ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№2 2004 г.         

Из выступления Министра образования Россиии Владимира Михайловича Филиппова на XXI Рождественских чтениях

Ваше Святейшество, уважаемые участники Рождественских чтений! Ставшие традиционными Рождественские чтения не только для педагогической общественности, а во многом и для всего российского общества в целом стали связующим звеном между государством и Церковью. Рождественские чтения побудили российское общество заново осмыслить основополагающую роль образования не только в обучении, но и в духовном развитии личности, в просвещении новых поколений, в формировании у них нравственных устоев, правильного понимания своего жизненного предназначения. Тем самым наш форум несомненно оказывает благотворное влияние на деятельность государственных органов власти и управления. Рождественские чтения вносят весомый вклад в то, чтобы в российском обществе стали реальностью приоритеты образования и воспитания. В этом учебном году тех, кто учится, и тех, кто учит, работает в системе образования, 40 миллионов 386 тысяч человек. Хочу сегодня от имени Министерства образования, от лица миллионов учителей, педагогов поблагодарить всех вас, многолетних сподвижников Рождественских чтений.

Сегодня с полным основанием можно сделать вывод о том, что Рождественские чтения стали и для всех нас школой, где мы приобщаемся к тысячелетнему опыту Православия, православной культуры, когда переосмысляем для себя высшие ценности человеческого бытия – те ценности, которые и должны быть в основании системы образования, венчать ее в качестве главных целей.

Периоды упадка или расцвета духовной жизни общества всегда были связаны с возрастанием или умалением роли воспитания в государстве, ведь воспитывать – значит определять судьбу нации. Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд ее безотрадным, если педагоги будут передавать ее ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».

Но и государство, и Церковь осознают сегодня, что задачи духовно-нравственного воспитания должны пронизывать и подчинять себе не только образовательную систему, поэтому Министерство образования внесло в Правительство России предложение, которое было поддержано заместителем председателя Правительства Галиной Николаевной Кореловой о необходимости разработки теперь уже не ведомственной, а общегосударственной, национальной программы воспитания детей и молодежи. И мы рассчитываем, Ваше Святейшество, на Вашу поддержку и считаем разработку национальной программы воспитания детей и молодежи важнейшей задачей для будущего наших детей и молодежи, для будущего России в целом. Для решения задач воспитания мы, педагоги, прежде всего должны ясно понимать и помнить, каковы же цели, методы и средства воспитания.

В русской педагогике цель воспитания всегда определялась однозначно. Как учит известный педагог, подвижник Глинской пустыни Порфирий, богатые средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется для служения государству и обществу. Прямая цель воспитания, как он писал, - научить воспитуемого не только знать неизменные в веках нравственные нормы, но исполнять их постоянно в своей жизни. Как часто мы говорим о поиске новых форм и методов воспитания и в этих поисках смотрим в сторону других народов, других стран, как будто и правда, что не было пророков в своем Отечестве. А вот слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Воспитание создано самим народом и основано на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов». Основой русской педагогики всегда было воспитание на примере христианских идеалов. О нравственном влиянии на людей этих идеалов Федор Михайлович Достоевский писал: «Идеалы русского народа сильны и святы. Они-то и спасли его в века мучений, они срослись с его душой и наградили ее навеки честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом». Исторические идеалы русского народа – это Александр Невский и преподобный Сергий Радонежский, Тихон Задонский и Амвросий Оптинский. Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси во вступительном слове уже отметил, какую роль в формировании личности человека издревле играла на Руси житийная литература. Чтение житий считалось непременной обязанностью каждого человека. Жития раскрывали высшие нравственные идеалы, расширяли кругозор, помогали понять окружающий мир, взаимодействие между людьми, вводили в атмосферу подвижнического духа, учили различать истинность и ложность, добро и зло. И в новых стандартах по школьной литературе мы сохранили не только все основные произведения русской классики – новые стандарты взамен количественного подхода к большему числу произведений, к обучению путем зубрежки дают больше возможности для реализации истинной воспитательной цели школьных уроков русской литературы. В новой школьной программе больше времени для факультативных занятий по выбору ученика и в этой связи есть большая возможность для изучения и житийной литературы. Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский в своем исследовании значения преподобного Сергия для русского народа и государства выдвинул краеугольное положение для русской истории о том, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Ключевский показал, что есть имена, которые выступили за границу времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что из исторического деятеля превратилось в народную идею, а само дело из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений путеводителями, и люди целые века благоговейно почитают их память и стараются следовать их примеру. Так и сейчас наши учебники должны раскрывать примеры жизни великих русских героев, описывать их доблести и силу духа. Министерством образования принято решение о пересмотре всех учебников по истории и получившее в последние месяцы общественный резонанс решение о лишении некоторых учебников грифа рекомендованных и допущенных в российскую школу. Мы планируем для обеспечения новых стандартов школьного образования на конкурсной основе совместно с Российской академией образования и Российской академией наук подготовить и отобрать лучшие учебные книги. Уверен, что в этих книгах теперь уже не будет места псевдолиберализму, направленному на искажение фактов российской истории. Важно, чтобы вся учебно-педагогическая литература по истории, литературе, да и по естественным знаниям основывалась на духовно-нравственных принципах отечественной педагогики. Это также должно стать важнейшим критерием их оценки для дальнейшего отбора и направления в образовательные учреждения.

