Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Новинки мультимедиа-ноябрь 2005
  • Съезд "Сибири молодой православной"
  • Новинки мультимедиа-октябрь 2005
  • Новинки DVD-октябрь 2005
  • Новинки мультимедиа-сентябрь
  • Новинки DVD
  • Главное - быть с Богом
  • Возраст мудрости
  • Новинки DVD
  • Новинки мультимедиа-август
  • Прикосновение к сибирским святыням
  • Новинки мультимедиа
  • Православное видео от "Русской недели"
  • Алла Ярошко (г.Сургут). Снайпер Анна Чудина. Участница юбилейного парада Победы г.Москве 2005г
  • Александра Соколова. О послушании жены верующей мужу неверующему
  • Новинки мультимедиа
  • Православное видео от "Русской недели"
  • Со святыми упокой
  • Зосима Мухаметов. Мой путь ко Христу
  • Обзор интернета - май 2005
  • Семинар для бухгалтеров
  • Награждение на епархиальном собрании
  • Вера Васильевна Абраменкова, доктор психологических наук, Москва. Эти безопасные, милые игрушки
  • В Москве прошли XIII Международные Рождественские чтения
  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Христианская семья и будущее России
  • Никита Сергеевич Михалков. Широкое дыхание страны
  • Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Роль Церкви в период кризисов на опыте Бесланской трагедии
  • Митрополит Калужский и Боровский Климент. Школа, семья и Церковь: задачи в условиях демографического и духовного кризиса
  • Сергей Георгиевич Глазьев, Депутат ГосДумы. Министр образования упорствует
  • Николай Дмитриевич Никандров, президент Российской академии образования. Православные традиции, семья и школа современной России
  • В Тюмени прошли IV Рождественские чтения
  • Алексей Владимирович Мальчевский. Председатель департамента по делам национальностей АТО
  • Николай Степанович Булышев. Председатель областного совета ветеранов
  • Вера Васильевна Абраменкова, доктор психологических наук, (Москва). Духовно-нравственное развитие детства и будущее России
  • Иеромонах Киприан (Ященко). Сохранение духовно-культурного наследия Росcии
  • Рекомендации IV Тюменских Рождественских чтений
  • Обзор интернета - январь 2005
  • Ответы на вопросы. На десять вопросов тоболяков отвечает преподаватель Тобольской Духовной семинарии игумен Маркелл (Павук)
  • Матушка Светлана Кошелева. Воспоминания детства
  • Диакон Андрей Кураев. Как относиться к исламу после Беслана
  • Обзор интернета - январь 2005
  • Ответы на вопросы. На десять вопросов тоболяков отвечает преподаватель Тобольской Духовной семинарии игумен Маркелл (Павук)
  • Игумен Маркелл (Павук). Губит человека не богатство, а пристрастие к нему
  • Матушка Светлана Кошелева. Воспоминания детства
  • Поздравления редакции
  • Обзор интернета - декабрь 2004
  • Просто Нина Васильевна
  • Православные СМИ: опасность либерализма
  • Диакон Андрей Кураев. Почему Украинская Православная Церковь поддержала Януковича?
  • О положении на Украине
  • Елена Николаевна Куличенко. Церковный календарь Беслана
  • Иеромонах Варлаам (Горохов),преподаватель ТДС. Философия религиозного опыта в творчестве И. А. Ильина
  • Командировка на войну
  • Хорошо в деревеньке нашей!
  • Обзор интернета - сентябрь 2004
  • Проф. Николай Данилович Матрусов, д.э.н. Национальное богатство России и его использование в свете православной онтологии
  • Обзор интернета - август
  • Ольга Иженякова. Записки дивеевской послушницы
  • Светлана Поливанова. Освобожденье от греха
  • Обзор интернета - июнь 2004
  • Обзор интернета - май-июнь 2004
  • Как мы встречали скворцов
  • И верь, и бойся, и проси
  • Первый фестиваль православных средств массовой информации
  • Обзор интернета - май 2004
  • Чтобы спокойно и нерассеянно помолиться... Некоторые замечания по поводу паломничества в Тобольск княгини Ольги Александровны
  • Схимонахиня Елизавета (Евтихеева) (1928-2004 гг.)
