В период празднования Нового года и Рождества Христова многие люди, которые только недавно переступили порог Православной Церкви, под впечатлением от средств массовой информации, которые освящают празднование этих событий на Западе, иногда задают вопрос: "Почему русские люди не празднуют Рождество вместе с католиками 25 декабря?"
С незапамятных времен календарь понимался не просто как орудие для исчисления времени, но как нечто, организующее время и определяющее пульс космической, исторической и биологической жизни. Календарь является хранителем коллективной памяти народов, его культуры, организатором его соборного сознания. Изменение календаря приводит к переориентации коллективного сознания, разрыву с прежней культурой. Так произошло с Западной римской церковью, которая в 1054 году отделилась от Православия, а в 1582 году приняла новый григорианский календарь. Сторонниками календарной реформы выступили папы Сикст IV, Климент VII и Григорий XIII, при котором и была осуществлена реформа. Самое деятельное участие в работе над григорианским календарем принимал орден иезуитов. Комиссия по проведению реформы, которую возглавлял иезуит Хрисоф Клавдиус, окончила свою работу в 1582 г.
5 октября 1582 года стали считать 15 октября и с этого дня перешли на новый календарь, разработанный итальянским ученым Луиджи Лилио. В результате григорианской календарной реформы Западная церковь окончательно отделилась от Православия. Календарную реформу отрицательно восприняли не только в христианском, но и в ученом мире. Ведущие ученые XVI века, в частности Виет, которого называют отцом современной алгебры, утверждали, что григорианский календарь астрономически не обоснован. Коперник был против реформы. Через год французский ученый Жозеф Скалигер разработал систему унификации летоисчисления, в основу которой заложен юлианский календарь. Этой системой до сих пор пользуются астрономы и историки. Реформа XVIв. резко усложнила хронологические расчеты, нарушила взаимосвязь исторических событий. Вычисление в исторических и хронологических изысканиях приходится производить сначала по юлианскому календарю, а затем переводить на григорианский стиль. Доказанная ненужность этой реформы убеждает нас в том, что отделение от Православия было ее главной, хотя и не высказанной целью, которая была достигнута.
Под угрозой отлучения от Церкви все католические страны приняли новый календарь. Протестантские государства поначалу резко выступали против григорианской реформы, однако позже перешли на новое летоисчисление.
Время Церкви, будучи временем ожидания Воскресения мертвых, уже с первых веков христианства концентрируется вокруг главного праздника - Святой Пасхи. Поэтому история юлианского календаря неразрывно связана с Пасхалией. Календарь этот связан с Юлием Цезарем. Используя расчеты известного александрийского астронома и математика Созигена, Цезарь в 46 году до Р.Х. узаконил новый календарь.
Большое достоинство этого календаря заключается в том, что он обладает ритмичным чередованием трех простых лет с одним високосным годом. Кроме этого неизменного и целого ритма, юлианский календарь имеет одну особенность: по прошествии 28 лет дни седмицы приходятся в нем на те же самые числа месяцев. Календарем Юлия Цезаря до григорианской реформы пользовался весь христианский мир и по нему до сих пор определяется богослужебная жизнь Русской Православной Церкви.
Вопрос о Пасхалии является догматическим и каноническим. Любое отступление ведет к отступлению от Истины, значит, от самого Христа. По григорианскому стилю нельзя применять правила о праздновании Пасхи. А правила таковы:
1.Пасха празднуется непременно после еврейской.
2.Пасха празднуется в первое воскресение, после весеннего равноденствия, после полнолуния.
Католики стали нарушать правила Соборов, иногда праздновать Пасху прежде иудеев, как было в 1864, 1872, 1883, 1891гг., вместе с иудеями, как в 1805, 1825, 1903, 1927 и 1981 году. По григорианскому календарю в некоторые годы может сместиться Пасха, следовательно, и Пятидесятница, тогда для поста апостолов Петра и Павла не остается времени. Об установлении этого поста в Церкви говорится еще в Апостольских постановлениях: "после Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь" (Кн.5, гл.19).
Страсти человека заставляют гнуться разум, логику, знание. Это может случиться и с целым обществом, народом, культурой и даже с целой отдельной Церковью. В связи с календарной реформой в Западном мире центр духовной и богослужебной жизни стал постепенно перемещаться с Пасхи на Рождество. Католическое и протестантское празднование Рождества на Западе носит по преимуществу коммерческий и развлекательный характер и представляет собой кощунство по отношению к священному событию Рождества Христова. Как разительно контрастируют в Рождественские дни на Западе переполненные супермаркеты и магазины с пустыми и полупустыми храмами.
Русская Православная Церковь сохранила приверженность юлианскому календарю, верно храня двухтысячелетнее апостольское и церковное предание. Сам Господь Своим Знамением - схождением Благодатного огня в Великую Субботу у Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения подтверждает истинность Православия, сохранившего в чистоте юлианский церковный календарь. Тот факт, что григорианский календарь стал календарем практически всех стран мира, еще не говорит о его непогрешимости и желательности. В настоящее время на Западе наблюдается возврат к иконе, забытой на протяжении многих веков. Почему же не предположить, что не произойдет возврата и к иконе времени - юлианскому церковному календарю? Многие серьезные ученые выдвигают предложения о возврате к юлианскому летоисчислению. Кстати будет вспомнить слова профессора Болотова В.В., сказанные им в 1899 году: "Думаю, что культурная миссия России состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение к неиспорченному старому стилю".
Литература:
1. Перепелкина Л. Юлианский календарь - 1000-летняя икона на Руси. Подворье Русского на Афоне Свято - Пантелеимонового монастыря в Москве, 1996.
2.Храните старый стиль. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 1999.
Игорь Першин,
воспитанник 3 курса ТДС
|