|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Патриарх о реформе духовного образования 16 апреля 2002 года в Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялось совещание ректоров Духовных учебных заведений под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Основной темой заседания стало обсуждение реформы духовного образования. Обращаясь к собравшимся, Святейший Патриарх Алексий отметил, что уже в середине девяностых годов стало очевидно: система духовного образования нуждается в обновлении. Выступление Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на совещании ректоров Духовных учебных заведений Русской Православной Церкви Преосвященные архипастыри, всечестные отцы - руководители Духовных учебных заведений Русской Православной Церкви! Мы собрались, дабы обсудить важнейшие задачи, стоящие ныне перед Духовными школами Русской Православной Церкви. Более 10 лет Русская Православная Церковь живет в условиях свободы. В сложившихся ныне обстоятельствах, несравненно более благоприятных для всестороннего развития свидетельства и служения Церкви, возрастает ответственность всех нас, архипастырей, пастырей и всех церковных работников, перед Богом за духовное состояние российского общества. Состоявшийся в 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви подвел итоги десятилетия свободы и наметил пути развития Церкви в новом столетии. Как было сказано мною на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.: «Мы находимся на пороге века, который обещает быть весьма нелегким, ибо ставит перед Церковью новые задачи, подвигая нас на качественное обновление ее свидетельства и служения. Во всем мире, не исключая и канонической территории Московского Патриархата, нарастает процесс секуляризации общественной жизни <...> Сегодня, в начале нового этапа возрождения православной церковности, наибольшее внимание должно быть уделено духовному просвещению». Юбилейный Собор определил стратегические задачи развития Церкви на грядущие десятилетия. Важнейшей среди них является совершенствование духовного образования в Русской Православной Церкви. Оно во многом является ключом к решению указанных выше взаимосвязанных задач совершенствования церковной жизни. От того, удастся ли это осуществить, в немалой степени зависит и то, каким будет грядущий облик нашей Церкви. Считаю необходимым отметить, что когда мы говорим о совершенствовании Духовной школы, нам следует помнить, что мы созидаем не на пустом месте. Русская Православная Церковь располагает замечательной многовековой традицией богословского образования. После разгрома духовного образования богоборческой властью эта традиция на время прервалась, но самоотверженными усилиями Церкви удалось воссоздать целостную систему духовного образования. Она вобрала в себя лучшее, что было в дореволюционной системе и одновременно включила опыт церковной жизни в условиях советской власти. Безусловно, эта система имела свои ограничения, но они были связаны с общим стесненным положением Церкви в советском государстве. Девяностые годы ознаменовались массовым возвращением наших сограждан к своим духовным корням. В связи с этим многократно возросла православная паства и задачей момента стало увеличение численности приходов и, соответственно, священнослужителей. Это счастливое и радостное время. Господь судил нам видеть подлинное чудо: после десятилетий жесточайшей атеистической пропаганды, разрушений и преследований Церковь вновь восстала из пепла. Народ устремился к ней, как к источнику живительной духовности в пустыне безверия, обретая в ней драгоценную жемчужину - Христа Спасителя, подлинную духовную родину, дом Отчий. Но этот период таил в себе одновременно и определенные опасности: численный рост паствы и священнослужителей сопровождался снижением духовного и образовательного уровня, недостаточной подготовленностью последних к несению всех разносторонних задач своего служения. Церковное священноначалие ясно видело эти опасности и постоянно уделяло внимание задачам совершенствования духовного образования. Для подготовки священнослужителей всячески поощрялось открытие новых Духовных школ: семинарий, училищ, пастырских курсов. Но поскольку многие из них создавались практически на пустом месте, то очень остро почувствовалась нехватка преподавательских кадров, учебных и методических пособий, не говоря уже о финансовых затруднениях. Таким образом, 90-е годы могут быть названы переходным