|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
О преподавании общественных дисциплин в школе Братья и сестры! Я участвовал во всех Рождественских чтениях, кроме первых. Мне довелось в самом начале критически разбирать здесь московскую программу содержания образования и убеждать высокое собрание в необходимости изучения византийской истории и византийской культуры в общеобразовательной школе, а уж в церковных учебных заведениях – безусловно, без какой бы то ни было оговорки. А несколькими годами позже мне пришлось сделать здесь сообщение о русской культуре как культуре византийской в трех смыслах: церковном, имперском и национальном. Мне довелось настаивать, надеюсь, аргументированно, на том, что изучение истории невозможно без изучения исторической географии. Если дети совсем не знают географии, они не в состоянии понять и Священную историю Ветхого и Нового Завета, и самую недавнюю историю. За тридцать лет преподавания я многократно в этом убеждался. Я говорил об особенностях русского города, отличающего этот город от других городов, и умолял, начиная с детских садов, окружать детей знанием особенностей русского города. Картинки, календарики не выкидывать, дома вешать, пусть сказочную реконструкцию, фотографии исторические, ибо русский город – это город до 1917 года. С 17 года мы только разрушаем русский город. И как мне однажды довелось написать, мне стыдно, но сейчас небольшой американский город больше похож на русский, чем наши нынешние изувеченные города. И это очень важно в процессе преподавания. Даже с той нравственной точки зрения, что ребенок должен видеть, сколь насыщен русский город, как пейзажный элемент, колокольнями и главами храмов, хотя далеко не только поэтому. Наконец, я говорил о том, как важно тщательно подбирать персоналии при изучении истории в учебном процессе, решительно наплевав на учебник; подбирать самому, ибо добрых и светлых людей в истории было больше, нежели злодеев и подонков. Чего греха таить, наши учебники до сих пор этому не способствуют. Каждый год я бываю в трех-четырех епархиях, где встречаюсь в школах с преподавателями. И я должен сказать, что учебный процесс почти не меняется. Его можно менять: я продолжаю убеждать учителей по собственному усмотрению сжимать западный материал и растягивать византийский, наш, восточно-христианский, сжимать новейшую и новую историю, за счет этого увеличивать протяженность преподавания предыдущих эпох древности и средневековья. Я редко цитирую Ленина, но сейчас я сошлюсь на него. И он отмечал иногда правильные вещи. Ему принадлежит утверждение, что ни от учебников, ни от программ (мы жалуемся на все это) не зависит направление школы, а только исключительно от подбора учителей. Совершенно верно. И никто не может вам, дорогие, запретить православно преподавать историю, как и словесность. Нет, конечно, могут разрешать или не разрешать, требовать во внеучебное время факультатив Закона Божия, но школа станет православной не тогда, когда в ней будут часы Закона Божия, а когда гуманитарные дисциплины, биологические станут преподаваться с христианских позиций. И ведь это достижимо, отдельные примеры есть. Сейчас это достижимее, чем когда бы то ни было. Десять лет назад, когда начали разрешать, приглашать, лекции читать, даже кое-что издавать, мы все были в ужасе, потому что на все совещания ходили одни и те же православные люди, потому что учителей не хватало, чудовищно не хватало священнослужителей. Прошло десять лет. Высшие православные учебные заведения, как наш университет, как Тихоновский, а теперь еще Армавирский богословский институт, выпускают уже не первое поколение выпускников. Идет целый вал молодых православных людей, получивших дипломы. Честно не знаю, больше уже половины епархий имеют свои семинарии, а если взять с Духовными училищами, то почти все. И есть православные гимназии с хорошим стажем, как Московская Радонежская или знаменитая Тульская. Теперь есть кому делать, есть кому преподавать. Но мы упустили десять лет, господа. Это очень заметно и это очень печально. Кстати, учебники у нас, братья и сестры, есть, они постепенно появляются. Так, например, я рекомендую предпочитать учебник русской истории 18 века Евгения Анисимова, петербургского автора, а учебник русской истории 19 – начала 20 века просто прекрасный – московского автора, профессора Баханова, кстати, автора двух замечательных книг для дополнительного