|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Приступая к освещению опыта воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии, следует, прежде всего, обратиться к тем факторам, которые влияют на характер и цели этой работы. Мы находимся в новых общественных условиях, трудно сравнимых с опытом той же работы в дореволюционное время. Наша эпоха в этом отношении сопоставима со временем 1-ой апостольской проповеди в эллинском мире, где наука утвердила в обществе знание о человеке, как стихийно-природном существе. В условиях перестройки общественного сознания образовался некий идейный вакуум, школа стала отражением формального подхода к вопросам воспитания и образования личности. Обнаружился застой в общественных науках, что выразилось в действии по привычному правилу - заимствование с Запада. Обращение к опыту западных демократий, где имеет место внешняя свобода личности, массово-утилитарная культура, при общем оскудении веры, если так можно выразиться оценивается нами как фактор, свидетельствующий об упадке отечественной системы образования. Модель западного воспитания, построенная по принципу "хочу или не хочу", в корне чужда русской национальной системе, где исторически сложилась модель "должен, обязан". Фактически это противоположные ценностные ориентации. Общеизвестно, что 2 идеи формировали русскую нацию на протяжении многих веков - "державности" и "соборности", благодаря чему стоит вообще говорить о русской духовной культуре. Исходя из выше сказанного, в своей деятельности мы ставим следующие цели: воспитание учащихся в духе уважения традиций православной веры нашего народа; воцерковление учащихся; воспитание активно-нравственной христианской позиции; привитие учащимся страха Божия и способности противостояния негативным сторонам жизни; воспитание любви к Родине, гражданского и патриотического долга. Нашей задачей было и есть воспитание православного христианина на основе учения Русской Православной Церкви. В целом воспитательная работа в ТМПГ определяется следующими направлениями: 1. Духовно-нравственного. 2. Патриотическое. 3. Трудовое. 4. Физическое. 5. Эстетическое. 6. Самообразование учащихся. 7. Миссионерская (работа с родителями). (Заложено в перспективу гимназии) Духовно-нравственное. Следует отметить, что гимназия создавалась в условиях, напоминающих евангельское повествование "о призванных на распутай". Отбора детей в
гимназию не существовало. Задачу воцерковления учащихся ставила администрация гимназии, перед необходимостью принятия договора с родителями, где оговаривались условия посещения детьми служб Божиих в двунадесятые праздники, соблюдение постных дней, чтение молитв перед началом занятий, изменение сроков зимних и весенних каникул в соответствии с Православным календарем (на Рождество и Пасху). Гимназия практически открыла возможность для детей и родителей регулярного участия в таинствах Исповеди, Причащения, Соборования. Несмотря на распространенное мнение, что детей не надо "принуждать" ходить в храм, мы сделали его посещение обязательным для всех. Нами замечено, что коллективное, я бы даже сравнила это с понятием семейного посещения храма Божия позволяет естественнее, а где-то и проще войти в церковную жизнь. Тесное духовное общение гимназистов с Владыкой, постоянные беседы директора гимназии о. Димитрия, заботы наставников-семинаристов, живущих рядом с ребятами, имеет большой воспитательное значение. Не маловажную роль в деле воцерковления учащихся ТМПГ сыграла деятельность преподавателей церковного пения и церковно-славянского языка по подготовке и привлечению учащихся к Богослужениям в качестве чтецов и клиросных певчих. Участие в Крестных ходах в качестве хоругвеносцев, миссионерских поездках с Владыкой, паломнические поездки в Троице-Сергиеву и Александро-Невскую Лавры позволяют говорить о некоторых результатах в деле воспитания благочестивого отношения к православным святыням. Но многое еще предстоит достичь в этом направлении. Просветительская деятельность Владыки Димитрия, духовника и директора гимназии, преподавательского состава, выразилась в ряде бесед: "О сектах", "О сквернословии", "О соблазнах века сего" и на другие актуальные темы. Интересно, что детьми такие беседы воспринимались очень живо, а не как скучное нравоучение. Патриотическое воспитание осуществляется в гимназии по 3-м направлениям, которые можно сформулировать следующим образом: I. "Великое в малом" - "Школа как семья и малая Родина". II. "Церковь земная и небесная" (тема воинства). III. "Любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу". Все эти направления объединяет стремление к православному осмыслению исторического настоящего и прошлого нашего народа. Христианское благочестие включает в себя понятия долга и чести. В этой связи стоит говорить о традициях гимназии, которые складывались постепенно, в течение ряда лет. В первый же год по благословению Владыки состоялся актовый день гимназии на свв. равноапост. Кирилла и Мефодия, ставшим одновременно и днем "Последнего звонка". В 1998-99 учебном году состоялось торжественное освящение Учредителем нового здания гимназии. Старшеклассники защищали честь гимназии участием в научно-практической конференции в Пединституте. посвященной 200-летию А.