этапом в развитии системы духовного образования в Русской Православной Церкви. За период, прошедший после переломного в истории Русской Церкви события - празднования 1000-летия Крещения Руси, Духовная школа пережила грандиозный количественный рост. К 1988 г. Русская Православная Церковь располагала лишь двумя Духовными академиями и тремя семинариями. В настоящее время у нас 5 Духовных академий, Богословский институт, 31 Духовная семинария, 32 Духовных училища и 4 пастырских курса. Многократно возрос преподавательский персонал Духовных школ, в несколько раз увеличилось и число студентов. Этот рост следует считать весьма важным достижением и, воздавая хвалу Господу за явленные Им неизреченные милости, сердечно поблагодарить всех участников и самоотверженных делателей на ниве возрождения Духовных школ за понесенные ими труды. Уже в середине девяностых годов стало очевидно, что система духовного образования нуждается в обновлении, реформе. Эта цель четко обозначена в решениях Архиерейских Соборов 1994 и 1997 гг. Во исполнение указанных решений были проведены практические действия по подготовке и осуществлению реформы. Но зачем нужна реформа Духовной школы? В чем ее суть? Она потребовалась не потому, что раньше в духовном образовании все было плохо, а теперь все наконец должно прийти в норму. Реформа вызвана тем, что радикально изменилась историческая ситуация, в которой сегодня Церковь призвана нести свое свидетельство и служение миру, осуществлять свою спасительную миссию. А это, в свою очередь, означает, что будущим пастырям Церкви необходимо дать такой уровень образования, который будет соответствовать нуждам и задачам Русской Православной Церкви в данный исторический момент ее земного бытия. Реформа - не революция, не отмена прошлого, как ненужного и устаревшего. Она должна сохранить и приумножить все лучшее, что есть в сокровищнице нашего духовного образования, укрепить традиции - как дореволюционные, так и советского периода. Нам не нужна «реформа ради реформы». Нельзя свести реформу к внешним, формальным преобразованиям - изменению названий, статуса, вывески. Требуется совершенствование самих основ духовного образования. Духовное образование должно стать школой вхождения в живой церковный опыт и Церковное Предание, а также эффективной подготовкой пастырей к свидетельству и служению в современных условиях секуляризованного общества. В свое время прот. Георгий Флоровский обозначил задачу русской богословской школы: «Вперед, к отцам!». Этот лозунг парадоксален, как парадоксально и само бытие Церкви: Церковь и ее свидетельство миру тем актуальнее, чем глубже оно укоренено в церковном опыте и предании. То есть продвижение реформы вперед возможно, только если мы одновременно возвращаемся к корням, к основам Церковного Предания и церковной жизни. Церковь двуедина по своей природе, как Тело Христово она одновременно исторична и сверхисторична. Отсюда двуединство ее задачи: хранение преданности неизменной Истине и открытость изменениям мира, готовность свидетельствовать о Христе и о Спасении именно этому миру и в именно этой исторической обстановке. Ее актуальность заключается именно в ее сверхвременности. Она открыта каждому времени, подобно тому как и Иисус Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13.8). Но это значит, что и Церковь сегодня та же, что и во времена апостолов и святых отцов. Будущие пастыри и служители Церкви должны быть апостолами и святыми отцами для нашего времени. Сегодня российское общество переживает время значительных перемен, заканчивается этап структурных преобразований, начинается период стабилизации социально-политической ситуации, укрепления новой российской государственности. Перед Церковью открываются сегодня очень большие возможности в несении обществу Благой Вести о Христе и о совершенном Им Спасении. В этой ситуации нельзя не увидеть знамение времени и задачу для Церкви по исполнении миссии, возложенной на нее ее Главой. Исполнение же этой миссии напрямую зависит от уровня и состояния духовного образования в Русской Православной Церкви. Духовная школа - это место воспитания духа, школа духовно-нравственного взросления, опыт молитвы. Получаемое в Духовных школах образование - это не свод абстрактных сведений - это знание того, как Церковь действовала в истории, как решала дисциплинарные вопросы, как отстаивала чистоту веры, как свидетельствовала о Христе, как совершала подвиг