ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№9 2003 г.         

Перейти в раздел [ Разное ]

Иеромонах Анатолий (Берестов). Власть и религия

[семинар по проблемам взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями и вопросам противодействия религиозному экстремизму]

28-30 октября в стенах Тюменского государственного университета состоялся региональный семинар по проблемам взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями и вопросам противодействия религиозному экстремизму. Семинар открыли приветственным словом и.о. губернатора Тюменской области В.В.Якушев, заместитель председателя Тюменской областной Думы Г.С.Корепанов, ректор Тюменского государственного университета Г.Ф.Куцев и другие. В рамках семинара с докладами выступили руководитель Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадского в Москве иеромонах Анатолий (Берестов), кандидат философских наук В.М.Сторчак, зав. кафедрой теологии Алтайского государственного университета М.М.Валабуева и другие. Состоялся Круглый стол «Актуальные проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями и вопросы противодействия религиозному экстремизму».

Семинар обсудил широкий круг вопросов по заданной теме, в частности затрагивались проблема сект и национальной безопасности, вопросы правового статуса и налогообложения религиозных организаций, передачи имущества религиозного назначения, контроля за деятельностью религиозных организаций и так далее.

На семинаре присутствовали представители религиозных и светских кругов Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа, а также соседних Курганской и Челябинской областей. Семинар вызвал большой интерес у его участников. Надеемся, что круг вопросов, затронутых на этой встрече, найдет отражение в документах властных структур.

/из выступления иеромонаха Анатолия (Берестова)/

В Москве, в нашем Душепопечительском центре мы сталкиваемся с членами деструктивных сект оккультного характера, псевдоиндийских сект, Богородичного центра, сайентологами, иеговистами, членами церкви лжехриста Виссариона, «Сознания Кришны», новых течений движения «New Age», языческих культов, «Радостеи» и, как это ни странно, Аум Синрике. Да, Аум Синрике продолжает жить, существуют подпольные храмы, откуда поступают к нам психические развалины, которые собрать уже невозможно. Они становятся тяжелыми психотрониками. Мы занимаемся людьми, уже вышедшими или готовыми выйти из неокультов, их духовной, медико-психологической, психотерапевтической, социальной, трудовой, семейной реабилитацией, ибо наш Душепопечительский центр располагает штатом опытных врачей, психологов, психотерапевтов, психиатров-наркологов, невропатологов. Я сам являюсь доктором медицинских наук, невропатологом. За время, прошедшее с момента образования нашего центра летом 1996 года, через наш центр прошло более тысячи бывших культистов, более 15 тысяч человек, пострадавших от оккультизма, и более тысячи человек, практиковавших оккультизм, - колдунов, магов и прочих, более трех тысяч наркозависимых молодых людей. Когда разговариваешь с культистом, оцениваешь методы его вербовки, то видишь, что большое значение вербовщики придают деструктивным методикам – гипнозу, медитации, различным техникам введения в транс. Например, Кандыба насчитывает около трехсот методов введения человека в трансовое состояние – это ритмическая музыка и танцы, нейролингвистическое программирование, гипноз, веганская диета (лишение каких-либо животных продуктов), применение психотропных веществ, вплоть до наркотиков.

Эти методики применяются на начальном этапе, потом идет целенаправленное реформирование сознания человека. Как правило, результатом манипулирования психикой культиста является зомбирование его психики. Такого термина в науке нет, но этот термин уже прочно вошел в наш лексикон и можно обозначить его как развитие сильно выраженной психической зависимости культистов от лидеров культа, вероучения и образа жизни культа. Объект воздействия превращается в безличностное оно, низводится до уровня вещей, подвластных контролю и управлению, то есть становится говорящим орудием. Мотивация поступков определяется извне, но субъективно воспринимается им как результат собственного умозаключения. В таком манипулировании кроется главная опасность разрушительного влияния на личность человека. Разве не манипулированием является хождение иеговистов по домам, их настойчивость в поиске знакомства, в привлечении в свою организацию? Точно так же нередко поступают члены некоторых корейских протестантских и харизматических неопятидесятнических сект. Я знаю, по крайней мере, что многие высшие учебные заведения, университеты Москвы разбиты по секторам, которые посещают определенные лица из культа. Они составляют списки студентов по комнатам, отмечают, у кого были, какая последовала реакция, на ком можно поставить крест – не поддается. Определенная улица обслуживается определенным количеством культистов.

Как же совершается в деструктивных неокультах контроль сознания и реформирование мышления? Обычно контроль сознания осуществляется четырьмя способами. Первое – контроль поведения. Второе – контроль мышления. Третье – контроль эмоций. Четвертое – контроль информации.