  • Боженька. В.Н.Белоусова
  • Обзор интернета - апрель 2004
  • Письмо от бывшего баптиста
  • Обзор интернета - март 2004
  • Наказы избирателей кандидату в Президенты РФ В.В. Путину
  • Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Основные озабоченности в сфере внешнего служения Московского Патриархата
  • Обзор интернета - февраль 2004
  • Оружие православного воина
  • Интернет-гегиена
  • Обзор интернета - январь 2004
  • Поздравляем и благодарим
  • Неопалимая купина
  • Статистика сайта www.ihtus.ru
  • Обзор интернета - декабрь 2003
  • Господь - хранитель твой
  • История семейных реликвий
  • Н.К. Бибеева. Раздумья о главном
  • и.Анатолий Берестов. Власть и Религия
  • Путешествие к небесному покровителю
  • Обзор интернета - октябрь 2003
  • Обзор интернета - июнь 2003
  • Старик
  • Обзор интернета
  • Тюменское благочиние приглашет детей на отдых
  • Помогите строительству храма
  • Обзор интернета
  • Духовное воспитание студентов-медиков в истории развития медицинского образования Тобольскому медицинскому колледжу им. В. Солдатова – 125 лет
  • Господь спас моего ребенка
  • Первое слово в букваре
  • Паломничество из Салехарда. ЦЕРКОВЬ - оздоравливающая, животворящая сила общества
  • Обзор интернета - 3
  • Господь и сейчас творит чудеса
  • Конкурс журналистов "Православие и СМИ"
  • Обзор интернета - 2
  • Обзор интернета
  • Юлианский календарь - икона времени
  • Поздравляем!!!
  • Завет и закон
  • Епархиальный фестиваль детских хоровых коллективов
  • История в Абалаке
  • Письмо в редакцию
  • Освящение колоколов в Ханты-Мансийске
  • Международный фестиваль православных телевизионных и радиопрограмм "Радонеж"
  • Не стоит село без праведника
  • Наш язык и наше слово
  • Движение "Сибирь молодая православная" помогает в работе прихода г.Пыть-Яха
  • Послушник. Бывший рэкетир ушел в монастырь
  • Крест осужденных
  • Хор стал как малая церковь
  • О работе конкурса-семинара «Православие и средства массовой информации»
  • Новый сибирский епископ
  • Патриарх Алексий осудил выступления части верующих против индивидуальных номеров налогоплательщиков
  • Фашисты и антисемиты
  • О грехе и об исповеди
  • Жизнь благодатная
  • Новая паломническая служба
  • О Православном церковном этикете.
  • Церковь и национальное самосознание
  • Любовь Васильевна Родионова Рассказ матери. Биография мученика воина Евгения
  • Показать Красоту без сладких слюней
  • У России заработал инстинкт самосохранения
  • проф.Костецкий В.В. "И гость, и странник..."
  • О поиске новых подходов к преподаванию вечных истин детям
  • Символико-богословский смысл таинства покояния.
  • Основы духовной жизни в Православии
  • Отец Николай Цирке "О духовной жизни"
  • Прости меня, Господи
  • Нововведения в системе налогообложения как потенциальный источник социального конфликта
  • Православие и наука на пороге третьего тысячелетия
  • Забытое счастье
  • Государство и Церковь
  • А вы знаете, что значит этот грех?
  • Церковь и национальное самосознание

         "Россия - во мгле. В хаосе лжи и смуты она бредет, истощая последние силы, сама не зная куда, - лишенная веры и здравой исторической памяти, преданная вождями, оболганная клеветниками, окруженная хищной толпой претендентов на ее грандиозное многовековое наследие. Россия - над бездной. Разоренная междоусобием, тщеславием и стяжательством, задыхающаяся в тисках экономического кризиса, межнациональных конфликтов и политических склок, одурманенная пропагандой разврата, насилия и вседозволенности, она чудом удерживается на краю пропасти, в мрачных недрах которой ее ждут ужасы гражданской войны и окончательного государственного распада. Россия ждет нашей помощи. Ждет, что ей укажут путь, на котором она обретет покой и мир, достойную жизнь и великую цель. С каждым шагом по мрачному бездорожью тают жизненные силы Руси. Каждое движение в направлении истинном, благотворном - обновляет ее волю и державную мощь. Найдется ли проводник?.." - эти слова приснопамятного владыки Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, были сказаны им 6 лет назад. Они остаются актуальными и по сей день.
