|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Доклад Высокопреосвященнейшего Димитрия, Архиепископа Тобольского и Тюменского "Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи". Весь мир находится сегодня в преддверии двухтысячелетия Рождества Христова. Проходя через временные вехи истории, человеку разумному свойственно итожить то, что прожил, а чем глубже и вдумчивей взгляд на пережитое, чем правдивей и искренней его оценка, тем надежней закладывается успех позитивного в будущем. Уходящий век был ярким и вместе с тем особо жестоким, поскольку демонические силы, прикрываясь демагогическими лозунгами, способствовали насильственному насаждению безбожия и воинственного атеизма, что и привело к умножению зла и разрушению истинных духовных ценностей. В своем обращении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "ХХ век - век разрушительных войн и революций, разъединивших народы и усиливших дух вражды между ними, был особо трагичен для Церкви Христовой в России. Церковь претерпела за это время беспрецедентные гонения и преследования. Нынешнее столетие стало подлинным горнилом испытаний для человечества. Люди познали неисчислимые горести и беды, пролились потоки человеческой крови. Юбилей 2000-летия христианства должен настойчиво напомнить всему миру о том, что человек есть образ Божий, который призван в бытие для жизни, а не для убийства, вражды, ненависти; для стяжания мира, святости и любви к ближнему. Двухтысячелетие Рождества Христова должно помочь всем людям впредь не допускать повторения трагедий и ошибок XX века, а через покаяние войти нравственно преображенными и очищенными в грядущее тысячелетие." С полной ответственностью за будущее нашего духовноокраденного народа мы должны сегодня объединить усилия всех истинных и честных добровольцев в деле духовного и нравственного оздоровления общества. И от того, придет ли к нам осмысление духовного богатства Святой Руси, возродится ли истинная вера в сердцах людских, как никогда зависит судьба России. Мы с вами живем в сложную эпоху перемен, когда многое из того, что в течение долгих лет находилось под запретом атеистической идеологии, стало доступным, и человек, не зная традиционных духовных и нравственных ценностей, теряется в ориентации и становится жертвой чужеродных и ложных псевдодуховных течений. Да, жизнь простых россиян стала более тяжелой, сейчас нам поясняют, что страна находится в социально-экономическом кризисе, но этот кризис не был бы так тягостен, если бы самому существованию России не угрожал более глубокий кризис духа, кризис нравственности, кризис в воспитании человека. Духовно-нравственный кризис затрагивает все структуры нашего общества и приводит к утрате нравственных ценностей, в том числе и в системе образования. В ХХ веке мы утратили многое из того, что доброго было в российской системе образования и
воспитания. Сейчас много говорят об улучшении образования, об интеллектуальном развитии ребенка, о так называемых инновационных технологиях в образовании, но почти не слышно голосов, которые бы говорили о том, что сейчас ни общество, ни школа, а подчас и даже семья не занимаются должным воспитанием ребенка, формированием духовно-нравственной личности. О воспитании мы стали говорить лишь только тогда, когда столкнулись с растущей волной детской наркомании и преступности, которые все более поглощают наше молодое поколение. Церковь бьет в набат: "Имеющие уши слышать, да слышат, " - сказал Господь. Пребывая в духовном неведении, ум секуляризованного человека, не хочет признавать Бога, не хочет познавать мир Божественный, а по сему, вооружившись аргументами диктатуры пролетариата, под шумок революции в одночасье был разрушен многовековой уклад жизни русского народа. Церковь отделили от государства, а школу от Церкви, а затем, прикрываясь наукообразной фразеологией, из системы образования и воспитания стала вытравляться традиционная православная духовность и насаждаться безбожие. Да, школа должна быть отдельным институтом в обществе, но нельзя под этим понимать отделение от православной духовной традиции народа, и, тем более, допускать разрушение духовной традиции, а взамен насаждать чуждую для России идеологию. Это, если хотите, духовный геноцид народа, в результате которого людей насильно отторгли от своей тысячелетней духовности и самобытности. Народу, как живому организму, обрубили духовные корни и лишили его духовной подпитки. Из России создали гетто, в котором насаждали атеистическую идеологию. Следствием этого геноцида