ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№1 2004 г.         

Перейти в раздел [ Разное ]

Оружие православного воина

Вдумаемся в смысл написанного более ста лет тому назад письма, впервые опубликованного в Москве в 1893 г., И станут более понятны причины былого величия нашей Российской державы и победоносности ее воинства.

Если тебе, сын мой, Бог приведет быть в солдатах, то и там живи по-Божьи: храни себя так, чтобы и в малом Бога не прогневать.

Прежде всего Великому Государю служи верой и правдой, в бою будь тверд, бесстрашен, стой мужественно против врагов, сам отнюдь в руки не давайся: бейся храбро, пока на ногах стоишь.

Больше всего бойся измены, чтоб не быть тебе под проклятием и не погибнуть навеки: лучше умереть, чем изменить.

А если тебя сонного и раненого захватят в плен, то не сказывай неприятелю, что наши терпят недостаток в продовольствии или припасах военных, говори: «Мы всем довольны, нет у нас ни в чем скудости». И если бы тебя мучить стали, ни слова не говори о недостатках своего войска, лучше смерть прими, а недостатков не объявляй врагу; тогда ты ко святым мученикам будешь причтен. Если станут спрашивать: сколько у вас людей в строю, скажи: «Я знаю только, сколько у нас каши, а сколько всех нас в армии, того знать мне незачем, потому что я простой солдат». Про своих товарищей сказывай: «В бою они все храбрецы, все старые солдаты, опытные, а нашей братии - новичков - не много наберется». И если уйдешь от них в свои полки, то все, что видел у них исправного, объяви тайно своему начальнику, а своим товарищам не говори, что враги сильны и всем изобильны. Будь ты, сын мой, Богу и Великому Государю верный слуга, будь доволен своим жалованием. А если определенного жалования не достает тебе, то займись каким-нибудь рукоделием, чтобы добыть себе что-нибудь честным трудом, а в неправое дело не мешайся, никого ни в чем не обижай, ни у кого ничего не отнимай, и неправильного приобретения бойся, как огня, чтобы тебе Бога не прогневать и за неправду души своей не погубить.

Если будешь у кого на квартире стоять, хозяина дома ни в чем не притесняй: будь ему слуга, а не господин; хотя ты чином и службою Царю и велик перед ним, однакоже будь во всем кроток и послушен ему, ни в чем ему досады не причиняй, говори с ним всегда любовно и ласково. Господа ради будь кроток: ты не уронишь чести тем, что будешь обходиться мирно и любовно с хозяином твоей квартиры. Знай, сын мой: где любовь, тут и Бог пребывает, а где вражда и досада, там дьявол бывает. Рассуди же сам: с Богом или дьяволом лучше жить?

Дома многие держат себя храбро, а на войне за других прячутся. Кто же у себя дома смирен, тот в бою бывает храбрец. Я хорошо знал одного солдата: он был такой смирный, что его звали курицей, нельзя было и солдатом назвать, а под Чигирином он десятка два или три турок изрубил собственноручно. И если б посмотреть на него, то никто не поверил бы: росту небольшого, лицом сухощавый, к тому же еще и сутуловатый, и летами уж немолод был, а по смирению и обходительности не скоро другого такого и подобрать можно. За эту-то кротость Бог ему Свою помощь посылал, так что товарищи не могли надивиться его храбрости. Так и ты, сын мой, не смотри на злых озорников: между своими будь ласков и добр, а в бою против врага будь сердит и безстрашен; дома будь кроткою овечкой, а на поле бранном - львом, страшным для врага.

Святое Евангелие дает такие заповеди воинам: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием (Лук. 3, 14). И только за сии три добродетели или заповеди воинам обещано спасение, тем более если приложить к ним пост и молитву, и от блуда воздержание, потому что в бою чистота лучше щита медного, да и в гражданском быту чистота - великое добро. Израильтяне были в бою народ непобедимый, поэтому враги их нарочно подсылали к ним жен своих и девиц, чтобы те с ними грешили, чтобы за блуд Бог попускал им одолеть израильтян.

Видишь, сын мой, изстари даже неверные знали, что чистота в бою дороже щита, а блуд - погибель.

Об одном греческом воине повествуют, что когда он шел войною против болгар, то по пути случилось ему ночевать у одного человека; ночью пришла к нему девица и стала на грех побуждать. А он удержался и три раза прогонял ее от себя. Потом он заснул, и видится ему поле, и на том поле видит он греков побитых; все поле покрыто было трупами, и между них он увидел пустое место, так, как можно лечь одному человеку; и было ему сказано: «Лежать бы тебе на этом месте, но за то, что три раза боролся со змием, ты не будешь убит».

Вот как, сын мой, чистота телесная хранит человека в бою; а если будет воля Божья, и чистого человека убьют, то он к святым мученикам будет сопричтен.

А кто живет блудно и во всяких неправдах пребывает, тот хотя бы и за веру пострадал, однако же один Бог ведает, получит ли он награду за то.

Бойся же, сын мой, блудного греха. И когда нет войны, ты хотя бы два раза в году исповедывайся и Святых Таин причащайся. А в военное время во все четыре поста говей и причащайся, и будь на всякий день готов умереть.

Воину надо хранить себя от всякого греха, как бы кого не обидеть, и жить в чистоте, потому что ему надобно всегда быть готовым к смерти. Если увидишь, что неприятель гонится за твоим офицером или товарищем, или за другим кем, то (хотя бы этот человек и зло тебе какое учинил) ты всячески постарайся избавить его от беды. И если тебе удастся спасти его, ты не хвались тем, что себя не пожалел и врага своего от смерти избавил: пусть знает это только Бог да совесть твоя, потому что дело великое - зла не помнить. Господь заповедует: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас (Мф. 5,44). И кто так поступит, тот сыном Божиим наречется. А если ты, сын мой, выручая недруга своего, будешь сам убит, то я и сказать не могу того, как Бог за сие возвеличит тебя во Царствии Своем и вечною славою прославит.

Господь сказал: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоанн. 15,13), а тем более - если положит душу свою за врага!

В военном деле командирам своим - как старшим, так и младшим - будь во всем послушен; ружье имей в исправности, порох держи в сухом месте; зарядов попусту не расходуй, чтобы казна Государева напрасно не пропадала, и учись стрелять в цель: ни одной недели не пропускай, чтобы хотя бы раз в цель не выстрелить. Тогда ты и один послужишь за десятерых.

Да смотри, сын мой, не носи при себе никаких заговоров. Если будешь иметь их при себе, то Бога оскорбишь тем: ведь они вместо Бога будут у тебя, и если с ними убьют тебя, то и кровь твоя, и душа ни за что погибнут. А если скудность будешь терпеть, ты ничего у других не отнимай насильно: лучше Христовым именем питайся или у своей братии нанимайся, а силою ни у кого ничего не отнимай: избави тебя Бог от этого! Помни: солдатством души своей не погубишь, а злыми делами погубишь.

(Из сборника «Отеческий завет», Москва, 1893 г.)

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.