Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • В противостоянии либерала и фанатика всегда выигрывает фанатик (интервью с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным)

  • о. Александр Ельчанинов. Из писем к молодежи

  • 1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании

  • Деревенский рай под покровом храма

  • Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии

  • Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия

  • Абитуриенту на заметку

  • Религиозное образование за рубежом

  • Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики

  • Будущая Россия сидит сегодня за партами. На вопросы отвечают протоиерей Аркадий Шатов и протоиерей Артемий Владимиров

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • «Мужчина и Женщина - по-разному устроенные организмы»

  • «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса

  • Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир

  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Что делать с нашими детьми?

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Учение и труды земные

  • Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей

  • Свящ. Алексий Сысоев, директор Православной классической гимназии “Радонеж”. Смысл и значение православной школы

  • Специфика православной педагогики

  • Духовное образование и духовное воспитание

  • Размышления о школе и детях

  • Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института. О развитии теологического образования

  • Абитуриенту на заметку

  • Воспитание у школьников бережного отношения к природе и обществу на уроках естествознания. Д.Н. Майоров

  • Уроки нравственного богословия. Из беседы преподавателей вузов г. Тюмени с преподавателем Московской Духовной академии, архимандритом Платоном (Игумновым)

  • Сообщение иерея Вячеслава Горшкова об открытии специальности "Религиоведение" в Тюменском нефтегазовом университете

  • Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова

  • Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область

  • Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара

  • Из выступления Министра образования Россиии Владимира Михайловича Филиппова на XXI Рождественских чтениях

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19)

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений

  • Н.Д. Зотов-Матвеев.Образование и духовность

  • Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания»

  • Почему я выбрала теологию

  • О новой специальности - теология

  • Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири)

  • Теологическое образование в России (история и современность)

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ

  • Вера и нравственность:православные традиции и современность. Н.Д.Никандров, президент российской академии образования

  • Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина

  • Задачи православного образования. Архимандрит Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации

  • Нужна ли школьникам православная культура?

  • Учение святителя Григория Богослова о пастырстве

  • Разговор об атеизме. Митрополит Сурожский Антоний

  • Святые об образовании

  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о воспитании детей

  • Мы хотим помочь процессу воспитания

  • Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов"

  • Изучение основ Православия в современной школе

  • Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир"

  • Иван Ильин - русский учитель

  • А.С.Пушкин о народном воспитании

  • Экзамены в Тобольской Духовной Семинарии

  • Обращение к абитуриентам Тобольской Духовной семинарии.

  • Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

  • Музыкальное воспитание в духовной школе

  • Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе

  • Патриарх о реформе духовного образования

  • Церковь и государственное образование

  • О преподавании общественных дисциплин в школе

  • Много поваров для одного супа

  • Docendo discimus

  • Сильнее Бога нет. Интервью с наместником Свято-Троицкого монастыря, ректором Тюменского Духовного училища, игуменом Тихоном (Бобовым)

  • Уроки милосердия. Из жизни одного святого

  • Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования

  • Пятнадцатиднев

  • Липовка

  • Жатвы много, а делателей мало...

  • Письма о воспитании наследника русского престола (1859 г.)

  • Участники совещания ректоров отвечают на нашу анкету

  • совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень.

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на VIII Международных рождественских образовательных чтениях в год празднования Двухтысячелетия Рождества Христова.

  • О сквернословии...

  • Святые о воспитании детей

  • Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий.

  • Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области

  • Педагогическое наследие св. Феофана Затворника

  • Обращение Тюменского Духовного училища.

  • Обращение к родителям

  • О проблемах образования.

  • Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания.

  • Мысли о религиозном воспитании детей

  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.

  • Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии.

  • Доклад Владыки Димитрия

  • Дни славянской письменности

  • Диакон Дмитрий Лин.

  • Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи

  • Праославные гимназии

  • Восьмые Рождественские образовательные чтения

  • Вера и знания

  • Валеология - курс на рифы

  • Безсовестный бес.

  • Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души"

  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.

