Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • В противостоянии либерала и фанатика всегда выигрывает фанатик (интервью с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным)

  • о. Александр Ельчанинов. Из писем к молодежи

  • 1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании

  • Деревенский рай под покровом храма

  • Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии

  • Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия

  • Абитуриенту на заметку

  • Религиозное образование за рубежом

  • Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики

  • Будущая Россия сидит сегодня за партами. На вопросы отвечают протоиерей Аркадий Шатов и протоиерей Артемий Владимиров

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • «Мужчина и Женщина - по-разному устроенные организмы»

  • «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса

  • Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир

  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Что делать с нашими детьми?

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Учение и труды земные

  • Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей

  • Свящ. Алексий Сысоев, директор Православной классической гимназии “Радонеж”. Смысл и значение православной школы

  • Специфика православной педагогики

  • Духовное образование и духовное воспитание

  • Размышления о школе и детях

  • Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института. О развитии теологического образования

  • Абитуриенту на заметку

  • Воспитание у школьников бережного отношения к природе и обществу на уроках естествознания. Д.Н. Майоров

  • Уроки нравственного богословия. Из беседы преподавателей вузов г. Тюмени с преподавателем Московской Духовной академии, архимандритом Платоном (Игумновым)

  • Сообщение иерея Вячеслава Горшкова об открытии специальности "Религиоведение" в Тюменском нефтегазовом университете

  • Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова

  • Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область

  • Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара

  • Из выступления Министра образования Россиии Владимира Михайловича Филиппова на XXI Рождественских чтениях

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19)

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений

  • Н.Д. Зотов-Матвеев.Образование и духовность

  • Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания»

  • Почему я выбрала теологию

  • О новой специальности - теология

  • Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири)

  • Теологическое образование в России (история и современность)

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ

  • Вера и нравственность:православные традиции и современность. Н.Д.Никандров, президент российской академии образования

  • Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина

  • Задачи православного образования. Архимандрит Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации

  • Нужна ли школьникам православная культура?

  • Учение святителя Григория Богослова о пастырстве

  • Разговор об атеизме. Митрополит Сурожский Антоний

  • Святые об образовании

  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о воспитании детей

  • Мы хотим помочь процессу воспитания

  • Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов"

  • Изучение основ Православия в современной школе

  • Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир"

  • Иван Ильин - русский учитель

  • А.С.Пушкин о народном воспитании

  • Экзамены в Тобольской Духовной Семинарии

  • Обращение к абитуриентам Тобольской Духовной семинарии.

  • Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

  • Музыкальное воспитание в духовной школе

  • Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе

  • Патриарх о реформе духовного образования

  • Церковь и государственное образование

  • О преподавании общественных дисциплин в школе

  • Много поваров для одного супа

  • Docendo discimus

  • Сильнее Бога нет. Интервью с наместником Свято-Троицкого монастыря, ректором Тюменского Духовного училища, игуменом Тихоном (Бобовым)

  • Уроки милосердия. Из жизни одного святого

  • Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования

  • Пятнадцатиднев

  • Липовка

  • Жатвы много, а делателей мало...

  • Письма о воспитании наследника русского престола (1859 г.)

  • Участники совещания ректоров отвечают на нашу анкету

  • совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень.

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на VIII Международных рождественских образовательных чтениях в год празднования Двухтысячелетия Рождества Христова.

  • О сквернословии...

  • Святые о воспитании детей

  • Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий.

  • Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области

  • Педагогическое наследие св. Феофана Затворника

  • Обращение Тюменского Духовного училища.

  • Обращение к родителям

  • О проблемах образования.

  • Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания.

  • Мысли о религиозном воспитании детей

  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.

  • Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии.

  • Доклад Владыки Димитрия

  • Дни славянской письменности

  • Диакон Дмитрий Лин.

  • Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи

  • Праославные гимназии

  • Восьмые Рождественские образовательные чтения

  • Вера и знания

  • Валеология - курс на рифы

  • Безсовестный бес.

  • Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души"



  • Церковь и государственное образование

         Чтобы решить какую-то проблему, ее сначала надо сформулировать. Поэтому мне бы хотелось показать один из главных тормозов нашей деятельности на ниве духовного просвещения.