         Что происходит? Этот вопрос задавали себе на протяжении последних лет миллионы наших соотечественников, в немом удивлении наблюдая, как вдруг, без всяких видимых причин, обрушилась величайшая империя мира - Советский Союз, - пережившая за семьдесят лет своего существования голод и холод, разруху и кровавый террор массовых репрессий, жесточайшую в истории человечества войну и беспрецедентное экономическое давление Запада. Мощная на вид государственность сверхдержавы оказалась беззащитной перед лицом идеологической катастрофы. Внезапный мировоззренческий обвал обнажил лживость официальных доктрин, лишив в одночасье грандиозный государственный механизм всякого смысла существования. Катастрофичность русской истории, особенно ее последнего столетия, - очевидна. Что это - случайность или закономерность? Что необходимо предпринять, дабы предотвратить дальнейшие катаклизмы? Какие ценности должны быть положены в основание русской жизни? Эти и другие вопросы все чаще и чаще задаем мы себе. Из них наиболее неотступно преследует нас следующий: что же все-таки с нами происходит? И это естественно, потому что какую бы сферу нашей жизни мы ни взяли, везде сталкиваемся с проблемой кризиса: кризис власти, кризис образования, кризис армии, кризис экономики, кризис экологии, кризис культуры. О чем все это говорит? О том, что кризис, переживаемый нами сегодня, есть кризис не политический, не экономический, не экологический, не культурный, не другой какой - это кризис личности, кризис нашего самосознания. Это - прежде всего, мировоззренческий кризис. Только кризисом можно объяснить глобальность бед, которые постигли сегодня наш народ и наше государство. И легко доказать, что в основе всех бед лежит неспособность многих наших соотечественников отличать добро от зла. Достаточно внимательно посмотреть программу новостей по телевидению, чтобы ужаснуться, увидев, как люди не ведают, что творят. Политика в России всегда была политикой принципов. Сегодня же это политика интересов корпораций, интересов политических партий и, что самое отвратительное, интересов отдельных олигархов. Но что означает такая государственная политика? Не случайно мы сталкиваемся сегодня с весьма распространенным и угнетающим сознание людей фактом, когда политики с легкостью обещают многое во время своей предвыборной кампании, но немедленно забывают эти обещания, взойдя на желанную ступень политической власти. И невозможно отделаться от чувства, что здесь мы имеем дело не с плохой политикой, а с плохими людьми, что здесь прежде всего имеет место нравственная проблема. Если мы продолжим размышления и поговорим об экономике, становится совершенно ясно: дело не только в том, что у нас нет эффективных экономических программ. Можно испортить любую, самую блестящую, программу, если работать спустя рукава, забывая, что такое долг, что в труде человек должен творчески выражать себя, а не стремиться только к собственному обогащению вне зависимости от результатов труда. Никакая самая распрекрасная экономическая теория, никакие самые замечательные и распрекрасные экономисты не могут изменить наше положение, пока на предприятиях будет место циничной лжи и воровству друг у друга. Какая экономическая политика поможет нам в условиях разграбления национальных богатств?
         А наше экологическое положение? Загрязненные города, села, водоемы... Пока подросток с легкостью ломает дерево, топчет траву и цветы на клумбе, пока он воспитывается в сознании вседозволенности по отношению к природе, которое затем, когда он вырастет, превратится в преступное сознание на уровне политики, - мы не преодолеем кризиса. Ибо корни его - в душе человека, уже не говорим о преступности.
         Если нравственность можно определить как способность отличать добро от зла, используя Богом данную свободу для ориентации личности в сторону правды и добра, то совершенно очевидно, что без духовно-нравственного возрождения мы не преодолеем кризиса, а значит всех тех соблазнов, разломов и трагедий, которые омрачают сейчас жизнь нашего Отечества и душу каждого из нас. Впрочем, несмотря на кризис, в котором мы находимся, несмотря на многие скорби, которые имеют место в нашей жизни, мы сегодня обладаем свободой, возможностью самоопределения и как общество, и как народ, и как государство. Эту возможность самоопределения нельзя потерять. Напротив, именно теперь нужно сделать тот исторический выбор, который приведет наше Отечество к процветанию, а народ - к духовному и материальному благополучию.