Пример жизни лучших людей нашей Родины развивает в учениках представление об идеальных образах людей, на которых они хотели бы быть похожими. Так формируется устойчивая система нравственных идеалов и принципов, которые становятся постоянно действующим нравственным побудителем, определяющим все последующее поведение человека. Говоря о нравственных идеалах, мы должны помнить слова великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Современная педагогика выросла исключительно на православной почве». Недаром министр народного просвещения Александр Семенович Рыжков в своем известном труде «Рассуждения о любви к Отечеству» еще в 1824 году писал: «Народ российский всегда был крепок языком и верой. Язык делал его единомысленным, вера – единодушным».

Определяющая роль в воспитании достойного гражданина принадлежит семье. Обыкновенно первые начатки воспитания дети получают в недрах семейства. «По свойству родителей раскрываются в детях добрые и худые стороны. Родители служат для них первым примером. Оттого-то общественное воспитание не всегда достигает своей цели. В обществе больше всего проявляется то, что уже было подготовлено в детстве. Если дети с молоком матери будут напитаны христианскими правилами, одушевлены добром, то они принесут и своему семейству, и обществу в целом плод благородного и самоотверженного служения». Так писал Глинский подвижник Порфирий в своей статье о воспитании детей. И действительно, мы - общество, семья – должны помнить, что первые 5-6 лет – это самые важные годы и большей частью решающие на всю последующую жизнь. Мы иногда больше говорим о школе, о высшем учебном заведении и забываем эти первые, определяющие годы жизни человека.

Но, очевидно, одна из самых главных задач сегодня – это задача духовно-нравственного воспитания самих учителей. Ведь самая прочная основа для жизни общества и государства определяется деятельностью учителя. Учительство – один из труднейших видов служения своему Отечеству, своему народу. Учителю поручена великая миссия. Но чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах, иначе деятельность его будет бесплодна. Не случайно святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Или не учи, или нравами учи, ведь устные наставления неподтвержденными примерами сами по себе безжизненны и не доходят до сердца». Дети скорей чувствуют подлинный образ мыслей своих наставников и родителей, чем изучают преподаваемые ими правила жизни. Учитель – центральное звено в системе образования и воспитания. Учитель связует память поколений. Министерство образования совместно с Российской академией образования разработало в прошлом году программу обновления российского педагогического образования. Уже с 1 сентября этого года будут внесены существенные изменения в подготовку учителей в педагогических высших учебных заведениях. Нам надо восстанавливать требования отечественной педагогики к облику учителя, да и других работников сферы просвещения, работающих с молодежью, и очень внимательно и ответственно готовить учителя к педагогическому труду.

