На вопросы отвечает иерей Максим Иванов, преподаватель Тобольской Духовной Семинарии
- Многие люди, батюшка, приходят на исповедь и не знают, а в чем каяться, собственно. Никого не бил, не убивал, ничего такого не воровал. В чем понятие греха? Грех – это преступление?
- Можно сказать, что грех – это преступление, это беззаконие, то есть нарушение закона.
Какого закона? Нравственного. Господь-творец создал законы, определенные параметры для существования вселенной, всего мира. Физические законы и законы нравственные бытия для существ, обладающих разумом, то есть для людей. Именно человек часто бывает нарушителем этих нравственных законов, и часто ему приходится расплачиваться за это духовными болезнями. Грех – прежде всего нарушение закона. В Церкви существует таинство исповеди, которое помогает преодолеть духовную болезнь с помощью Божией. Для этого нужно, конечно, желание самого человека.
- Бывает и другая крайность. Приходит человек на исповедь и говорит: «Я есть бездна греховная». Он переписывает из книжек, распространяющихся неизвестно кем, все виды грехов и приходит каяться. Где найти золотую середину? В чем действительно нужно каяться на исповеди?
- Бывает распространенная ошибка у тех, кто приходит на исповедь, в том, что они приносят какой-то формальный отчет и стараются показать как можно больше своих ошибок. Главное же – узреть не плоды древа, а корень его. Откуда эти проблемы? Святые отцы говорят, что корней таких у древа всего восемь. Восемь страстей человеческих. Они дают разные плоды, но важно-то увидеть корень, покаяться в каком-то конкретном деле, которое мучит, беспокоит, и иметь дух сокрушенный, сердце смиренное, «которое Бог не уничижит». Господь гордым противится, смиренным дает благодать. А смиренный человек тот, кто ощущает себя недостойным милости Божией, больным. Господь говорит по этому поводу, что именно больным он и Врач.
- По-русски слово грех происходит от слова "греть". Что это за жжение, горение?
- Если говорить об этимологии слова, можно провести параллель со священными текстами. В них говорится, что будет огонь неугасимый, вечные муки. Действительно так. Священное Писание говорит, что каждый человек должен будет принести отчет за прожитую жизнь на Страшном Суде Божием и обличать его будет совесть. Огонь совести, ее горение и есть его нравственные мучения. Человек ведь воскреснет и не только духовно, но и физически. Душа войдет в тело преображенное. У святых оно будет преображено для духовной жизни в Боге, а у грешных это будет помраченное тело, в котором они будут мучиться, гореть в геенне огненной.
- То есть совесть – это голос Бога в человеке, а стыд – то, чем сопровождается появление греха в человеке. Это благодатно на самом деле для него, попаляет в нем основание страстей.
- Да, именно стыд часто является неким препятствием. Люди путают. Если человек, скажем, ударился, поранился, он чувствует боль. Так же, если человек грешен, он чувствует стыд за содеянное. Это нормальное чувство, но его надо преодолеть, прийти на исповедь, покаяться в грехах и получить благодатную помощь от Бога. Когда приходят каяться в грехах, приходят не к священнику, и священник не сам прощает грехи. Грехи прощает Господь, но Он так устроил, что надо преодолеть этот стыд горделивый и прийти на исповедь.
- По-гречески грех это «амартия» – буквально «не попасть в цель». Что это за непопадание в цель?
- Я думаю, это связано прежде всего с неправильным ответом на вопрос «В чем смысл жизни? Ради чего я живу?» Если человек здесь ошибся, это уже неправильная посылка, которая даже чисто логически приводит к неправильным выводам. Святая Церковь вообще считает, что достаточно принять одну неправильную мысль, и она может погубить человека. Например,"Бога нет". И значит - все в мире случайно, значит человек сам себе законодатель и судья. Это погружает в безнравственность.
- Батюшка, задам страшный вопрос: а в чем смысл жизни?
- Вопрос, конечно, и страшный, и не простой. Смысл жизни – жить с Богом вечно, а Бог есть Любовь.
- То есть можно сказать, что смысл жизни – служить Богу и людям?
- Проще – да, и Святая Церковь так и говорит.