стало планомерное уничтожение православия, угасание духа, бездуховность и безнравственность. Большая ответственность за сложившуюся сегодня в стране ситуацию лежит, в первую очередь, на средствах массовой информации, которые негативно влияют на формирование мировоззрения в обществе. Волна безнравственности и бездуховности, захватившая все каналы телевидения, создает у молодого поколения стереотип вседозволенности, отсутствия ответственности за свои поступки. Разрушение чувства стыда преподносится как свобода от комплексов, как показатель свободы личности, ее независимости от нравственных правил и норм жизни общества. Исходящие из заповедей самоотвержения, любви к Богу и ближнему ценности христианской морали, такие как целомудрие, милосердие, самопожертвование, любовь к Родине и патриотизм, извращаются и высмеиваются. Вследствие этого стремительно возрастают те негативные явления, которые разрушают традиционные духовные и нравственные устои России. Обращаясь к тематике нашей встречи, следует дать определения главным терминам нашего разговора, чтобы избежать подмены понятий и искажения существа вопроса, а именно: в понимании слов "духовность" и "нравственность". Слово "духовность" происходит от слова "дух". В Библии это определение сверхъестественного мира: Дух есть Бог, Бог есть Дух, а Его противоположность - дьявол, демон или падший, злой дух. А по сему, произнося слово "духовность", нужно четко различать подлинную духовность, свидетельствующую о Боге, и бездуховность - демоническую или греховную псевдодуховность. Слово "нравственность" происходит от слова "нрав". Нрав есть нечто постоянное, присущее человеческому духу и проявляющееся во внешней жизни человека, отражая его внутреннее состояние души. Отсюда, добрая духовность от Бога порождает и добрый нрав, добрую нравственность, а безбожие или бездуховность - злой нрав или безнравственность. При этом греховное устроение души человек скрывает за ширмою внешнего приличия. А по сему проблема воспитания - это, прежде всего проблема духовной и нравственной ориентации человека. Необходимое для духовного и нравственного оздоровления России исповедание веры общеизвестно. Наше Отечество в течение многих столетий было православным, Православие играло определяющую роль в воспитании и формировании идеалов русского народа. А образование и воспитание всегда в истории России находились в неразрывной связи. Само слово "образование" происходит от слова "образ". Образовать человека - значит помочь ему отобразить в себе образ Божий, укрепить человека в союзе с Богом, научить сохранять себя от греховного прельщения и рабства дьяволу. Исторически именно Церковь стала первым учителем и воспитателем русского народа. Вместе со славянской книжностью и византийской образованностью, русский человек воспринимал непреложные истины Евангелия, правила веры православной, основы устроения человеческой жизни на земле по заповедям Христовым. Наша исконная школа неотделима от Церкви: вместе с ней она появилась, от нее питалась, ее духом жила, в ней черпала силу. Просвещенное духовенство силу своего влияния всегда стремилось обратить на благо, на пользу земли русской, на духовное просвещение народа. И когда пришло время выделения из недр Церкви педагогики светской, то все лучшие стороны образования и воспитания русский учитель, державший крепкую духовную связь с Матерью-Церковью, не только не растерял, но и приумножил. Нам еще предстоит переосмыслить и заново воспринять колоссальнейший опыт национальной педагогики, оставленный России К.Д. Ушинским. Многие православные философы и мыслители посвящали свои думы образованию и воспитанию молодежи: В. Даль, В.С. Соловьев, И.А. Ильин, священник Василий Зеньковский. Русская Православная Церковь хранит свой педагогический и воспитательный опыт в лице многих святых: святителя Геннадия Новгородского, святителя Димитрия Ростовского, святителя Филарета Московского, святителя Иоанна Тобольского, митрополита Филофея Тобольского (Лещинского) и многих других. Обращаясь к богатому наследию великого педагога К.Д. Ушинского, мы можем почерпнуть многое из того, что актуально для педагогики в наши дни. "Педагогика, - говорит Ушинский, - первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека. Воспитание - величайший вопрос человеческого духа". А каким путем вести человека к совершенству? На этот вопрос Ушинский отвечает со свойственной ему ясностью и определенностью: "Только христианство может вести человека по этой великой и опасной дороге, указывая на живой идеал совершенства - Христа. Для нас нехристианская педагогика - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Все, чем человек как человек может и должен быть, выражено вполне в божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего и в основу всего положить вечные истины христианства. Оно служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столп в пустыне - впереди человека и народов". У Церкви нет иной идеологии, кроме идеологии любви. Любви кроткой и самоотверженной, любви всепрощающей и патриотичной, любви, коренящейся в учении евангельских истин, которые остаются нестареющими и по прошествии двух тысячелетий. Будущее нашего народа всецело зависит от того, сможем ли мы воспринять этот евангельский идеал и привить его детям, станет ли для нашей молодежи идеалом нравственная чистота, стремление к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к Родине. В наше неспокойное время только Православная Церковь поднимает голос в защиту нравственных норм, призывает к восприятию духовного наследия Отечества, не заботясь о каком-либо политическом влиянии. Нынешнее время перемен представляет нам как новые возможности для диалога, так и новые искушения. У православного человека не могут не вызывать беспокойства остаточные явления воинствующего атеизма и кощунственного отношения к святыням русской истории. Не может не настораживать появление в учебных программах новых предметов, в частности, валеологии, в курсе которой на ряду с полезными советами детям преподаются и элементы оккультизма и растления. Вызывает особое опасение и настороженность стремление представителей Российской ассоциации планирования семьи (РАПС) использовать школьные классы для внедрения своих безнравственных программ. Каждому из нас сейчас необходимо задуматься над тем, к чему может привести безразличное отношение к проблемам воспитания детей. Ведь по оценкам многих специалистов при существующих темпах демографического кризиса население нашей страны через двадцать пять - тридцать лет может сократиться вдвое. И опять Церковь бьет в набат. Сейчас нам необходимо понять, что опыт Церкви, опыт духовно-нравственного воспитания, который имеется в ее богатой сокровищнице, необходим нам всем, необходим не только в воскресных, но и в общеобразовательных школах. И, конечно, отрадно, что необходимость и полезность такого сотрудничества видят и ощущают руководители министерства образования. Министр общего и профессионального образования В.М. Филиппов на Седьмых Рождественских чтениях в Москве сказал: "Хотелось бы, чтобы Православная Церковь использовала свой огромный моральный авторитет для утверждения в общественном мнении заботливого отношения к школе, к учителям, к учащимся. Пришло время избавить людей, особенно тех, которым доверено дело образования, от нравственной слепоты, от равнодушия к проблемам образования и воспитания подрастающего поколения". Это тем более своевременно, что опыт плодотворного сотрудничества и взаимодействия с Церковью есть у многих государственных структур и Министерств: здравоохранения, обороны, внутренних дел и других ведомств. Завершая выступление, хотелось бы пожелать, чтобы в нашей области сложилось полезное и доброе сотрудничество Православной Церкви, общественных организаций, органов государственной власти, и всей системы образования по вопросам духовного и нравственного воспитания молодежи. Для пользы дела смею предложить: 1. Создать при администрациях области и округов совместно с Епархией общественный комитет в защиту нравственности и традиционной православной духовности и культуры. 2. Для возрождения исконных православных традиций русского народа считать целесообразным принятие Соглашения о сотрудничестве в сфере образования и воспитания молодежи между Епархией и Администрациями области и округов. 3. Разработать региональную программу воспитания детей и юношества на основе духовных православных традиций России. 4. Считать необходимым введение в общеобразовательных школах области факультативного курса "Основы традиционной православной духовности и культуры". Хочется надеяться, что в год, когда весь мир отмечает двухтысячелетние Рождества Христова, откроются новые перспективы сотрудничества Церкви и органов образования. Хочется, чтобы эта надежда не умерла последней от бездуховного равнодушия или злого умысла. Это будет безбожно и безнравственно. Димитрий, Архиепископ Тобольский и Тюменский, Ректор Тобольской Духовной Семинарии 16 ноября 1999 г. | |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |