ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№6 2005 г.         

Перейти в раздел [Образование]

Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия


31 мая 2005 года в Тюменском государственном нефтегазовом университете состоялось заседание Круглого стола «Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия как основы возрождения государства Российского и защиты самобытности».

В организации и проведении Круглого стола приняли участие представители Правительства Тюменской области, Тюменской Областной думы, Тобольско-Тюменской епархии, Главного управления внутренних дел Тюменской области, Комитета по культуре г. Тюмени, Управления по образованию администрации г. Тюмени, Тюменского госуниверситета, Тюменского государственного нефтегазового университета, ТОГИРРО, Тюменского областного детского общественного движения «Родник» и других общественных организаций, средств массовой информации.

Приводим ниже несколько выступлений.

Протоиерей сергий Швалев, благочинный тюменского округа:


Более одиннадцати веков назад христианские священники, братья Кирилл и Мефодий по Промыслу Божию, совершив величайший научный и духовный подвиг, создали письменность для славянских народов – кириллицу, которая стала письменностью и для русского народа.

Кириллица открыла нашим предкам путь к спасительным дарам Христовой веры. Первыми книгами, переведенными братьями на славянский язык, были Святое Евангелие и богослужебные книги, благодаря чему славяне получили возможность совершать богослужения на родном языке.

Весь славянский мир чтит память создателей славянской письменности, а Русская Православная Церковь прославила братьев Кирилла и Мефодия в лике святых и величает их в самом высоком звании святости – равноапостольными.

Русский язык и письменность – это бесценное достояние нашего народа. Год за годом, век за веком, бережно сохраняя и используя сокровищницу великого и могучего русского языка, многие поколения наших предков создавали русскую литературу, религиозную философию, словом, русскую культуру, которая своей самобытностью, уникальностью, богатством духовного и художественного содержания стоит особняком в мировой культуре, являя собой высшее проявление и достижение человеческого духа и гения.

Язык – живой и изменяющийся организм. Он живет в народе, с народом и каждая новая эпоха, изменяя жизнь народа, вносит изменения и в язык, обогащает его новыми словами, новым содержанием, новыми понятиями и точно отражает экономическое, политическое и духовно-нравственное состояние и здоровье общества.

Нам досталось от предков великое духовное наследие, великая литература и великая культура. Как мы распорядимся этим наследием? Сохраним, обогатим, приумножим или бездумно растратим, растлим и покорно принесем его в жертву безумным планам мировых глобалистов, поставивших целью превратить народы мира в покорную, серую и послушную человеческую массу, говорящую на одном языке?

Сегодня это далеко не праздные вопросы. Вопреки усилиям власти и здоровых сил общества, к сожалению, остановить и повернуть вспять негативные процессы не удается. Углубляется демографический кризис, продолжается истребление народа через алкогольный и наркотический террор, принятый закон об ограничении потребления пива, алкогольных напитков в общественных местах не работает, растет детское табакокурение и детский алкоголизм. Идет процесс сокращения школ и детских садов, вызывают большие сомнения и тревогу скоропалительные происходящие и грядущие реформы в народном образовании, народном здравоохранении. Началось разрушение библиотечной системы. Продолжает деградировать в своем духовно-нравственном содержании телевидение, и, как яркий показатель этого, передача «Кислород», прошедшая на канале «Регион-Тюмень» в канун Дня защитника Отечества.

Невозможно без чувства стыда, горечи и возмущения говорить о том, что сегодня происходит с нашим великим и прекрасным русским языком. Такой тяжкий грех, как сквернословие, стал обыденной нормой жизни людей. Похабщина, матерщина прописались в желтой прессе, на концертных подмостках, в современной литературе. У нас есть закон о государственном языке, есть органы и должностные лица, призванные его исполнять, но стоит только пройтись по Тюмени, посмотреть рекламу, вывески фирм, печатную продукцию, чтобы убедиться, как неполно он исполняется.

Бывая иногда на различных форумах и слушая разговоры людей, зачастую возникает ощущение, что ты попал в «зону». Ну а послушать нашу молодежь, задаешься вопросом: «А на каком языке они разговаривают?» - Только не на русском.

