|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Продолжая тему.
Любовь к духу своего народа. В годы советской власти изучение творческого наследия Ивана Александровича Ильина было запрещено. Основная причина - в его глубочайшей религиозности, горячей преданности православной вере. Выдающийся философ и публицист, исключительный стилист и знаток русского языка, глубочайший исследователь в области мировой культуры, профессиональный юрист, - словом, - человек необычайной одаренности и таланта. Есть еще одно направление его творческой деятельности - педагогика. Сегодня, читая материалы Международных Рождественских Чтений (см. интервью с Т. Труниловой, "ТП" за 18 марта 1999 года), невольно приходишь к выводу, что пришло время не только всецело осмыслить педагогические идеи И. Ильина, но и по мере возможностей использовать их в практической деятельности - в деле воспитания подрастающего поколения. Предвидя недолговременную победу большевиков, неминуемый кризис безбожия, И. Ильин составил своего рода духовное завещание, "руководство к действию" нашему поколению, находящемуся сегодня в глубочайшем духовном и нравственном кризисе. В рамках газетной статьи, разумеется, невозможно охватить даже малую часть педагогического наследия великого мыслителя, но позволю себе наметить несколько направлений одной из глав его книги "Путь духовного обновления". Речь пойдет о национальном воспитании детей дошкольного возраста. Думаю, что не только педагогам, но и родителям есть над чем поразмыслить. Национализм по И. Ильину - это любовь к духу своего народа, к его духовному своеобразию, и его необходимо прививать с раннего детства. Приведу цитату. "Надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, чувство красоты ... - были национально русскими, чтобы дети молились и думали русскими словами, чтобы они почувствовали в себе кровь и дух своих русских предков..., чтобы их душа отзывалась умилением и трепетом на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд, ... русские дети, где бы они ни были, развернутся в настоящих русских и верных людей". Предлагаю вдумчивому читателю самому провести сравнительный анализ современного национального воспитания детей с теми, как говорит Ильин, сокровищами, которые обогащают душу ребенка. Во-первых, язык. Язык, пишет Ильин, вмещает в себя ... всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери. Не следует, советует Ильин, учить его чужим языкам до тех пор, пока он не заговорит связно и бегло на своем национальном языке. Это относится и к чтению, пока ребенок не зачитает бегло, не надо учить его никакому другому чтению. Очень важно чтение вслух Священного Писания, по возможности на церковно-славянском языке. Думаю, что вывод каждый читатель сделает сам для себя. Но позволю сказать, что все мы
являемся свидетелями разложения национального сознания уже с ранних лет. Почему русский язык в школе многие дети не любят, писать сочинения для большинства - пытка? Или это неудачная методика преподавания предмета, или все дело в тех духовно-нравственных ценностях, которые исповедует учитель? Во-вторых, песня. Ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Надо, рекомендует Ильин, завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями... Хоровое пение национализирует и организует жизнь. О том, какую музыку слышат, к сожалению, весьма часто наши младенцы, мы знаем все. Неужели мама, которая с утра до ночи включает какую-нибудь модную рок-группу, надеется посеять что-то разумное и доброе в безусловно любимом ей ребенке? В-третьих, молитва. Разговор о молитве не для газетной статьи. Но хотелось бы обратить внимание на одну очень любопытную цитату: "Неправославный может быть верным русским патриотом, но человек, враждебный православию, не найдет доступа к священным тайникам русского духа и русского миропонимания, он останется чужеродным в стране, своеого рода "внутренним" неприятелем". Оставим пока выдержки из книги И. Ильина. Мне приходилось беседовать с некоторыми работниками дошкольных учреждений. Когда я ставила вопрос о национальном воспитании, разговор прерывался замешательством. Я думаю, что для многих читателей газеты, в том числе и педагогов, вопрос этот будет полным откровением, потому что в дошкольной педагогике нет ясной концепции национального воспитания. А когда детей 5-6-летнего возраста я спрашивала, какие у них любимые сказки или какие сказки они знают - чаще всего мне приходилось слышать в ответ: "Том и Джерри". К сожалению, есть дети, которые сказки понимают, как просмотр мультфильмов. А вот что пишет Ильин о сказках. "Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации. Приобщение к чужеземным сказкам вместо родных будет иметь те же самые последствия". Далее великий педагог уделяет огромное внимание чтению житий святых и героев, потому что образы святости пробуждают совесть в ребенке, соучастие в святых делах. Преклонение перед святым и героем возвышает душу. А русскость героя даст ребенку непоколебимую веру в духовные силы своего народа. К сожалению, 90% школьников не знают, что такое Жития Святых, а представления о великих героях России весьма смутны. Большое внимание Ильин уделяет поэзии, тому, какую роль она играет в формировании души ребенка. Но на эту тему хотелось бы увидеть отдельную статью, в частности, затронуть вопрос о современной детской поэзии. Что воспевается в этих стихах, что они способны воспитать в детской доверчивой душе? В главе о национальном воспитании есть еще немало составляющих, которые формируют национальное сознание ребенка. Но уже и отмеченные нами идеи И. Ильина наводят на размышление о более чем несовершенной системе дошкольного воспитания. Каждый педагог знает, что формирование личностных качеств ребенка и даже, как мы видим, будущее мировоззрение, закладываются в дошкольном возрасте. Обсуждение материалов Рождественских чтений должно обязательно пройти в педколлективах. Хотелось бы напомнить: в дореволюционный период над парадными дверями Московского университета висела надпись: "Свет Христов просвещает всех". Какой свет сегодня просвещает наши образовательные структуры? Т. Симонова. | |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |