|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Диакон Дмитрий Лин. Ваше Высокопреосвященство, досточтимые отцы, братья и сестры! Я хотел бы чуть-чуть уточнить тему выступления и представить доклад на тему "О сотрудничестве Московской Патриархии Русской Православной Церкви с Министерством образования РФ в связи с подготовкой информационного письма Министерства о предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных образовательных муниципальных учреждений". За последний период сложились особые отношения во взаимоотношениях между Московской Патриархией и Министерством образования. Напомню присутствующим об одном важном этапе нашего сотрудничества - VII международных Рождественских чтениях. В своем докладе министр общего и профессионального образования В.М. Филиппов отметил, что, по его мнению, главное предназначение школы состоит в гуманизации, одухотворении подрастающих поколений, раскрытии подлинных способностей и качеств, приобщении к высшим духовным и нравственным ценностям. Современные школы, по его мнению, не справляются с этим своим предназначением. В результате нынешний кризис в России усугубляется кризисом духа, воспитания, человека. Далее министр сказал: "Между тем необходимое для возрождения и процветания России исповедание веры общеизвестно. Оно состоит из комплекса тех исконных ценностей морали и гражданской жизни, которые едины как для Евангелия, так и для Конституции современного государства. И первейшая задача современного периода заключается, на мой взгляд, в том, чтобы в незамутненном виде утвердить эти моральные и гражданские ценности в наших школах". Для решения поставленных задач министр призвал к более тесному взаимодействию органов управления образованием и самих учебных заведений с Православной Церковью, не нарушая при этом принципа светского характера российской школы. Слова, сказанные министром, стали реальной основой, на которой стали строиться отношения между Министерством и Патриархией в последующий период. Главным событием стало заключение договора о сотрудничестве, зарегистрированного 2 августа 1999 года. В числе принципов, на которых основывается договор, перечислены такие, как признание особой роли Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважение христианства, ислама, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, солидарная ответственность за моральное и психическое состояние детей и молодежи Российской Федерации, а также почитание памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Среди целей сотрудничества перечислены такие: оказание поддержки в развитии православного образования, совершенствование содержания духовно-нравственных программ, осуществление экспертизы учебной литературы, издание совместных телевизионных и радиовещательных образовательных программ, совместное издание учебной литературы и методических рекомендаций, проведение совместных научных исследований и конференций, противодействие распространению среди детей, подростков и молодежи пороков табакокурения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности и насилия, противодействие осуществляемым в образовательных учреждениях и СМИ действиям тоталитарных и деструктивных сект, содействие организации преподавания основ Православия, основ православной культуры, содействие совершенствованию подготовки педагогических кадров в области духовного просвещения, преподавания религиоведения, истории христианства и Православия, основ православной культуры. Также там перечислены другие цели. Для достижения этих целей был создан постоянно действующий координационный совет по взаимодействию Министерства общего и профессионального образования и Московской Патриархии в составе 20 человек. Состав утверждается министром и работает под руководством двух сопредседателей: заместителя министра образования В.П. Шадрикова и управляющего делами Московской Патриархии владыки Сергия, митрополита Солнечногорского. Так что, как видите, уровень представительства в этом совете весьма высокий. В составе совета представлены наиболее крупные церковные образовательные структуры: учебный комитет при Священном Синоде, отдел религиозного образования и катехизации и Православный Свято-Тихоновский богословский институт. На предварительном заседании еще до заключения договора обсуждался проект письма Министерству образования о возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных образовательных муниципальных учреждений. Попутно замечу, что использованное выражение "обучение религии", которое прозвучало еще в Законе о свободе совести и религиозных организациях, не привычно для православного человека, поскольку не отражает самого существенного - духовно-нравственного воспитания учащихся. Но поскольку данная формулировка использована в законе, я буду придерживаться именно ее. Как мы знаем Закон Российской Федерации о свободе совести и религиозных организациях в п.4 ст.5 говорит о возможности ведения занятий по религии в школе. Однако попытки реализовать указанную возможность наталкивались на весьма сдержанное отношение к этому со стороны школьной администрации, мотивированное отсутствием необходимого подзаконного акта. Теперь такой документ появился. Позволю себе прокомментировать некоторые его положения. Как нам хорошо известно, с 1917 года, школа в России отделена от Церкви, и у многих руководителей образования возникал естественный вопрос: каким образом можно совместить светский характер школы с преподаванием в ее стенах религии. Информационное письмо разъясняет этот вопрос. Оно понимает под предоставлением возможности обучать детей религии безвозмездное использование помещений школы для проведения занятий за пределами образовательных программ в согласованное сторонами время. Поскольку по смыслу письма администрация сама не организует преподавание и занятия не могут быть в сетке расписания, то светский характер школы при этом не нарушается. Инициатива в представлении помещений должна исходить от родителей учащихся или от самих учеников старше 14 лет. Администрация, принимая решение, обязана согласовать его с органом самоуправления школы и с муниципальным органом управления образованием. Письмо не дает никаких преимуществ Православной Церкви, поэтому в школу смогут прийти представители любых религиозных организаций. Однако правом преподавания своего вероучения не могут воспользоваться те организации, которые имеют право юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации. Т.