С. Пушкина и ряде городских олимпиад. Работа по восстановлению Спасского храма, посильная помощь учащихся в благоустройстве Софийского двора - это та лепта, которую вносят гимназисты в дело возрождения города. Преемственность различных поколений гимназистов находит свое выражение в деятельности по организации внеклассных мероприятий. В этой связи следует отметить ставшее традиционным для гимназии "Святительские чтения". В прошлом году они проходили в рамках научно-практической конференции "Первосвятители" Тобольские". Особым интересом была отмечена исследовательская работа о новомученике Российском епископе Гермогене. Двуипостасность служения Родине, как земному и небесному Отечеству, отмечает характер проведения в ТМПГ "Дня защитника Отечества", который празднуется нами в память святого благ. кн. Александра Невского и церковные празднования Дмитриевской родительской субботы и Архистратига Божия Михаила, стали отправными точками в деле воспитания в мальчиках качеств православного воина-защитника Веры и Отечества. Этим целям отвечали проведенные в гимназии конкурсы рисунков "Воинские ордена" и "Крестом Твоим ограждаеми...". "Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам" - тема близкая сердцу русского православного человека. К воспитанию этого чувства в ребятах стремились в своей деятельности и мы. "История несуществующих церквей в Тобольске. Никольская церковь" - так называлась маршрутная экскурсия, в которой приняли участие гимназисты 5-7 классов. В этой же связи были организованы поездки в Абалакский Знаменский и Иоанно-Введенский монастыри. Трудовое воспитание в ТМПГ носит в основном характер эпизодического общественно-полезного труда. В эмблемах к 5-летию гимназии ребята сами определили девиз: "Молись и трудись" как правило школьной жизни. Необходимость благоустройства территории гимназии в зимнее и осенне-весеннее время позволяют привлекать к трудовым послушаниям. В гимназии форма послушаний была определена для нарушителей дисциплины (Устава), однако сами учащиеся относятся к этим мерам положительно. Недостаточная материально-техническая оснащенность гимназии, отсутствие необходимых помещений для занятий по труду, компенсируется отчасти деятельностью кружка "Конструирования и моделирования", организованного о. Димитрием, и помощью учащихся в оформлении кабинетов. Хотя и сейчас существует необходимость создания трудовых бригад по ремонту школьной мебели и спортивного инвентаря. На наш взгляд, труд в ТМПГ должен иметь преимущественно ремесленную направленность и исключительно благотворительную ориентацию. Эстетическое направление. Понятие христианского благочестия требует от нас привитие эстетического вкуса ко всему, что нас окружает и интересует. Умение выбрать нужное и полезное формирует то самое "простое око", которое составляет основу мировидения православного человека. Обращение к образу святых через их жития, иконопись, музыку, богослужебные тексты помогают гимназистам запечатлеть те "Вид и добро", которыми обладали Святые Земли Русской. Славянский мир - это единый культурно-ценностный, по преимуществу христианский феномен. Его отличает особый художественно-эстетический идеал, имеющий свое конкретное выражение в декоративно-прикладном творчестве русского народа. Развитие интереса к нему нашло свое отражение в подготовке костюмов и конкурсных работ к праздникам "Слава русского оружия", "Рождество Христово", "Жен-мироносиц". Конкурсом "Наш Фаберже" ребята уже не первый раз встречают Святую Пасху. Работы этого конкурса - открытки, крашенные яйца, оклады к иконам были взяты на городскую выставку и удостоены диплома. Несмотря на ставшие уже традиционными празднования Рождества, Масленицы и Светлой Пасхи, организаторы внеклассной работы полагают, что решающим фактором в деле эстетического воспитания все-таки является посещение гимназистами служб Божиих в Кафедральном соборе Кремля. Физическое воспитание опирается на христианское понимание тела, как храма "Духа Святаго". В связи с этим, организаторы внутригимназической жизни стремились предотвратить появление у ребят пристрастия к табакокурению, столь распространенную сейчас в среде школьников. Деятельность директора, завуча, классных руководителей, носящая, в основном, разъяснительный характер, имеет своей целью оградить учащихся младшего звена учащихся от азартных увлечений фишками. Форма гимназиста, манеры, общение - все это предмет строго контроля и внимания. Мир увлечений и мир душевный имеет прямую взаимосвязь. Поэтому досуг гимназистов мы стремились организовать таким образом, чтобы предотвратить их от проявления грубой силы и дерзости. Ребята особенно любят шахматы, теннис. Постоянен интерес учащихся к футболу и лыжам. Саморазвитие учащихся исходит из целостной концепции воспитывающего характера обучения в православной гимназии. Имеет своей задачей развитие самостоятельного познавательного интереса в области элементарных знаний естественных, гуманитарных и Богословских наук. Познавательный интерес не расценивается нами как самоцель. Развитие же способностей к самопознанию и самосовершенствованию на основе изучения святоотеческой и житийной литературы на уроках древнерусской литературы, церковнославянского языка, истории, христианской этики, так и во внеклассной работе, является одним из важных свойств этого направления. Подготовка "Святительских чтений", исследовательской работы по литературе, истории искусств, христианской этики показательна в этом направлении. Целям расширения знаний краеведческого характера служила маршрутная игра и КВН "Знаешь ли ты Тобольск?". Участие гимназистов в олимпиадах по математике и английскому языку выявило глубокий интерес к предметам школьного курса. Миссионерское направление исходит из идеала единства семьи и школы в деле православного воспитания. В концепции гимназии оно является перспективным. Деятельность в этом направлении считается невозможной без взаимосвязи церкви - семьи - школы. Поэтому основным аспектом ее является воцерковление учащихся, родителей и педагогов. Для педагогов в течение осенних каникул были организованы лекции преподавателями и сотрудниками ТДС по вопросам православной жизни. В плане изучения православных традиций учащимся была предложена беседа "Как правильно поминать усопших?", проведенная преподавателем Закона Божия накануне Радоницы. Индивидуальные беседы с родителями, учащимися и педагогами; материальная, организаторская и профориентационная помощь гимназии со стороны родителей, позволяют надеяться на положительный результат взаимосвязи. В будущем предполагается тесная связь с духовником гимназии в этом направлении. Конец и Богу Слава! Золотникова Татьяна Валентиновна | |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |