ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№2 2005 г.         

Перейти в раздел [ Разное ]

Николай Дмитриевич Никандров, президент Российской академии образования. Православные традиции, семья и школа современной России


Основной девиз, который определяет нынешние Рождественские образовательные чтения, - «Школа, семья, Церковь - соработничество во имя жизни» - с одной стороны вполне самоочевиден. Действительно, разве не ясно, что когда все институты воспитания имеют общие цели и работают вместе, дело должно идти лучше. Еще апостол Марк предупреждал об опасности обратного, об опасности несогласия и раздоров. Он говорил: «Если царство разделится само в себе, не может стоять царство то, и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот». Но с другой стороны, мы достаточно далеки от нерушимого единства в определении цели воспитания. И это вполне естественно при небывалом социальном расслоении. Ведь сколько бы мы ни говорили об общей цели воспитания гражданина России, богатство и бедность разделяют нас сейчас, как никогда ранее. Кроме того, по-прежнему есть силы, которые сознательно выступают против соработничества Церкви и государства в вопросах воспитания.

Но объединение усилий необходимо. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях свободы мы не можем рассчитывать на успех воспитания, полагаясь либо только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу, либо только на семью. И дело не в том, что государство или система образования ставят целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение. Дело в том, что ориентируясь на рыночную экономику, мы должны помнить и трудности перехода к ней. Капитализм, разумеется, не идеальное общество, об этом писали и самые успешные капиталисты, например, Сорос. По сути, об исчерпанности капиталистической модели было четко сказано на конференции в Рио-де-Жанейро более десяти лет назад. Но даже тот относительно стабильный социальный мир, который достигнут в так называемых развитых странах, есть результат многих десятилетий и столетий далеко не безоблачного развития. Соответственно, опора на свойственный капитализму холодный расчет, индивидуализм, конкуренцию, приобретательство, которое проповедуется у нас с самых высоких трибун и в средствах массовой информации в последнее время, опора не надежная. Она уже доказала свою разрушительность и бесперспективность.

И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, его воспитания, его внутреннего мира и начинается в семье. Еще Иван Александрович Ильин писал, что «жадный пустит в ход все средства, продажный все продаст, человек, в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайно-явное преступление». Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства. А другой известный русский философ Николай Александрович Бердяев, касаясь проблемы свободы человека, особо подчеркивал: «Общество имеет тоталитарное притязание говорить человеку: «Ты мое создание и безраздельно принадлежишь мне». Человек же принадлежит не только обществу, но и духовному началу и в этом источник свободы. Как тут не вспомнить бурные споры психологов о био- и социо-, о том что в нас от биологической природы, а что от социальной сущности человека. Эти споры были на самом деле важны и полезны, и интересны в исследовательском плане, но они совершенно не учитывали то, что социальная сторона есть и у высших животных, однако только человек имеет еще и духовную природу. В результате применительно к психологии было сказано: психология должна была стать наукой о душе, а стала наукой о ее отсутствии.

На какие же духовные ценности мы можем ориентироваться, что можем надеяться воспитать в человеке, и воспитать только в сотрудничестве школы, семьи и Церкви? Прежде всего, уважение к семье, понимание ее высокой ценности. Анонимные вопросы показывают, что, как и прежде, среди ценностных ориентиров молодежи семья занимает высокое место, выше, например, материального благополучия. Но чаще всего при этом имеется в виду не та семья, которую молодой человек создаст сам, а семья, в которой он родился, которая была и остается его естественной опорой в трудные времена. Свою же семью молодые люди сейчас создавать не спешат. Как результат, в России треть детей рождаются вне брака, в то время как двадцать лет назад вне брака рождался один ребенок из двадцати. Конечно, сейчас мы не используем уничижительного термина «незаконнорожденные дети». Формально дети из неполных семей, говоря языком юридическим, не поражены в правах, но понятно, что в большинстве случаев они получают меньше заботы, меньше материальных благ, нередко и меньше любви. А вот некоторые страны сильной и непрерывной христианской традиции дают другую статистику. В Греции, например, вне брака рождается 4% детей, в Италии 9%, напротив, Эстония, которая в прошлом году заслужила похвалу международных рейтинговых организаций за уровень экономической свободы, оказалась на четвертом месте против сто двадцать четвертого российского места. Там рождаются вне брака более 50% детей. Исторически религии и, разумеется, Русское Православие всегда придавали семье, семейным устоям, воспитанию детей, уважению к родителям огромное значение. Вспомним десять заповедей, которые еще старше христианства, но были им восприняты. После четырех заповедей, которые определяют отношение человека к Богу, первая заповедь из тех, которая определяет отношение человека к человеку – чти отца твоего и мать твою. Конечно, мы нередко слышим о противоестественных случаях неуважения детей к родителям, их отказе помогать в дни нередкой сейчас нужды, слышим о том, как молодые матери иногда отказываются от детей, как физические отцы и матери превращают детей в источник наживы или просто забывают об их существовании. Но это все же исключения, увы, не такие редкие. И всем своим вероучением, всей своей деятельностью Церковь всегда укрепляла авторитет семьи, выступала и выступает за семейное воспитание.