         Национальное самосознание является главной чертой любого характера. Огромное значение в процессе его формирования имеет религиозный фактор. Так, на Руси в течение почти целого тысячелетия, с момента ее Крещения и вплоть до трагических событий начала XX века, действовал церковный идеал святого человека-праведника. К нему наши предки стремились с детства. Именно поэтому жития святых были самым популярным жанром древнерусской литературы, они оставались излюбленным чтением и в послепетровской, и в дореволюционной России. Их читали и перечитывали, они входили в плоть и кровь русского человека, формируя его национальное самосознание. Большой знаток древнерусской литературы академик Д.С. Лихачев писал: "Нравственное начало всегда было необходимо в общественной жизни; честность, добросовестность в труде, любовь к Родине, презрение к материальным благам и в то же время забота об общественном хозяйстве, правдолюбие, общественная активность - всему этому учат нас жития". Идеал святости, описанный в церковной литературе и любезный русскому сердцу, находил свое воплощение в жизни конкретных людей. Некоторые из них впоследствии были прославлены в лике святых, имена многих не сохранились в истории, хотя путь их земной жизни был примером для подражания современникам. Святые Руси обладали церковным национальным самосознанием, которому всегда было чуждо стремление к поглощению одной нации другой. Впрочем, ему было чуждо и смешение всех наций и всех культур в какой-то общий конгломерат, что имело место в истории России в послереволюционный период.
         Теперь, в ретроспективе всей нашей отечественной истории XX в., становится особенно очевидным, что революция 1917 г. была для России национальным и религиозным самоотречением. Наступление большевистского режима на русское национальное самосознание было одновременно и наступлением на Всероссийскую Православную Церковь. Новая власть стремилась привить русскому народу комплекс вины перед другими народами России. Преодоление последствий трагического опыта революции является в настоящее время национальной задачей. На пути к достижению этой цели нам нужно объединить усилия. Сегодня как никогда нам необходима объединительная идея. Она должна быть органичной для нашего национального самосознания как результат синтеза высокого духовно-нравственного идеала, который был проповедан Православной Церковью, усвоен нашим народом и вошел в плоть и кровь нашей культуры, и подлинного патриотизма. Это есть идея просвещенного (от слова "святость") патриотизма, ибо нравственный идеал Евангелия способен предохранить патриотическое чувство и патриотическую мысль от крайностей, очистить, возвысить и подлинно освятить их. Одухотворенный Православием патриотизм ни для кого не опасен, как не опасно само Православие - религия любви и мира. За этой-то идеей и пойдет наш народ, ибо она органична нашему прошлому и неразрывно связана со всем, чем дышим и живем мы, русские люди, несмотря на все трудности нашего исторического пути.
         Семьдесят лет государственного атеизма в стране не истребили ни религиозного чувства, ни тяготения к духовным ценностям у многих наших сограждан. Сегодня мы убеждаемся, что идеал жив, что люди проявляют интерес и стремление к нему, хотя многие из них не способны воспринять его в рамках непосредственного религиозного опыта. Однако они чувствуют, что Православие - это неотъемлемый элемент русской национальной культуры, что в нем - духовная и нравственная сила, на протяжении веков скреплявшая народ и объединявшая Отечество. Какие же средства нужны для того, чтобы возродить традиционный духовно-нравственный идеал, сделать его зримым, привлекательным и понятным для наших людей? Это, прежде всего, "воцерковление". Воцерковление - это не возрастание политической роли Церкви, не стремление сделать приоритетными интересы церковных структур. Воцерковление - это преодоление разрыва между опытом повседневной жизни и религиозным опытом, который мы обретаем в Церкви. Через воцерковление духовно-нравственный идеал Православной Церкви из предмета интереса и осторожного любопытства становится целью, осуществляемой в личной, семейной и общественной жизни. Через воцерковление человек входит в молитвенный и литургический опыт Церкви и в этом опыте черпает благодатные силы для построения личной жизни и общественного служения. Наше общество в условиях опасного усугубления нравственного кризиса, ради самосохранения должно быть кровно заинтересовано в оживлении духовно-нравственного идеала, в течение веков определявшего поведение и поступки миллионов русских людей, от крестьянина до царя. Воцерковление нашего народа способно воскресить Россию и дать ей силы вновь стать Святой Русью, способной противостоять силам зла и разрушения. Церковь, исповедующая Божественное происхождение нравственного начала в человеке, способна предотвратить в обществе нравственный релятивизм, возникающий всякий раз, когда отрицается высокое происхождение нравственности, а вместе с тем и абсолютное ее значение. Однако когда мы говорим "Церковь", то должны ясно осознавать, что Церковь - это не только и не столько люди в рясах - духовенство, сколько миллионы мирян, полнокровных членов Русской Православной Церкви, это все мы, крещенные в православной вере.
