Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • В противостоянии либерала и фанатика всегда выигрывает фанатик (интервью с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным)

  • о. Александр Ельчанинов. Из писем к молодежи

  • 1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании

  • Деревенский рай под покровом храма

  • Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии

  • Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия

  • Абитуриенту на заметку

  • Религиозное образование за рубежом

  • Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики

  • Будущая Россия сидит сегодня за партами. На вопросы отвечают протоиерей Аркадий Шатов и протоиерей Артемий Владимиров

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • «Мужчина и Женщина - по-разному устроенные организмы»

  • «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса

  • Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир

  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Что делать с нашими детьми?

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Учение и труды земные

  • Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей

  • Свящ. Алексий Сысоев, директор Православной классической гимназии “Радонеж”. Смысл и значение православной школы

  • Специфика православной педагогики

  • Духовное образование и духовное воспитание

  • Размышления о школе и детях

  • Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института. О развитии теологического образования

  • Абитуриенту на заметку

  • Воспитание у школьников бережного отношения к природе и обществу на уроках естествознания. Д.Н. Майоров

  • Уроки нравственного богословия. Из беседы преподавателей вузов г. Тюмени с преподавателем Московской Духовной академии, архимандритом Платоном (Игумновым)

  • Сообщение иерея Вячеслава Горшкова об открытии специальности "Религиоведение" в Тюменском нефтегазовом университете

  • Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова

  • Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область

  • Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара

  • Из выступления Министра образования Россиии Владимира Михайловича Филиппова на XXI Рождественских чтениях

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19)

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений

  • Н.Д. Зотов-Матвеев.Образование и духовность

  • Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания»

  • Почему я выбрала теологию

  • О новой специальности - теология

  • Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири)

  • Теологическое образование в России (история и современность)

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ

  • Вера и нравственность:православные традиции и современность. Н.Д.Никандров, президент российской академии образования

  • Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина

  • Задачи православного образования. Архимандрит Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации

  • Нужна ли школьникам православная культура?

  • Учение святителя Григория Богослова о пастырстве

  • Разговор об атеизме. Митрополит Сурожский Антоний

  • Святые об образовании

  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о воспитании детей

  • Мы хотим помочь процессу воспитания

  • Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов"

  • Изучение основ Православия в современной школе

  • Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир"

  • Иван Ильин - русский учитель

  • А.С.Пушкин о народном воспитании

  • Экзамены в Тобольской Духовной Семинарии

  • Обращение к абитуриентам Тобольской Духовной семинарии.

  • Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

  • Музыкальное воспитание в духовной школе

  • Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе

  • Патриарх о реформе духовного образования

  • Церковь и государственное образование

  • О преподавании общественных дисциплин в школе

  • Много поваров для одного супа

  • Docendo discimus

  • Сильнее Бога нет. Интервью с наместником Свято-Троицкого монастыря, ректором Тюменского Духовного училища, игуменом Тихоном (Бобовым)

  • Уроки милосердия. Из жизни одного святого

  • Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования

  • Пятнадцатиднев

  • Липовка

  • Жатвы много, а делателей мало...

  • Письма о воспитании наследника русского престола (1859 г.)

  • Участники совещания ректоров отвечают на нашу анкету

  • совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень.

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на VIII Международных рождественских образовательных чтениях в год празднования Двухтысячелетия Рождества Христова.

  • О сквернословии...

  • Святые о воспитании детей

  • Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий.

  • Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области

  • Педагогическое наследие св. Феофана Затворника

  • Обращение Тюменского Духовного училища.

  • Обращение к родителям

  • О проблемах образования.

  • Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания.

  • Мысли о религиозном воспитании детей

  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.

  • Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии.

  • Доклад Владыки Димитрия

  • Дни славянской письменности

  • Диакон Дмитрий Лин.

  • Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи

  • Праославные гимназии

  • Восьмые Рождественские образовательные чтения

  • Вера и знания

  • Валеология - курс на рифы

  • Безсовестный бес.

  • Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души"

  • Валеология - курс на рифы

         Согласно Закона "Об образовании", светское образование должно быть отделено от религиозного и, хотя образовательные учреждения вправе включать в учебный процесс религиоведческие курсы информационно-познавательного характера, совершение религиозных обрядов и оккультных действий при проведении этих курсов недопустимо.
         Однако, несмотря на существующий закон, в педагогических вузах и школах вводится оккультная дисциплина под названием "Валеология".
         Официально валеология - это "наука о здоровье". Но "науки" такой нет. "Это плохо соединённая смесь дисциплин естественнонаучного цикла: анатомии, физиологии, санитарии, гигиены, микробиологии, географии, природоведения и других с медицинскими и псевдомедицинскими - сексология, контрацепция, сексопатология, дерматовенерология, Всё пронизано оккультным содержанием, валеология активно "обогащается" опытом йоги, торы, рерихианством и т.д." ("Жизнь". Выпуск 20. С.12). Она якобы преподает правила гигиены, здорового образа жизни. Относительно последнего необходимо заметить, что под обучением "здоровому образу жизни" сторонники валеологии понимают, в основном, обучение половой гигиене, разнообразию сексуального поведения и контрацепции. Но "конечная цель валеологического воспитания школьников, - как говорят сами валеологи, - сформировать личность человека Ноосферы".1 Для этого привлекается идеологическое обеспечение из оккультных источников. Вот что, например, пишет доктор педагогических наук Л. Г . Татарникова, доцент факультета экологического и валеологического образования Государственного университета педагогического мастерства Санкт-Петербурга:" ...В основу педагогической валеологии нами положены идеи единого закономерного мирового процесса, так как они наиболее адекватны современной антропокосмической картине мира, герметической философии (универсальная система знаний, философия постижения человеком глубинной философии самого себя и Вселенной, фундаментом которой являются семь герметических принципов "Изумрудной скрижали" Гермеса [около 2 тыс. лет до Р. Х.])".2 В другом месте своего опуса она же подтверждает: " Валеологическая парадигма "Человек-Космос" основана на эзотерических предпосылках".3
         Эту же цель - "воспитание нового человека" (свободного от норм морали, от совести, от Бога), - как известно, преследует и антихристианское по своей сущности движение "Нью-Эйдж", объединяющее различные секты оккультного характера (включая рерихианство, которое было осуждено Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 1994 году как опасная ересь) и псевдонаучные мистические движения (дианетика Хаббарда, например). Сами валеологи отнюдь не скрывают своей приверженности к этому движению.4 Уже одно то, что в некоторых программах валеологи рекомендуют обращаться к учению и опыту Порфирия Иванова, создателя общественно опасной секты, должно наводить на серьёзные размышления. (Как известно, Порфирий Иванов считал себя "Богом Земли" и даже воплощением Бога Отца. - См. Кураев. Цит. соч. С.137). Кроме того, валеологи стремятся закрепить у детей положительную установку на астрологические прогнозы, которые являются составной частью многих оккультных практик и против распространения которых выступает как Церковь, так и учёные разных стран.5 Да что астрология?- цыганские гадалки, - и то авторитет для валеологов.6
         Во многих своих программах и декларациях валеологи говорят об "истине", "духовности", претендуя на некое духовное руководство. При ближайшем рассмотрении оказывается, что валеологическая "духовность" есть не что иное, как пантеизм и примитивный анимизм. В состав валеологии входят различные психологические тренинги в основе которых лежит практика оккультизма: йога, медитации, кодирование. (Уроки медитации преподаёт Б. Н. Чумаков в своём учебнике "Валеология. Избранные лекции. - М., 1997" на страницах 218-220). Нам предлагают вернуться в язычество, нельзя же допустить, чтобы дети воспитывались в традиционном для своей страны духе Православия, - это же будет нарушением закона, попахивает "конфессионализмом"; а вот язычество и оккультизм - это можно, это- пожалуйста. Всё это - на страх непосвящённым - обильно сдобрено "научными" выкладками и без всякого согласия родителей используется на детях, которые в данном случае выступают в качестве подопытных кроликов, как это уже неоднократно бывало в нашей педагогике. Бесспорным должен быть признан тот факт, что мировоззренческая концепция валеологии имеет религиозный оттенок, причем антихристианского характера. Но самым главным является то, что валеология не ограничивается теоретическим знакомством детей с этой новой "духовностью" (что разрешено законом), но вовлекает их в религиозную практику (что законом запрещено). Причем всё это делается без согласия самих детей и без уведомления их родителей (это является серьёзным нарушением закона).
