детства
  • Поздравления редакции
  • Обзор интернета - декабрь 2004
  • Просто Нина Васильевна
  • Православные СМИ: опасность либерализма
  • Диакон Андрей Кураев. Почему Украинская Православная Церковь поддержала Януковича?
  • О положении на Украине
  • Елена Николаевна Куличенко. Церковный календарь Беслана
  • Иеромонах Варлаам (Горохов),преподаватель ТДС. Философия религиозного опыта в творчестве И. А. Ильина
  • Командировка на войну
  • Хорошо в деревеньке нашей!
  • Обзор интернета - сентябрь 2004
  • Проф. Николай Данилович Матрусов, д.э.н. Национальное богатство России и его использование в свете православной онтологии
  • Обзор интернета - август
  • Ольга Иженякова. Записки дивеевской послушницы
  • Светлана Поливанова. Освобожденье от греха
  • Обзор интернета - июнь 2004
  • Обзор интернета - май-июнь 2004
  • Как мы встречали скворцов
  • И верь, и бойся, и проси
  • Первый фестиваль православных средств массовой информации
  • Обзор интернета - май 2004
  • Чтобы спокойно и нерассеянно помолиться... Некоторые замечания по поводу паломничества в Тобольск княгини Ольги Александровны
  • Схимонахиня Елизавета (Евтихеева) (1928-2004 гг.)
  • Боженька. В.Н.Белоусова
  • Обзор интернета - апрель 2004
  • Письмо от бывшего баптиста
  • Обзор интернета - март 2004
  • Наказы избирателей кандидату в Президенты РФ В.В. Путину
  • Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Основные озабоченности в сфере внешнего служения Московского Патриархата
  • Обзор интернета - февраль 2004
  • Оружие православного воина
  • Интернет-гегиена
  • Обзор интернета - январь 2004
  • Поздравляем и благодарим
  • Неопалимая купина
  • Статистика сайта www.ihtus.ru
  • Обзор интернета - декабрь 2003
  • Господь - хранитель твой
  • История семейных реликвий
  • Н.К. Бибеева. Раздумья о главном
  • и.Анатолий Берестов. Власть и Религия
  • Путешествие к небесному покровителю
  • Обзор интернета - октябрь 2003
  • Обзор интернета - июнь 2003
  • Старик
  • Обзор интернета
  • Тюменское благочиние приглашет детей на отдых
  • Помогите строительству храма
  • Обзор интернета
  • Духовное воспитание студентов-медиков в истории развития медицинского образования Тобольскому медицинскому колледжу им. В. Солдатова – 125 лет
  • Господь спас моего ребенка
  • Первое слово в букваре
  • Паломничество из Салехарда. ЦЕРКОВЬ - оздоравливающая, животворящая сила общества
  • Обзор интернета - 3
  • Господь и сейчас творит чудеса
  • Конкурс журналистов "Православие и СМИ"
  • Обзор интернета - 2
  • Обзор интернета
  • Юлианский календарь - икона времени
  • Поздравляем!!!
  • Завет и закон
  • Епархиальный фестиваль детских хоровых коллективов
  • История в Абалаке
  • Письмо в редакцию
  • Освящение колоколов в Ханты-Мансийске
  • Международный фестиваль православных телевизионных и радиопрограмм "Радонеж"
  • Не стоит село без праведника
  • Наш язык и наше слово
  • Движение "Сибирь молодая православная" помогает в работе прихода г.Пыть-Яха
  • Послушник. Бывший рэкетир ушел в монастырь
  • Крест осужденных
  • Хор стал как малая церковь
  • О работе конкурса-семинара «Православие и средства массовой информации»
  • Новый сибирский епископ
  • Патриарх Алексий осудил выступления части верующих против индивидуальных номеров налогоплательщиков
  • Фашисты и антисемиты
  • О грехе и об исповеди
  • Жизнь благодатная
  • Новая паломническая служба
  • О Православном церковном этикете.
  • Церковь и национальное самосознание
  • Любовь Васильевна Родионова Рассказ матери. Биография мученика воина Евгения
  • Показать Красоту без сладких слюней
  • У России заработал инстинкт самосохранения
  • проф.Костецкий В.В. "И гость, и странник..."
  • О поиске новых подходов к преподаванию вечных истин детям
  • Символико-богословский смысл таинства покояния.
  • Основы духовной жизни в Православии
  • Отец Николай Цирке "О духовной жизни"
  • Прости меня, Господи
  • Нововведения в системе налогообложения как потенциальный источник социального конфликта
  • Православие и наука на пороге третьего тысячелетия
  • Забытое счастье
  • Государство и Церковь
  • А вы знаете, что значит этот грех?
  • Не стоит село без праведника

