Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • В противостоянии либерала и фанатика всегда выигрывает фанатик (интервью с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным)

  • о. Александр Ельчанинов. Из писем к молодежи

  • 1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании

  • Деревенский рай под покровом храма

  • Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии

  • Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия

  • Абитуриенту на заметку

  • Религиозное образование за рубежом

  • Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики

  • Будущая Россия сидит сегодня за партами. На вопросы отвечают протоиерей Аркадий Шатов и протоиерей Артемий Владимиров

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • «Мужчина и Женщина - по-разному устроенные организмы»

  • «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса

  • Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир

  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Что делать с нашими детьми?

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Учение и труды земные

  • Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей

  • Свящ. Алексий Сысоев, директор Православной классической гимназии “Радонеж”. Смысл и значение православной школы

  • Специфика православной педагогики

  • Духовное образование и духовное воспитание

  • Размышления о школе и детях

  • Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института. О развитии теологического образования

  • Абитуриенту на заметку

  • Воспитание у школьников бережного отношения к природе и обществу на уроках естествознания. Д.Н. Майоров

  • Уроки нравственного богословия. Из беседы преподавателей вузов г. Тюмени с преподавателем Московской Духовной академии, архимандритом Платоном (Игумновым)

  • Сообщение иерея Вячеслава Горшкова об открытии специальности "Религиоведение" в Тюменском нефтегазовом университете

  • Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова

  • Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область

  • Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара

  • Из выступления Министра образования Россиии Владимира Михайловича Филиппова на XXI Рождественских чтениях

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19)

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений

  • Н.Д. Зотов-Матвеев.Образование и духовность

  • Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания»

  • Почему я выбрала теологию

  • О новой специальности - теология

  • Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири)

  • Теологическое образование в России (история и современность)

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ

  • Вера и нравственность:православные традиции и современность. Н.Д.Никандров, президент российской академии образования

  • Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина

  • Задачи православного образования. Архимандрит Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации

  • Нужна ли школьникам православная культура?

  • Учение святителя Григория Богослова о пастырстве

  • Разговор об атеизме. Митрополит Сурожский Антоний

  • Святые об образовании

  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о воспитании детей

  • Мы хотим помочь процессу воспитания

  • Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов"

  • Изучение основ Православия в современной школе

  • Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир"

  • Иван Ильин - русский учитель

  • А.С.Пушкин о народном воспитании

  • Экзамены в Тобольской Духовной Семинарии

  • Обращение к абитуриентам Тобольской Духовной семинарии.

  • Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

  • Музыкальное воспитание в духовной школе

  • Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе

  • Патриарх о реформе духовного образования

  • Церковь и государственное образование

  • О преподавании общественных дисциплин в школе

  • Много поваров для одного супа

  • Docendo discimus

  • Сильнее Бога нет. Интервью с наместником Свято-Троицкого монастыря, ректором Тюменского Духовного училища, игуменом Тихоном (Бобовым)

  • Уроки милосердия. Из жизни одного святого

  • Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования

  • Пятнадцатиднев

  • Липовка

  • Жатвы много, а делателей мало...

  • Письма о воспитании наследника русского престола (1859 г.)

  • Участники совещания ректоров отвечают на нашу анкету

  • совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень.

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на VIII Международных рождественских образовательных чтениях в год празднования Двухтысячелетия Рождества Христова.

  • О сквернословии...

  • Святые о воспитании детей

  • Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий.

  • Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области

  • Педагогическое наследие св. Феофана Затворника

  • Обращение Тюменского Духовного училища.

  • Обращение к родителям

  • О проблемах образования.

  • Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания.

  • Мысли о религиозном воспитании детей

  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.

  • Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии.

  • Доклад Владыки Димитрия

  • Дни славянской письменности

  • Диакон Дмитрий Лин.

  • Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи

  • Праославные гимназии

  • Восьмые Рождественские образовательные чтения

  • Вера и знания

  • Валеология - курс на рифы

  • Безсовестный бес.

  • Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души"



  • Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе

         Духовно-нравственное воспитание в православной школе имеет своей целью, прежде всего, формирование православного мировоззрения учащихся, их воцерковление. В наше непростое время педагогу предстоит довольно сложная работа – не только расчленить, «что такое хорошо и что такое плохо», но и научить ребенка жить по-христиански, «со-трудничать» с ним в деле его духовного становления. Процесс воцерковления маленького человека ни в коем случае не может быть насильственным. Ребенок, незаметно руководимый взрослым, сам способен понять, как необходимо строить ему свою жизнь, чтобы потом не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Каждый, наверное, еще в детстве задавал себе вопрос: «Как стать счастливым? В чем оно, счастье?» Позже приходит вопрос: «Для чего я живу?» Современный мир давно приготовил ответы на эти вопросы и услужливо, а порой и навязчиво, предлагает их с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов. Деньги, сила, власть – вот приоритеты современного общества.

