|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Мы хотим помочь процессу воспитания По случаю начала учебного года святейший патриарх Алексий II посетил Православную классическую гимназию "Радонеж" 2 сентября, в первый день нового учебного года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Православную классическую гимназию "Радонеж". Открытая по благословению Его Святейшества в 1990 г. обществом "Радонеж" гимназия стала первым в России негосударственным православным средним учебным заведением. С тех пор из ее стен вышло восемь поколений выпускников, почти все они поступили в высшие духовные и светские учебные заведения Москвы. В настоящее время в гимназии обучаются более 300 детей. Из ее филиалов в Сабурово и Крылатском развились самостоятельные православные школы. Гимназия имеет свой собственный интернет-сайт. Предстоятель Русской Православной Церкви освятил поклонный крест на территории гимназии и сердечно поздравил учащих и учащихся с Днем знаний. Святейший Патриарх посетил классы гимназии и благословил детей на учебу. Слово Святейшего Патриарха к педагогам и ученикам православной гимназии "Радонеж": - В этой школе православное образование осуществляется уже более 10 лет. Примечательно, что этот новый учебный год здесь начался с освящения поклонного креста. Знамение Креста Господня укрепит начальствующих, учащих и учащихся в их трудах в продолжение всего учебного года. Но не только знание надо давать молодому поколению, его также необходимо воспитывать. Образование и воспитание - два крыла, которые помогают человеку стать человеком, гражданином, патриотом, верным сыном Церкви Христовой. Мы надеемся, что из стен этой православной гимназии выйдут патриоты нашего Отечества, люди, которые будут руководствоваться христианскими духовно-нравственными ориентирами в жизни. Их не соблазнит реклама праздности, безнравственности, насилия и жестокости. Невольно задаешься вопросом, откуда появилась жестокость у некоторых детей? Ответ прост: они насмотрелись боевиков, и им кажется, что все позволено. К сожалению, детские души легко восприимчивы к пропаганде насилия, жестокости, в обилии изливающейся на них с экранов телевизоров. Даже реклама пива, которую мы видим на всех каналах телевидения, не так уж и безобидна: если ребенок привыкает к алкоголю (пусть это всего 6 % алкоголя), то излечить его от алкогольной зависимости очень трудно. А в этой школе, равно как и в других православных школах, гимназиях и лицеях, наши дети получают нравственное, духовное воспитание, которое поможет им противостоять натиску насилия и безнравственности, перед чем беззащитны многие наши соотечественники, особенно - молодежь и подростки. Хотелось бы пожелать руководству школы, пастырям, всем педагогам, преподавателям, воспитателям помощи Божьей, чтобы они своим личным примером воспитывали детей, обучающихся в этой гимназии. Личный пример - самый важный и значительный. Я вспоминаю годы своей учебы в Ленинградской духовной семинарии. На всю жизнь сохранил я память о некоторых преподавателях, которые являли пример благочестия, молитвы, жизненного подвига и глубокой веры. Ведь воспитатели и преподаватели должны не только передавать знания, но и свой личный опыт. Молодые, еще не окрепшие в духовном плане души, быстрее воспринимают именно личный пример. Я рад нашей встрече здесь, на территории православной гимназии в Ясенево - самом большом районе Москвы. Когда я подъехал сюда, увидел эту утопающую в зелени школу в окружении жилых домов, мне пришла мысль, что она - духовный оазис среди бурного житейского моря. И дай Бог, чтобы из этого оазиса выходили чистые души, с окрепшей системой нравственно-духовных ценностей, души, которые будут освящать каждый день своей жизни молитвой и упованием на помощь Божию, а полученные в этих стенах знания приумножат в своей самостоятельной жизни. Я думаю, что для преподавателей, начальствующих, воспитателей самой большой наградой за их труды станут добрые свидетельства об их воспитанниках, свидетельства о том, что поведение учеников и выпускников гимназии "Радонеж" отвечает духовно-нравственным православным нормам. Я еще раз поздравляю всех с Днем знаний и началом нового учебного года. Слово Святейшего Патриарха Алексия к представителям средств массовой информации: - В жизни православной гимназии, православного лицея, любой православной школы храм и церковь должны играть очень важную роль. Место, где возносится общая молитва преподавателей и учащихся, освящается Божиим присутствием. Господь сказал: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф. 18:20). Молитвенное общение с Господом Богом должно происходить в каждой православной школе и православной гимназии. То, что здесь имеется прекрасный, созданный с любовью храм, в котором по воскресным дням и церковным праздникам совершается богослужение, очень много значит для духовной жизни школы. Слава Богу, что помещения гимназии позволяют создать такой храм - дети должны с малых лет привыкать к приходской жизни. Я думаю, светское начальство не должно бояться, что мы здесь будем готовить священников. Это не так. В православных школах и гимназиях мы