         "Не стоит село без праведника" - гласит русская пословица. Кто они, эти праведники, если стоит еще Россия, пройдя через страшный 20-й век? Вот и в нашей сибирской, по-родниковому неистощимой глубинке еще не подмяты светлые ростки, идущие от корней наших, еще не до конца уничтожены.

         Историю эту уж чья душа как примет: от себя ничего не добавлю. Ведь с верой как: если она есть, и доказывать ничего не надо. А если нет -докажешь ли?

         Жили в глухой сибирской деревеньке Скородум Упоровского района две сестры: Феврусья и Матрена. У родителей детей было много, а 30-е годы были голодными, редко кто ел досыта, про белый хлеб в те годы в деревне и не вспоминали. Как навернется случай - сразу девку замуж "определяли". Люб - не люб, про это и речи не было. Выжить бы. Суженый у Матрены был из себя видный: росту могучего, лицом светлый, бородка окладистая, волосы шелковистые, кудрявые. Девки на него заглядывались, да и отцы в затылке чесали: семья у Сергея была крепкая, дружная, работящая. Справно жили, зажиточно. Да одна беда - изъян, как говорили на деревне: в три годика переболел Сережа оспой и ослеп. А Матрениному отцу выбора не было, за большухой еще мал-мала меньше. Лишь бы поскорей лишний рот сбыть, пристроить к месту.

         Вот и вышла Матренушка за "темного" Сергея. Сама махонькая, легонькая, как пушинка, по избе летала. И всегда-то у нее в доме чистота. Огород ухожен, скотина дом знает, а известно, что к неряшливой да неласковой хозяйке и скотина не льнет. Да вот беда - детей нет. Один Бог знает, сколько было ее горячих, слезных молитв, чтобы огласился их дом детским гомоном. Но не озлобился на жену Сергей, не корил, не ругал. Знал, другой такой уже не будет. Никогда уже не будет рядом человека с сердцем, полным чистой и святой любви, когда твои небольшие радости для него счастье, твоя боль и скорбь - ему великое горе, человека с непрестанной, не знающей усталости думой и заботой о беспомощном муже.

         Русской женщине всегда была присуща высокая жертвенность. Помочь своему ближнему - это потребность ее души. За свою жизнь пятерых доупокоила Матрена. Родня косилась: самим есть нечего, в доме шаром покати, а она все нищих привечает, их после войны ой сколько ходило по нашим немерянным сибирским дорожкам. От деревни к деревне, от двора ко двору. И каждому "мите-матане", как их тогда называли, хоть по корочке сухой да положит в торбу, а нет корочки - кружку воды подаст да посидит - посудачит, ласковым словом согреет, выслушает горькую беду-судьбинушку. А о том, что про нее говорили, она знала, взгляды насмешливые замечала, но не обижалась, ведь кличка "дурак" говорит не о глупости, а о неспособности к плутовству, хитрости и обману. Драгоценная черта русской души - отзывчивость, всемирная отзывчивость сердца, готовность понять и полюбить другого человека.