мученичества, как при неизменном укреплении от Святого Духа преодолевала все тяготы и невзгоды. Немыслимо и недопустимо, чтобы священнослужитель был чужд этой сокровищницы знаний и опыта. Поэтому должно совместить выучку духа и владение сокровищницей Церковного Предания - как в сфере знаний, так и в сфере личного духовного опыта. Весь учебный процесс должен основываться на церковном, святоотеческом предании. Важно, чтобы богословие не отрывалось при этом от литургического опыта и аскетики. Особое внимание должно быть обращено на самое глубокое изучение Священного Писания. При этом весь учебный процесс должен иметь в виду и миссионерские, апологетические цели. Не следует думать, что изучение языков, в особенности древних, является пустой тратой времени. Ведь именно на этих «мертвых» языках записано Божественное Откровение - и без их изучения невозможно подлинное врастание в церковную традицию. Да, изучение языков трудно, но у нас есть прекрасный пример и дореволюционного периода, и зарубежный опыт, и опыт лучших светских гуманитарных вузов - изучение даже целого ряда языков вполне посильно и подъемно даже для средне-успевающих студентов. Одним из дискутируемых сегодня положений реформы Духовных школ является привлечение в ее рамках важнейших элементов светского гуманитарного образования в систему образования духовного. Для некоторых такая задача представляется искажением целей Духовной школы. Для кого-то, напротив, возрастание «светскости» в Духовной школе кажется единственно возможным средством для повышения уровня образования. Считаю необходимым внести здесь ясность. Светское гуманитарное образование не должно являться самоцелью - оно, в конечном итоге, - лишь инструмент, но инструмент весьма и весьма важный. Инструмент для лучшего усвоения церковного опыта, совершенствования миссии, повышения общей культуры, в том числе, культуры диалога. Как сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (n.XIV.3.) «Христианская традиция неизменно уважает светское образование. Многие отцы Церкви учились в светских школах и академиях и считали преподаваемые там науки необходимыми для верующего человека. Святитель Василий Великий писал, что “внешние науки не бесполезны” для христианина, который должен заимствовать из них все служащее нравственному совершенствованию и интеллектуальному росту. По мысли святого Григория Богослова, “всякий имеющий ум признает ученость (paideusin - образование) первым для нас благом. И не только эту благороднейшую и нашу ученость, которая... имеет своим предметом одно спасение и красоту умосозерцаемого, но и ученость внешнюю, которой многие христиане по невежеству гнушаются как ненадежной, опасной и удаляющей от Бога”. ... Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней, исходя из признания человеческой свободы». Церкви нужны сегодня высококультурные, эрудированные служители, которые будут в состоянии вести диалог с обществом, которые смогут ориентироваться в общественных процессах и активно влиять на них. Для этого нужно, чтобы они не просто «соответствовали» современному уровню образования и культуры, а превосходили его. Церковь не может не принимать участия в формировании российского общества - именно от нее в немалой степени зависит, будет ли оно разделять нравственные христианские идеалы или же оно погрязнет в пороке, что приведет в конечном итоге к его саморазрушению. В деле возрождения России огромная роль принадлежит консолидации общества на основе традиционных нравственных ценностей, которые уже более тысячи лет укрепляются в нашем отечестве Русской Православной Церковью. Таким образом, влияние Церкви на жизнь российского общества может быть огромным, и оно пока использовано очень мало. Но почему? Нет достаточно подготовленных кадров, те же, что есть - недостаточно образованны, им не хватает ни знаний, ни опыта для того, чтобы говорить с обществом - свидетельствовать о Христе и отстаивать нравственные нормы христианства. Церковь отделена от государства, но она не может быть отделена от общества. Православные верующие активно участвуют в жизни общества, составляя его весьма значительную часть. Стало повседневной реальностью присутствие православных христиан во всех сферах науки, культуры, экономики. В свое время причинами оторванности церковного образования от светского были государственные атеизм и монополия на образование. Изменения в российском обществе, возникновение негосударственного высшего