чтения – биографий двух последних государей. Первая – биография Александра III. И учебник у него прекрасный. Уже годится для русских православных детишек. Со средневековьем похуже дело, но все-таки там есть стандартный неплохой двухтомный учебник Юрганова. Но ни одного приличного учебника советского периода пока нет. И все-таки есть уже на что опираться. Более того, в какой-то мере дает возможность изучать византийский материал превосходный (до революции таких не было) экспериментальный учебник для учителя и ученика «История средних веков» авторов из МГУ Бойцова и Шукурова. Все-таки Византия там появилась, как и арабы появились, не чисто западнический учебничек. Повторяю, таких учебников истории средних веков не было и до революции. Появляются прекрасные книги для чтения. Я не хочу перегружать вас колоссальным материалом, но приведу хотя бы один пример – недавно вышедший том Школьной энциклопедии, автор Ахлебинин, «Русская армия». Она не только грамотная, не только с красивыми иллюстрациями, с подбором мундиров, но она написана патриотом, человеком, чтущим героя, который постоянно напоминает, что русская армия была христолюбивым воинством. Выдержки из книги можно читать православным детишкам в детском саду. Книги появляются, есть на что опираться. К сожалению, только злодейский опыт дают попытки создать обществоведческие учебники, чаще всего учебники так называемого граждановедения. Я знакомился с несколькими из них и о последнем могу сказать, что это учебник не для гражданина, а для обитателя колонии. Учебное пособие для колониальной школы. Там есть понятия власти, государства, изложенные по современным западным политологам. После разбора понятия государства следует разбор демократического государства. Разумеется, под демократическим государством понимаются только государства второй половины 20 века. То есть полностью из рассмотрения юного человека выбрасываются монархическая традиция многотысячелетняя, традиция христианского царства, русские земские демократические традиции. Никто не напомнил в этом учебнике тот замечательный факт, что у нас первый парламент был созван в 1211 году – на 54 года раньше, чем первый английский. А детям бы лучше это знать. Я уж не буду говорить, что там омерзительного написано о семье в духе Российской ассоциации планирования семьи – "это ячейка для добровольного времяпрепровождения с непрестанной взаимной терпимостью", - как будто семья – это дом терпимости. И последнее. Я хочу предостеречь. Я встречаю как следствие нашей вины, в том числе и моей, как следствие вины преподавателей истории неприятные явления. Как вам понравится цитата из дипломной работы студентки – выпускницы одного из православных учебных заведений (я не назову учебное заведение, потому что тогда я должен буду назвать имя научного руководителя и посоветовать его немедленно уволить). Итак, 1812 год. Цитирую: «На окраине Москвы аванпосты французской армии встретили пьяные русские солдаты». Даже не дезертиры, не раненые, а пьяные русские солдаты. Я всю жизнь историк, но нигде в документах такого не встречал, в любом случае должна задрожать рука, прежде чем такое написать. Это первое. Второе – здесь забыли про патриотизм. Вы знаете, я был очень рад, когда два года назад был поместно прославлен праведник Санаксарского монастыря адмирал Федор Ушаков. Не только первый моряк, который попал в наш календарь со времен Николая Мирликийского, но полководец впервые после глубокого средневековья – после Александра Невского. Я рад, что есть движение церковной общественности, ратующее за канонизацию Александра Суворова и спасителей русской земли Козьмы Минина и Димитрия Пожарского. Все они были в жизни люди глубоко благочестивые. Александр Васильевич, как известно, когда не воевал, постоянно пел на клиросе. Это приятные новости, но я не первый раз уже начинаю слышать, что пора поставить вопрос о канонизации Ивана IV. Я думал, уж с ним-то мы в прошлом веке разделались. Людоед, убийца тысяч русских людей, двух прославленных святых как минимум, а может быть, и трех (кроме святителя Филиппа, преподобного Корнилия, мученика Псково-Печерского, не причастен ли Иван Грозный к смерти святителя Германа Казанского). Сколько мы будем попадать в одну и ту же ловушку? Мы плохо учим историю, господа. Это мое предостережение. Мы плохо, мало учим историю. И дай нам Бог учить лучше. Махнач Владимир Леонидович, доцент Мархи | |||||||||||||