         Введение подобных программ нарушает правовую Международную конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, многие статьи Семейного кодекса и Закона об образовании. Знакомство с программами по валеологии показывает, что значительная их часть касается сексологии, сексопатологии, контрацепции; другая часть касается психологии и основывается на оккультных практиках йоги и торы, что нарушает ст. 1, п. 5, ст. 2, п. 4 Закона "Об образовании" о праве ребенка на светское образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также ст. 29 "Конвенции о правах ребенка" о праве ребенка воспитываться в традициях своего народа. Оккультные психопрактики, кроме нарушения статьи Закона "Об образовании" о светском характере воспитания детей в государственных образовательных учреждениях, являются психотехнологиями управления сознанием, психическим насилием (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).
         Предмет "Валеология" вводится в школах под девизом здорового образа жизни и кроме основ сексологии и психологии содержит темы из гигиены, анатомии, физиологии, общей биологии, генетики, эмбриологии, гистологии. Гигиенические и общебиологические темы хорошо освещены в соответствующих разделах базисного учебного плана. В программу валеологии они включены с опережением на 2-8 лет и потому даны в упрощенном, примитивном изложении. Этим нарушаются требования нескольких статей Закона "Об образовании". Статья 14, п. 2 предъявляет требования к содержанию образования и, в частности, гласит: "...Содержание образования должно обеспечивать:... формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний... картины мира", а также "формирование у обучающегося адекватной... уровню образовательной программы (ступени обучения)... картины мира". То есть, Закон требует выполнения дидактических принципов научности и соответствия преподаваемого материала возрастным возможностям. Кроме того, такое вмешательство в базисный учебный план разрушает целостную преемственную систему биологического образования детей. Ст. 17 п. 3 утверждает, что "Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей".
         Кроме того, вводимые в настоящее время в общеобразовательных школах предметы сверх базисного учебного плана не имеют необходимого правового, программного и методического обеспечения, и ответственность за их введение ложится непосредственно на администрацию образовательного учреждения, хотя инициатива по-прежнему исходит от Управлений образованием. Отношения администрации образовательного учреждения и родителей регулируются Уставом, который в государственных и муниципальных образовательных учреждений оформляется в соответствии с "Типовым положением", утвержденным МО с учётом ст. 32, п. 3 Закона "0б образовании". Образовательное учреждение несёт ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся. Статья 38, п. 2 этого Закона предоставляет родителям право инициировать рекламацию Государственной аттестационной службой на качество образования и несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта. Сейчас много нареканий вызывает у родителей неоправданное расширение образовательных услуг сверх федерального базисного учебного плана, за счет увеличения доли самостоятельно определяемого образовательного учреждения компонента. Более того, закон, требует, чтобы этот компонент, формировался исходя из запросов обучающихся и их родителей. И все дополнительные образовательные услуги должны быть отражены в Уставе образовательного учреждения, с которым администрация школы обязана знакомить родителей при приеме ребенка (ст. 16, п. 2): " При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса".
         Статья 14, п. 6 дает право образовательному учреждению в соответствии со своими уставными целями и задачами реализовывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. Для общеобразовательной школы это всё, что сверх базисного учебного плана. Таким образом, мы видим, что к "школьному компоненту" предъявляется главное требование - он должен включаться по запросам родителей, отражаться в Уставе, каждое нововведение должно немедленно включаться в Устав должным образом. В Устав могут включаться только авторские программы, утвержденные Экспертным Советом, прошедшие экспериментальное исследование и отвечающие требованиям к авторским программам, имеющие сертификат. Рост конфликтных ситуаций между родителями и коллективом образовательного учреждения вплоть до прокурорских проверок и судебных исков связаны в основном с инновационным процессом, - с внедрением в школах некачественных и несанкционированных образовательных услуг нарушениями преимущественного права родителей на воспитание своих детей. Наблюдается и другой аспект правовой неграмотности педколлективов и административных структур, когда они, основываясь на ст. 52, п. 4 Закона "Об образовании" заявляют, что образовательное учреждение не несет ответственности за результаты воспитания.
         То, что Закон ставит родителя на первое место в части ответственности за результаты воспитания, свидетельствует лишь о том, что именно родители являются заказчиками образования и имеют право требовать от образовательного учреждения выполнения Закона "Об образовании" в части воспитательных целей и задач (Статья 2, п. 1). Закон "Об образовании", а также "Семейный кодекс РФ" (ст. 63-64) в достаточной мере предоставляют родителям право воспитывать детей, государственные власти обязаны создавать возможности и необходимые условия для выполнения родителями своих обязанностей.