         Последний их жилец, Филиппок, жил у них дольше всех - лет семь. Сковал ревматизм человека так, что передвигаться он мог только ползком, не было силы в ногах, совсем их не чувствовал. Дед Серега ему отдельный "тувалет" соорудил, берегли они бабкины труды по чистоте в доме, сами старались быть опрятными, хоть чем-то помочь своей кормилице. А та как начала смолоду порхать, так до старости и осталась легкой на подъем. В деревне ее все больше "легковушкой" между собой называли. Летом еще туман поутру не растает, а ее беленький, выцветший на солнце платочек уже мелькает между сосенок. Люди еще только за грибами отправляются, а она уже полнехоньки корзины несет, дома ее ждут - не дождутся дед Серега на полатях да Филиппок. Грибницы свеженькой похлебают, да и к зиме приварок будет, все не на одной картошке сидеть.

         Кротость и спокойствие чистой совести отражались в ее глазах до старости, лицо ее со спрятанной улыбкой было как у человека не от мира сего. Скромная русская красота и в то же время удивительное изящество души. А разговор - мудрая простая русская речь. Живая и неизменно честная. Открытая сердечность и простота сердечная. Такой она осталась в памяти внуков своей сестры Феврусьи.

         Идеал женской духовной красоты с ее благочестием и благонравием проник на Русь вместе с православной верой. У нас, живущих суетной, расслабленной жизнью, добрые порывы бывают, а силы их совершить, прожить так, чтобы жизнь была сиянием славы Божией, - нет. А вот предки наши исполняли заветы не в воображении и мечтаниях, а на деле. У старых людей было живое, опытное познание благодати, которая вела их ко Христу светло и крепко. Умели воспринимать чужую боль как свою собственную, сострадательность просветляла в человеке образ Божий. Крепко они знали, что за хорошие дела бывает хорошо только в будущей жизни, а в земной жизни бывает иначе, потому что злая сила мстит человеку за добродетель. А Господь, посылая испытание, посылает и силы на его преодоление. Скорбями, болезнями очищается душа. Пути спасения бывают различны и не так, как мы желаем, а как Господь ведет своим Промыслом.

         ...Годы меж тем бежали, у братьев да сестер деда Сереги не только дети повырастали, но уже и внуки под стол пешком пошли. Вот и удумали они черное дело - дом бездетных стариков для своих детей освободить. Филиппка сдать в интернат для убогих, деда Серегу к себе забрать, у нас, дескать, будет тебе посытней и послаще, помягче и повеселее, а бабку-"легковушку" тоже не обидим, пристроим. Долго дед Серега противился. Да как-то хватил лишку бабкиной медовухи, вот и вышло, как племянники удумали.

         Филиппка в интернате схоронили на седьмой день. Семь годков бабкино горячее сердце заставляло трепыхаться и его измученное недугом сердечко, а не стало ее рядом - кто оживит, согреет безжизненное тельце? Дед Серега тоже вскорости почернел лицом, замолчал, отгородился от мира. Близок локоть да не укусишь. С годок только и потянул без своей Моти. А та жила долгонько, лет до 83-х. Обиды на родню не выказывала, внучат нянчила всех без разбору: тех ли, не тех ли, кто из родного дома вытолкал. Всю жизнь, а к старости это стало проявляться еще острее, у нее было спокойное христианское отношение к жизни, смирение. В ее облике, словно из глубины веков, проглядывала святая Русь.

         К Господу она отошла тихо и незаметно, кротко, как и жила. Всю жизнь за другими ходила, доупокаивала, а тут сама сломала ногу и вынести то, что из-под нее горшки будут убирать, обмывать да обстирывать, кормить с ложечки, не могла. Так, от маеты, чтобы кому не досадить своей беспомощностью, "нe залежаться", и преставилась.

         Осталось от нее "богатство" - одна икона, а в 80-е годы кому иконы были нужны? Внук Сашенька забрал, места много она не занимает, есть-пить не просит, пусть стоит в уголке. Все же веровала бабка. Память о ней. С детских лет запомнились ему ее земные поклоны перед иконами да наставление: "Как спать-то пойдешь, внучек, так про себя и говори: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь." Учила, как персты складывать да осенять себя крестом: на лобик, на пупок, на правое плечико, на левое плечико ... Аминь! И тихонько сгибала белую вихрастую головенку внука.

