|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Cовещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви
20 июня. Тюмень. Вечером 20 июня в Тюменское духовное училище, что расположено на живописном берегу Туры собрались представители многих духовных учебных заведений России для участия в совете ректоров . Им был предложен ужин и осмотр древних стен Свято-Троицкого собора старейшего монастыря. Буквально два дня назад в этих стенах раздавались Троицкие песнопения традиционного Крестного хода. Наместник монастыря, игумен Тихон, ректор Тюменского духовного училища провел гостей по училищу и территории монастыря, показал им то прекрасное новое здание восстановленной церковной школы, за "преднамеренное разрушение" которой его судили почти 9 месяцев. Но теперь он оправдан, а здание встретило гостей изяществом и домашним уютом. 21 июня. У губернатора. Утром 21 июня в 10 часов участников совещания ректоров в здании областной администрации приветствовал губернатор области Леонид Юлианович Рокецкий. На встречу пришли также представители вузов города, представители областной администрации, пресса. Открыл встречу высокопреосвященнейший архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного Совета Московского патриархата. Он привествовал участников совещания и выразил надежду, что подобная встреча, собравшая представителей духовных учебных заведений со всей страны и ближнего зарубежья в Сибири принесет серьезный вклад в выработку новой концепции духовного образования в новом столетии. Затем выступил высокопреосвященнейший архиепископ Димитрий, который поблагодарил администрацию области и лично Леонида Юлиановича за понимание и поддержку в деле развития духовного образования в регионе. Губернатор в своем слове поблагодарил всех участников совещания за высокую оказанную честь Сибирской земле, что они собрались для решения столь важных и насущных проблем образования России в городе Тобольске, в день святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца. Администрация озабочена возрождением духовных традиций среди населения области, ведущую роль в котором играет Русская Православная Церковь. Губернатор заверил присутствующих, что он в курсе всех дел и проблем Тобольско-Тюменской епархии, он частый гость в Тобольских Духовных школах, у него добрые отношения с правящим архиереем, владыкой Димитрием, и поэтому он понимает значение проходящего совещания ректоров. Он вспомнил добрым словом тех первопроходцев Сибири, которые своим подвигом осваивали новые пространства России: они строили храмы и воспитывали подрастающие поколения в вере в Бога и любви к Отечеству. И сегодня в области строятся новые храмы, возрождаются старые. Администрация постепенно передает те культовые здания, которые были незаконно изъяты при советской власти. "Власть помогала разрушать, власть должна помочь и восстанавливать", - заметил Леонид Юлианович. Население области сильно увеличилось: если в 60-е здесь проживало около миллиона человек, то уже в 80-е - около 3 млн. Все северные города развивались за счет нефтегазопромысловых разработок, теперь же, когда эта отрасль добычи оказалась в руках олигархов - 60% российской нефти, 90% российского газа, - администрация должна изыскивать стредства из других отраслей производства. Сейчас в области наблюдается стабильность в экономике и социальной сфере: вовремя выплачиваются пенсии, бюджетные зарплаты, стипендии. "Я не вмешиваюсь в ваши дела, - сказал Л.Ю.Рокецкий, - "Но хотел бы вам пожелать больше активности в вашей просветительской и миссионерской деятельности. Другие религиозные течения очень агрессивны и бесцеремонны в своих действиях. Смотреть спокойно на это невозможно. Поэтому прошу вас активно продолжать традиции земли Сибирской по просвещению народа в вере Христовой". Очень важно сегодня воспитание молодежи в духе патриотизма, в уважении к своим родителям и традициям своего края. Поэтому, вспоминая слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о том, что Тобольские Духовные школы являются третьим центром Православия в России, после Москвы и Санкт-Петербурга, губернатор пожелал создания в Тобольске Духовной Академии и выразил готовность всесторонне поддерживать развитие духовного образования в нашей епархии. 21июня. Тобольск. Собрание ректоров продолжило свою работу в Тобольске в 16 часов в актовом зале. Начал заседание владыка Евгений, архиепископ Верейский; он выразил надежду на продуктивность работы совещания, так как есть возможность практически ознакомиться с работой Тобольской семинарии, которая открыта в числе первых, с 1988 года, и в ней накоплен большой опыт в решении проблем духовного образования. Он рассказал о трудностях подготовки этого ректорского совещания и предложил участникам представить в президиум точные цифры статистики по своим образовательным учреждениям. Для обсуждения он предложил следующие вопросы. 1. Переход на новую систему богословского образования - 5 летнюю. 