Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • В противостоянии либерала и фанатика всегда выигрывает фанатик (интервью с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным)

  • о. Александр Ельчанинов. Из писем к молодежи

  • 1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании

  • Деревенский рай под покровом храма

  • Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии

  • Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия

  • Абитуриенту на заметку

  • Религиозное образование за рубежом

  • Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики

  • Будущая Россия сидит сегодня за партами. На вопросы отвечают протоиерей Аркадий Шатов и протоиерей Артемий Владимиров

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • «Мужчина и Женщина - по-разному устроенные организмы»

  • «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса

  • Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир

  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Что делать с нашими детьми?

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Учение и труды земные

  • Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей

  • Свящ. Алексий Сысоев, директор Православной классической гимназии “Радонеж”. Смысл и значение православной школы

  • Специфика православной педагогики

  • Духовное образование и духовное воспитание

  • Размышления о школе и детях

  • Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института. О развитии теологического образования

  • Абитуриенту на заметку

  • Воспитание у школьников бережного отношения к природе и обществу на уроках естествознания. Д.Н. Майоров

  • Уроки нравственного богословия. Из беседы преподавателей вузов г. Тюмени с преподавателем Московской Духовной академии, архимандритом Платоном (Игумновым)

  • Сообщение иерея Вячеслава Горшкова об открытии специальности "Религиоведение" в Тюменском нефтегазовом университете

  • Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова

  • Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область

  • Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара

  • Из выступления Министра образования Россиии Владимира Михайловича Филиппова на XXI Рождественских чтениях

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19)

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений

  • Н.Д. Зотов-Матвеев.Образование и духовность

  • Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания»

  • Почему я выбрала теологию

  • О новой специальности - теология

  • Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири)

  • Теологическое образование в России (история и современность)

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ

  • Вера и нравственность:православные традиции и современность. Н.Д.Никандров, президент российской академии образования

  • Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина

  • Задачи православного образования. Архимандрит Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации

  • Нужна ли школьникам православная культура?

  • Учение святителя Григория Богослова о пастырстве

  • Разговор об атеизме. Митрополит Сурожский Антоний

  • Святые об образовании

  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о воспитании детей

  • Мы хотим помочь процессу воспитания

  • Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов"

  • Изучение основ Православия в современной школе

  • Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир"

  • Иван Ильин - русский учитель

  • А.С.Пушкин о народном воспитании

  • Экзамены в Тобольской Духовной Семинарии

  • Обращение к абитуриентам Тобольской Духовной семинарии.

  • Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

  • Музыкальное воспитание в духовной школе

  • Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе

  • Патриарх о реформе духовного образования

  • Церковь и государственное образование

  • О преподавании общественных дисциплин в школе

  • Много поваров для одного супа

  • Docendo discimus

  • Сильнее Бога нет. Интервью с наместником Свято-Троицкого монастыря, ректором Тюменского Духовного училища, игуменом Тихоном (Бобовым)

  • Уроки милосердия. Из жизни одного святого

  • Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования

  • Пятнадцатиднев

  • Липовка

  • Жатвы много, а делателей мало...

  • Письма о воспитании наследника русского престола (1859 г.)

  • Участники совещания ректоров отвечают на нашу анкету

  • совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень.

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на VIII Международных рождественских образовательных чтениях в год празднования Двухтысячелетия Рождества Христова.

  • О сквернословии...

  • Святые о воспитании детей

  • Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий.

  • Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области

  • Педагогическое наследие св. Феофана Затворника

  • Обращение Тюменского Духовного училища.

  • Обращение к родителям

  • О проблемах образования.

  • Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания.

  • Мысли о религиозном воспитании детей

  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.

  • Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии.

  • Доклад Владыки Димитрия

  • Дни славянской письменности

  • Диакон Дмитрий Лин.

  • Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи

  • Праославные гимназии

  • Восьмые Рождественские образовательные чтения

  • Вера и знания

  • Валеология - курс на рифы

  • Безсовестный бес.

  • Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души"

  • Доклад Высокопреосвященнейшего Димитрия, Архиепископа Тобольского и Тюменского

         "Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи".
         Весь мир находится сегодня в преддверии двухтысячелетия Рождества Христова. Проходя через временные вехи истории, человеку разумному свойственно итожить то, что прожил, а чем глубже и вдумчивей взгляд на пережитое, чем правдивей и искренней его оценка, тем надежней закладывается успех позитивного в будущем. Уходящий век был ярким и вместе с тем особо жестоким, поскольку демонические силы, прикрываясь демагогическими лозунгами, способствовали насильственному насаждению безбожия и воинственного атеизма, что и привело к умножению зла и разрушению истинных духовных ценностей. В своем обращении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "ХХ век - век разрушительных войн и революций, разъединивших народы и усиливших дух вражды между ними, был особо трагичен для Церкви Христовой в России. Церковь претерпела за это время беспрецедентные гонения и преследования. Нынешнее столетие стало подлинным горнилом испытаний для человечества. Люди познали неисчислимые горести и беды, пролились потоки человеческой крови. Юбилей 2000-летия христианства должен настойчиво напомнить всему миру о том, что человек есть образ Божий, который призван в бытие для жизни, а не для убийства, вражды, ненависти; для стяжания мира, святости и любви к ближнему. Двухтысячелетие Рождества Христова должно помочь всем людям впредь не допускать повторения трагедий и ошибок XX века, а через покаяние войти нравственно преображенными и очищенными в грядущее тысячелетие." С полной ответственностью за будущее нашего духовноокраденного народа мы должны сегодня объединить усилия всех истинных и честных добровольцев в деле духовного и нравственного оздоровления общества. И от того, придет ли к нам осмысление духовного богатства Святой Руси, возродится ли истинная вера в сердцах людских, как никогда зависит судьба России. Мы с вами живем в сложную эпоху перемен, когда многое из того, что в течение долгих лет находилось под запретом атеистической идеологии, стало доступным, и человек, не зная традиционных духовных и нравственных ценностей, теряется в ориентации и становится жертвой чужеродных и ложных псевдодуховных течений.
         Да, жизнь простых россиян стала более тяжелой, сейчас нам поясняют, что страна находится в социально-экономическом кризисе, но этот кризис не был бы так тягостен, если бы самому существованию России не угрожал более глубокий кризис духа, кризис нравственности, кризис в воспитании человека. Духовно-нравственный кризис затрагивает все структуры нашего общества и приводит к утрате нравственных ценностей, в том числе и в системе образования. В ХХ веке мы утратили многое из того, что доброго было в российской системе образования и
    воспитания. Сейчас много говорят об улучшении образования, об интеллектуальном развитии ребенка, о так называемых инновационных технологиях в образовании, но почти не слышно голосов, которые бы говорили о том, что сейчас ни общество, ни школа, а подчас и даже семья не занимаются должным воспитанием ребенка, формированием духовно-нравственной личности. О воспитании мы стали говорить лишь только тогда, когда столкнулись с растущей волной детской наркомании и преступности, которые все более поглощают наше молодое поколение. Церковь бьет в набат: "Имеющие уши слышать, да слышат, " - сказал Господь.
         Пребывая в духовном неведении, ум секуляризованного человека, не хочет признавать Бога, не хочет познавать мир Божественный, а по сему, вооружившись аргументами диктатуры пролетариата, под шумок революции в одночасье был разрушен многовековой уклад жизни русского народа. Церковь отделили от государства, а школу от Церкви, а затем, прикрываясь наукообразной фразеологией, из системы образования и воспитания стала вытравляться традиционная православная духовность и насаждаться безбожие. Да, школа должна быть отдельным институтом в обществе, но нельзя под этим понимать отделение от православной духовной традиции народа, и, тем более, допускать разрушение духовной традиции, а взамен насаждать чуждую для России идеологию. Это, если хотите, духовный геноцид народа, в результате которого людей насильно отторгли от своей тысячелетней духовности и самобытности. Народу, как живому организму, обрубили духовные корни и лишили его духовной подпитки. Из России создали гетто, в котором насаждали атеистическую идеологию. Следствием этого геноцида стало планомерное уничтожение православия, угасание духа, бездуховность и безнравственность.
         Большая ответственность за сложившуюся сегодня в стране ситуацию лежит, в первую очередь, на средствах массовой информации, которые негативно влияют на формирование мировоззрения в обществе. Волна безнравственности и бездуховности, захватившая все каналы телевидения, создает у молодого поколения стереотип вседозволенности, отсутствия ответственности за свои поступки. Разрушение чувства стыда преподносится как свобода от комплексов, как показатель свободы личности, ее независимости от нравственных правил и норм жизни общества. Исходящие из заповедей самоотвержения, любви к Богу и ближнему ценности христианской морали, такие как целомудрие, милосердие, самопожертвование, любовь к Родине и патриотизм, извращаются и высмеиваются. Вследствие этого стремительно возрастают те негативные явления, которые разрушают традиционные духовные и нравственные устои России.