о. религиозные секты, появившиеся в таком изобилии в последнее время, не имеют права преподавать свое вероучение. Но не стоит обольщаться таким преимуществом. По закону о свободе совести и религиозных организациях через 15 лет после первой регистрации секта уже может прийти в школу, поскольку она получает право постоянной регистрации. В создавшихся условиях нельзя медлить. В Священном Писании сказано: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: Возвращусь в дом мой, откуда вышел. И пришед, находит его выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя. И живут там. И бывает у человека того последняя кожа первая" (Лк.11:24). Нечистый дух атеистической пропаганды ушел из российской школы, но осталась опасность распространения там псевдодуховных учений. Вся наша Церковь, и прежде всего пастыри на приходах и родители должны помнить о своей величайшей ответственности за спасение наших детей. Чтобы помочь всем заинтересованным в обучении детей Православию, отдел религиозного образования и катехизации разработал свои рекомендации по организации обучения. В ближайшее время эти рекомендации будут разосланы в епархии Русской Православной Церкви. Что же будет преподавать вероучение в школе? Вероятно, это наиболее важный и сложный вопрос. Преподаватели должны иметь необходимый уровень образования. Конечно, такими преподавателями могут стать все имеющие высшее и, с некоторыми ограничениями, среднее богословское образование. Однако, существует большое количество активных мирян, которые могли бы вести преподавательскую деятельность. Для этого им необходимо приобрести нужные педагогические и богословские знания. В Москве такой опыт уже имеется. В отделе религиозного образования и катехизации начали действовать двухгодичные курсы подготовки преподавателей православного вероучения. Дело православного образования чрезвычайно ответственное и поэтому следует очень осмотрительно подходить к подбору преподавателей. По мнению руководства Отдела религиозного образования и катехизации, назрела проблема провести аттестацию преподавателей православного вероучения. Мы понимаем, что проведение такой аттестации очень сложный и многоэтапный процесс. До революции подбору таких преподавателей придавалось исключительное значение. Достаточно сказать, что утверждение законного учителя находилось в компетенции правящего архиерея. Сейчас в Церкви сложилась ситуация, когда единственным человеком, отвечающим за догматическую точность и компетентность преподавателя, является настоятель. Конечно, настоятель лучше постороннего человека знает, кому дать благословение на ведение занятий. Однако до последнего времени реальностью была ситуация, когда настоятель сам не имел не только высшего, но даже и среднего богословского образования. Еще сложнее было найти таких людей на приходе. Поэтому зачастую преподавание поручалось благочестивому мирянину, не имеющему богословского образования. Такое положение было бы желательно постепенно исправлять. Аттестация не должна иметь формальный характер. Поэтому все преподаватели, имеющие документ о богословском образовании, могут не обременять себя необходимостью проходить аттестацию. Во внимание будет приниматься стаж его работы с детьми. Тем же преподавателям, которые не имеют богословского образования, следует создать такие условия, чтобы аттестация стала для них поводом для повышения своей квалификации, в которой, мы надеемся, они и сами заинтересованы. Большое значение имеет состав аттестационной комиссии. В Москве предполагается организовать комиссию, в которую войдут представители наиболее крупных образовательных центров нашей Церкви: Московской Духовной Академии, Православного Свято-Тихоновского богословского института, Российского православного университета. Т.о., аттестация станет общецерковным делом, призванным повысить качество преподавания. Результаты такой аттестации могут учитываться органами управления образованием для принятия решений об организации в школах занятий по православному вероучению. Святейшим Патриархом уже сделано распоряжение о проведении в Москве такой аттестации. Желательно провести такую аттестацию в епархиях Русской Православной Церкви. Мы должны стремиться к тому, чтобы во всех школах, где учатся православные дети, было организовано преподавание православного вероучения. Но при этом мало рассчитывать на энтузиазм преподавателей. Необходимо обеспечить им достойную оплату труда. Хочется надеяться, что это станет заботой не только родителей учеников, но и настоятелей тех приходов, где имеются достаточные средства для поддержки учителей. Следует заметить, что образовательная деятельность Русской Православной Церкви не может рассматриваться как предпринимательская деятельность. Т.е. с этой деятельности не могут взиматься налоги, даже в том случае, если это преподавание ведется платно и родители платят деньги за обучение своих детей. Хочется также остановиться и на таком вопросе, как появление священнослужителей в наших государственных школах. Для некоторых представителей администраций, появление священнослужителя в облачении уже служит некоторым испытанием их совести. Но надо со всей определенностью заметить, что появление человека в одежде священнослужителя не может являться препятствием для ведения образовательной деятельности. Я также хотел бы обратить внимание всех на то, что информационное письмо, хотя оно говорит о детях, имеет в виду и высшие учебные заведения. Дело в том, что в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года, ребенком называется всякий человек, не достигший 18-летнего возраста, с некоторым исключением, правда. Поэтому можно считать, и письмо это предусматривает, что ведение таких занятий возможно организовывать и в ВУЗах. Как видите, в центре России уже подготовлен механизм для плодотворного сотрудничества Церкви и государства. Хочется надеяться, что и на Тюменской земле начнется активное сотрудничество органов епархиального управления и управления образованием. В заключение хочется отметить, что преподавание религии должно проходить в духе терпимости между всеми народами, расовыми и религиозными группами, учитывая разнообразие мировоззренческих подходов. | |||||||||||||