А проблемы в семье не простые. В большинстве стран, не только в России, семья становится малодетной. И демографическая опасность не только в сокращении населения, хотя это реально и действительно серьезно. Как показывает жизненная практика и исследования, единственный ребенок в семье нередко вырастает эгоистичным. Он не готов брать ответственность ни за себя, ни за тех, с кем его сталкивает жизнь, ни за своих детей, потому что до 40% наших детей рождаются с отклонениями, из них до 20% с отклонениями психическими. И к сожалению, запас здоровья каждого последующего поколения россиян меньше, чем предыдущего. В этих условиях забота о полной, большой, здоровой семье, в которой царят мир и согласие даже при вечной и никогда неразрешимой вполне проблеме отцов и детей, есть забота о будущем и наших детей, и нашем собственном будущем, и будущем нашей страны.


Уже не раз говорилось о том, что в значительной части своей продукции кино, телерадиопередачи, видеофильмы, средства массовой информации работают не в союзе со школой, а в разрез с ее миссией и конкретными задачами. Подробно и хорошо документированный анализ этих материалов не раз проводился у нас в академии. Через печать и другими способами мы делали этот анализ доступным очень многим, кто мог бы что-то в этом отношении предпринять. Вместе с тем понятны и трудности. В статье 55 нашей Конституции провозглашается, что права человека могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, но наши средства массовой информации лучше помнят 29 статью Конституции, где гарантируется свобода мысли и слова, где запрещается цензура. И ставя коммерческие интересы выше того, что в самой Конституции называется защита нравственности и здоровья, в том числе и здоровья психического, льют на всех нас, включая детей и подростков, поток насилия, порнографии и всяческого негатива. В полном объеме все это было совсем недавно в канун Нового года, Рождества, дни Святок. К счастью, было и другое. Мы видели, как проходила Рождественская служба в Храме Христа Спасителя, видели, как Президент страны в Рождественскую ночь посетил небольшую сельскую церковь в Тверской области, как Его Святейшество Патриарх встречался с детьми Беслана, но было и много фильмов с обильными дозами насилия, показывались комедии с массой трупов, были приключения Деда Мороза, в крепком подпитии находящегося. Были и другие подобные вещи, которые в этой аудитории я бы не хотел упоминать. Скажу только, что были иногда не Дед Мороз и Снегурочка, а Дед Матрос и Снедурочка. Такие намеренные оговорки не остроумны, и как показано в соответствующей литературе, даже в наш просвещенный век не безобидны. Ребенку не просто отличить добро от зла, волшебную сказку от скабрезной шутки. О том, как такие «ошибки» вредны для детского сознания, хорошо написано в книге Абраменковой с показательным названием «Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба».

Кто может хотя бы частично оградить детей от этого влияния СМИ, это прежде всего семья. В здоровой нормальной семье, особенно в семье с православными традициями или просто относящейся с уважением к этим традициям, вряд ли будут поощрять просмотр детьми такого рода программ, если это дети маленькие. С детьми старше, которые такие вопросы сами решают, конечно, сложней, но получив в раннем детстве своего рода прививки от бесконечных путешествий по самым зловредным передачам, они сами будут меньше их выбирать.

Разумеется, я далек от наивного представления, будто содружество семьи, Церкви и школы немедленно решит все наши проблемы с нравственным воспитанием. Более того, мы с вами все понимаем разницу между тем, что является подвигом святым, и повседневным поведением нас, обычных грешных людей, склонных к разного рода соблазнам. Но ведь речь не идет о том, чтобы надеяться на безгрешную жизнь нас и наших детей. Речь идет о том, чтобы хоть отчасти оградить детей от духовной отравы, которой вокруг так много, и это мы можем сделать только все вместе.