         Нарушением с точки зрения закона является и разрабатываемая в настоящее время в Академии образования РФ "Программа полового воспитания учащихся".
         "Конвенция о правах ребенка", принятая и нашим правительством в ст. 29, п. с, утверждает право ребенка воспитываться в традициях своего народа, ст. 13 требует защиты ребенка от информации опасной для здоровья и нравственности; ст. 19 требует, чтобы государство приняло все меры для зашиты ребенка от всех форм физического и психического насилия и злоупотреблений, в том числе сексуальных. Обучение малолетних и даже подростков и юношей сексу, фиксация внимания детей на сексуальной стороне жизни, информирование детей о различных формах сексуальной активности, тем более извращенных, более того, в доброжелательном ключе, не только опасно для психического, физического и интеллектуального здоровья детей, но и противно тысячелетним традициям народов России и является изощренной формой психического и сексуального насилия, так как вызывает преждевременный интерес к этой области жизни, что может квалифицироваться как преступление по ст. 135 УК РФ.
         Кроме того, программа содержит провоцирующие установки: утверждается ложная возможность обезопасить себя от болезней, передающихся половым путем, хотя медицине известен только один способ: воздержание до супружества и супружеская верность. Предлагаемые авторами программ гормональные контрацептивы и латексные изделия не защищают от заражения и сами опасны для здоровья. Фактически детей провоцируют на раннюю половую жизнь, вводя в заблуждение безопасностью. В США, например, фармацевтические справочники содержат информацию о побочном отрицательном действии гормональных контрацептивов, ученые предупреждают об их онкоообразующем действии. К тому же, само введенное авторами понятие "безопасный секс" являются психокодирующим, особенно для детей, на отказ от деторождения в будущей взрослой жизни, то есть являются изощренным средством геноцида.
         Нарушение прав и интересов детей и родителей, как ответственных за результаты воспитания своих детей (ст. 52, п. 4 Закона "Об образовании"), было столь очевидным, что Министерство образования вынуждено было - перед лицом активного противодействия общественности - отказаться от реализации программы "Основы сексологии", неправильно называемой "половым воспитанием".
         Однако, как видим, сама идея обучения детей сексу не оставлена вовсе, настойчиво и кропотливо ищутся различные пути проведения её в жизнь. Одним из аргументов тут выступает плохое здоровье школьников и их ранняя половая активность, что приводит к детской беременности. Выход, как кажется, лежит на поверхности: научить детей сексуальной грамоте, контрацепции, уходу за ногтями и волосами, рассказать им, как живут порочные люди, славные представители сексуальных меньшинств - и дело пойдёт. То, что надо вводить раздельное - по полам - обучение и воспитание детей, укреплять мотивацию к созданию и сохранению семьи, в голову как-то не приходит. Со всей определённостью надо сказать, что валеология несёт с собой сдвиг в ценностной ориентации молодого поколения: в противоречии со всей многовековой традицией отечественной культуры она выдвигает на первый план интересы и заботу о теле человека; такая вульгарно-материалистическая установка может быть охарактеризована как телоцентризм. Валеология предлагает жить ради тела, причём валеологи свои рекомендации подают как педагогические выводы, а не просто как медицинские рекомендации. Детям предлагают установку: угождать чреву с малых лет. Все идеалы и нравственные мотивации, проповедуемые и защищаемые русской классической литературой, русской философией, теперь могут быть списаны за ненадобностью. Главное - чрево и всё, что ниже чрева. Бюхнер и Молешотт с Писаревым были бы в восторге от валеологических программ.
         Несомненно, что валеологический корабль потерпит крушение, такая мировоззренческая мешанина ни к чему доброму привести не может - это очевидно; задача родителей и здоровой части педагогической общественности заключается в том, чтобы в этот момент на нём не оказалось наших детей.

    1 Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. С-Пб., - 1997. -С. 70.
    2 Там же, с 84. Диакон Андрей Кураев указывает в своей работе, посвященной валеологии, откуда мы приводим эту цитату, что доктор педагогических наук не владеет элементарными знаниями, касающимися генеалогии и хронологии герметизма. - Диакон Андрей Кураев. Оккультизм в Православии. Фонд "Благовест". М., 1998. С. 130-131.
    3 Татарникова, с.233. У Кураева - с 131.
    4 Татарникова, с. 159, 191. У Татарниковой в её учебнике постоянно встречаются восторженные отзывы о Нововековской идеологии и её приверженцах.
    5 У Татарниковой, на странице 194.
    6 "Цыганский опыт гадания и предсказания судьбы по руке оказался удивительно информативным" (Валеология человека. Здоровье-любовь-красота. В 5 томах. - СПб., 1996, т. 1. Валеология и мудрость здоровья. Валеологический семинар академика В. П. Петленко, с 21). -Цит. по: Диакон А. Кураев. Указ соч.. С. 135-136.


    Протоиерей Алексий Сидоренко,
    Коржевский В.Н., (Тобольская Духовная семинария.)


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.