         Долго та икона, бабкина память, в углу стояла, лет 15. Иной раз брал ее Александр, проводил рукой по доске и чувствовал рельефные мазки краски, а вот какой святой на ней был изображен - непонятно, до того икона была темной. Уж и "реставрировать" сам пробовал. Люди научат то луком тертым на ночь икону обмазать, а утром сухой тряпочкой все стереть, то гущей квасной... Со временем оставил пустую затею, забыл все в житейской суете. Как вдруг однажды, среди ночи, они с женой проснулись от того, что у кровати, в ногах, стояла не то девушка, не то хрупкая молодая женщина, вся в белом саване, на голове капюшон, лица не видно. Постояла - постояла, повернулась и пошла по коридору, а это метра четыре, из спальни он просматривался, повернула на кухню и все. Стук шагов до сих пор в ушах стоит. Oт внезапно охватившего их ужаса они не могли сказать, сколько это продолжалось: секунды, минуты. Когда пришли в себя, подумали, что это была дочка, Оля. Но нет, та крепко спала у себя в соседней комнате. Много думали, гадали: кто это был, к чему? Но ничего необычного в скором времени не произошло. Все как всегда.

         Днем служба, пожарный рукав в руках, когда никто про опасность для своей жизни не думает, все спокойно выполняют свой долг. "Работа такая", - спокойно говорит и за себя, и за товарищей Александр Гаврилович. А по вечерам, в редкие выходные - семья, дети. Про сына, Саньку, шутили, что он соску сменил на клюшку. А сейчас он - младший член молодежной сборной России по хоккею. А отец вдруг стал депутатом городской Думы. Он до сих пор в это не верит. Чудо. За день до выборов вдруг снимают явного фаворита предвыборной гонки и еще несколько человек с ними, и депутатский мандат достается ему, явному аутсайдеру. "Когда мы просим Бога о чуде, помощи, - говорит Александр Гаврилович, - Господь отзывается, чудо происходит, но мы не верим, что это совершилось, так как справки нам об этом никто не дает. Теперь все могут увидеть, кто изображен на той абсолютно черной иконе. Лет пять-шесть назад она стала обновляться, и на Радоницу, 14 мая, по благословению я передал ее в часовню поселка Мыс. Пусть люди, которые выбрали меня, чтобы я представлял их интересы в городской власти, знали, что прежде всего надеяться, уповать мы должны на Бога".

         22-го июня - Троицкая вселенская родительская суббота. В этот день во всех православных храмах возносятся молитвы "о всех от века усопших христианах". Наш Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. У Бога все живы. И мы, пока еще живущие на земле, и те, кто уже там, все вместе... По учению святых отцов, они там за нас молятся, себе они уже ничем помочь не могут. А вот мы можем, милостыней и молитвой мы можем изменить участь их бессмертной души на лучшую, вымолить их.

         Мы рассказали историю одного рода, как добрые дела предков удивительным, чудесным образом отразились на судьбе потомков, а ведь, если задуматься, в каждом роде есть такие малые святые, о которых светло думается и вспоминается. 22 июня Александр Гаврилович поклонился родным могилкам бабушек - сестер Феврусьи и Матрены, отца Гаврилы Николаевича и свеженькому холмику мамы, Евгении Нефедовны. Еще за три дня до смерти по телефону она бодрым голоском рассказывала, как дед Серега, слепой, смастерил токарный станок и сам точил веретена, а бабка Матрена бегала их продавать в Упорово. Я слушала ее говорок, и он напоминал мне родной, мамин, который я не слышу уже третий год. На сердце сразу закипели слезы и тихо полились. Вечная вам память, наши родные!

    Всем вечная память.

    Т. ТЕПЫШЕВА



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.