Кстати, неверно утверждать, что Церкви близки только чисто духовные интересы, что она забывает о материальном достатке людей из мира, о простых человеческих радостях, об укреплении тела. Церковь не призывает своих чад к умерщвлению плоти, ее учение гуманистично и соответствует разумным интересам людей. Учение Церкви, которое совсем недавно критиковалось, есть по сути своей учение воспитания нового человека. Вспомним послание апостола Павла к колоссянам: «А теперь вы отложите все гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших, не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, но все и во всем Христос». Здесь поэтичным языком говорится по сути дела об образовании, о воспитании по образу и подобию Творца, о новом человеке. Только семья, как первый воспитатель человека, может уберечь его, хотя это не всегда получается из-за некоторых отрицательных сторон воспитания в духе рыночной экономики. Вспомним, как часто повторяется призыв «Бери от жизни все!» Вспомним, что понятие эгоиста и карьериста во многих передачах и печатных изданиях вполне положительное. При этом те, кто особенно часто произносит или пишет в рекламе призыв «Бери от жизни все!», прекрасно понимают, что он означает. Поскольку на всех всего не хватит, это по сути призыв использовать любые средства, чтобы взять у других то, что не досталось тебе. И статистика показывает, что многие школьники в анонимных опросах говорят о своей готовности действовать ради цели обогащения любым способом. И тогда получается то, о чем писал в своем стихотворении иеромонах Роман:

Без Бога нация – толпа, объединенная пороком.

Или слепа, или глуха иль, что еще страшней, – жестока.

И пусть на трон взойдет любой глаголющий высоким слогом.


Толпа останется толпой, пока не обратится к Богу.

Только вместе семья, школа и Церковь могут привить маленькому ребенку начальные понятия любви к Родине. И все здесь начинается с ближайшего окружения ребенка задолго до того, как он узнает слово «патриотизм», как будет понимать, насколько важны единство и целостность его страны. И только если эти начала заложены семьей, ребенку будут полезны и те меры, которые заложены, скажем, федеральной программой патриотического воспитания. Только в этом случае он поймет, насколько безнравственно понимание, часто звучащее в СМИ и из уст некоторых людей, что надо любить только такую родину, которая дает много материальных благ. А иначе, как пару лет назад сказал один член Госдумы, нет никаких обязанностей перед родиной, родина вообще, он считает, скотина.

Наши религиозные философы всегда выступали за единство и целостность России, за собирание российских земель, за патриотическую любовь к Родине не за деньги, не за блага, а именно за то, что это Родина. Российская история свидетельствует, какую позитивную роль играла и играет Церковь в собирании и укреплении единства и мощи нашего Отечества. Православный философ Ильин, который основные свои работы писал в вынужденной эмиграции, посвятил специальную работу единству России. Она называется «Что сулит миру расчленение России». Вот что он писал более полувека назад, когда Россия была Советским Союзом: «Расчленители России попытаются провести свой нелепый и враждебный опыт даже в послебольшевистском хаосе, обманно выдавая его за высшее торжество свободы, демократии и федерализма. Российским народам и племенам на погибель, авантюристам, жаждущим политической карьеры, на процветание, врагам России на торжество». Посмотрите, не напоминают ли эти слова нашего выдающегося соотечественника события последних лет, не об этом ли говорил наш Президент, упоминая двойные стандарты некоторых западных держав в оценке событий в России и вокруг нее.

В советское время степень социальной защищенности населения была больше, чем сейчас, но верно и то, что это было весьма относительное равенство на весьма скромном общем уровне жизни. Сейчас, когда приватизировано практически 90% предприятий, когда производство по сравнению с советскими временами сократилось вдвое, положение для многих и многих стало тяжелым. С одной стороны, появились сверхбогатые люди. С другой стороны, это может означать только бедность. И вот, не имея возможности рассчитывать на быстрое повышение жизненного уровня народа, мы должны хотя бы вспомнить наши православные традиции благотворительности. То, что говорят наши состоятельные соотечественники, часто расходится с этими традициями. Так, один из них сказал вполне четко и определенно, что они, то есть сверхбогатые люди, не имеют никаких обязательств перед Россией, кроме уплаты налогов, важно только заботиться о прибыли клиентов, а, я цитирую этого господина, «нищета не наша забота». С точки зрения буквы закона он прав, но здесь стоит вспомнить русское выражение, что Бог не в силе, даже не в силе закона, а в правде. Вспомнить, может быть, историю одного обрусевшего немца, приехавшего в Россию в конце XVIII века. Он был гораздо менее богатым, чем господин, слова которого я цитировал, но щедро раздавал свое добро нуждающимся. Он был главным врачом тюремных больниц в России, и каждый день приносил подарки и еду каторжникам, которых отправляли по этапу в Сибирь. Они, конечно, не были безгрешными людьми, но он помнил, что по этому поводу сказано в Библии: «Мне отмщение и Аз воздам», «Не судите, да не судимы будете». Вот однажды он не успел принести свои подарки, был расстроен. На вопрос, почему, ведь он может это делать каждую неделю, ответил: «Спешите делать добро». Эта фраза воспроизведена на памятнике ему в Москве, ее же я видел на мемориальной доске на гимназии в немецком городе Кельне, которую он когда-то окончил, на этой доске он был назван - святой доктор из России. Фридрих или Федор Петрович Гаас был похоронен на казенный счет, поскольку после него никакого добра не осталось. Я позволил себе излишне подробно остановиться на этом частном эпизоде, чтобы еще раз подчеркнуть важную мысль. Далеко не всем суждено быть бессребрениками, святыми даже не в церковном, а в житейском понимании этого слова. Но только все вместе - школа, семья, Церковь, государство - путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра. Заложить понимание того, что надо действительного спешить делать добро, а не брать от жизни все. Как сказал апостол Лука: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое».