Контроль поведения направлен на регулирование индивидуальной физической реакции. Это строгое определение того, где, с кем можно проживать, какую одежду носить, какую пищу есть, как и на какие темы говорить, сколько времени спать. Вся жизнь культиста протекает по строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физической, эмоциональной напряженной деятельностью, что оставляет мало времени или вовсе не оставляет его на уединение и размышление. Выработка зависимости. Система поощрений и наказаний, лишение самостоятельности, объединение по группам, наставничество или приятельство для наблюдения и контроля за вновь пришедшими подопечными. Доносительство лидеру об отклоняющихся от доктрины в мыслях и поступках.

Контроль информации осуществляется посредством использования обмана, умышленного утаивания информации или ее искажения, умышленная подача ложной информации, чтобы сделать ее приемлемой. Ограничение доступа к некультовым источникам информации, устранение приверженности к ним, например, запрет читать газеты и журналы, смотреть телевизор, посещать театры, общаться с бывшими культистами, праздновать общие праздники, дни рождения и т.д. Создание источников своей культовой информации, нужной для данного культа, издание книг, листовок, журналов, тиражирование аудио- и видеозаписей, выступлений лидеров, использование их цитат и формулировок.

Контроль мышления предполагает принудительное принятие догм и доктрин как истинных. Обычно доктрина формируется по принципу черное-белое, добро-зло, мы-они. Это приводит, естественно, к сильнейшему разделению людей и отделению от общества, семьи и друзей. Поощрение только хороших и правильных мыслей, навязывание специфической терминологии и мыслительных клише, запрет на критические вопросы о лидерах и доктрине.

Контроль эмоций осуществляется как сужение спектра личных чувств, в выработке и поощрении чрезмерного чувства вины, ритуального и часто публичного признания грехов, чрезмерном использовании страха. Как-то года два тому назад я был в г.Нефтеюганске и столкнулся с таким явлением. Меня пригласили выступить в одну из школ, куда собрали всех школьников – и младших, и старших классов. Я беседовал на тему о значении здорового образа жизни. После окончания моего выступления вдруг посыпался град вопросов о конце света. При чем здесь конец света? Я сразу спросил преподавателей – что, здесь иеговисты побывали? «Да, они у нас несколько дней работали». Оказывается, после выступления иеговистов у многих детей развился навязчивый невроз страха конца света. Именно этот навязчивый невроз конца света нередко детей и подростков приводит к самоубийству. Я столкнулся с этим и в Москве, и в Краснодарском крае, где в 2000 году в течение одного года повесились 18 подростков. Расследование показало, что все они были связаны с иеговистами.

Культ «бомбардирует» любовь, направленную на усиление потребности принадлежать к секте, через использование игр, подобных детским, объятия, прикосновения. Человек лишен очень часто в нашем мире любви и доброго отношения. Эта «бомбардировка любовью», отношения привязанности, добрых чувств, конечно, приводят человека в удивительное состояние и способствуют тому, что человек идет до конца с культистами.

Еще один аспект воздействия на сознание членов деструктивных культов - отказ от сна или его сокращение, что объясняется деланием духовных упражнений, необходимых тренингов или срочных и важных дел. Так устроен мозг человека, что при длительном лишении сна он довольно быстро воспринимает любую информацию не критически. Это является мощным средством воздействия в неокультах.

Группа как инструмент контроля сознания, оказывается, имеет важное значение. Деструктивность влияния культовой группы на личность проявляется в следующем: тотальности и абсолютности воздействия, полном контроле сознания. В культе обратная связь отсутствует. Группа влияет на личность, но личность на группу не влияет, поскольку она практически всегда изолирована от внешнего воздействия, не испытывает альтернативного влияния.

Система лидерства – фигура лидера часто носит харизматический (вплоть до обожествления) и диктаторский характер. Сплоченность членов культа не спонтанна, а спланирована и манипулируется лидерами культа. В результате такого массированного группового воздействия на личность человека очень часто у культистов развивается деиндивидуализация как результат стремления членов культа к однородности. Деиндивидуализация – это не побочный продукт культовой практики, а целенаправленно регулируемый процесс. Поскольку критика решений исключается, требуется обожение и самой доктрины, и ее проводников.

В итоге, попав в культовую группу, ее новые члены часто подвергаются крайне неэтичным методам манипулирования, благодаря которым руководство псевдорелигиозной организации может контролировать их мысли, чувства, поведение. Часто это приводит к раздвоению личности: есть Я докультовое и Я культовое. Я культовое в данном случае побеждает и доминирует над Я докультовым. Этот процесс раздвоения личности не носит характера раздвоения личности при шизофрении. У него другой характер и к тому же этот процесс обратим, но он приводит в большой степени к деструкции личности, нарушению поведения, нарушению мышления и в конце концов к тяжелым психическим нарушениям. Когда к нам приходит новичок, только что вышедший из культа, особенно ясно видны в нем две личности. В этот момент с ним очень сложно беседовать, но тем не менее правильно поставленная психотерапия, духовная беседа позволяют найти доступ к докультовой личности, пробиться к истинному человеку. Удвоение личности до определенного времени не носит тотального характера и является возвратным, но если человека не изъять из этой среды, то культовая личность постепенно вытесняет докультовую, и человек уже становится в духовном и мыслительном плане непробиваемым, как это часто мы видим у адептов секты лжехриста Виссариона, у сайентологов, иеговистов. У сайентологов нам приходится сталкиваться с последствиями тяжелых психических нарушений, особенно у тех, кто прошел одитинг. Нередко после одитинга развиваются острейшие психозы, которые требуют немедленного помещения больного в психиатрическую лечебницу, ибо если вовремя его не госпитализировать, он покончит с собой.