Я обозначил только некоторые проблемы, которые нам хотелось бы обсудить в ходе сегодняшнего Круглого стола. Для участия в его работе приглашены представители государственных органов, общественных организаций, ученые-лингвисты, студенты, специалисты образования, культуры, работники правоохранительных органов, представители духовенства Тюменского благочиния.

Олег Викторович Малинин, зам. начальника отдела кадров УВД Ленинского административного округа

Наиболее распространенными административными правонарушениями на сегодняшний день являются распитие спиртных напитков и появление людей в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах. Милиция в текущем году привлекла к административной ответственности за появление в общественном месте в нетрезвом состоянии 1090 человек. Очень много встречается пьяных молодых людей. Все вы бываете в общественных местах, идете с работы и видите, что в летних кафе сегодня проводит время одна молодежь. Естественно, выпившие молодые люди сквернословят, хулиганят. Часто пьяные люди становятся жертвами хулиганов, а раскрыть такие преступления сложно, поскольку потерпевший не может дать внятных объяснений.

Елена Вячеславна Бакланова, преподаватель Тюменского государственного института культуры


«Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Вы прекрасно помните эти слова Николая Заболоцкого. Так вот, к вопросу становления гармоничной личности хочется сказать несколько слов о влиянии ночных клубов на их посетителей.

Рассмотрим, каким образом это происходит.

Во-первых, нарушается гармония биоритмов человека – чередования часов отдыха и бодрствования.

Во-вторых, движение, создающее определенное эстетическое удовлетворение, присуще человеку – властителю своих внутренних сил и форм их телесного проявления. Рассматривая развитие танцев от первобытных священных (например, «танец морских волн» фиджийцев) до европейских фольклорных и классических танцев, мы замечаем, что занятия танцем требовали ритмически определенной упорядоченности, изучения и полного овладения целой системой телодвижений, основанных на каких-то определенных символических взаимоотношениях. Чем больше танец превращается в общественно-популярный, тем проще становятся его формы, и он превращается в средство развлечения.

На вопрос, заданный выдающемуся французскому балетмейстеру Морису Бежару, о его отношении к дискотекам, он ответил так: «Вибрация плотно колышущейся толпы никакого отношения к искусству, тем более к искусству танца, не имеет. Это опыт сексуального контакта первого уровня».

Можно лишь догадываться о том душевном состоянии, которое рождают у молодого человека спазматические движения дискотечных танцев. И этой духовной сущности никто не скрывает, так в Тюмени стал традиционным ежегодный фестиваль эротического танца – законное развращение молодежи.

Поскольку тайны пола непосредственно относятся к святая святых человека, к его духовному измерению, эта сфера издавна использовалась сатанистами и колдунами в своих целях. Не случайно в 1973 году в Нью-Йорке возникает феномен «диско», т.е. появляется организация, занимающаяся прокатом пластинок - «дискотека». Такая организация первоначально возникла в среде американских гомосексуалистов, так как музыканты отказывались выступать в таких клубах. В то время никто не мог посещать зал диско без того, чтобы не быть постоянным членом клуба пользователей. Ураган моды на ночные клубы 1977 года привел к тому, что число подобных заведений возросло от сотни до 18 тысяч. Ныне он докатился и до Сибири.

В основании этой музыкально-танцевальной культуры стоит пропитывающая мир философия утилитаризма, вещизма, потребительства, развращенности. Ее цель – дать возможность испытать в чистом виде низменные эмоции в атмосфере всеобщей терпимости и музыкального шабаша. На дискотеке каждый может без всякого стыда заявлять о своей двойственной сексуальности и практиковать ее без малейшего комплекса вины. Нечего удивляться, что мы слышим отовсюду, что «молодежь словно подменили», что она «очумела», «сорвалась с цепи». Дискотека диктует привычки, манеры, облик, одежду, прически, язык общения.

Сегодня мы имеем экологический и духовно-нравственный тупик, чреватый торжеством биоробота, или по определению Ф.М. Достоевского, «нечеловека», или по определению Г. Маркузе, «одномерного человека». Особо зримым становится обострение борьбы добра и зла во всех сферах жизни. Коснемся самой тонкой сферы культуры – музыки. Не секрет, что она может быть оружием совершенствования и оружием обольщения. Каким образом достигается ее влияние на человека? Техника заимствована из древних и современных тайных обществ и братств: ритм, частота чередования света и тени, нагромождение звуков – все направлено на разрушение человеческого существа, его насильственного перелицовывания, на слом механизма защиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев. Ритм приобретает наркотические свойства, например, кратный полутора или двум ударам в секунду, сопровождающийся давлением сверхнизких частот 15-30 Гц, он способен вызвать экстаз, танцевальный транс, зависимость, состояние динамической медитации, о которой молодые люди не догадываются, зная только о так называемой статической медитации.

Мы знаем о превалирующем значении музыкального ряда над движенческим. В настоящее время для оформления музыкального тона используется музыка стиля «хаус» (которая, кстати сказать, тоже появилась в английских клубах гомосексуалистов), или музыка стиля «драм-н-бейс», напоминающая африканский барабанный бой, заимствованная из чуждой псевдокультуры развращенных потомков Хама. Под воздействие музыки попадает способность к здравому суждению, она оказывается сильно притупленной или вообще нейтрализованной и открывается зеленый свет сдерживаемым эмоциям и страстям – ненависти, гневу, мстительности, блуду. При включенном в небольшом зале аппарате мощностью всего лишь в 100 ватт (а молодые люди знают, какой мощности аппаратура включается в клубах) музыка влияет на способность мыслить, анализировать, умение ориентироваться и принимать самостоятельные решения. Так, ученые, врачи проводили опыт и выяснили, что после десятиминутного прослушивания громкой музыки семиклассники забывают на некоторое время даже таблицу умножения. А на вопросы японского журналиста в залах Токио «как вас зовут, какой теперь год и где вы находитесь?» большинство из опрошенных на дискотеке не могли ответить.

По мнению западногерманского профессора Б. Рауха, такая музыка вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают часть запечатленной в мозгу информации, т.е. человек не просто забывает, он умственно деградирует.

Итак, технический арсенал ночного клуба направлен на то, чтобы играть на человеке как на музыкальном инструменте. Состояние, обозначенное на молодежном сленге как «колбаситься», может тотально изменить индивидуальные характеристики человека, так как оно влияет на двигательные, эмоциональные, интеллектуальные, половые центры, т.е. изменение касается всех сторон человеческой личности – физиологической, психологической, душевно-эмоциональной и духовной. Выдержать такую атаку, выстоять одному человеку нереально. Но есть упование на слова Господа нашего Иисуса Христа: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26).

И еще – «испорченность души есть причина болезни телесной, важно, чтобы душа была госпожой, а тело - слугой, а не наоборот», сказал Иоанн Златоуст. Разумеется, тут нужно молодому человеку развивать в себе терпение и контролировать себя каждую минуту.

Мирослав Юрьевич Бакулин, преподаватель Тюменской архитектурно-строительной академии


Хотелось бы сказать несколько слов о нашей языковой культуре, речевой практике. Матерщину сегодня называют мягко – ненормативная лексика, как будто существует некая «норма», позволяющая материться. Во всем этом надо видеть духовный смысл. Сказано в Писании: «От избытка сердца уста глаголют». Только человек начинает говорить, и сразу понятно, что у него лежит на сердце. Иной раз смотрим на миловидного человека, он кажется нам красивым, но только он заговорил, только мы услышали его пересыпанную ругательствами речь, сразу становится понятно, что внутри все прогнило. Напомню, что слово «матерщина» происходит от слова «мать» и в первую очередь матерщина – грех против Матери Божьей. Это не просто сквернословие, это хула на Божью Матерь, на Христа Спасителя. Матерщина – также оскорбление собственной матери. Может быть, если эти духовные корни матерщины молодежи показать, то они будут относиться к своей речи более трезво. Тем более что все это подтверждается простой церковной практикой.

На одном из приходов был замечательный старичок, который любил крепкое словцо ввернуть, говорил, что без этого никак не обойтись, что этот грех невелик, что он покается в нем перед смертью и все. Вот пришла к концу его жизнь, зовет он священника, чтобы исповедоваться. Священник заходит в дом, а уста у матершинника отнимаются – ничего не может сказать, давление поднимается, его всего трясет. Родные говорят: «Извините, батюшка, вот лучше ему станет, мы вас позовем». Через неделю батюшка приходит, снова то же самое, уста отнимаются. Так матершинник и умер без исповеди. Страшнее для христианина ничего быть не может.