готовим образованных православных граждан - патриотов нашего Отчества. На протяжении тысячелетней истории Руси объединяющей силой нашего народа всегда была Православная Церковь. Потом мы пережили трудные 70 лет гонений, репрессий, когда любое образование было отделено от Церкви. С появлением воскресных церковно-приходских школ, гимназий, лицеев, и, наконец, высших учебных заведений (Университет апостола Иоанна Богослова или Свято-Тихоновский Богословский институт) у детей и молодых людей появилась возможность получить среднее и высшее образование, скрепленное духовно-нравственным стержнем Православия. Для православной педагогики важно не только образование, но и воспитание. Совсем недавно местечке Топорково неподалеку от Сергиева Посада на месте заброшенного пионерского лагеря открыт приют для мальчиков. С помощью благотворителей мы восстановили обветшавшие корпуса, теперь новый приют может принять 250 мальчиков. Сейчас там живет около 50 детей, по их отзывам, им там нравится. В основном, в приюте содержатся дети-сироты, брошенные родителями или убежавшие из дома. Иногда светские люди подозревают нас в том, что мы готовим в своих приютах монахов. Однако Троице-Сергиева Лавра лишь духовно окормляет Топорковский приют, а по достижению совершеннолетия дети сами решают, какую стезю им выбрать. При приюте создано 4 цеха (обработки металла, деревообрабатывающий цех, цех керамики и пошивочный цех), в которых воспитанники обучаются ремеслу, получают профессию. Для нас важно, чтобы тогда, когда выпускники приюта встретятся со злым миром, они могли бы зарабатывать средства для существования. При приюте также открыта средняя школа, есть спортивные залы и храм, - все в комплексе помогает этим мальчикам получить общее среднее образование, духовное воспитание и профессию. Приют в Топорково – лишь один из примеров социального служения Церкви. Мы надеемся, что и дальше будем развивать самые различные направления православного образования и воспитания подрастающего поколения. Что касается гимназии "Радонеж", мне понравилось, как хорошо оборудованы учебные классы и прочие помещения. Отрадно также было смотреть на детей, обучающихся здесь, на их лица, на их глаза. Первоклассники, конечно, пока еще делают первые добрые шаги и с удовольствием начинают учиться, а второклассники учатся уже осмыслено. Я думаю, мы воспитаем патриотов, истинных граждан нашей России, людей, которые будут руководствоваться в своей жизни евангельскими нравственными основами, заложенными в их души начальствующими священнослужителями и преподавателями. Дай Бог, чтобы таких школ в нашем Отечестве было больше! Школы, подобные той, где мы сейчас находимся, дают детям христианское, православное, религиозное воспитание. Оно поможет молодым людям укрепить духовный, нравственный стержень их личности. Сегодня в гимназию пришел ее бывший выпускник, ныне – студент авиационного института. Он свидетельствовал о том, что в институте более познаний в науках ему пригодилось воспитание, полученное в этих стенах, и благодарил своих наставников. Я не скажу, что все у нас легко получается. Есть свои сложности и трудности. Однако опыт последнего десятилетия показывает, что образование, связанное с Церковью, дает добрые плоды. Ведь образование - это не только передача знаний, но и воспитание. В души подрастающего поколения надо вложить прочное нравственное основание. Я благодарю средства массовой информации за интерес, проявленный к нашему посещению Православной гимназии «Радонеж». Иногда СМИ критикуют позицию Русской Православной Церкви по вопросу введения курса основ православной культуры и этики в программу среднего образования. Недавно в «Известиях» были опубликованы письма людей, возмущенных тем, что вводится изучение основ именно Православия. Я же неоднократно говорил, что традиционные религии нашей страны при компактном проживании последователей этих религий могут и должны преподавать основы своих этики и культуры. Но корни 80% населения России уходят в Православие, сама культура нашей страны зиждется на православном основании, а каждый образованный человек должен знать культуру своей страны. Сегодня, после 70 лет атеистического воспитания, мы не можем ставить вопрос о преподавании в школах Закона Божия, но настаиваем на преподавании основ истории православной этики и культуры. Я думаю, что этот предмет не сможет оскорбить ничьи религиозные или атеистические чувства, а наоборот, будет способствовать расширению познаний человека. "Известия" посвятили вопросу введения в школьную программу основ православной культуры целую статью. Прочитав ее, я удивился: авторы утверждают, что хотят представить разные взгляды, однако православная точка зрения была выражена лишь короткой заметкой митрополита Ташкентского Владимира, а в основном обзор содержал резкие выпады против "внедрения" Церкви в школы. Мы не хотим "внедряться" в школы. Мы хотим помочь процессу воспитания. Церковь, государство и муниципальные власти в равной степени заинтересованы в нравственном здоровье нашего общества. Нам надо сделать все возможное для того, чтобы не потерять подрастающее поколение. | |||||||||||||