         Вы слышали такой странный термин - "Церковь отделена от государства", но, может быть, не все знают его происхождение, тем более не все знают, что это вообще значит. Я хочу показать некоторую абсурдность не только этого термина, но и той ситуации, которая возникает в результате появления этого термина на российском поле.

         В Россию этот термин пришел на штыках латышских стрелков, китайских и прочих интернационалистов в 1917 году. Поэтому введение этого термина в русское юридическое поле было просто недружественной акцией со стороны узурпаторов власти, совершенно незаконных – их никто не выбирал. Но попробуем разобраться, что этот термин значит.

         Когда мне приходится общаться в больших аудиториях, чтобы показать весь абсурд ситуации, спрашиваю, кто крещеный? Обычно все поднимают руки. То есть почти все население страны, если не все, то 70 процентов точно, являются членами Церкви. Членство в Церкви определяется крещением. Крещеный человек является членом Церкви, степень же его воцерковления может быть разной, начиная от святости и кончая практически отлучением в результате своей жизни. Так каким же образом может существовать на земле государство, где 70 % населения отлучены от государства? Как это реально может быть? И вообще, что такое тогда государство? И кого обслуживает это государство?

         Ведь государство – это просто машина по управлению большой массой людей, это аппарат, договорная система, с помощью которой можно быстро решать какие-то задачи, чтобы не было хаоса. Это попытка внести порядок в сумбур нашей обычной жизни. А здесь в самом начале, в основном законе страны заложен абсурд.

         Итак, 70% населения – крещеный народ, то есть члены Церкви. Получается, что государство, по крайней мере, законодательно, обслуживает только атеистов, которых уже практически нет. Это такая общность редкая и уникальная. Ну, по крайней мере, даже если они есть, теперь они почему-то стесняются об этом открыто заявить, хотя недавно мне стало известно, что возник союз безбожников, сколько-то там десятков членов есть. Это оригинально, конечно, но в процентном отношении ничто.

         Тогда почему государство, которое обслуживает атеистов, требует у 70% населения налоги, если они отделены от государства? По какому праву? Это вопрос, на который ответа нет. В юридическом пространстве ответов на это нет. Нужно либо отказаться от этого термина и того, что за ним стоит, и ввести что-то другое, либо определить его так, чтобы было понятно, что за этим стоит. Потому что в ситуации абсурда развиваться невозможно, в частности, на образовательном пространстве.

         Термины: отделение Церкви от государства, школы от Церкви, светское государство - родились в пучине Французской революции и поэтому в нашей стране нет традиции их истолкования. Они были навязаны нам в 1917 году, а тогда уже вопрос не обсуждался. Если кто-то задает какой-то вопрос, он априори враг народа, подлежит уничтожению. И возникла лишь советская традиция 70-летнего определенного толкования этих терминов. Истолковываются они в привычных ленинско-коммунистических традициях, образах, в которых воспитаны все и считают для себя привычными и знакомыми. В силу духовной непросвещенности и невоцерковленности русский чиновник из страха, как бы чего не вышло, и от обычной лености мысли термин светское государство, отделение школ от Церкви, Церкви от государства толкует в духе коммунатеизма, что совершенно не соответствует истинному пониманию этих терминов.

         Хотя к истинному пониманию этих терминов можно было бы приблизиться, посмотрев на историю их возникновения из масонских парижских лож 18 века.В России третьего тысячелетия несколько другие задачи, чем в Париже 18 века.

         Ну ладно уж, пусть даже все будет так, раз мы не можем жить без сквозняков, дующих в форточку, которую открыл Петр Великий. У нас все должно быть, как у них. Замечательно, но надо хотя бы представить, что же за этим должно стоять. Вопрос-то правомерен. Франция изрядно пострадала от революции. Но уж как Россия настрадалась, процесс-то революционный идет, Михаил Горбачев нам об этом сказал, и мы потеряли как держава огромные территории, потеряли сто миллионов населения за 70 лет, потеряли триста миллионов нерожденных людей в результате этого. Проедешь по стране, такое ощущение, что только что война кончилась, разорено все. Москва еще более-менее отстраивается, а все остальное в жутком состоянии. И тогда, казалось бы, зачем нам то, что привнесено с революции, опять всовывать в основной закон? Совершенно необязательно. Но никак мы не можем без свежего воздуха, дующего из центра Европы.