А теперь об общих местах в речи, которые не менее страшны, нежели ругательства. Я для своих студентов придумал такую карточку, с помощью которой вполне можно общаться на их студенческо-марсианском языке. Карточка простая, состоит из нескольких слов, это общие места речи и слова-связки. Если такую карточку завести, то любому иностранцу, оказавшемуся в России, будет очень легко разговаривать с любым россиянином. Потому что это слова, которые не имеют никакого значения, но, тем не менее, употребляются всеми к месту и не к месту.

Вот первое выражение:

«Все нужно испытать»

А нужно ли все испытывать? Бессмысленная фраза, а употребляется постоянно. Апостол Павел определяет любовь: «любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде». Заповеди Божьи: «не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй». То есть не делай чего-то – Господь обращается к человеку охранительно. Так нужно ли все испытывать? Не нужно.

«Самое главное – здоровье»

Это одна из самых ужасных фраз, которую сейчас употребляют постоянно. Кто сказал, что самое главное – здоровье? Если посмотреть на историю мировой культуры, мы увидим, что Гомер не проклинал свою слепоту, а Бетховен – свою глухоту, для них болезнь была величайшим даром, потому что через болезнь душа человека очищается. Болезнь не проклятье, а огонь, благодаря которому душа становится совершенной. «Главное – здоровье». Так ли это? Представьте себе совершенно здорового человека типа Чикатило, члена КПСС, который расчленяет методично трупы женщин. Никто не признал его больным, ни психически, ни телесно. Но он духовно и душевно даже не болен, а мертв.

Четыре проклятья есть у человечества – это красота, богатство, власть и здоровье. Четыре приманки, на которые человек меняет свою бессмертную душу. И вот здоровье – один из таких кумиров, которым Господь заповедал нам не поклоняться и не служить.

У человека есть дух, душа и тело. Какого здоровья мы желаем – духовного, душевного или телесного? Люди часто не знают, что такое духовное здоровье. Человек может быть здоров духовно, но немощен телом, а может быть здоров телесно, но духовно хронически страдать.

«Зачем плодить нищету?»

Это знаменитая фраза, которая сегодня привела к тому, что у нас на семью приходится 1,2 ребенка. До революции нас было 150 млн. этнически русских, а сегодня всех россиян – 146 млн. Для сравнения - на трех крошечных островах Японии живет 129 млн. японцев. В Китае в начале века было 115 млн., теперь – 1млрд. 600млн. На каждого присутствующего здесь в зале приходится 105 китайцев. До революции в русской семье среднее количество детей было восемь человек. А что сегодня?

Вот вам пример из жизни. Все происходило во второй городской больнице. Молодую жену муж-бизнесмен хотел везти на Канары, а она была беременной. Она решила вызвать выкидыш. Доктора отказывались, но в конце концов, она уговорила их за большие деньги вызвать преждевременные роды. Стали делать операцию, а ребенок родился недоношенным, но вполне жизнеспособным. Врач-гинеколог сидит в ординаторской, размышляет, как ей уговорить женщину принять ребенка, понять, что Канары не дороже дитя. Вдруг открывается дверь и в ординаторскую заходит пожилая женщина с 12-летним кудрявым мальчиком. Женщина спрашивает врача: «Помните меня?». «Нет, не помню». «12 лет назад у меня муж упал с крыши и сломал позвоночник, у нас было четверо детей, я была беременной пятым. Я просила вас вызвать мне роды, а вы меня уговорили его родить. Знаете, у нас родился чудесный мальчик, он играет на скрипке, лауреат конкурсов, непонятно вообще, откуда у нас взялся такой талант». Врачу захотелось показать эту пару молодой женщине, показать, от какой радости она отказывается. Она выбегает в коридор, а там шум, суета. Оказалось, что та женщина пришла в себя после операции, нашла своего ребенка и утопила его в ведре, в воде, которой моют пол. Такое вот отношение к детям сегодня.