образования явились факторами, объективно способствующими такому изменению положения церковного духовного образования, когда оно, становясь более открытым не чуждому ему обществу, приобретет общественно значимый статус и государственное признание. Таким образом, мы видим, что задача обретения равного статуса церковного высшего образования со светским никоим образом не является секуляризацией духовного образования, а лишь преодолением тех искусственных дискриминационных преград, которые все еще продолжают существовать с прежних времен, вопреки принципиально изменившемуся характеру присутствия Церкви в общественной жизни. Но одно дело общественный статус Церкви, другое дело - легитимизация такого статуса соответствующими органами власти в тех или иных аспектах церковно-общественного взаимодействия. К сожалению, этот процесс не всегда протекает гладко: приходится преодолевать непонимание и даже противодействие отдельных чиновников, а также десятилетиями укоренявшуюся убежденность, что Церковь должна действовать исключительно в рамках церковной ограды. Здесь требуется настойчивость и твердость в отстаивании церковных интересов. Так, благодаря активным усилиям со стороны Церкви удалось провести утверждение государственного стандарта «теология», разработанного во взаимодействии с Министерством образования РФ. Утверждение этого стандарта чрезвычайно важно: оно открывает возможность для Духовных семинарий стать признаваемыми государством высшими учебными заведениями. В настоящее время перед нами стоит задача подготовить Духовные школы к получению государственной аккредитации. При этом на Учебный комитет возлагается обязанность выработать механизм получения такой аккредитации. А эта задача, в свою очередь, тесно связана с выработкой таких стандартов Духовных школ разных уровней, которые бы, сохраняя в неприкосновенности весь объем преподаваемых в Духовных школах знаний, необходимых для подготовки кандидатов священства, включали бы одновременно и все те предметы в надлежащем объеме, которые предусмотрены министерским стандартом, являющимся непременным условием получения аккредитации. Аккредитация Духовных семинарий потребует дополнительного введения в учебные планы отдельных общеобразовательных предметов. Важно подчеркнуть, что министерский стандарт не предписывает никакой идеологической тенденции в преподавании общеобразовательных дисциплин, и преподаватели аккредитованных духовных учебных заведений могут и должны придать преподаванию таких предметов, как философия, история или социология, направление, соответствующее православному мировоззрению. Речь не идет о секуляризации собственно церковного компонента в Духовных школах, а о выделении в рамках стандарта «теология» светского гуманитарного компонента. Это означает, что студенты Духовных школ, в рамках этого светского компонента, обозначенного в стандарте, будут получать такой объем образования, который будет соответствовать нормам светского высшего образования. Процесс приобретения семинариями статуса высших учебных заведений должен проходить в рамках получения соответствующей государственной аккредитации. Существуют различные возможности и модели этого процесса, о них будет сказано в последующих выступлениях. Собственно, обсуждение этой перспективы является одним из основных пунктов повестки дня нынешнего совещания. Одним из пунктов предстоящей дискуссии должен также стать связанный с задачей аккредитации вопрос о необходимости приведения церковных ученых степеней в соответствие с системой, принятой в светской науке. 17 июля 2001 года Священный Синод поручил Учебному комитету разработать внутрицерковный образовательный стандарт Духовной семинарии и академии, на основе которого должно пройти внутрицерковное лицензирование духовных учебных заведений с ориентацией на их последующую государственную аккредитацию. Таким образом, Священный Синод определил стратегическую задачу проводимой ныне реформы системы духовного образования: государственная аккредитация духовных учебных заведений, предполагающая получение их выпускниками диплома государственного образца. Как представляется, альтернативы этому пути для нашей Духовной школы нет. Можно обсуждать формы, темпы, этапы и иные детали этого процесса. Для каких-то Духовных школ это насущная проблема, для других - лишь отдаленная перспектива. Ясно, что в этом процессе должна быть постепенность, увязываемая с уровнем и состоянием