2. 4-х летние семинарии. По-видимому, останутся в практике семинарии со сроком обучения и 4 и 5 лет. Это связано со следующим вопросом. 3. Вопрос лицензирования семинарий. Московская и Санкт-Петербургская академии, Свято-Тихоновский богословский институт уже получили лицензии. Из 18 семинарий на территории России лицензии не имеют еще Владимирская, Воронежская, Курская, Одесская, Саратовская, Ставропольская. Лицензирование духовных школ является обязательным, так как записано в Законе о свободе совести. От лицензирования, кстати, зависит призыв студентов в армию. 4. Вопрос об аккредитации семинарий. Аккредитация дает нашим дипломам статус государственного образца. 5. Вопрос о Координационном совете между Московской Патриархией и Министерством образования. Доклад сделает протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПТСБИ. 6. Вопрос об ученых советах семинарий в связи с их аккредитацией как высшей школы. Доклад о профессорах и доцентах в семинариях. Сообщение об этом сделает проректор Самарской семинарии Сельников Иван Павлович. 7. Вопрос о распределении выпускников духовных училищ и семинарий. Многие наши семинарии ощущают острую нехватку преподавательских кадров. Но в связи с тем, что наши семинарии и академии "помолодели", то есть их возрастной уровень уменьшился, молодые выпускники Академий, не имеющие сана, должны оставаться для преподавания в семинариях. Дипломы выпускникам Академий будут выдаваться только по истечении 2 лет работы по распределению. Есть решение Синода о канонической норме возвращения выпускников семинарий в ту епархию, которая направила их на учебу. 8. Есть нужда собрать проректоров по воспитательной работе духовных школ для выработки правил поведения студентов духовных учебных заведений. Есть старые правила, но они, конечно, не устраивают сегодня. Новые правила тоже требуют доработки. 9. Владыка Евгений поднял вопрос об отчисленных студентах, которые после отчисления поступают в другие духовные школы. В связи с этим необходимо создать базу данных об отчисленных студентах и постоянно обмениваться новой информацией через электронную почту. 10. Вопрос о перерегистрации духовных школ. Затем выступил протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института. Он рассказал о работе Координационного Совета по образованию между Московским Патриархатом и Министерством образования. Речь шла о введении нового образовательного стандарта "Теология". Инициатива введения этого стандарта принадлежала государству. И в самом начале эта программа возникла как переделка стандарта "Религиовединия", вполне атеистического. Отец Владимир рассказал о том, как создавался новый стандарт "теологии", о тех недоумениях, которые породило введение этой светской программы. Трудность в том, что, благодаря современному российскому законодательству, невозможно создать конфессиональный стандарт образования, поэтому был создан мультиконфессиональный стандарт. Что он представляет собой можно узнат из программы, предложенной профессором о.Владимиром Воробьевым. О необходимости введения специальности "Теология" в государственную номенклатуру (Обоснование) В настоящее время не приходится доказывать, что сама жизнь настоятельно диктует необходимость научного изучения религии. В системе высшего образования этой задаче сейчас отвечают специальность "Религиоведение" и направление "Теология". Вместе с тем, на совещании УМО, по Философии, Политологии и Религиоведению от 16-17 ноября 1999 г. определенно была высказана идея о "нецелесообразности осуществления профессиональной подготовки специалистов по направлению "Теология" в государственных и муниципальных учебных заведениях Российской Федерации". Доводы, представленные в итоговом документе упомянутого совещания, свидетельствуют о полном неведении религиоведов о том, что представляет собой Теология, - что, конечно, странно и заставляет вспомнить пресловутый "научный атеизм" с его политической ангажированностью и "партийностью в науке". Между тем, нетрудно привести убедительные доводы в пользу необходимости образовательного направления и специальности "Теология" в системе высшего образования России (соответствующие проекты стандартов по направлению и специальности "Теология" уже представлены в Министерство образования РФ). Эти доводы для большей наглядности ниже приводятся в двух параграфах - сначала общего характера, затем более частные. 