         Что мы противопоставим золотой лихорадке, боевикам, насилию? Чем можем помочь юному созданию, впервые задумавшемуся над смыслом собственной жизни? Именно учитель-словесник может здесь быть полезным. Ибо наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение «вечных» вопросов. Русская литература во все времена видела свою задачу в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Русский писатель всегда сознавал свое служение как пророческое.

         «Раскройте любую из 50-ти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы в веселой толпе детей, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами… Чего хотят там люди? Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один».Эти слова Стефана Цвейга можно с полным правом отнести и к другим произведениям русской литературы. Отличие ее в кругу мировых литератур прежде всего в том, что это литература православная. И если мы попытаемся подойти к анализу произведений русских писателей именно с этой стороны, наверное, не ошибемся. Задачу свою мы видим в том, чтобы, говоря о художественно-эстетической ценности и уникальности произведений русской классики, дать им и нравственное приложение, попытаться найти на уроках тот духовный ориентир, который, подобно спасательному жилету, удержит наших детей в бурных волнах житейского моря.

         Большое значение для духовно-нравственного развития школьников имеют уроки древнерусской литературы, сюжетом которой, по точному замечанию Д.С. Лихачева, является мировая история, а темой – смысл человеческой жизни.

         Знакомясь со всеми ее жанрами, представленными в школьной программе, особое внимание мы уделяем жанру агиографии. Жития святых во все времена были любимым чтением русского человека. Произведения этого жанра дают нам образец правильной (т.е. праведной) жизни, повествуя о людях, неуклонно следовавших заповедям Христа, шедших по пути, Им указанному. Жития убеждают нас в том, что праведно жить может каждый человек. Героями житий стали самые разные люди: монахи, крестьяне, горожане и князья. На уроках мы выделяем 2 типа житий – монашеские и княжеские. Примером первого типа могут служить жития преподобных Феодосия Киево-Печерского и Сергия Радонежского. На этих уроках мы обычно вспоминаем евангельскую притчу о талантах: как приумножили преподобные отцы «талант», данный им Богом? Учителю необходимо постоянно повторять мысль, что любой житийный герой – это прежде всего нравственный образец человека Древней Руси. Уместно будет провести параллели и с нашим временем: какие душевные качества ценились нашими предками, что было для них идеалом и что составляет предмет стремления совершенного человека. Кто он, современный герой? Возможности для бесед по нравственному воспитанию поистине неисчерпаемые.

         Разговор о преподобном Сергии можно окончить уроком, на котором совершить заочную экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру. Полезно будет вспомнить имена учеников преподобного, основавших святые обители во всех концах земли Русской. Тема ученичества, духовного преемства, научения добрым опытом личной жизни, любовью будет основной на этом уроке. Необходимо подчеркнуть связь духовного подвига преподобного Сергия с возрождением Руси в наше время.

         В 7-8 классе ребята знакомятся с княжескими житиями (например, святого благоверного князя Александра Невского, святых Бориса и Глеба, святых Петра и Февронии Муромских). Святой благоверный князь предстает перед нами прежде всего как защитник земли Русской и веры православной. Нужно подчеркнуть на этих уроках духовный смысл княжеского служения, попросить ребят прокомментировать слова пророка Исайи, сказанные им от имени Господа: «Князей Я ставлю, священны ибо они, и я их веду».

         Разговор о Петре и Февронии в классе мы обычно начинаем с выяснения того, за что прославлены Богом эти святые. Святые Петр и Феврония – пример идеальной христианской семьи. Их жизнь более 8 веков служит примером должного отношения к церковному браку и друг к другу. Именно на этом мы делаем акцент при изучении «Повести…»

         Русскую классическую литературу можно с полным правом считать преемницей древнерусской, ибо тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. Именно это обстоятельство позволяет говорить о религиозном характере русской литературы. По мнению Николая Бердяева, «в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры».

         Религиозность литературы нашей проявляется не только в обращенности писателей к библейским сюжетам. Они смотрели на события, характеры, стремления людей с точки зрения евангельской истины, что и проявилось, конечно, в их творчестве.

         Именно для Православия характерно пристальное внимание человека к своему духовному миру. Человек изначально создан Творцом свободным, но он и несет ответственность за свои поступки. И если человек по своей воле впадает в грех, то чтобы обрести внутреннее спокойствие, утраченную гармонию душевных сил (ведь мы знаем из той же классической литературы, что за преступлением всегда следует наказание), человек должен изжить свой грех покаянием и напряженной духовной работой. Анализируя произведения русской литературы, учитель может пользоваться религиозными нравственными категориями, привлекать то духовное наследие, которое содержат в себе творения святых отцов.