         Хорошо, пусть так. Посмотрим, что во Франции думают по этому поводу, на родине этой терминологии, или в Германии, например, где эти термины также фигурируют в законодательстве. Однако при этом верующие французы и немцы имеют возможность давать религиозное образование детям и ограждать их от бреда атеизма или дарвинизма. Более того, они имеют специальные конкордаты, в силу которых священники получают зарплату из бюджета своих стран за свою деятельность на благо народа и государства. И не беспокоятся о восстановлении руин, ибо руин нет, а все церковные здания восстанавливаются и ремонтируются на государственные средства. Теперь посмотрим, что у нас. Не знаю, как в других епархиях, но в Москве только пять или шесть храмов принадлежат Церкви, остальные – государству, но восстанавливаются за счет церковных средств, причем под угрозой установки кассового аппарата у церковного ящика и взимания налога с какой-то прибыли. Интересно, какая прибыль может быть с пожертвований человека на церковь? Церковь же не коммерческая организация. А все дело в толковании. Как думает светский человек – ах, это деньги, значит, прибыль.

         Аналогичная проблема – нет понятия церковной собственности в юридическом поле, нет понимания, что значит светское государство. Поэтому светское толкуется как атеистическое, отделение Церкви от государства толкуется не в смысле, что государство не вмешивается в богослужебный устав, а в смысле – не давай ни рубля. Не давай ни рубля на восстановление государственной собственности, разрушенной государством.

         Пойдем дальше. Получается отделение, странное по своей структуре. Какая наша задача, как у чад Церкви? Например, у отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, который я представляю? Мы хотим смягчить ситуацию, которая есть в тюремном мире, мы хотим умягчить сердца этих людей, мы хотим участвовать в их реабилитации, мы хотим, чтобы было меньше рецидива. Государство может на это потратить три рубля? Нет, не может – Церковь отделена от государства. Не может. И утверждается, что это по закону не может. Почему? Все дело в толковании закона, в неправильном понимании. Собрались русские люди, хотят сделать хорошее дело, им говорят – юридически это невозможно. Почему? Мы что – враги, у нас паспорт другой, другие задачи? Никак невозможно, хотя от этого существует явная польза.

         Так вот отделение Церкви от государства – это попытка предостеречь от вмешательства. Дело в том, что Церковь занимается душой человека, а государство обустраивает внешнюю жизнь. Это и зафиксировано в этом термине, а не запрет на совместное решение каких-то задач.

         Есть у нас задача воспитания хорошего человека или все обязательно должны быть дрянью? Есть такая общая задача. Почему же мы не можем ее решать вместе? Почему законодательство должно быть таково, чтобы этому препятствовать?

         Надо нам по возможности это средостение, которое возникло в силу атеистической традиционной инерции, стараться менять. Потому что это есть не только глубокая неправота, несправедливость к собственному православному народу, но даже с точки зрения демократической. Возьмем снова любимую Францию, с которой все началось. Например, французское телевидение. Там подсчитано, какой процент православных живет во Франции и такую долю от общего эфирного времени имеют православные французы разного происхождения, в основном, русского, конечно. Они свою процентную долю имеют. А мы должны в этой стране иметь 70% такой доли. Должны. Это демократия.

         Поговорим немножко о демократии. Что это такое? Кто в демократическом государстве является источником права? Население. Или, если кому больше нравится, народ. То есть мы. Мы выбираем людей, мы им платим жалование, мы их нанимаем, они должны работать на нас. Мы должны диктовать, а не они. Конечно, это механизм идеальный, труднодостижимый, но тем не менее демократия понимается так – власть народа. Источником власти является не император, как это было до революции, не царь, не князь, а народ. Поэтому мы в следующий раз, когда будут выборы любого уровня, должны ставить задачу перед этими людьми: вы должны на каждом перекрестке, каждой трибуне нам обещать, что: наших детей будут учить Закону Божьему, из средств массовой информации удалится все, что нам не нравится. Если это нравится Шредеру или Бушу – пожалуйста, в рамках их державы. Здесь, если это демократия, мы хозяева. У нас мононациональная держава. Да, у нас присутствуют мусульмане, мы их никогда в жизни не обижали.

