|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ:
"Прилагайте к себе воспитание души" Пребывая в Тюменском Духовном училище, Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский, обратился к ученикам и абитуриентам ТДУ. Мы думаем, что эта отеческая беседа будет полезна всем, кто собирается связать свою жизнь со служением Церкви и Отечеству. Дорогие братья! Я рад встрече с вами. Сейчас самый разгар лета, тепло, красиво, все цветет, все радует глаз. Вы сами видите - вокруг цветы. Но как бы нас это ни радовало, мы знаем - приходит черед всему: изменится погода и некоторые цветы сменятся плодами, добрыми зачатками будущих цветов. В Священном Писании говорится о человеческой жизни, "как трава дни его, яко цвет сельный, так отцветает" (Пс.102,15). Сейчас мы слушали с вами житие мученицы Марины. Там говорилось, что она была "во цвете своего возраста". И вот, языческий правитель захотел ее отнять от христианства и увлечь в грехи идолопоклонства. Прельщая ее, предлагал все земные блага. Но она ему мудро ответила: "Все это - земное и посему подвержено разрушению, а я душу свою готовлю для вечной жизни!" Видите, какая у нее была вера! Вера от знания, от духовного познания Бога, то есть знания мира высшего, цельного, духовного. И вот всем нам предстоит в течение жизни, проходя периоды, подобные жизни цветка, получать знания о Творце и Его творении, чтобы правильно вписаться в эту жизнь, исполнить то предопределение Божие, которое дано каждому человеку. Церковь христианская, в отличие от других мировых конфессий, претерпела столько мученичества, но она все равно прекрасна и все время восполняется силой благодати Божией. Чтобы это воспринять и понять, нужно познать опыт нашей Церкви, опыт наших предков, которые жили традициями Православной веры, которые открывают ведение о Боге, мудрость жизни, правильное отношение к миру, к человеку. Если человек не будет стремиться к знанию, он тщетно проживет - "как трава отцветет" - и не будет того результата. Как пустоцвет: отцвел и завял. Если рано зацветет, как ранние яблоки, то быстро погибнет, не набравшись сил. Все эти аллегории - в народной мудрости, они к тому, чтобы человек в своей жизни познавал опыт предыдущих поколений, набирался знаний, набирался сил души. В духовное учебное заведение приходят подростки. Вместе с возрастанием тела, нужно, чтобы шло и возрастание интеллекта, разума, души. Это труд очень упорный, самоотверженный. Тем, кто учатся в Духовных школах, тем, кто собирается поступить сюда, хочется пожелать, чтобы в начале этого пути в вашей памяти и сознании было понимание, что вам предстоит подрасти и возрасти в знаниях. Духовные школы предполагают также определенные правила жизни, или как говорят "внутренний устав", о котором мы, как педагоги, говорим, что он воспитывает человека. Сегодня за трапезой мы напитались телом, чтобы
оно подрастало, а чтение было для того, чтобы вы вос-питались еще. Напитались за столом пищей и вос-питались (т.е. свыше напитались) духом. Человек ходит по земле, и если хочет подняться на высоту, то он восходит на гору. Так вот, в традиции Духовных школ - когда мы питаемся, мы еще и воспитываемся через чтение. Поэтому хочется, чтобы те из вас, кому Господь судит здесь учиться, смогли бы и напитать свое тело и воспитать свою душу тем духовным чтением, которое вы слышите.
Воспитание будет действенно тогда, когда вы, живя вместе в одной дружной семье духовного учебного заведения, будете помогать друг другу. Сюда входит и исполнение распорядка, чтобы была собранность, организованность, правильность, аккуратность. Все это - предпосылки очень серьезной работы над собой и предпосылки успеха в образовании. А образование не значит простое наполнение себя интеллектуальной информацией, знаниями, это значит образование себя грамотным, разумным, правильным человеком. В Церкви даже такое выносится понимание: образовать себя человек может только тогда, когда устремляет себя к Первообразу, к Богу. От Бога мы запечатлеваем в себе этот образ, получаем образ-ование. Хотелось бы, чтобы и учащиеся, и вступающие на этот путь с таким глубоким размышлением подходили к себе, к своему возрасту, к тому предназначению, которое возлагает на них этот возраст: насыщать себя, то есть правильно формировать себя в развитии тела, и насыщать себя знаниями, опытом, правильно формировать свою душу. Надо вложить себе твердое, убежденное понимание, что каждый день жизни, он важен и ценен для человека, ибо он неповторим. Нужно и потрудиться, и восполнить свои силы. Если день-другой себя не покормить, наступит истощение, особенно в период подрастания. Даже с медицинской точки зрения нужно 4-хразовое питание, достаточно калорийное, поскольку организм растет. А если не будет духовной подпитки, то не будет правильного вос-питания, и как результат - неправильное развитие человека. Старайтесь каждый день беречь: вместе с питанием прилагайте к себе вос-питание, включая и распорядок школы, и отношение друг к другу, чтение Священного Писания и житий святых, а также программного чтения во время учебного года. В этом человек познает опыт поколений, использует интеллектуальный и духовный багаж всего человечества. Сейчас отдыхайте, набирайтесь сил, но внутренне себя готовьте к подвигу познания наук, к подвигу своего формирования, воспитания, возрастания, чтобы не было легкомысленного отношения к жизни, ко времени. Это отношение сейчас усиленно насаждается, от чего во многом страдает молодежь: от непонимания смысла жизни, от неправильной организации своей жизни, от потери доброты. Готовьтесь к этому подвигу, я молитвенно желаю вам помощи Божией. С рассуждением, размышлением готовьте себя к началу учебного года. Пусть этот год не пройдет для вас напрасно. Храни вас Господь. | |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |