|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Музыкальное воспитание в духовной школе "Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности" (В.А. Сухомлинский). Праведное пение есть праведная жизнь"(К.Д. Ушинский). Задача образования и воспитания подрастающего поколения всегда была одной из важнейших общественных задач. Общество и школа всегда неотделимы одно от другого, поэтому можно сказать, что общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно намерено жить. Русский народ имеет свой национальный характер, свой эмоциональный, душевный и нравственный уклад личной жизни и имеет свою национальную культуру, культуру служения, самоотречения и жертвенности сердца, совести и чувства. Православная Церковь внесла дух божественной христианской любви в русскую национальную культуру, поэзию, живопись, музыку. Именно Православие было избрано нашими предками, искавшими в религии благодати и красоты. Ф.М. Достоевский выражением "красота спасет мир" говорил о внутренней, сердечной красоте человека, подразумевая православную идею спасения мира через восстановление в человеке образа Божия. Согласно Священному Писанию, человек - образ и подобие Божие, поэтому основная задача образования и воспитания - воссоздать этот образ, облагородить сердца воспитанников, развить у них стремление к совершенству. Вопрос нравственного и музыкально-эстетического воспитания молодежи является вопросом первостепенной важности. Огромное эмоциональное и воспитательное воздействие на развивающегося человека в семье, школе и обществе оказывает музыка. Становление музыкальной культуры личности, а через нее - художественной, эстетической и общей духовной культуры должно начинаться в раннем детстве, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать. Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. Большое значение имеет музыкальное развитие ребенка в семье. Слушание записей детских музыкальных сказок, фрагментов классической музыки, обучение детей игре на музыкальных инструментах, самостоятельное музицирование - все это обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке и увлечение только "легкой" музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор. В еще не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. В обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей тоже обучали игре на музыкальных инструментах. Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления от музыки углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь. В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, а может быть, и благодаря этому, ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления. К сожалению, популярная ныне массовая музыкальная культура преподносит детям и взрослым сомнительные образцы легкой музыки, а истинно ценная, самобытная русская музыка предана забвению. Думается, что музыкально-эстетическое воспитание детей должно быть построено на музыке добра и гармонии, на лучших образцах русской, классической, церковной музыки, на наших прекрасных песнях, созданных отечественными композиторами, способных возвышать сердца и души детей и взрослых. Великая русская поэзия и музыка были порождением истинного чувства христианской любви, восторга, умиления. От созерцания Божией красоты взволнованное и вдохновенное сердце русского человека начинало петь. Оно воспевало и славило Творца и Его творение. Именно пение под воздействием Божией Благодати признается в народе особым даром Божиим и имеет большое значение в музыкально-эстетическом развитии и воспитании детей. Музыкальное образование в России когда-то было совсем иным. В основании лежала, прежде всего, практика церковного пения. В любом учебном заведении - от приходской школы до губернской гимназии изучался весь годовой круг православного богослужебного пения. Хоровое пение было обязательной частью образования, живым, насущным деланием каждого ученика. Эту музыку он слушал еженедельно на церковных службах, сам пел в школе и на клиросе, она была частью его жизни. Но на уроках пения не ограничивались одной только церковной музыкой, изучались также народные песни и, собственно, детские песни. Вопросам музыкально-певческой педагогики были посвящены труды виднейших музыкантов и педагогов. Главной задачей детской музыки считали: "развитие в детях духовного мира, чувства изящного, способности воспринимать возвышенное, благородное", боялись "порчи вкуса, чувств" и старались "беречь" от всякого мелкого, площадного, заурядного. Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения, развивают певческие навыки: учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи. Умение и навыки учащихся будут базироваться на здоровых музыкально-поэтических образцах, что обеспечит их нравственную и этическую ориентацию в потоке музыкальной информации. Однако музыка бывает разная, и поэтому в воспитательных целях она требует самого жесткого отбора, т.к. музыка может оказывать на молодого человека как высоконравственное, так и развращающее влияние. Настоящим стихийным бедствием следует считать бесконечный поток безнравственной по своей сути рок-музыки, обрушивающейся на головы людей с телеэкрана, радио и концертных площадок, несущий в себе огромную разрушительную силу, сметающий на своем пути веками устоявшиеся духовно-нравственные общечеловеческие ценности, связанные с идеями добра и зла. Молодые люди, не защищенные прочными нравственными устоями, попадая в магическое поле воздействия такой музыки, легко воспринимают все это для подражания. Идеи, заложенные в песнях современной поп-музыки, прямо или косвенно тлетворно воздействуют на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения и по сути своей являются богоборческими, отрицая основные христианские заповеди: не убий, не прелюбодействуй, не сотвори себе кумира и т.п. Что же можно сделать? Какой поставить заслон этому наваждению, который наряду с экологическими проблемами создает угрозу существования человечества? По мысли В.В. Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, т.к. распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Один из ведущих русских педагогов музыки прошлого века С.В. Смоленский считал, что проблему музыкальной культуры общества как национальную традицию музыкального образования в России можно решить через хоровое пение. Он утверждал, что творческие способности заложены во всех детях без исключения, поэтому необходимо поставить педагогический процесс так, чтобы эти способности проявились. Однако справиться с этой, на первый взгляд, простой, а по сути своей сложной задачей непросто. Здесь требуется знание психологии, педагогики, вокальное мастерство: высокая культура слова и звука, умение естественно и правдиво передать в интонации смысл и характер человеческих чувств и переживаний. Святой Иоанн Златоуст говорил: "Пение должно быть пением сердца, а не одних уст: каждый звук голоса должен быть звуком сердца, выражением мысли". Но тут хотелось бы немного затронуть проблему детского пения, которая в наших условиях приобретает сугубо важное значение и требует самого глубокого к себе внимания и систематического изучения. К сожалению, многие музо-педагоги, ведущие детское пение, не имеют специальной подготовки и мало осведомлены о том, что такое голос и пение вообще, а тем более, что такое детский голос и детское пение, за исключением небольшого количества опытных хоровиков, знающих природу детского голоса. Необходимо отметить, что в результате нерационального воспитания голоса детей, несоблюдения в большинстве случаев элементарных правил гигиены голоса и неправильного голосового режима детей обнаруживается ряд крайне отрицательных явлений, а именно - массовая порча и срыв голосов, частые заболевания голосового аппарата и т.д. Многие из нас говорят: "Я свой час хорового пения отбыл, мы пропели, я научил ребят, и больше ничего, дальше моя миссия музыкального работника кончилась". Мы смотрим на себя только как на преподавателей хорового пения. Но это неверно. При всех условиях на нас - музыкальных работников - возлагается в этом отношении ответственность быть не только преподавателем хорового пения, но также и музыкальным воспитателем. Владение инструментом, голосом, а также дирижерскими умениями представляет собой еще неполный "багаж" знаний, который необходимо приобрести; несомненно большую роль в работе учителя играют и организаторские способности, умение заряжать своей энергией и включать учащихся в различные виды музыкальной деятельности. И если дети любят своего учителя, то главное, что происходит во время урока - это прежде всего сама встреча, которая дает возможность общаться с интересным и близким человеком. Воспитание личностью, как известно, есть воспитание примером. Ведь дети очень внимательны даже к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Характерные речевые обороты, интонация, манера поведения, манера одеваться - все это в тонкостях подмечается детьми. Многие школьники особенно склонны к идеализации образа учителя и стремятся перенять именно его манеру поведения, разговора, общения. Поэтому для педагога желательно максимально и искренне развивать свои положительные стороны. Пока педагог (вокалист или хормейстер) имеет