1.1. Научная система Теологии, включающая в себя значительное количество разных дисциплин, существует с глубокой древности. Так, христианской Теологии более полутора тысяч лет, а если считать начало науки с первых памятников, содержащих философски-богословское обсуждение предмета, то возраст Теологии исчисляется девятнадцатью столетиями. В настоящее время теологические факультеты существуют в крупнейших государственных университетах Европы и в известнейших научных центрах Америки. Знаменитые теологические факультеты Страсбургского государственного университета (Франция), Оксфордского и Кембриджского государственных университетов (Великобритания) являются достаточно древними. Теологические факультеты существуют в госуниверситетах Германии, Австрии, Италии, Испании, Греции, Сербии, Румынии, Болгарии, Польши. Кроме государственных учебных заведений имеется громадная сеть конфессиональных университетов и институтов, имеющих древние библиотеки, музеи, осуществляющих знаменитые археологические раскопки и архивные исследования. Все это неудивительно, поскольку и Европа, и Америка являются наследницами самой высокой и развитой цивилизации мировой истории - христианской. Без знания христианства невозможно всерьез говорить не только о научном изучении, но и об адекватном понимании европейской истории, культуры, литературы, искусства, гуманитарных наук, о сохранении нравственной жизни нации. Советский период своим гонением на религиозную жизнь отбросил русскую гуманитарную науку и культуру далеко назад. Именно с этим связано порой жалкое состояние отечественных гуманитарных исследований, появление таких псевдонаук как "научный атеизм", "научный коммунизм" и т.п., утрата рычагов нравственного воспитания молодежи, неспособность противостоять разрушительной (в масштабах государства) деятельности множества сект и лжеучений, осуществляющих хорошо спланированную диверсионную (не побоимся этого слова) деятельность на территории нашей страны. Именно этими соображениями было вызвано в начале 1999 г. обращение Святейшего Патриарха Алексия II, президента РАН академика Ю.С.Осипова, президента РАО академика Н.Д.Никандрова, президента Союза ректоров российских университетов, ректора МГУ академика В.А.Садовничего к министру образования РФ В.М.Филиппову. В этом обращении говорится: "Необходимо в скорейшем времени разработать новые поликонфессиональные образовательные стандарты по направлению "Теология". В этом письме отмечено, во-первых, неудовлетворительное, с научной и идеологической точек зрения, содержание составленного религиоведами и принятого в 1995 г. госстандарта по направлению "Теология", во-вторых, необходимость скорейшего создания УМО по теологии и, в-третьих, принципиальная важность дальнейшего развития государственного образования по специальности "Теология". В результате этого обращения 2 августа 1999 г. был подписан Договор о сотрудничестве Министерства образования РФ и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Во исполнение данного Договора был создан Координационный Совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. 1.2. Совершенно очевидно, что Религиоведение, начавшее свою историю в нашей стране лишь с 1990-х годов, сегодня только пытается выйти из плена "научного атеизма" и еще не может считаться наукой, т.к. не имеет ни своего метода, ни структурирующего направления, ни свободы от псевдонаучного принципа "надконфессиональности", унаследованного от советского атеистического подхода и не позволяющего серьезно изучать религию просто потому, что в нем отрицается самый главный предмет исследования -религиозный опыт. И более развитое религиоведение, имеющееся в Европе, не может заменить собой Теологию, точно так же, как, например, искусствоведение не заменяет собой живопись, а музыковедение - музыку и т.п. 1.3. Необходимость богословского образования диктуется временем: его отсутствие приводит к вредоносному распространению самого темного сектантства, оккультизма и даже сатанизма. Сегодня мы видим широкое распространение фундаментализма (например, ваххабизма), религиозно-националистических и даже нацистских движений, беспрепятственно и быстро развивающихся, в связи с отсутствием масштабной государственной программы религиозного просвещения. В настоящее время существует большое количество конфессионально ориентированных учебных заведений. Религия играет все большую роль в общественной жизни России. Самоустранение государства от контроля за религиозным образованием, а также отказ от возможности теологического образования в государственных вузах может в конечном итоге привести к неготовности государства - в лице его специалистов в области теологии - противостать любым проявлениям крайнего религиозного фундаментализма, тоталитарных сект, демонических и иных деструктивных культов, что мы и видим в реальной жизни: религиоведы из государственных вузов не способны противодействовать сектантству. Государственная власть должна знать, как наиболее успешно здесь можно действовать, как вести диалог, как находить разрешение тех или иных существующих проблем. Заметим, что преподавание богословских дисциплин никогда не приводило к ущербу в гражданском согласии. Отсутствие государственной системы теологического образования затруднит в крайней степени возможность взаимопонимания и диалога между представителями разных конфессий, что в настоящее время является реальной угрозой гражданскому согласию в России. 