В ноябре прошел первый Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово». Предлагаем вам конспект размышлений журналистки "Русской линии" Ольги Штрум о результатах проведения этого форума.
В своем выступлении на открытии форума Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий обратил особое внимание на то, что далеко не все светские СМИ в наше время адекватно отражают церковную жизнь. Часто в освещении жизни Церкви преобладает один негатив. Светские журналисты часто упорно не желают замечать те позитивные процессы духовного возрождения, которые идут в нашей Церкви. Поэтому, сказал Его Святейшество, следует формировать наше собственное, церковное медиапространство. Нам настоятельно необходимы общеправославные газета, радио и телеканал, которые были бы светскими по форме и православными по содержанию. Без этого дело миссии будет пробуксовывать.
Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко особо подчеркнул, что, по его мнению, православные, церковные СМИ имеют не только узко конфессиональное, но широкое общегражданское, культурное значение. Данное созвучие мыслей предстоятеля РПЦ и представителя высшей государственной власти в полной мере вписывается в ряд попыток старого Минобразования ввести в государственной школе светский культурологический курс «Основы религиозной культуры», попыток, вызвавших всплеск плохо контролируемой ярости российских либералов, поток лжи, клеветы и инсинуаций в ряде либеральных СМИ.
Министр регионального развития РФ В.А. Яковлев основное внимание уделил задаче интегрирования религии в гражданское общество. Эпоха организованного управления религией со стороны государства прошла, заявил министр, и нет никакого смысла возвращаться к этой практике. Единственным цензором для конфессиональных (как, впрочем, и других) СМИ может и должна служить совесть самих журналистов.
Управляющий делами Московского Патриархата, председатель оргкомитета фестиваля митрополит Калужский и Боровский Климент главный упор сделал на миссионерском и сотериологическом аспекте деятельности церковных СМИ. Митрополит Климент считает целесообразным назначить официального духовника всем православным СМИ. Что касается светских СМИ, то они, по мнению владыки, играют в наше время крайне негативную роль, создавая в обществе, в сознании людей ложное впечатление нормативности греха.
Депутат Госдумы, доктор исторических наук Н.А. Нарочницкая сосредоточилась на необходимости создания в России альтернативного информационно-аналитического поля, поскольку так называемая официальная «аналитика» представлена в основном людьми, достаточно враждебно относящимися к традиционным русским православным ценностям. Подробно была рассмотрена дехристианизация современной Европы, что и составляет основу ее упадка. Россия, подчеркнула докладчик, - практически единственная страна в Европе, в которой еще ведется дискуссия об историческом проекте, отличном от глобалистского, что вселяет некоторую надежду.
Какие же мысли рождаются в связи со всем услышанным на фестивале? Прежде всего, совершенно очевидно что в информационном поле современного мира (и в том числе современной России) Церковь живет в условиях самой настоящей осады. Сколько бы ни взывали наши владыки к совести светских журналистов, сколько бы ни призывали их проповедовать Слово Божие, ясно, что в реальности большинство светских журналистов заняты совершенно другим. Именно либерализм, либеральный тезис современного постмодернизма об относительности всех ценностей, отрицание их иерархии, а отнюдь не Евангелие и десять заповедей являются мировоззренческой основой их деятельности. Поэтому мысль о формировании альтернативного, параллельного медиапространства, высказанная, в частности, Святейшим Патриархом и другими докладчиками, представляется вполне верной. Нужно только помнить, что миссия Церкви осуществляется все же не в безвоздушном пространстве, и поэтому невозможно при ее осуществлении этот самый мир абсолютно игнорировать. Поэтому формирование параллельного, альтернативного медиапространства должно органично сочетаться с освоением в интересах Церкви информационного пространства, уже существующего.
Здесь нельзя не сказать об очевидной лживости постоянных заверений либералов об их приверженности «плюрализму» и «терпимости». Опыт свидетельствует, что как только «плюрализм» реализуется на практике (то есть мы получаем равные с ними информационные возможности, хотя бы в рамках какого-либо отдельно взятого медиапроекта), то в условиях честной и открытой дискуссии либерализм тут же начинает проигрывать и стремительно сдает позиции, публично демонстрируя лживость, демагогичность и шаткость своих мировоззренческих и практических оснований.
Поэтому необходимо как раз, опираясь на Конституцию и закон о СМИ, упорно настаивать на формальном соблюдении принципа плюрализма, добиваясь для Церкви (представляющей, как никак, русское православное большинство) и православной общественности по меньшей мере равных информационных возможностей, наряду с другими субъектами информационного процесса и общественной жизни. При этом необходимо помнить об абсолютно правильном принципе, который не раз декларировался на фестивале: любое профессиональное выступление православного журналиста (в отличие, скажем, от проповеди священника или богословского исследования) должно быть светским по форме и православным по содержанию. Только в этом случае оно может достичь своей цели.
Крайне порочным является известное мнение о том, что, якобы, дело православных журналистов и православной прессы в целом должно быть ограничено проповедью и миссией, а любой аналитический материал по природе своей может быть написан только с сугубо светских позиций. Это крайне ущербный и вредный подход, загоняющий нас в информационное гетто, заведомо лишающий нас возможности бороться за серьезное влияние в объективно существующем, светском медиапространстве. Кому-то очень хочется, чтобы Церковь и Православие навсегда остались принадлежностью сугубо маргинальной сферы, а светское, так называемое «гражданское» общество продолжало жить по не то чтобы внецерковным, но просто антихристианским законам.
Особую опасность представляет внесение либерализма, либеральных представлений (то есть скрытого безбожия) внутрь самой Церкви. Это явление гораздо сложнее распознать, чем открытую, внешнюю войну с Церковью. Именно разжиженное, выхолощенное, мутировавшее «либеральное христианство» лежит в основе и кощунственно-пренебрежительного отношения к святым, и попыток внести в Церковь расколы и разделения, навязать дискуссию по ничтожным дисциплинарным вопросам, и замалчивания принципиальных оценок, даваемых нашими богословами разного рода маргинальным парацерковным движениям.
|