         В годы советской власти изучение творческого наследия Ивана Александровича Ильина было запрещено. Основная причина - в его глубочайшей религиозности, горячей преданности православной вере. Выдающийся философ и публицист, исключительный стилист и знаток русского языка, глубочайший исследователь в области мировой культуры, профессиональный юрист, - словом, - человек необычайной одаренности и таланта. Есть еще одно направление его творческой деятельности - педагогика.
         Сегодня, читая материалы Международных Рождественских Чтений (см. интервью с Т. Труниловой, "ТП" за 18 марта 1999 года), невольно приходишь к выводу, что пришло время не только всецело осмыслить педагогические идеи И. Ильина, но и по мере возможностей использовать их в практической деятельности - в деле воспитания подрастающего поколения. Предвидя недолговременную победу большевиков, неминуемый кризис безбожия, И. Ильин составил своего рода духовное завещание, "руководство к действию" нашему поколению, находящемуся сегодня в глубочайшем духовном и нравственном кризисе.
         В рамках газетной статьи, разумеется, невозможно охватить даже малую часть педагогического наследия великого мыслителя, но позволю себе наметить несколько направлений одной из глав его книги "Путь духовного обновления". Речь пойдет о национальном воспитании детей дошкольного возраста. Думаю, что не только педагогам, но и родителям есть над чем поразмыслить. Национализм по И. Ильину - это любовь к духу своего народа, к его духовному своеобразию, и его необходимо прививать с раннего детства. Приведу цитату. "Надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, чувство красоты ... - были национально русскими, чтобы дети молились и думали русскими словами, чтобы они почувствовали в себе кровь и дух своих русских предков..., чтобы их душа отзывалась умилением и трепетом на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд, ... русские дети, где бы они ни были, развернутся в настоящих русских и верных людей". Предлагаю вдумчивому читателю самому провести сравнительный анализ современного национального воспитания детей с теми, как говорит Ильин, сокровищами, которые обогащают душу ребенка.
         Во-первых, язык. Язык, пишет Ильин, вмещает в себя ... всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери. Не следует, советует Ильин, учить его чужим языкам до тех пор, пока он не заговорит связно и бегло на своем национальном языке. Это относится и к чтению, пока ребенок не зачитает бегло, не надо учить его никакому другому чтению. Очень важно чтение вслух Священного Писания, по возможности на церковно-славянском языке. Думаю, что вывод каждый читатель сделает сам для себя. Но позволю сказать, что все мы
    являемся свидетелями разложения национального сознания уже с ранних лет. Почему русский язык в школе многие дети не любят, писать сочинения для большинства - пытка? Или это неудачная методика преподавания предмета, или все дело в тех духовно-нравственных ценностях, которые исповедует учитель?
         Во-вторых, песня. Ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Надо, рекомендует Ильин, завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями... Хоровое пение национализирует и организует жизнь. О том, какую музыку слышат, к сожалению, весьма часто наши младенцы, мы знаем все. Неужели мама, которая с утра до ночи включает какую-нибудь модную рок-группу, надеется посеять что-то разумное и доброе в безусловно любимом ей ребенке?
         В-третьих, молитва. Разговор о молитве не для газетной статьи. Но хотелось бы обратить внимание на одну очень любопытную цитату: "Неправославный может быть верным русским патриотом, но человек, враждебный православию, не найдет доступа к священным тайникам русского духа и русского миропонимания, он останется чужеродным в стране, своеого рода "внутренним" неприятелем".
         Оставим пока выдержки из книги И. Ильина. Мне приходилось беседовать с некоторыми работниками дошкольных учреждений. Когда я ставила вопрос о национальном воспитании, разговор прерывался замешательством. Я думаю, что для многих читателей газеты, в том числе и педагогов, вопрос этот будет полным откровением, потому что в дошкольной педагогике нет ясной концепции национального воспитания. А когда детей 5-6-летнего возраста я спрашивала, какие у них любимые сказки или какие сказки они знают - чаще всего мне приходилось слышать в ответ: "Том и Джерри". К сожалению, есть дети, которые сказки понимают, как просмотр мультфильмов.
         А вот что пишет Ильин о сказках. "Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации. Приобщение к чужеземным сказкам вместо родных будет иметь те же самые последствия".
         Далее великий педагог уделяет огромное внимание чтению житий святых и героев, потому что образы святости пробуждают совесть в ребенке, соучастие в святых делах. Преклонение перед святым и героем возвышает душу. А русскость героя даст ребенку непоколебимую веру в духовные силы своего народа. К сожалению, 90% школьников не знают, что такое Жития Святых, а представления о великих героях России весьма смутны. Большое внимание Ильин уделяет поэзии, тому, какую роль она играет в формировании души ребенка. Но на эту тему хотелось бы увидеть отдельную статью, в частности, затронуть вопрос о современной детской поэзии. Что воспевается в этих стихах, что они способны воспитать в детской доверчивой душе?
         В главе о национальном воспитании есть еще немало составляющих, которые формируют национальное сознание ребенка. Но уже и отмеченные нами идеи И. Ильина наводят на размышление о более чем несовершенной системе дошкольного воспитания.
         Каждый педагог знает, что формирование личностных качеств ребенка и даже, как мы видим, будущее мировоззрение, закладываются в дошкольном возрасте. Обсуждение материалов Рождественских чтений должно обязательно пройти в педколлективах. Хотелось бы напомнить: в дореволюционный период над парадными дверями Московского университета висела надпись: "Свет Христов просвещает всех". Какой свет сегодня просвещает наши образовательные структуры?

    Т. Симонова.


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.