         Так, например, универсальной «формулой» для анализа образов «лишних людей», объяснения противоречий их характеров, их внутренней дисгармонии могло бы стать изречение преподобного Исаака Сирина: «Умирись с собой, и умирятся с тобой небо и земля». (То же самое мы могли бы посоветовать и шекспировскому Гамлету). Очень часто вспоминаем мы на уроках и слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся». Евангельской моралью стараемся мы поверять свои суждения на уроках. Хочется надеяться, что, попав в сложную жизненную ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый духовный опыт, пусть даже и приобретенный на литературном материале.

         Наши программные произведения дают такой материал в большом количестве. Так, например, в 8 классе, познакомив ребят с повестью А.С.Пушкина «Метель», учитель может повести серьезный и вдумчивый разговор о святости таинства брака.

         Семья, в которой воспитывалась Марья Гавриловна, отличалась той патриархальностью (т.е. стабильностью бытия, нравственностью), о которой мы сейчас лишь со вздохом вспоминаем. Родители, прожившие в дружбе и согласии долгий век, пытались и дочери привить то же благоговейное отношение к семейным обязанностям. На короткое время, повинуясь романтическому порыву, она становится той «блудной дочерью», которых так много знала наша литература. Спасла Машу метель, в образе которой нужно видеть символ: Промысел Божий удерживает человека от безнравственного поступка. Встреча героини с Бурминым, кажется, сулит героям счастье. Однако есть одно «но». Современным школьникам необходимо объяснить, что удерживает Бурмина от признания в любви. Герои воспитаны на христианской морали, и таинство брака, как бы нечаянно не совершившееся, свято для них. И это непреодолимое препятствие для следующего вступления в брак, ибо «что Бог сочетал, человек да не разлучит». (МФ. 19,6). Мы еще вернемся к этой проблеме, говоря о «Песне про купца Калашникова» Лермонтова.

         Уже в 7-8 классах на уроках-диспутах ребята ставятся перед необходимостью решать вопросы нравственного порядка. При изучении «Песни про купца Калашникова» Лермонтова – «Сильный или слабый человек Кирибеевич? - оттолкнувшись от слов Белинского «какая сильная, могучая натура…», семиклассники строят свое рассуждение, в чем истинная сила характера: в страстях, влекущих человека за собою в грех, или в духовной стойкости, побеждающей страстные порывы? При изучении повести «Тарас Бульба» Гоголя – «Прав ли Тарас, убивая своего сына?» - ответы можно услышать самые разные, но важно здесь то, что решая непростые для себя вопросы, ребята учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, опираясь на тот нравственный потенциал, который заложен в Евангелии.

         Как мы уже говорили, русская литература – это явление особого порядка, и только в ней мог появиться герой, который, обладая в избытке всеми материальными благами, все же сказал:

    - Ах, Создатель!
    Я молод, жизнь во мне крепка.
    Чего мне ждать? Тоска, тоска!

         Чего ждать от жизни? Зачем жить? – проблема по сути своей религиозная, но в современном литературоведении и, следовательно, в школьной практике, она осмысливается по-иному. Называются социальные, политические, житейско-бытовые причины появления «лишних людей». Тот набор банальных частных идей, которыми объясняют данное явление в школе, никак не может быть признан удовлетворительным. И проблема остается нерешенной.

         «Дар напрасный, дар случайный» - иначе не может решить эту проблему атеистический разум. Ибо если не создан я Творцом для вечности, а всего лишь случайно появился на свет в результате игры бездушных стихий, - для чего и жить мне?

         И ни активная общественная деятельность (вспомним Рудина, Базарова), ни научное мировоззрение (вспомним Бельтова, героя чеховского рассказа «Скучная история», выдающегося ученого) не дают удовлетворительного ответа на вопрос «для чего я живу?» Все подобные изыскания просто бессмысленны перед базаровским «лопухом»: «ну будет он (т.е. мужик) в белой избе жить, а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?»

         Цель и смысл жизни открываются лишь человеку, одухотворенному Высшим Началом, человеку, устремленному в вечность. Эта истина давно возвещена нам, но мы затыкаем уши, не желая слышать о ней еще раз. В том-то и смысл пророческого служения нашей литературы: напоминать нам постоянно, «что есть истина», помогать нам в ее постижении, в этом нелегком духовном делании, используя исторический и духовный опыт, накопленный нашими предшественниками; пробудить наше сознание к решению «вечных» проблем, предостеречь от неправильных путей.

         Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.

    Арутюнова Дарья Михайловна



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.