         Это наша страна, наша культура, наш язык. Все наше и мы еще здесь некоторое время будем хозяевами. И нужно нам это сознание доводить до сознания тех людей, которых мы нанимаем на работу, начиная с Президента (дай ему Бог доброго здоровья), кончая Советом Федерации, Государственной Думой, всеми министрами и так далее. Это не они решают, какую реформу русского языка проводить, а мы заказываем, что нам нужно в этой реформе. И если наше правовое сознание будет расти, то мы нащупаем тот путь, по которому надо идти. Нам не нужно будет открывать форточки, потому что форточки открываются исключительно от лени и необразованности. Потому что это проще. Проще открыть структуру, аналогичную западной, и тебе тут же откроют транш для того, чтобы ты занимался тем же.

         Ответы о. димитрия Смирнова на вопросы

      - Расскажите об опыте миссионерской образовательной работы в вашем приходе.
      - Основной жанр миссионерской работы на приходе – это проповедь. Все наши священники проповедуют за каждым богослужением утром и вечером. Есть у нас ежемесячное издание – пятидесятиполосный журнал. Существует постоянно обновляющийся сайт в интернете и сейчас лента новостей появилась, причем даже на разных языках. Была идея сделать на китайском, португальском, само собой на английском, французском, немецком. Всем людям, которые оказываются в нашем приходе, владеющим разными языками, мы предоставляем такую возможность. Все на добровольных началах, поэтому все идет довольно медленно, но мы надеемся, что в тех странах найдутся православные люди, они нам помогут. Мы начинали просто с проповеди слова Божия.
      - Многие проекты социального служения и образования реализуются с успехом в вашем приходе. Скажите, с чего вы начинали, что делать тем, кто, глядя на вас, пытается реализовать нечто подобное у себя?
      - С успехом – это сильно сказано. Как говорил Владимир Маяковский – "Поэты, не делайте под Маяковского, а делайте сами". Все очень просто. Появляется некий человек и хочет чем-то заниматься. Мы ему стараемся предоставить возможность и создать условия. Если вокруг него и его деятельности что-то вырастает, какая-то структура, то мы ее соответствующим образом оформляем, и она начинает действовать. То есть ничто не было придумано просто так, все рождается изнутри. Тогда это жизнеспособно. Если идти от идеи, то все очень сложно, тогда нужно финансирование особое, привлечение людей со стороны и так далее.
      - Пожертвования граждан – это деньги, которые уже были обложены налогом, поэтому они незаконно облагаются налогами как с физических, так и юридических лиц.
      - Да, совершенно верно. Но я в такие дебри уже и не залезаю, потому что тут все от начала до конца абсурд. У меня есть друг – налоговый инспектор высокого ранга, я к нему ходил, просил объяснить. Он говорит, это никто не сможет объяснить, толкования нет. Как же быть? Зависит от того, кто как посмотрит. Представляете? Это называется правовое государство.
      - Существуют храмы, за свечным ящиком которых можно встретить надписи о стоимости венчания и других церковных треб. Может быть, здесь правомерно брать налог на прибыль, раз сами священнослужители путают свое пастырство с бизнесом?
      - Может быть, с архипастырской точки зрения и стоило так сделать, в пользу епархии, естественно, чтобы немного воспитать людей. Вообще же это, конечно, неправильно, но я хочу сказать, что священник имеет право быть неграмотным в юридическом отношении. А вот те люди, кому профессионально поручено разрабатывать законодательство и за это они получают зарплату большую, чем у священника, этого права не имеют. Поэтому «оплату венчания» еще можно простить. Хотя это, конечно, неверно. У нас на приходе никаких оплат не существует. Мы долго боролись со своей паствой, которая все пыталась от нас добиться, почем записка или отпевание. Мы говорим – у нас все бесплатно, вот есть кружка, сколько хотите, столько и кладите. Поэтому наши так называемые доходы больше, чем в других храмах, потому что народ у нас щедрый, его не надо ограничивать в деньгах. И появляется возможность бесплатно обвенчать студентов, которые вынуждены всю стипендию тратить на оплату жилья. Кстати, это соответствует русской традиции. Таксу ведь ввела советская власть, чтобы наблюдать за потоками средств, которые протекают через храмы.