Еще одно достоинство человека, которое пошатнулось в результате перегибов рыночной экономики, – это умение и желание трудиться. В советское время у нас была борьба с тунеядством. Сейчас нередко говорится, что работать должна машина, а человек - наслаждаться жизнью. Думаю, пора вспомнить, что Церковь всегда говорила о труде на благо общества и человека. Но и в этом отношении успеха не будет, если первые слова о важности труда и первые примеры ребенок не увидит и не услышит в семье. Пусть потом он получит подтверждение в школе, жизни, может быть, в церковной проповеди. Пока же многие дети чаще видят по телевидению и слышат всевозможные соревнования, где основа всего, приз и цель – это деньги, зарабатываемые не трудом.

Я хотел бы упомянуть область нашей жизни, которая может показаться неожиданной и в которой также необходимо сотрудничество школы, семьи и Церкви. Имею в виду набирающую силу веру многих в приметы, черную магию, ослабленное, но не устраненное влияние на нравственность и душевный мир наших людей тоталитарных сект. Опросы показывают, что иногда приметы упоминаются лишь в шутку и тогда проблем нет, ведь шутка и разрядка человеку тоже нужна, но на самом деле есть и серьезная проблема, поскольку те же опросы показывают, что вера в то, с чем Церковь боролась как с суеверием, серьезна. Вера в силу числа 13, черной кошки, перебежавшей дорогу, и в тому подобные тварные вещи, имеющие, якобы, сверхестественную силу, не перевелась, она пережила советское время, когда с приметами боролись на основе атеизма, она живет и сейчас, когда с ней не борются вообще на основе свободы. Этой свободой умело пользуются представители сект в своих корыстных целях. Церкви не удалось в досоветское время устранить это явление из нашей жизни, хотя она и обозначила его очень правильно и четко как суеверие. Во времена послереволюционного атеизма это название было обращено против самой Церкви и ее учения. Сейчас у нас есть возможность и, более того, необходимость в союзе образования и Церкви, чтобы решить, что относится к науке, что к вере, что к суеверию и заложить это согласованное понимание в программу воспитания.

О программе воспитания хотелось бы сказать особо. Когда начинались Рождественские чтения, усиленно и небезуспешно распространялась точка зрения, согласно которой лучше вообще не иметь никакого воспитания, чем советское коммунистическое воспитание. И произошло то, что было остроумно обозначено фразой - «целились в коммунизм, а попали в Россию». Вместо того, чтобы устранить некоторые известные перегибы коммунистического воспитания, например, идеологически навязываемый атеизм, и сохранить то доброе, что всегда было и в России, и в Советском Союзе, например, патриотическое воспитание, оно, воспитание, было из школы почти убрано. Почти, потому что наши российские учителя все же старались это доброе сохранить, практически не получая за это ни вознаграждения, ни помощи. Три года назад наша академия предложила правительству принять национальную программу воспитания. Был предложен и проект такой программы. С тех пор движения нет. Думаю, тут еще одно поле сотрудничества государства, Церкви, системы образования и семьи. Такое сотрудничество помогло бы в частности решить проблему курса основ православной культуры. У нас есть возможность на законодательной основе положительно решать этот вопрос, но важно в национальной программе воспитания, во-первых, поставить такую цель, во-вторых, четко распределить роли, и в-третьих, может быть, самое главное - в понятной форме, например, через средства массовой информации показать родителям, что такие факультативные занятия полезны всем, не только верующим православным. Но нельзя надеяться, что когда-нибудь все будут это понимать. Например, вряд ли мы сможем переубедить председателя московского общества атеистов, который в дискуссиях представляет интересы противников этого курса. Воинствующих атеистов, к счастью, становится все меньше, но степень агрессивности не снижается, скорее наоборот.

Каковы сейчас перспективы соработничества школы, семьи и Церкви в воспитании молодежи? Считаю, что мы можем смотреть на эти перспективы с известным оптимизмом. Противники такого соработничества всегда были, есть и будут, но надеюсь, будет возрастать и уже возрастает мера понимания того, что мы можем достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, подлинно патриотического сознания народа только вместе. Наш общий дом, наша родина Россия нам всем равно дорога. Будем вместе работать на ее духовное возрождение и процветание.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.