         Обращаясь к тематике нашей встречи, следует дать определения главным терминам нашего разговора, чтобы избежать подмены понятий и искажения существа вопроса, а именно: в понимании слов "духовность" и "нравственность". Слово "духовность" происходит от слова "дух". В Библии это определение сверхъестественного мира: Дух есть Бог, Бог есть Дух, а Его противоположность - дьявол, демон или падший, злой дух. А по сему, произнося слово "духовность", нужно четко различать подлинную духовность, свидетельствующую о Боге, и бездуховность - демоническую или греховную псевдодуховность. Слово "нравственность" происходит от слова "нрав". Нрав есть нечто постоянное, присущее человеческому духу и проявляющееся во внешней жизни человека, отражая его внутреннее состояние души. Отсюда, добрая духовность от Бога порождает и добрый нрав, добрую нравственность, а безбожие или бездуховность - злой нрав или безнравственность. При этом греховное устроение души человек скрывает за ширмою внешнего приличия. А по сему проблема воспитания - это, прежде всего проблема духовной и нравственной ориентации человека.
         Необходимое для духовного и нравственного оздоровления России исповедание веры общеизвестно. Наше Отечество в течение многих столетий было православным, Православие играло определяющую роль в воспитании и формировании идеалов русского народа. А образование и воспитание всегда в истории России находились в неразрывной связи. Само слово "образование" происходит от слова "образ". Образовать человека - значит помочь ему отобразить в себе образ Божий, укрепить человека в союзе с Богом, научить сохранять себя от греховного прельщения и рабства дьяволу.
         Исторически именно Церковь стала первым учителем и воспитателем русского народа. Вместе со славянской книжностью и византийской образованностью, русский человек воспринимал непреложные истины Евангелия, правила веры православной, основы устроения человеческой жизни на земле по заповедям Христовым. Наша исконная школа неотделима от Церкви: вместе с ней она появилась, от нее питалась, ее духом жила, в ней черпала силу. Просвещенное духовенство силу своего влияния всегда стремилось обратить на благо, на пользу земли русской, на духовное просвещение народа. И когда пришло время выделения из недр Церкви педагогики светской, то все лучшие стороны образования и воспитания русский учитель, державший крепкую духовную связь с Матерью-Церковью, не только не растерял, но и приумножил. Нам еще предстоит переосмыслить и заново воспринять колоссальнейший опыт национальной педагогики, оставленный России К.Д. Ушинским. Многие православные философы и мыслители посвящали свои думы образованию и воспитанию молодежи: В. Даль, В.С. Соловьев, И.А. Ильин, священник Василий Зеньковский. Русская Православная Церковь хранит свой педагогический и воспитательный опыт в лице многих святых: святителя Геннадия Новгородского, святителя Димитрия Ростовского, святителя Филарета Московского, святителя Иоанна Тобольского, митрополита Филофея Тобольского (Лещинского) и многих других.
         Обращаясь к богатому наследию великого педагога К.Д. Ушинского, мы можем почерпнуть многое из того, что актуально для педагогики в наши дни. "Педагогика, - говорит Ушинский, - первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека. Воспитание - величайший вопрос человеческого духа". А каким путем вести человека к совершенству? На этот вопрос Ушинский отвечает со свойственной ему ясностью и определенностью: "Только христианство может вести человека по этой великой и опасной дороге, указывая на живой идеал совершенства - Христа. Для нас нехристианская педагогика - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Все, чем человек как человек может и должен быть, выражено вполне в божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего и в основу всего положить вечные истины христианства. Оно служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столп в пустыне - впереди человека и народов".