Еще выражение:

«У меня Бог в душе»

Его употребляют к месту и не к месту в разговоре об отношениях человека с Богом. Этим оправдывают нежелание ходить в храм Божий и вообще так называемое «нецерковное христианство». Разберемся. Вот, я люблю свою жену, и любовь к жене у меня тоже в душе? Значит ли это, что мы можем жить раздельно: пусть она живет в Чите, а я буду жить в Караганде? Любовь к маме у нас в душе? Да. Может, при этом совсем не обязательно с мамой общаться. Зачем тогда к ней в гости ходить, говорить «мама, я тебя люблю»? Зачем ходить в церковь к Богу? Не надо ходить в церковь, у меня Бог в душе. А кто вам его в душу-то засунул? Сомнительная фраза.

«А кому сейчас легко?»

Все говорят, что мы живем в страшные времена. Между тем, у нас самая лучшая экология в мире, мы едим чистые продукты, у нас до сих пор еще осталось лучшее образование в мире, у нас одна из самых великих культур, если не сидеть и не плакать, а работать. Тем не менее, все как заклинание произносят: «Все плохо!». Например, встречаю своего коллегу-профессора фразой: «Здравствуйте, надеюсь, у вас все хорошо». Он отвечает: «Все хорошо бывает только у идиотов». Я спрашиваю: «Зачем вы профессор, доктор наук, такой умный, если вы несчастливы? К чему все те знания, которые вы преподаете студентам, если они не приносят вам никакого счастья?». Кому сейчас легко? Христианину, он знает о промысле Божием о себе и о каждом, он все свои надежды и чаяния возложил на милостивого Бога, Который так любит человека, что Сам стал Человеком, и ради нас был распят и воскрес.

Последняя фраза –

«А что делать?»

Знаменитый вопрос, на который есть такой же знаменитый ответ В.В.Розанова, который ответил: «Только больной на голову юноша может задавать вопрос: «Что делать?» Что делать? Летом собирать малину, а зимой пить с ней чай». Понятно, что надо делать в каждый момент своей жизни – служить Богу и ближнему.

«Как бы»

И еще рассмотрим весьма употребительные слова-связки – выражения «как бы», «просто», «типа того, что» и «ни о чем». Особенно остановлюсь на выражении «как бы», которое теперь звучит повсюду. Оно появилось у нас вместе с либерализмом, когда человек говорит очень мягко, толерантно, стараясь не обидеть своего собеседника. Он всегда в конце фразы спрашивает: «Да?», т.е. действительно так? Он страшится что-либо утверждать, говорить о чем-то уверенно. А вот в Священном Писании эту фразу впервые употребляет дьявол. Он обращается в раю к Еве и говорит: «Вкусите и будете как (бы) боги» (Быт. 3,5), т.е. не будете богами по существу, а как бы боги. Это «как бы» – языковое лукавство сатаны. Вслушайтесь: «Я тебя как бы люблю», т.е. не люблю, а испытываю нечто, возможно, похожее на чувство любви, но по существо не люблю. «Девушка, вы замужем?» - «Как бы замужем, а что?» Интересно, а можно быть «как бы беременной» или «как бы мертвой». Одна студентка объясняла мне свое отсутствие на лекции: «Я поехала на как бы похороны». Я говорю: «Как это – «как бы похороны?» «Да у нас, дедушка как бы умер». Я спрашиваю: «Как это –«как бы умер»? Живого что ли в землю закопали?». Или такой перл был на экзамене по философии – студент говорит: «Это - как бы реальность». Я спрашиваю: «Реальность или «как бы»?». «Как бы реальность».

«Просто»

«Просто» - вороватое слово, объясняющее, что человек сделал что-то не нарочно, не желая того. Делал, не думая, что произойдет в итоге. Образ речи, показывающий полную безответственность. Ничего не бывает на свете «просто» - то есть случайно. Христианин в ответе за все свои мысли, слова и поступки.

«Типа того, что»

«Типа того, что» - подобие выражения «как бы». «Типа того, что я тебя люблю» или «Типа того, что я знаю» - на самом деле и не люблю, и не знаю.

«Ни о чем»

Еще у современной молодежи любимое словечко «ни о чем». Оно заменяет популярное английское выражение «for fun». «Как сходил в кино? – For fun». Или по-русски: «Я вот ходил в кино, фильм ни о чем». «Значит, не было никакого содержания, смысла? Не было ни изображения, ни звука?» «Были, но они – ни о чем». «Так ты ничего не видел и не слышал?» «Видел, все равно – ни о чем. Не охота думать».