- Отец Анатолий, охарактеризуйте, пожалуйста религиозную организацию «Свет миру». Она с начала учебного года ведет занятия в тюменской школе №64.

- К сожалению, известно, что секты очень рвутся в школы и достигают школ в отличие от православных и мусульман. Очень часто секты приходят в школы под видом оздоровительных программ. У них хорошие программы, но при этом они проводят свою религиозную пропаганду. Особенно это характерно для оккультных сект, которые внедряют в школы оккультно-мистические практики. Я должен сказать, что это оккультная секта, ибо она широко применяет в своей практике введение в трансовое состояние и воздействие на подсознание своих членов. Так что, конечно, с моей точки зрения, внедрение в школы религиозной секты и помимо согласования с определенными органами и родителями является беззаконным.

- Какие основные методы эффективны при восстановлении личности, возвращении его в нормальное состояние?

- Есть разные методики реабилитации. Это духовные беседы, катехизация, работа с психотерапевтами, психологами. Если есть необходимость госпитализации, то госпитализируем в психиатрическую лечебницу. Вопрос очень сложный, однозначно он не решается. Есть разные направления и школы в мире, в том числе в России.

- Часто говорят о культах как о деструктивных организациях, имеющих экстремистский характер…

- Давайте сначала определим, что такое экстремизм, что такое терроризм. Одно и то же ли это? Экстремизм происходит от латинского слова «экстремикос» – это что-то крайнее, отдаленное, крайняя точка зрения или крайнее поведение, действие. Если крайнее поведение или действие, тогда мы можем говорить уже о терроризме, о силовом развитии экстремистского движения. Так что не будем путать экстремизм и терроризм. Экстремизм – это в первую очередь нетерпимость. Вот русофобия – это экстремизм, исламофобия – это экстремизм, но это никак не терроризм. Но экстремизм может перерасти в террор. Экстремизм может выражаться как в мышлении, идеологии, так и в поведении, в действии - и тогда можно говорить о терроризме. С моей точки зрения, религиозный экстремизм связан с несколькими основными причинами. Во-первых, это религиозный фанатизм или, по существу, религиозное невежество, неграмотность, ибо фанатизм, или слепая вера, несовместим с истинной верой, знанием. Фанатизм может быть только там, где есть незнание. Другой важный момент экстремизма – политические причины, амбиции, что мы видели на примере разделения наших народностей и республик на основе религиозной нетерпимости и политической амбициозности. Политики, как правило, используют религиозный фанатизм. Правильно, там, где нет знания, там легко взять под свою опеку и повернуть людей на какие-то неправильные и неправомерные действия. Если мы возьмем деструктивные неокульты, то увидим, что они, как правило, имеют центры своего руководства за рубежом и представляют интересы своих зарубежных хозяев. Так, свидетели Иеговы имеют своим центром США. Чьи интересы они будут отстаивать в сложной ситуации, в сложных отношениях между Россией и США? Уж точно не российские. Неопятидесятники, харизматы имеют свой центр в Европе. Неопятидесятнический пастор Уитнесс Ли создал богословие, которое несет сугубо нехристианские идеи сребролюбия и поклонения золотому тельцу. По существу, это уже экстремистское явление в христианской среде. Сайентология представляет во всех отношениях интересы США и выполняет у нас, по свидетельству многих исследователей, не только деструктивную роль, но и шпионскую. Об этом неоднократно сообщали средства массовой информации. Безусловно, это экстремистское политическое движение на грани терроризма и переходящее иногда в терроризм. Есть сведения, что сайентологи неоднократно создавали концлагеря на западе Германии, где содержались противники их учения. Создание этих лагерей не есть ли терроризм? Организация Муна и других корейских сект отстаивают интересы сугубо не российские. В этих сектах, как правило, меняют русские имена, меняют гражданство. Это экстремистское поведение. Что уж говорить об Аум Синрике? Это террористическая организация, ставящая своей целью завоевание мира. Наши доморощенные секты – Белое братство, Богородичный центр, секта Виссариона, которая, как известно, вначале развивалась на западные деньги. Даже сейчас эта секта поддерживается на западные деньги, учредив не религиозную, а светскую экологическую организацию, на счет которой поступают зарубежные деньги на строительство города Солнца. Оккультно-мистические движения рерихианско-философского толка превращаются в религиозные движения, в частности движение Нью Эйдж. Это сугубо экстремистское движение, также ставящее перед собой политические и завоевательные цели.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.