      - Настоящих истинных членов Церкви гораздо меньше 70%, и большинство из этих 70 нас не поддержит, а демократию они понимают иначе. Как же решить проблему?
      - Это не так. Как показывает анализ общественного мнения, все церковное воспринимается с большим пиететом. Даже люди, далекие от Церкви, хотят, чтобы их дети, например, восполнили тот провал в духовном образовании, который возник у них. Просто человек в силу определенной инерции – возрастной, воспитательной – не может сам сделать это. Кстати, если бы подобные вопросы были в анкете по переписи населения, думаю, мы получили бы интересные результаты. Конечно, те, кого мы называем практикующим христианином, в любой европейской стране составляют 5-7%, у нас – 10-12. Уровень церковной религиозности у нас выше почти вдвое, это высокий показатель. Но это ничего не значит. Человек может один раз в год посещать храм и ничего не знать о Божественной евхаристии, но отдельные, важные для него места из Евангелия он может воспринимать сердцем. Придет время, Господь его подтолкнет. Мы с Церковью связаны бесчисленным множеством нитей – не только те, кто находится внутри ее и живет ее жизнью, но и люди вовне. Даже взгляд на храм с куполами разный у людей русской культуры и какой-нибудь африканской. Мы его воспринимаем в любом месте как нечто свое, родное. В этом смысле у нас православные даже мусульмане. Ислам в нашей стране не создал ничего – ни поэзии, ни музыки, ни архитектуры. Перерыли весь Казанский регион, не нашли ни одного черепка. Поэтому любой человек, даже считающий себя мусульманином, воспитан церквами, куполами, всем строем жизни государственной и так далее. Это все равно на него влияет. Если его поместить в Арабские Эмираты, он будет себя чувствовать хуже, чем у себя в России. Также русские буддисты, а тем более евреи, которые уезжают в Израиль и нанимают своим детям педагогов, чтобы они не потеряли русский язык. Через русский язык они приобщены к мировой культуре. Зачем им переходить на английский язык, чтобы через него опять возвращаться к этой культуре? На иврит-то ничего не переведено. Остаться с одним ивритом - значит выпасть из культуры. Мировой! Потому что мировая культура существует на немногих языках – английский, французский, немецкий, русский. Шведы вынуждены химию учить по-английски, между прочим. Нет химии ни на украинском, ни на казахском. Да, если украинскую культуру вырвать из контекста русской, то она потерпит большой ущерб. Надо будет идти через английский, французский. А зачем, когда есть родной – славянский?
      - Раб Божий Олег спрашивает: «Ваше утверждение, что мусульмане ничего не сделали в России, очень опасно, ведь это не так. Такая позиция дает повод экстремистам».
      - Да, это не так, и я этого никогда не говорю. К сожалению, мы не умеем слушать. Я говорил об исламе как религии, которая никак не проявилась в нашей национальной культуре. А мусульмане, начиная от Таира Салахова, замечательного художника, кончая Чингизом Айтматовым, создали замечательные произведения, которые известны во всем мире. Масса певцов, артистов балета и художников, но все это – в контексте, как может кому-то показаться странным, русской культуры. Понимаете? И здесь нет ничего удивительного. Ведь никто же не скажет, что Иосиф Бродский – еврейский поэт. Это русский поэт, хотя писал по-английски тоже. Да, он по национальности еврей и не является крещеным, но тем не менее он писал в контексте русской культуры. Он является русским поэтом. Исаак Ильич Левитан и так далее. Все эти деятели культуры не этнические славяне, но они существуют в рамках русской православной культуры. Это надо понимать. Нет исламской культуры у нас. Кроме Бухары и Самарканда древних эпох, времени всплеска государственности в том регионе, больше, причем - к сожалению, нет. Поэтому надо отличать: мусульмане огромный вклад внесли в культуру, но в русскую. И тут нет никакой обиды мусульманам.


    Протоиерей Димитрий Смирнов


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.