Учитель должен понимать, что в деле воспитания мелочей нет. "Одежда еще в глубокой древности считалась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека. Строгая одежда формирует чистоту нравов и легкомысленные костюмы приводят наоборот к легкомыслию и страстям тех, кто их носит», - писал в 1837г.граф Сергей Уваров. Не следует и нам оставлять без внимания то, в какой одежде наши ученики и учителя приходят в учебное заведение.

По закону вопросы о введении школьной формы находятся в компетенции общеобразовательных учебных заведений. Чтобы избежать сейчас безнравственного соревнования среди учащихся в одежде, родительским комитетам, да и общественности в целом, надо своевременно рассматривать и решать вопросы о возвращении школьной формы.

В детском молодом возрасте неизбежны игры. Но в воспитании по традиции отечественной педагогики всегда избирались такие игры, которые, укрепляя силы учеников, вместе с тем возвышали бы и их нравственные чувства. К сожалению, наше телевидение, всевозможные телешоу в большой мере настраивают молодежь на легкую добычу в жизни, на удачу без тяжелого труда.

В этом году Министерством образования была поддержана инициатива историко-патриотического общества Александра Невского об учреждении за вклад в духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи стипендий имени педагога-нравоучителя схиархимандрита Иоанна (Маслова), труды которого признаны Федеральным экспертным советом Министерства образования учебными пособиями для всех общеобразовательных школ Российской Федерации по духовно-нравственному воспитанию.

Министерством образования Российской Федерации разработана и постановлением Правительства принята как государственная программа патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, направленная на создание системы патриотического «и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, к своему народу и готовности к его защите».

Министерство последние два года особое внимание уделяло формированию у школьников патриотического отношения к национальным символам России – гербу, флагу, гимну. С большим интересом проходят уроки изучения истории российского флага, смысла символа герба, слов и музыки гимна. В некоторых регионах, школах гимн торжественно исполняется ежедневно.

Мы стремимся к тому, чтобы вместе с Русской Православной Церковью кардинально повысить воспитательный потенциал нашего общества в целом. Верю, что в 2004 году мы сумеем значительно усилить взаимодействие Церкви и государственных органов управления образованием. В декабре, незадолго до Рождественских чтений, в Правительстве России обсуждались конкретные шаги, направленные на укрепление правовой базы деятельности Церкви в образовательной сфере. Предложения на этот счет, разработанные нами в сотрудничестве с представителями Московского Патриархата Русской Православной Церкви, получили поддержку и одобрение. На их основе будут разработаны новые нормативно-правовые акты, закрепляющие возможность сотрудничества школы, российской системы образования в целом и Русской Православной Церкви. Поэтому, Ваше Святейшество, мы рассчитываем на принципиально новые возможности развития нашего сотрудничества. Во всяком случае, мы должны продолжать активно линию на практическую реализацию доступности предмета «Основы православной культуры» для российских школьников, несмотря на организационные преграды некоторых чиновников. Более того, мы должны теперь уже совместно продумывать, как в школе опираться на основы православной культуры не только с познавательной точки зрения, но и с позиции доведения до учителей и учащихся истинных православных ценностей воспитания человека и общества.

В заключение хочу отметить, что всегда важно знать, чем определяется результат нашей работы. По словам основателя земских и приходских школ Константина Дмитриевича Победоносцева, результаты образования определяются тем, какова душа и нравственные качества учеников. И нам нельзя сводить оценку школы, высших учебных заведений, техникумов только к оценке результатов обучения. Сейчас мы со всей непреложностью убеждаемся в том, что там, где новые социально-экономические, государственно-политические идеи и институты удается основать на фундаменте наших российских традиций, там дело обновления решительно идет вперед, находит понимание и поддержку у огромного большинства наших соотечественников. Именно этот принцип положен и в основу современной модернизации российского образования. Конечно, наша система образования может и должна впитывать лучшие мировые достижения, но ее нравственной и творческой основой остаются и должны быть лучшие отечественные традиции, прежде всего, то историческое наследие, которое создано и развивается при ведущей роли Русской Православной Церкви.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.