семинарии. Так, многие из Духовных школ, вопреки действующему законодательству, до сих пор не прошли еще даже процесса государственного лицензирования. Но это обстоятельство не отменяет обязательности для всех Духовных школ усилий по осуществлению реформы духовного образования, во исполнение решений Архиерейских Соборов 1994, 1997, 2000 гг. Государственная аккредитация Духовных школ позволит приступить к решению задачи присутствия Церкви в высшей и средней школе. Так, благодаря государственному признанию дипломов выпускников Духовных школ, которое произойдет в результате аккредитации, они получат возможность преподавать предмет «теология», а также ряд иных, связанных с ним гуманитарных предметов в высших светских учебных заведениях, а предмет «Основы православной культуры» - в средней школе. В последние годы уже сложилась практика подготовки преподавателей учебного курса «Основ православной культуры» в Московской Духовной академии и семинарии, Православном Свято-Тихоновском Богословском институте, а также в Самарской, Курской и Смоленской семинариях. Имеются программы подготовки, различные формы организации практики, юридические документы, регулирующие совместную деятельность Духовных школ с институтами повышения квалификации и педагогическими вузами по подготовке педагогических кадров. На наш взгляд, данный опыт подготовки преподавателей курса “Основ православной культуры” нуждается в совместном обсуждении и дальнейшем распространении в Духовных школах. Духовное образование может и должно готовить сегодня не только священнослужителей, но и специалистов в разных отраслях общественных и гуманитарных знаний, преподавателей, катехизаторов, сотрудников синодальных и епархиальных учреждений. Сегодня стала повсеместно распространена практика привлечения светских ученых и специалистов для преподавания в Духовных школах. Это полезно и целесообразно. Но в то же время мы не должны постоянно надеяться на неисчерпаемые кадровые и творческие ресурсы светской науки. Взаимодействие с ней должно быть не столько «потребительским», сколько творческим, оно должно способствовать развитию и укреплению науки церковной. И здесь вполне уместна аналогия: как без развития академической светской науки немыслим высокий уровень высшего светского образования, так и без совершенствования богословских исследований подлинное развитие духовного образования окажется в перспективе невозможным. Вот почему одной из важнейших задач сегодня является взаимодействие Учебного комитета с Синодальной Богословской комиссией и Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» в деле создания общецерковной системы богословских и церковно-научных исследований. Важнейшая роль в решении этой задачи должна принадлежать Духовным академиям и Богословскому институту, которые должны стать центрами православной науки. В такой перспективе творческое взаимодействие со светской наукой представляется весьма ценным и взаимообогащающим. Здесь также следует упомянуть и о том, что в рамках введения государственного стандарта «теология» планируется не только введение преподавания этого предмета в высших учебных заведениях, но и создание при них теологических факультетов. В настоящее время в отдельных государственных университетах уже открыты богословские факультеты. Вероятно, будут открываться такие факультеты и впредь. Эти факультеты должны быть под пристальным вниманием правящих архиереев, в епархиях которых они учреждены. Они нуждаются в помощи и поддержке со стороны Духовных школ; и Учебный комитет, в свою очередь, должен озаботиться тем, чтобы эта новая в России форма богословского образования держалась в церковном русле. Как сказано в Определении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви, «Собор приветствует начало преподавания богословских дисциплин в светских высших учебных заведениях и считает важным развитие этой практики через разработку детальных программ и методик, а также через диалог с государством, направленный на закрепление и расширение существующих возможностей» (п.16). Далее я хотел бы остановиться на задачах, стоящих ныне перед Учебным комитетом. В структуре синодальных учреждений ответственность перед Церковью за религиозное образование и воспитание в общеобразовательных школах несет Отдел религиозного образования и катехизации, но состояние религиозного образования и православного христианского просвещения в широком смысле слова зависит решающим образом и от постановки специального духовного образования, от состояния наших Духовных академий, семинарий, училищ и Богословского института, организационное и методическое руководство которыми возложено Священноначалием на Учебный комитет. Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед ним, является осуществление всесторонней координации деятельности Духовных школ в ходе осуществления реформы системы духовного образования в Русской Православной Церкви. Положение, в котором находится Учебный комитет, во многом отражает общецерковную ситуацию, одним из негативных моментов которой является разобщенность. Как было сказано в моем докладе на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, «Часто бывает, что приходы ... совершенно замыкаются в себе ... отрываясь от живого общения с соседними приходами и епархиальным архиереем ... Подобная тенденция к обособленности наблюдается и на епархиальном уровне, что чревато превращением Церкви в конгломерат отдельных самоизолирующихся образований. Чтобы этого не случилось, необходимо поддерживать целостность церковного организма ... Как Предстоятель, поставленный заботиться о единстве Церкви, обещаю вместе со Священным Синодом всячески поощрять развитие многоразличных внутрицерковных связей и их координацию». В направление разрешения указанной проблемы был принят один из пунктов Определения Собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви: «Собор признает особо важным укрепление целостности церковного организма, которое должно выражаться в поддержании постоянной связи между центральными церковными учреждениями и епархиями, монастырями, приходами. Члены Собора согласились с необходимостью неукоснительного участия каждой епархии в общецерковных программах ... Сочтено полезным развитие информационного обмена между центром и епархиями, а также создание единой общедоступной базы данных, включающей сведения об истории и современном состоянии всех епархий, Духовных школ, монастырей и приходов». Отрадно, что это решение Архиерейского собора начинает реализовываться в деятельности Учебного комитета. Важным примером и начинанием в плане развития координации деятельности Духовных школ является создание Учебным комитетом Образовательного интернет-портала. Наша Церковь действительно нуждается в таком образовательном ресурсе, который раскрывал бы перед пользователями глобальной сети всю глубину православного богословия, способствовал бы оздоровлению русскоязычного интернета. Мы считаем, что Образовательный портал Учебного комитета должен стать основой для сотрудничества всех Духовных школ в освоении всемирной компьютерной сети. Для успешного осуществления реформы духовного образования необходимо четкое соблюдение вертикали управления всей сетью Духовных школ. Исходя из этого соображения, нами была утверждена новая структура Учебного комитета, предусматривающая расширение его штатов, а также включение в его состав профильных подразделений. Новая структура Учебного комитета соответствует основным принципам организации работы государственных образовательных административных структур, а также учитывает специфику переходного периода, в котором находится ныне система богословского образования Русской Православной Церкви. В этой связи мы хотели бы подчеркнуть, что создание профильных подразделений Учебного комитета призвано повысить эффективность и плодотворность его работы и в конечном результате способствовать повышению уровня образования и религиозно-нравственного воспитания студентов духовных учебных заведений. Нам представляется необходимым указать, что Учебный комитет должен проявлять больше требовательности по отношению к подведомственным ему духовным учебным заведениям. Не могут не вызывать обеспокоенности те тенденции к самодостаточности, которые наблюдаются в поведении руководства некоторых Духовных школ. Мы считаем совершенно недопустимым такое положение дел, когда циркулярные письма и другие официальные документы Учебного комитета остаются без всякого ответа и должной реакции со стороны ректоров Духовных семинарий и училищ. Между тем, в соответствии с “Уставом Русской Православной Церкви”, “духовные учебные заведения состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет” (XIII, 2). Я прошу председателя Учебного комитета докладывать мне о фактах систематического игнорирования распоряжений или инициатив Учебного комитета подведомственными ему учебными заведениями. | |||||||||||||