         В наши дни многие народы земли находятся в состоянии духовного кризиса, когда размываются истинные представления о Боге и о человеке как творении Божием. В нашей стране, кроме того, многолетнее господство атеизма насильно лишило несколько поколений людей духовных знаний, опустошило души. Появилось много лжеучений, настойчиво и целенаправленно подрывающих многовековые традиции и устои нашего народа. Проповедники этих лжеучений открыто выступают в средствах массовой информации, в концертных залах, домах культуры и на стадионах, организуют свои издательства и распространяют свою литературу, открывают школы и вторгаются в систему государственного образования, финансируют обучение молодежи за рубежом и так далее. Хотя пресса и продолжает еще упрекать общество в "моде на Православие", но в жизни все обстоит как раз наоборот - реальна мода на оккультизм, на всякого рода псевдорелигиозный мусор.
         Наш нынешний соотечественник оказался незащищенным перед натиском этой стихии. И здесь работает совершенно конкретная закономерность. Семьдесят с лишним лет нас воспитывали в том, что религия - это явление со знаком минус, а атеизм - со знаком плюс. Жизнь показала, что система, основанная на атеизме, не сработала, и многие люди разочаровались. Произошло некое обратное движение, и атеизм начал восприниматься априори со знаком минус, а любая религия, любое слово о Боге - априори со знаком плюс, совершенно некритично, с полным доверием. В результате такого примитивного деления на веру и неверие иногда возникают подобные ситуации: директор школы предоставил для проповеди приезжим сектантам актовый зал и на вопрос священника: "Зачем вы впустили в свои владения каких-то заезжих миссионеров, у которых нет ни одного последователя, а их деятельность запрещена в Европе?" отвечает: "Что же здесь плохого? Они ведь о Боге говорят!" Но ведь сфера религии - это сложнейшая сфера, где действительно есть разные пути к Богу, но могут быть и ложные пути, тупики, явления крайне опасные, подрывающие духовное и даже физическое здоровье человека.
         Такой духовной растерянности мы должны противопоставить православное религиозное образование. Но что происходит у нас в этой области? Все вроде бы голосуют за духовное возрождение, за нравственность. Но в то же самое время в наши школы, подчас при поддержке чиновников от образования, приходят заезжие миссионеры и обращаются со своей проповедью к нашим детям. Когда же Православная Церковь заявляет, что она должна иметь право обращаться к народу, и в частности к детям, то нам говорят: "Нельзя. Свобода совести, свобода выбора не позволяет". Мы на это ответим: "Где же здесь свобода выбора, если 80% наших детей, крещенных в Православной Церкви, не имеют права пригласить к себе священника, а в классе, где нет ни одного сектанта, ни одного приверженца восточных культов, - ко всем 100% учащихся приходят проповедники этих религий нарушая тем самым свободу 80% детей крещенных в Православной Церкви ?!" Мы не хотим совершать никаких противоправных действий, нарушающих свободу совести. Нам только нужна возможность официально прийти к нашим детям, и если государство провозглашает принцип свободы совести, если оно включило его в конституцию, то оно должно материально обеспечивать его реализацию. Ведь в той же Финляндии, например, если в классе около 10 детей исповедуют ту или иную религию, государство берет на себя ответственность за преподавание им - не всему классу, а именно им - этой религии. Давайте введем и у нас эту пороговую величину, например, 25%. Если больше 25% детей желают изучать ту или иную религию, государство обязано обеспечить такое обучение и законодательно, и материально. Однако нам говорят: "Нет, давайте изучать религию факультативно". Но что такое факультатив? Это преподавание религии в свободное от уроков время. Мы все были детьми и знаем, что такое высидеть шесть часов на уроках. Кто после этого пойдет на уроки религии - три-четыре энтузиаста, и то изредка. Впрочем, мы согласны и на такое условие, - на безрыбье, как говорится, и рак - рыба. Однако все чаще при этом беспокоит мысль: быть может, рассуждениями о свободе совести кое-кто прикрывает свои усилия помешать преподаванию религии в школе, желая лишить наших детей духовной пищи?