искренний интерес к своему голосу, к себе, как к певцу, и развивает свои певческие возможности - развиваются ученики, развивается хор. Но при работе с детским хором не должно ставиться во главу угла только воспитание вокальных средств учащихся. Наряду с этой задачей и неразрывно с нею идет работа и по линии развития музыкального слуха, чувства ансамбля, ритма и пр. И все это, вместе взятое, является средством для достижения определенной цели. Цель эта - дать возможность детям посредством самого доступного для них инструмента - голоса - приблизиться к музыке настолько, чтобы быть не только пассивным, или в лучшем случае, активным слушателем, но активным исполнителем. Не следует считать, что нужно работать над развитием детского голоса, в полном смысле этого слова. Ведь весь организм детей находится в таком сильном и бурном развитии, что нужно не "развивать" голос, а беречь его, т.е. заниматься как раз его охраной и воспитанием… Как мы боремся за охрану голоса? Прежде всего - словами, убеждением, внушением. Необходимо довести до сознания поющих детей, что они сами должны повседневно заботиться о своем голосовом аппарате, не должны злоупотреблять своим голосом в помещении, на улице, особенно зимой. Хоровое пение, как и всякий вид искусства, только в том случае будет иметь художественную ценность и действительную силу, если оно будет располагать известной базой технических навыков. Музыкальный рост хора возможен только на основе правильного и равномерного развития навыков пения. Только при организованных и последовательных занятиях можно говорить о серьезной постановке хорового пения. Овладение певческими навыками является результатом большой работы руководителя и всего хора; задача педагога - упорядочить и воспитать вокальные возможности учащихся. К певческим навыкам относятся:
- дыхание; - дикция; - стройность; - ритмичность; - выразительность и экспрессия. Певческие навыки, тщательно согласованные, взаимно дополняющие и обуславливающие друг друга, должны представлять собой стройную систему. Музыкальный рост возможен при условии равномерного усвоения всех вышеуказанных навыков. Преподаватель допустил бы большую ошибку, если бы стал работать над каким-нибудь одним навыком, забывая другие или уделяя им меньше внимания… Специфика церковно-хорового пения заключается в том, что по своей сути оно является а капельным. Пение а капелла ("без сопровождения") по праву считается самым совершенным типом хорового искусства, в котором свойства и качества голосов показываются в чистом виде, не будучи прикрытыми или заглушенными инструментальными тембрами или смешанными с ними. Пение без сопровождения, как высшая форма хорового искусства, предъявляет прежде всего к дирижеру большие и несколько иные по своей специфике требования, чем при пении с сопровождением. Для церковного пения характерны умеренная сила голоса, так как "бесчинный вопль" на клиросе недопустим, как несоответствующий стилю церковного пения. Вокальность духовных песнопений определяется певучестью церковно-славянского языка, а тексты богослужебных песен, отличающиеся глубиной духовного содержания, настраивают душу поющих на такое состояние, в котором легко петь. Все это создает такие условия для голоса, при которых происходит естественная настройка голосового аппарата на правильно-координированную его работу, осуществляется как бы саморегуляция голоса в процессе пения, что благотворно сказывается на его развитии и способствует быстрому закреплению вокальных навыков. В изучении церковных песнопений должна соблюдаться определенная последовательность не только в отношении музыкального материала, но и постепенности перехода от одноголосного к многоголосному пению. Сначала эти напевы изучаются детьми по слуху и одноголосно. Затем эти же мелодии необходимо интонационно осмыслить, следя по нотам при исполнении. Само собой разумеется, что для успешного изучения церковного пения необходимо параллельно заниматься музыкальной грамотой и сольфеджио. На следующем этапе работы, после значительного количества специальных упражнений для развития гармонического слуха, учащиеся будут готовы к пению этих же распевов на два и три голоса. Если в хоре есть мальчики, чьи голоса уже прошли период мутации и у них появились низкие нотки, то можно поручать им по возможности исполнять басовую партию, т.е. четвертый голос в хоре Таким образом, усвоение учащимися вокально-хоровых навыков - это не процесс технического обучения, а результат систематической длительной работы над разнообразным по содержанию и форме песенным материалом репертуара.
| |||||||||||||