         У Церкви нет иной идеологии, кроме идеологии любви. Любви кроткой и самоотверженной, любви всепрощающей и патриотичной, любви, коренящейся в учении евангельских истин, которые остаются нестареющими и по прошествии двух тысячелетий.
         Будущее нашего народа всецело зависит от того, сможем ли мы воспринять этот евангельский идеал и привить его детям, станет ли для нашей молодежи идеалом нравственная чистота, стремление к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к Родине. В наше неспокойное время только Православная Церковь поднимает голос в защиту нравственных норм, призывает к восприятию духовного наследия Отечества, не заботясь о каком-либо политическом влиянии.
         Нынешнее время перемен представляет нам как новые возможности для диалога, так и новые искушения. У православного человека не могут не вызывать беспокойства остаточные явления воинствующего атеизма и кощунственного отношения к святыням русской истории. Не может не настораживать появление в учебных программах новых предметов, в частности, валеологии, в курсе которой на ряду с полезными советами детям преподаются и элементы оккультизма и растления. Вызывает особое опасение и настороженность стремление представителей Российской ассоциации планирования семьи (РАПС) использовать школьные классы для внедрения своих безнравственных программ. Каждому из нас сейчас необходимо задуматься над тем, к чему может привести безразличное отношение к проблемам воспитания детей. Ведь по оценкам многих специалистов при существующих темпах демографического кризиса население нашей страны через двадцать пять - тридцать лет может сократиться вдвое. И опять Церковь бьет в набат.
         Сейчас нам необходимо понять, что опыт Церкви, опыт духовно-нравственного воспитания, который имеется в ее богатой сокровищнице, необходим нам всем, необходим не только в воскресных, но и в общеобразовательных школах. И, конечно, отрадно, что необходимость и полезность такого сотрудничества видят и ощущают руководители министерства образования. Министр общего и профессионального образования В.М. Филиппов на Седьмых Рождественских чтениях в Москве сказал: "Хотелось бы, чтобы Православная Церковь использовала свой огромный моральный авторитет для утверждения в общественном мнении заботливого отношения к школе, к учителям, к учащимся. Пришло время избавить людей, особенно тех, которым доверено дело образования, от нравственной слепоты, от равнодушия к проблемам образования и воспитания подрастающего поколения". Это тем более своевременно, что опыт плодотворного сотрудничества и взаимодействия с Церковью есть у многих государственных структур и Министерств: здравоохранения, обороны, внутренних дел и других ведомств.
         Завершая выступление, хотелось бы пожелать, чтобы в нашей области сложилось полезное и доброе сотрудничество Православной Церкви, общественных организаций, органов государственной власти, и всей системы образования по вопросам духовного и нравственного воспитания молодежи. Для пользы дела смею предложить:
    1. Создать при администрациях области и округов совместно с Епархией общественный комитет в защиту нравственности и традиционной православной духовности и культуры.
    2. Для возрождения исконных православных традиций русского народа считать целесообразным принятие Соглашения о сотрудничестве в сфере образования и воспитания молодежи между Епархией и Администрациями области и округов.
    3. Разработать региональную программу воспитания детей и юношества на основе духовных православных традиций России.
    4. Считать необходимым введение в общеобразовательных школах области факультативного курса "Основы традиционной православной духовности и культуры".
         Хочется надеяться, что в год, когда весь мир отмечает двухтысячелетние Рождества Христова, откроются новые перспективы сотрудничества Церкви и органов образования. Хочется, чтобы эта надежда не умерла последней от бездуховного равнодушия или злого умысла. Это будет безбожно и безнравственно.

    Димитрий, Архиепископ Тобольский и Тюменский, Ректор Тобольской Духовной Семинарии 16 ноября 1999 г.


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.