1.4. Теология может быть только конфессиональной. Это вызывает возражения, апеллирующие к "светскому характеру" государственного образования, допускаемого законом. Но "светский" не означает "атеистический", а лишь - "неклерикальный". Конфессиональными могут быть и живопись, и литература, и музыка, и история и т.д. Это не мешает искусствоведению жить в МГУ, хотя там изучается православная иконопись. Необходим поликонфессиональный стандарт по "Теологии". Каждая конфессия может разработать свой стандарт. Это не означает, что госуниверситеты будут выпускать клириков. Многовековая история христианства знает множество светских богословов от Иустина Философа (I век) до Карла Барта. 2.1. Квалификационная характеристика бакалавров, прошедших обучение по какому-либо направлению, позволяет им преподавать в учебных заведениях среднего звена, в школах. Где же взять этих школьных преподавателей "основ православной культуры", например, если не будет стандарта по специальности "Теология", которая позволяет преподавать в вузах? А между тем в Минском, в Алтайском, в Омском госуниверситетах уже открыты факультеты Теологии. Открывается такой факультет в Дальневосточном госуниверситете. Имеется межфакультетская кафедра Теологии в Тверском госуниверситете. Многие другие университеты и вузы страны уже преподают Теологию или находятся в стадии открытия этого предмета. Естественно, необходимо открыть специальность "Теология", а не только направление, которое, по существу, дает неполное высшее образование. Если специальность открыта для Религиоведения, то по какой логике она не может быть открыта для Теологии? Здесь видится прямое нарушение прав верующих, гарантированных Конституцией, и пренебрежение подлинными интересами государства. 2.2. Что касается трудоустройства специалистов-теологов, то оно гарантируется быстро растущим спросом на них в самых разных вузах страны (в том числе технических - например, в Москве МИРЭА, МИИТ и др.). Кроме того, сегодня специалисты-теологи востребованы не только в высших учебных заведениях, но и в органах управления системы государственной власти, в общественных и религиозных организациях, в СМИ. Особо следует выделить, что такие важные сферы деятельности общественной и политической жизни, как взаимодействие различных конфессий и государства, а также работа в группах социальной адаптации пострадавших от деятельности тоталитарных и деструктивных религиозных движений и т.п. в принципе недоступны для религиоведов, поскольку предполагают изучение положительного религиозного опыта не с точки зрения "надконфессиональности", а изнутри. Сама жизнь подсказывает новые формы взаимодействия государства и Церкви. Примером чему служит плодотворное сотрудничество в области теологии между светскими и церковными специалистами при подготовке к изданию "Православной Богословской энциклопедии", работа над которой осуществляется в рамках государственной программы. Из более чем двухсот ее авторов подавляющее большинство являются не клириками, а светскими людьми. Проект рассчитан на многолетнюю постоянную работу, в рамках которого в настоящее время активно формируется большой международный коллектив специалистов. Уже сейчас эта работа настоятельно требует большого числа высокоподготовленных специалистов-теологов. Представление же о том, что богословие - занятие лишь для "лиц духовного звания", а не ученых специалистов, - печальный пережиток советского периода. Настоящее обоснование необходимости образовательной специальности "Теология" в системе Министерства образования РФ подготовлено в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте по поручению зам. Министра образования РФ В.Д.Шадрикова. 22 июня. Тобольск. 9 часов утра. Владыка Евгений поднял вопрос об обязательном среднем образовании у абитуриентов семинарий: "Если мы говорим о лицензировании духовного образования, то вопрос об обязательном среднем образовании не является предметом для дискуссии". Протоиерей Владимир Воробьев представил собранию учебники, разработанные Свято-Тихоновским богословским институтом. Далее с докладом о научных степенях для преподавателей семинарий выступил проректор по учебной работе Самарской семинарии Семиков Иван Павлович. Главный вопрос для семинарий как высших учебных заведений - это вопрос кадровый. Есть острая нехватка преподавателей, имеющих ученую степень - кандидата или доктора. Кадры эти, по мнению Ивана Павловича, должны готовить МДА, СпбДА, ПТСБИ. Далее был поднят вопрос о создании кафедр в семинариях, ведущих научно-практическую работу, создании ученых советов для защиты диссертаций. Встает вопрос о избрании заведующего кафедрой, на какой срок он избирается или назначается по контракту. Все эти вопросы он предложил рассмотреть на примере положения о научных кафедрах в Самарской семинарии, рассмотреть как интересный опыт положение о кафедре Самарской Духовной Семинарии. Ниже мы приводим его полностью. Положение о кафедре Самарской Духовной Семинарии 1. Кафедра является основным