Или другой диалог: «Я встречалась с молодым человеком. – Как он? – Чувак ни о чем».

Каждый раз, как мы общаемся, неплохо было бы вдумываться, О ЧЕМ мы говорим и КАК. Дело даже не в том мате вульгарном, грубом, а в том, как речь построена, как студент отвечает на экзамене. Сейчас реформа высшего образования ведет к тому, что студент перестанет общаться с преподавателем, живым человеком, а будет тестироваться компьютером. Студент перестанет говорить с преподавателем глаза в глаза, а ведь это именно тот момент, когда из студента создается культурный, интеллигентный человек. Вот он трясется перед экзаменом, но на самом экзамене открывает в себе супервозможности, заново выводит формулы, на открытые которых ученые потратили столетия. Фантастические способности открывает студент в себе, когда он сосредоточен. Если бы вся Россия жила так, как студенты во время сессии, то давно бы наступил коммунизм.

Как было бы прекрасно, если бы в нашей речи возникли фильтры для выражений «типа того, что», «как бы», «ни о чем», тогда мы хоть на миллиметрик приблизились бы к тому замечательному русскому языку, который завораживает своей красотой. Вот всего месяц назад я общался с москвичами, которым за 80, я сидел и просто слушал эту музыку – как звучит русская речь, как вкусно, сладко, а ведь это просто сидели пожилые люди на кухне, готовили постную трапезу. Как красиво они говорили между собой, как много было здесь слов, которые мы знаем, но которые выпали из нашего обихода, какое духовное пространство, это непередаваемо.

Надо нам из нашего языкового тупика выходить. Думаю, с помощью Божьей, с помощью великого и могучего церковно-славянского языка мы сможем приблизимся к той глубине русского разговорного языка, который ныне стал не так велик и могуч. Сила из языка уходит, бессилен становится язык, нет в нем силы Духа Божия, если говорящий не наполнен любовью к слушающему и не умеет слушать сам. Тот подвиг, который совершили для русской словесности святые Кирилл и Мефодий, неоценим. Мы должны им поклониться и помолиться, чтобы наши дети говорили чище, лучше, чем мы.

Дмитрий Николаевич Майоров, преподаватель Тюменского Духовного училища

Наш Круглый стол проводится по результатам недавно прошедших Кирило-Мефодиевских чтений, на которых поднималась проблема сохранения русского языка, борьбы за чистоту речи. Очень важно, чтобы человек имел внутри себя рамки, за которые он не должен переступать. Речь, конечно, идет о нравственности и о внутреннем законе человека. Каким образом мы можем судить молодежь, осуждать детей, когда граница добра и зла в глазах молодых людей становится все более условной. Ведь если «Бога нет – то все можно». Эта мысль из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского, наверное, известна всем присутствующим.

Мы сейчас говорим о сохранении языковых культурных традиций. Почему верующий православный христианин не позволит себе матерщину? Потому что у верующего человека язык – это орган, который позволяет обращаться к Богу. Апостол Иаков говорит: «Не может из одного источника течь соленая и сладкая вода». Не можете одними устами благословлять и проклинать Господа. Когда ребенку объясняешь, почему нельзя материться, приводишь обычно такой довод: «Как можешь ты обращаться к Богу после того, как ты матерился? Ведь у тебя освящены уста. В Таинстве миропомазания помазуют глаза, чтобы не смотреть на всякую мерзость, уши помазаны, чтобы ты не слушал всякую клевету, уста помазаны, чтобы ты принимал Святейшее Тело и Кровь Господа, чтобы ты благословлял Бога, благодарил Его, говорил полезное. Как же ты можешь материться?»

Сегодня говорилось о том, что человек должен беречь свое тело. Но как удержать подростка, молодого человека, когда вся массовая культура говорит: «попробуй, это интересно, это надо, это современно». Быть девственником – это не модно, да и смешно в кругу сверстников. А в Священном Писании сказано, что тело – это храм Божий. Дух Святой не может прибывать в теле, порабощенном греху.