         Конечно, принцип свободы совести должен соблюдаться неукоснительно. Именно поэтому православный священник должен иметь возможность приходить туда, где присутствуют православные люди и где они желают встретиться с пастырем: в школу, в армию, в больницу и так далее.
         Мы наблюдаем и то, что из телевидения и радио уходит национальная и даже общечеловеческая культура. Происходит безудержный рост антикультуры, пропаганда секса, насилия, развратного и преступного образа жизни. Насилие навязывается в качестве единственного способа разрешения конфликтных ситуаций, изменения порядка вещей. Запущены в действие колоссальные средства направленного воздействия на человека с целью кардинального изменения его менталитета и поведения - изменения, к сожалению, не в лучшую сторону. Перед этим особенно беззащитно молодое поколение, еще не успевшее укрепиться в положительной системе ценностей. Пусть школьный учитель, которому вверены молодые души, своим словом и личным примером возрождает духовно-нравственный идеал, в полной мере присущий отечественной литературе, искусству и культуре в целом. Тогда вскоре все изменится к лучшему, ибо что он посеет, то мы и пожнем.
         Сейчас просто необходимо нашим детям, нашей молодежи помочь сбросить с себя путы псевдо-культуры, выработать способность к самозащите от потока лжи, дезинформации, пропаганды пошлости, насилия, особенно разрушительно действующего на детское сознание. Как важно, чтобы вечные вопросы о добре и зле, о смысле человеческой жизни, о непреходящих нравственных ценностях снова заняли достойное место в системе нашего образования! Духовно-нравственный идеал, который стремится возродить в России Православная Церковь, не представляет опасности ни для кого, ни для одной социальной группы. Наша Церковь многонациональна и имеет многовековой опыт мирного сосуществования с другими религиями: буддизмом, исламом, иудаизмом. Она готова со всеми сотрудничать ради достижения мира и гражданского согласия. Русскому человеку свойственен дух универсализма, соучастия. Православный человек не может быть националистом. Он открыт для диалога и взаимодействия. Духовное возрастание личности осуществляется в ее ближайшем окружении: в семье, в трудовом коллективе, в церковной общине, наконец. Именно на это окружение проецируется наш внутренний мир. Духовно возрастая, мы преображаем самих себя, наши семьи, общественные отношения, мы преображаемся как народ. Но с другой стороны, культурная среда обитания является нашей колыбелью, мы возрастаем в ней, усваивая черты национальной идентичности; и для нашего спасения отнюдь не безразлично, каковы эти черты. Поэтому Православная Церковь воспитала и национальное самосознание народа, привнеся в него возвышенный христианский нравственный идеал и любовь к земному Отечеству, к своему народу, видя в этом один из реальных путей осуществления заповеди Божией о любви к ближнему. Совершенно очевидно, что настало время, когда все мы должны задуматься о путях духовного обновления нашего народа и возрождении его национального самосознания, обладая которым наш народ сможет по-настоящему понять, какую опасность для будущего благополучия России несут экономическая дестабилизация, утечка ее интеллектуальных и творческих сил, распродажа ее богатств, отравление окружающей среды, реклама западного образа жизни, внедрение в сознание людей культа жестокости и бесчувственности и, наконец, пропаганда распущенности, несущей человеку потерю нравственного достоинства, разрушающей устои семьи и таящей в себе угрозу нации. Свое выступление я хотел бы закончить словами русского философа и государственника Ивана Александровича Ильина: "Когда мы смотрим вперед и вдаль и видим грядущую Россию, то видим ее как национальное государство, ограждающее и обслуживающее русскую национальную культуру. После длительного революционного перерыва, после мучительного коммунистически-интернационального провала Россия вернется к свободному самоутверждению и к самостоянию, найдет свой здравый инстинкт самосохранения, примирит его со своим духовным самочувствием и начнет новый период своего исторического расцвета".

    Иванов Максим Владимирович, Тобольская Духовная семинария


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.