Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • В противостоянии либерала и фанатика всегда выигрывает фанатик (интервью с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным)

  • о. Александр Ельчанинов. Из писем к молодежи

  • 1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании

  • Деревенский рай под покровом храма

  • Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии

  • Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия

  • Абитуриенту на заметку

  • Религиозное образование за рубежом

  • Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики

  • Будущая Россия сидит сегодня за партами. На вопросы отвечают протоиерей Аркадий Шатов и протоиерей Артемий Владимиров

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • «Мужчина и Женщина - по-разному устроенные организмы»

  • «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса

  • Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир

  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Что делать с нашими детьми?

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Учение и труды земные

  • Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей

  • Свящ. Алексий Сысоев, директор Православной классической гимназии “Радонеж”. Смысл и значение православной школы

  • Специфика православной педагогики

  • Духовное образование и духовное воспитание

  • Размышления о школе и детях

  • Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института. О развитии теологического образования

  • Абитуриенту на заметку

  • Воспитание у школьников бережного отношения к природе и обществу на уроках естествознания. Д.Н. Майоров

  • Уроки нравственного богословия. Из беседы преподавателей вузов г. Тюмени с преподавателем Московской Духовной академии, архимандритом Платоном (Игумновым)

  • Сообщение иерея Вячеслава Горшкова об открытии специальности "Религиоведение" в Тюменском нефтегазовом университете

  • Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова

  • Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область

  • Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара

  • Из выступления Министра образования Россиии Владимира Михайловича Филиппова на XXI Рождественских чтениях

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19)

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений

  • Н.Д. Зотов-Матвеев.Образование и духовность

  • Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания»

  • Почему я выбрала теологию

  • О новой специальности - теология

  • Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири)

  • Теологическое образование в России (история и современность)

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ

  • Вера и нравственность:православные традиции и современность. Н.Д.Никандров, президент российской академии образования

  • Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина

  • Задачи православного образования. Архимандрит Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации

  • Нужна ли школьникам православная культура?

  • Учение святителя Григория Богослова о пастырстве

  • Разговор об атеизме. Митрополит Сурожский Антоний

  • Святые об образовании

  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о воспитании детей

  • Мы хотим помочь процессу воспитания

  • Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов"

  • Изучение основ Православия в современной школе

  • Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир"

  • Иван Ильин - русский учитель

  • А.С.Пушкин о народном воспитании

  • Экзамены в Тобольской Духовной Семинарии

  • Обращение к абитуриентам Тобольской Духовной семинарии.

  • Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

  • Музыкальное воспитание в духовной школе

  • Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе

  • Патриарх о реформе духовного образования

  • Церковь и государственное образование

  • О преподавании общественных дисциплин в школе

  • Много поваров для одного супа

  • Docendo discimus

  • Сильнее Бога нет. Интервью с наместником Свято-Троицкого монастыря, ректором Тюменского Духовного училища, игуменом Тихоном (Бобовым)

  • Уроки милосердия. Из жизни одного святого

  • Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования

  • Пятнадцатиднев

  • Липовка

  • Жатвы много, а делателей мало...

  • Письма о воспитании наследника русского престола (1859 г.)

  • Участники совещания ректоров отвечают на нашу анкету

  • совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень.

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на VIII Международных рождественских образовательных чтениях в год празднования Двухтысячелетия Рождества Христова.

  • О сквернословии...

  • Святые о воспитании детей

  • Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий.

  • Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области

  • Педагогическое наследие св. Феофана Затворника

  • Обращение Тюменского Духовного училища.

  • Обращение к родителям

  • О проблемах образования.

  • Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания.

  • Мысли о религиозном воспитании детей

  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.

  • Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии.

  • Доклад Владыки Димитрия

  • Дни славянской письменности

  • Диакон Дмитрий Лин.

  • Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи

  • Праославные гимназии

  • Восьмые Рождественские образовательные чтения

  • Вера и знания

  • Валеология - курс на рифы

  • Безсовестный бес.

  • Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души"



  • Изучение основ Православия в современной школе

         В Тобольске 28 августа 2002 г. проходило совещание-семинар руководителей образовательных учреждений и педагогических работников по теме “Развитие и совершенствование системы образования в условиях модернизации школы”. На Пленарном заседании, проходившем в ДК “Синтез”, выступили глава города Е.М. Воробьев, председатель Комитета по образованию Н.А. Кропачева. К собравшимся обратился также архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, ректор Тобольской Духовной семинарии.

         Уважаемые участники семинара! Дорогие коллеги и друзья!

         Братья и сестры!

         Приветствую вас в преддверии нового 2002/2003 учебного года. Начиная новый учебный год, мы, учителя и наставники, должны задуматься, что доброго и правдивого сможем посеять в душах наших детей, что сможем сделать, чтобы наше молодое поколение получило достойное образование и должное традиционное воспитание и не погибло от безнравственности и бездуховности, которые, как злокачественные метастазы, поражают человека. Сейчас чрезвычайно важно вновь и вновь ставить вопрос о необходимости духовно-нравственного воспитания в школе.

         Однако в начале следует уяснить, что слово “духовность” происходит от слова “дух”. Дух – это понятие не материальное, а метафизическое. Дух есть Бог, Творец, Источник жизни. Но есть и противоположный, враждебный Ему дух – дьявол, сеющий грех, ожесточение, страдание и смерть. А посему, давая определение духовности, мы должны различать, к чему она приводит человека – или к нравственному совершенству, к добру, к Богу, или ко греху, нравственному растлению, пороку и озлоблению. Слово же “нравственность” происходит от слова “нрав”. Нрав есть нечто постоянное, присущее человеку, его душевное качество, отражающее духовное состояние. Следовательно, нравственность человека зависит от его духовности. Поэтому, говоря о духовном воспитании, мы должны памятовать о Боге. Только через это познается природа добра и зла.

         Сегодня в современной светской школе недостаточное внимание уделяется познанию духовных и нравственных ценностей, традиционных для нашего Отечества, для которого Православие как мировоззрение является неотъемлемой частью исторического и культурного наследия. Оно во многом определило особенности национального характера и менталитета нашего народа. Поэтому современная российская школа не должна стоять в стороне от православной традиции и, тем более, попирать ее. Во все времена школа призвана решать не только образовательные задачи, но и заботиться о преемственности поколений, о сохранении духовных и нравственных традиций народа, его национального самосознания и культурной самоидентичности.

         Нравственное воспитание на основе православных христианских ценностей особенно важно сейчас, поскольку нет иной нравственной альтернативы навязываемым через средства массовой информации лжедуховности, алчному потребительству, насилию и жестокости. Не следует забывать, что наша Православная Церковь имеет богатый опыт в преодолении и профилактике губительных пороков, поразивших современное общество.

         Следует признать, что сегодня мы остаемся заложниками той “научной” фальсификации, которая делалась в годы воинствующего атеизма в угоду идеологии, враждебной традиционному православному мировоззрению. Готовя человека к жизни, общеобразовательная школа должна открыть ему богатство национального культурного наследия, в том числе и в духовном аспекте. Духовное наследие включает в себя как элементы собственно церковной культуры – Священное Писание, Священное Предание, Богослужение, так и дополнительные элементы, например, национальные особенности храмостроительства, иконописи, пения, религиозных праздников и т.п. Мы должны проникнуться пониманием того, что без приобщения детей в школе к национальной духовной традиции, без правдивой подачи знаний о Православии, о Церкви, образование в гуманитарном аспекте представляется неполным.

         В условиях совершенствования и модернизации светской школы необходимо восполнить утраченное доброе. Поэтому основная цель изучения православной культуры заключается в приобщении молодого поколения к духовно-нравственным ценностям Православия, как важной составляющей культурного наследия российской цивилизации.

         Полагаю, в государственной (светской) общеобразовательной школе изучение основ православной культуры должно осуществляться в рамках специального учебного предмета на всех образовательных ступенях школы. Предлагаю в наступающем учебном году провести научно-практическую конференцию по данному вопросу среди педагогов учебных заведений города. Так мы не на словах, а на деле покажем, что Тобольск вправе называться духовной столицей не только области, но и всей Западной Сибири. Желаю помощи Божией и успехов в новом учебном году.

    г. Тобольск 28 августа 2002 г.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.