Мы говорили о том, что сейчас распространено пьянство. Молодого человека, идущего с пивом, сейчас можно встретить где угодно. На каждом ларьке написан закон, что нельзя продавать пиво детям до 18 лет. Но вот недавно прошел последний звонок – видели ли вы на улицах трезвых выпускников? Человек, который изучает православную культуру и читает Священное Писание, найдет в нем такие слова: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд». Но где мы найдем таких целомудренных личностей, которые не попробовали греха мира? Дело в том, что традиционные религиозные ценности позволяют не только удерживаться от греха, но и подниматься после падения. Вот пример преподобной Марии Египетской, которая смогла подняться до вершин святости с самой глубины греха. Она в 13 лет ушла из дома и до 30 лет вела блудный образ жизни. Но потом, в результате святой подвижнической жизни она во время молитвы поднималась на локоть от земли в воздух, ходила пешком по реке Иордан. Или 1 апреля по церковному стилю празднуется память св. Пелагеи, она подобно Марии Египетской также восстала из глубины греха. Так что религиозная культура помогает подниматься после грехопадений и удерживать от греха не только себя, но и других.

Различными примерами на уроках "Основ православной культуры" можно человеку привить нравственные ценности. Можно привить человеку такие аксиологические нормы, которые позволили бы ему не совершать греха и воздерживаться от него, а также подниматься после падения. Ведь молодое поколение гибнет, не имея ценностных ориентиров, не зная, где свет, а где тьма, а взрослые, к сожалению, сейчас этого не объясняют, а только запутывают молодежь. Как тут человеку удержаться от греха? Существует законодательный путь – путь запретов, но вы знаете, что этот способ не работает. Таким образом, введение "Основ православной культуры" в общеобразовательные российские школы помогло бы решить проблему глубокого нравственного кризиса в российском обществе.

Решения Круглого стола

Просить Тюменскую Областную думу:

1. Обратиться с законодательной инициативой о внесении изменений в Закон РФ «О рекламе», Закон РФ «О средствах массовой информации» о запрете рекламы алкогольных напитков, включая пиво, в Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» - о несении ответственности за распитие спиртных напитков в общественных местах.

2. Обратиться с законодательной инициативой о внесении дополнений в действующий Закон РФ «О рекламе» и Закон РФ «О средствах массовой информации» об ответственности за распространение в рекламе и всех средствах массовой информации элементов порнографии, нецензурных выражений и намеков на них, которые звучат в теле-, радио-передачах, а также скрытую рекламу табако-курения, пьянства и всех видов разврата.

3. Обратиться с законодательной инициативой о разработке форм и методов привлечения к административной ответственности за трансляцию радиопередач в общественном транспорте и превышение пределов звука, вредных для психики человека, в жилых помещениях. Разработать механизм по привлечению к ответственности владельцев транспортных средств за нарушение правил перевозки пассажиров в общественном транспорте и жильцов, нарушающих правила пользования жилыми помещениями.

4. Обратиться с законодательной инициативой о приведении Закона РФ «Об образовании» в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части получения бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального образования.

Просить Правительство Тюменской области:

1. Обратиться к Правительству РФ с просьбой о принятии норм правового акта, определяющего порядок проведения экспертизы (социальной, психологической, педагогической, санитарной) настольных компьютерных и иных игр, игрушек, детских концертов, представлений, шоу в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка и защиты его от негативных воздействий в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона РФ «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ».

2. Не закрывать малокомплектные школы.

Просить администрацию г. Тюмени:

1. При выдаче лицензии на перевозку пассажиров включать требование о недопустимости трансляций передач радио- и магнитофонных записей в общественном транспорте, снабдить салоны пассажирского автотранспорта инструкциями по применению нового законодательства при пассажирских перевозках.

2. Не располагать игровые автоматы в местах, доступных для массовых посещений (магазины, остановочные комплексы, культурные учреждения, учебные заведения, детские сады). Выдачу разрешений на установление игровых автоматов в целях сохранения психического здоровья граждан согласовывать с органами здравоохранения, образования и с учетом мнения жителей.

3. Просить Тюменский городской Совет по топонимике администрации г. Тюмени, регистрирующие органы контролировать названия создаваемых юридических лиц в соответствии с Законом РФ «О языках народов Российской Федерации».

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.