учебно-научным подразделением Духовной Семинарии 2. Кафедру возглавляет заведующий, имеющий ученое звание или ученую степень 3. Кроме заведующего, в состав кафедры входят профессора, доценты, преподаватели и ассистенты родственных дисциплин 4. Заведующий кафедрой избирается ученым советом семинарии сроком на 5 лет из числа лиц православного вероисповедания, имеющих ученую степень или ученое звание 5. Заседания кафедры проводятся один раз в месяц. В нем принимают участие все члены кафедры. Каждое заседание оформляется протоколом. Все решения кафедры по учебным и научным вопросам принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов 6. Работа осуществляется по плану, разрабатываемому заведующим на учебный семестр 7. На кафедру возлагаются: 7. 1. Разработка учебных программ и планов по дисциплинам кафедры; 7 2 Подготовка тем дипломных работ и семестровых сочинений, руководство их написанием; 7. 3. Организация и проведение научно -исследовательской и научно - методической работы по плану кафедры; 7. 4. Рассмотрение и утверждение индивидуальных планов преподавателей; 7 5 Обсуждение текстов лекций преподавателей, проведение открытых занятий с последующим их обсуждением на кафедре; 7. 6. Участие в научных конференциях; 7. 7. Рецензирование учебных пособий, учебников, научных статей, дипломных работ и др. 7. 8. Организация и проведение семестровых экзаменов и зачетов, выпускных экзаменов, защиты дипломных работ, участие в приемных экзаменах; 7. 9. Участие в подготовке научно - педагогических кадров; 7. 10. Подготовка и ведение документации кафедры. 8. По итогам работы за каждый учебный год кафедра готовит отчет для ректората и ученого совета. 9. Зав. кафедрой: 9. 1. Организует деятельность кафедры и руководит научной, методической и педагогической работой кафедры; 9. 2. Представляет кафедру в ректорате, в ученом совете семинарии, в учебном Комитете при священном Синоде РПЦ. в научных и общественных организациях, подписывает официальные документы кафедры; 9. 3. Регулярно проводит заседания кафедры; 9. 4. Дает педагогические и другие поручения членам кафедры, распределяет учебную нагрузку и контролирует выполнение индивидуальных планов преподавателей; 9. 5. Подбирает и рекомендует ученому совету кандидатов на преподавательские должности; 9. 6. Осуществляет административны; полномочия в пределах кафедры; 9. 7. Готовит и представляет в ректорат и ученому совету отчеты и другую документацию кафедры. Второй вопрос доклада И.П.Семикова - о написании сочинения для защиты научной степени "бакалавр богословских наук". Методические указания по подготовке и написанию выпускной квалификационной работы на основании степени "Бакалавр богословия" для студентов Православных Духовных семинарий РПЦ Итоговая аттестация бакалавров богословия в Православных Духовных семинариях с пятилетним сроком обучения проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы и одного выпускного экзамена. Выпускная работа имеет своей целью: - систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по основным дисциплинам, изучаемым в семинарии; - развитие навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, письменного изложения полученной в них информации; - умение объяснить сущность тех или иных философских категорий, исторических явлений, богословских догм, учений святых отцов и т.д.; - выяснение подготовленности студентов к самостоятельной церковно-практической деятельности. Тематика выпускных работ ежегодно разрабатывается и обновляется учебным отделом семинарии и преподавателями. Она должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития богословских наук и практики. Студентам предоставляется право выбора темы выпускной работы, он может предложить учебному отделу тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Учебный отдел из числа своих преподавателей назначает руководителя для оказания помощи студентам в написании выпускной работы. Закрепление выбранной студентом темы и руководителя оформляется приказом ректора в срок до 1 декабря. Норма времени на руководство выпускной работой - 10 часов. Выпускной экзамен проводится в срок с 20 по 31 января. Выпускная работа выполняется на основе глубокого изучения литературы ( учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, журналов, газет),а также выполненных студентом письменных семестровых сочинений. Работа должна включать в себя: - Введение, в котором рассматриваются значение выбранной темы выпускной работы, показана её актуальность на современном этапе развития богословской науки. При этом должны быть определены цели и задачи, которые ставит перед собой студент при выполнении работы. - Теоретическая часть, в которой студент должен показать знания основ изучаемых в семинарии богословских дисциплин. - Практическая часть, в которой студент должен продемонстрировать умение использовать для решения поставленных им в работе задач тех знаний, которые он получил при изучении дисциплин учебного плана. - Заключительная часть должна содержать обобщения и выводы проведенного исследования, а также предложения или рекомендации по их использованию. Объем выпускной работы должен быть равен 30 страницам компьютерного набора или 50-60 страницам рукописного текста. Рецензирование выпускной работы не является обязательным. Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании выпускной аттестационной (экзаменационной) комиссии. Комиссия формируется из состава преподавателей семинарии, возглавляет комиссию ректор. Решение о присвоении квалификационной степени бакалавра богословия и выдаче диплома о высшем образовании принимает аттестационная комиссия, решение аттестационной комиссии утверждает Ученый Совет семинарии. Студенту, сдавшему экзамены и письменные семестровые сочинения с оценкой " отлично" не менее чем по 75 процентам дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам с оценкой " хорошо", сдавшему выпускной экзамен и защитившему выпускную работу с оценкой " отлично", выдается диплом 1-го разряда ( с отличием). Все студенты, успешно окончившие Самарскую Православную Духовную семинарию вместе с дипломом получают нагрудный знак. Выпускники, не прошедшие итоговую аттестацию, отчисляются из семинарии и получают справку с оценками по дисциплинам учебного плана. После заслушанного доклада обсуждение сосредоточилось на решении Синода о двухгодичной отсрочке выдачи дипломов в семинариях. В 10 часов к совещанию ректоров присоединился Высокопреосвященный Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский, ректор Белгородской семинарии, он поделился с участниками образовательным опытом своей духовной школы. Антоний, Епископ Барнаульский и Алтайский, Ректор Барнаульского Духовного училища высказался о необходимости разработке единых образовательных стандартов для духовных училищ, семинарий, академий. Слишком уж разнится уровень образования в разных духовных школах. Причем, считает Владыка Антоний, эти стандарты должны быть дифференцированы для светского богословского и пастырского образований. Владыка Евгений дал информацию о семинарах для светских и церковных педагогов, которые собирались в Московских духовных школах. Он затронул проблему необходимости педагогического образования для выпускников семинарии, "каждый священник должен быть педагогом". Поэтому необходимо подготовить будущего священника к преподаванию Воскресной школе, к общению с нецерковными детьми, необходимо дать выпускнику семинарии понятия об основных педагогических теориях. Воскресные школы на сегодняшний день деградируют, поэтому современный священник должен уметь сделать занятие с детьми интересным и полезным. Учащиеся семинарий должны проходить летнюю педагогическую практику в летних православных лагерях и школ. Затем выступали другие участники совещания, обмениваясь опытом по преподаванию специальных педагогических дисциплин в духовных школах. Дисциплины эти предполагают подготовленность будущего пастыря идти и в школу и в тюрьму. Далее Владыка Константин дал информацию о христианской молодежной организации СИНДЕСМОС. Участники совещания обсудили возможность общения с иностранными православными и инославными молодежными объединениями, а также возможности зарубежного образования для студентов семинарий. Далее обсуждался возрастной ценз для абитуриентов, проблемы службы в армии, решались технические проблемы собрания образовательных семинаров и будущего совещания ректоров. Владыка Димитрий предложил послать благодарственные письма Святейшему Патриарху за возможность собраться здесь, в Тобольске, и губернатору Рокецкому Л.Ю. за оказанную помощь и поддержку собранию ректоров. Собрание единодушно поддержало Владыку. Заседание завершилось в 13 часов. А в 15 часов в Покровской церкви начался акафист святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому и всея Сибири чудотворцу, с перенесением мощей в Софийско-Успенский собор. А в 17 часов началось праздничное Всенощное бдение в Софийско-Успенском соборе. 23 июня. День памяти Святителя Иоанна. Утром 23 июня началась Божественная литургия в Софийско-Успенском соборе, благодарственный молебен и Крестный ход с обнесением мощей Святителя Иоанна вокруг Тобольского Кремля. Служба и Крестный ход традиционно происходят при большом стечении верующих мирян. Литургию совершали Высокопреосвященный Евгений, архиепископ Верейский, Высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский, Высокопреосвященный Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский, Преосвященный Ростислав, епископ Томский и Асиновский, Преосвященный Антоний, епископ Барнаульский и Алтайский в сослужении священства совета ректоров духовных школ русской Православной Церкви, священства Тобольско-Тюменской епархии, множества мирян. После праздничного обеда, в Тобольских духовных школах прошел актовый выпускной день с торжественным концертом. Вечером делегация ректоров посетила Абалакский монастырь. | |||||||||||||