Все проблемы общества, о которых мы здесь говорим, безусловно решаемы благодаря внедрению православной культуры в общеобразовательные государственные и муниципальные школы. Необходимость введения этого предмета обусловлена и духовными проблемами современности, и снижением качества базового образования, и проблемами, связанными со снижением творческой культуры, языковой, деловой и т.д. Все эти проблемы - образовательные, т.к. передача культуры народа и является основной функцией школы. И нет ничего удивительного в том, что для педагогов, живущих и работающих в разных уголках России, стало совершенно очевидным, что в содержании отечественного образования необходима еще одна составляющая - курс, в рамках которого возможно изучение православной культуры. Хочется подчеркнуть именно народное происхождение этого нового направления и общероссийский размах его распространения. Педагоги Московской, Петербургской, Смоленской, Самарской и многих других областей, не сговариваясь, независимо друг от друга, стали разрабатывать курсы и искать пути их оптимального использования в школах. Возможно, это единственный случай в истории отечественного образования, когда министерству образования пришлось подтвердить уже состоявшийся факт рождения нового направления, когда уже целые регионы изучают православную культуру как учебный предмет, создают отделения и кафедры в вузах, организуют курсы подготовки учителей, издают пособия. К этой проблеме повернулись ученые, администраторы, учителя русского языка и литературы, истории, искусства, мировой художественной культуры. Нередки еще нападки на новое явление, некорректные высказывания воинствующих атеистов и проводников идей глобализма, попытки перевести образовательные проблемы в плоскость политико-конфессиональную. Однако факт остается фактом. Основы православной культуры состоялись как общенародное явление, как необходимая часть общероссийского образования, как культурологический курс, способствующий повышению качества базового образования, духовно-нравственному и физическому оздоровлению общества.
Государственное образование должно быть полноценным и постоянно стремиться к совершенствованию содержания и механизма передачи культуры. Знания в области православной культуры призваны дополнить, углубить, расширить светское базовое образование, значительно повысить его качество, обогатив воспитывающим содержанием.
Выход в свет первых учебных пособий сделал возможным преподавание основ православной культуры в массовых государственных, муниципальных светских школах. Противники православной культуры это прекрасно осознают и делают отчаянные попытки организовать в демократическом обществе гонение на православное вероучение, Русскую Православную Церковь, преследование граждан за религиозные убеждения и их распространение. Однако эти попытки, несмотря на поддержку некоторых СМИ, получают достойный отпор в российском обществе. Эти события обнаруживают и активизируют духовные силы народа, способность к единению и бескорыстному служению во славу Божию, во имя великой России, во имя будущего наших детей. Оказалось, что несмотря на активную пропаганду насилия, пошлости, лжи, российскому народу не свойственны равнодушие, предательство, трусость. Наш народ - не раб. Это народ мыслящий, с живой совестью и не пойдет на поводу у провокаторов. Представители разных национальностей и вероисповеданий, объединенные общей Родиной - Россией - делают свой выбор в пользу возрождения отечественной культуры, требуют возвращения народного образования к традиционным воспитывающим функциям, к традиционному содержанию, при этом признается и подчеркивается особая духовная и историческая роль Православной Церкви в культуре России.
Несколько слов об учебных пособиях. Мы наблюдаем сегодня, к сожалению, разрушительную тенденцию делать всю учебную литературу бездуховной, непатриотической, но только информативной. На первый учебник "Основы православной культуры" активно обрушились противники Православия и противники качественного образования вообще. Появление живого, воспитывающего, пробуждающего интерес к отечественной культуре учебника для них оказался неожиданностью. Хорошо понимая, что за новым образовательным направлением будущее, многие "деятели" стремятся заявить теперь о себе как о больших специалистах, потенциальных руководителях нового направления, добиться права влиять на его развитие и добиваются... Чего? Хотят заменить основы православной культуры атеистическим религиоведением. Это первое. Хотят лишить исторического естественного права Русской Православной Церкви на участие в разработке и развитии нового направления. Второе. И третье - сделать подходы в изучении предмета, впрочем, как и всех других, не воспитывающим, но бездуховным, чисто информативным. Этому напору надо противостоять, в том числе и учебниками.
На наш взгляд, учебники по православной культуре должны обязательно включать традиционно православное содержание и историко-культурологическое, опираться только на традиционную ортодоксальную трактовку всего учебного материала по этому курсу. Стиль изложения учебного материала должен быть светским, увлекательным, воспитывающим, формирующим мотивацию к изучению предмета, возбуждающим к самостоятельному анализу, творческой деятельности. Учебники должны быть хорошо иллюстрированы. В значительной степени тем же требованиям должны отвечать и другие учебники - по физике, математике, не говоря уже о литературе. Хочется высказать надежду, что наши талантливые педагоги, писатели, ученые постараются в самое ближайшее время эту проблему решить. Говоря о первом учебнике "Основы православной культуры", должна признаться, что я не ставила своей задачей создать какую-то всеохватывающую книгу. Православная культура настолько богата, огромна, что вряд ли вообще такая книга может быть. Даже все учебники для 10-11 лет обучения не смогут включить все, что содержится сейчас уже в мире, что известно, доступно и полезно. Мне хотелось сделать такую книгу, которая будет содержать самый необходимый минимум и сможет сориентировать школьника в области православной культуры, продемонстрирует укорененность Православия в русской культуре, будет воспитывать интерес к этой области и побуждать ребенка к поиску ответов на вопросы, связанные с традиционной русской культурой - духовной, эстетической, бытовой, деловой и т.д. Что же касается опасений, как бы не оказалось Православие в нашем обществе на уровне истории и культуры, то в самом начале учебника мы предупреждаем о том, какие вопросы входят в предмет "История религиозной культуры". Мы подчеркиваем, что это всего лишь историко-культурологический, светский курс.
|