Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • В противостоянии либерала и фанатика всегда выигрывает фанатик (интервью с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным)

  • о. Александр Ельчанинов. Из писем к молодежи

  • 1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании

  • Деревенский рай под покровом храма

  • Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии

  • Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия

  • Абитуриенту на заметку

  • Религиозное образование за рубежом

  • Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики

  • Будущая Россия сидит сегодня за партами. На вопросы отвечают протоиерей Аркадий Шатов и протоиерей Артемий Владимиров

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • «Мужчина и Женщина - по-разному устроенные организмы»

  • «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса

  • Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир

  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Что делать с нашими детьми?

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Учение и труды земные

  • Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей

  • Свящ. Алексий Сысоев, директор Православной классической гимназии “Радонеж”. Смысл и значение православной школы

  • Специфика православной педагогики

  • Духовное образование и духовное воспитание

  • Размышления о школе и детях

  • Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института. О развитии теологического образования

  • Абитуриенту на заметку

  • Воспитание у школьников бережного отношения к природе и обществу на уроках естествознания. Д.Н. Майоров

  • Уроки нравственного богословия. Из беседы преподавателей вузов г. Тюмени с преподавателем Московской Духовной академии, архимандритом Платоном (Игумновым)

  • Сообщение иерея Вячеслава Горшкова об открытии специальности "Религиоведение" в Тюменском нефтегазовом университете

  • Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова

  • Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область

  • Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара

  • Из выступления Министра образования Россиии Владимира Михайловича Филиппова на XXI Рождественских чтениях

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19)

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений

  • Н.Д. Зотов-Матвеев.Образование и духовность

  • Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания»

  • Почему я выбрала теологию

  • О новой специальности - теология

  • Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири)

  • Теологическое образование в России (история и современность)

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ

  • Вера и нравственность:православные традиции и современность. Н.Д.Никандров, президент российской академии образования

  • Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина

  • Задачи православного образования. Архимандрит Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации

  • Нужна ли школьникам православная культура?

  • Учение святителя Григория Богослова о пастырстве

  • Разговор об атеизме. Митрополит Сурожский Антоний

  • Святые об образовании

  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о воспитании детей

  • Мы хотим помочь процессу воспитания

  • Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов"

  • Изучение основ Православия в современной школе

  • Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир"

  • Иван Ильин - русский учитель

  • А.С.Пушкин о народном воспитании

  • Экзамены в Тобольской Духовной Семинарии

  • Обращение к абитуриентам Тобольской Духовной семинарии.

  • Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

  • Музыкальное воспитание в духовной школе

  • Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе

  • Патриарх о реформе духовного образования

  • Церковь и государственное образование

  • О преподавании общественных дисциплин в школе

  • Много поваров для одного супа

  • Docendo discimus

  • Сильнее Бога нет. Интервью с наместником Свято-Троицкого монастыря, ректором Тюменского Духовного училища, игуменом Тихоном (Бобовым)

  • Уроки милосердия. Из жизни одного святого

  • Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования

  • Пятнадцатиднев

  • Липовка

  • Жатвы много, а делателей мало...

  • Письма о воспитании наследника русского престола (1859 г.)

  • Участники совещания ректоров отвечают на нашу анкету

  • совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень.

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на VIII Международных рождественских образовательных чтениях в год празднования Двухтысячелетия Рождества Христова.

  • О сквернословии...

  • Святые о воспитании детей

  • Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий.

  • Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области

  • Педагогическое наследие св. Феофана Затворника

  • Обращение Тюменского Духовного училища.

  • Обращение к родителям

  • О проблемах образования.

  • Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания.

  • Мысли о религиозном воспитании детей

  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.

  • Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии.

  • Доклад Владыки Димитрия

  • Дни славянской письменности

  • Диакон Дмитрий Лин.

  • Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи

  • Праославные гимназии

  • Восьмые Рождественские образовательные чтения

  • Вера и знания

  • Валеология - курс на рифы

  • Безсовестный бес.

  • Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души"

  • Уроки милосердия. Из жизни одного святого

         Однажды ночью некий 16-летний юноша увидел во время сна весьма прекрасную девушку, красиво одетую, с масличным венком на голове. Когда он проснулся после её прикосновения, то увидел, что она стоит перед ним вовсе не во сне, а наяву. Юноша спросил её:
    - Кто ты такая и как осмелилась войти ко мне?

         Девушка же, улыбаясь и смотря на него светлым взглядом, сказала кротко:
    - Я - старшая дочь Великого Царя и первая среди дочерей Его.

         Услышав это, юноша поклонился ей. Она же продолжила:
    - Если ты сделаешь меня своей подругой, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать и представлю тебя пред Лице Его, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я. Я свела Его с неба на землю и побудила облечься в плоть человеческую для спасения людей.
    После этих слов она стала невидима. Удивившись сему видению, юноша сказал сам себе:
    - Поистине в образе девицы явилось ко мне милосердие. Об этом свидетельствует и вид её и слова.

         Из слов же её юноша заключил, что желающему обрести милость у Бога должно быть самому милосердным и подавать милостыню.2 Звали этого юношу Иоанном; люди впоследствии прозвали его милостивым за необычайное милосердие, а Церковь прославила его в лике святых, поставив в пример для подражания всем верным своим чадам. А поучиться действительно есть чему. Родился святой во 2-ой половине VI века. Прейдя в возраст, женился и имел детей, но недолго, ибо они в скором времени умерли. Промысл Божий поставил его на патриарший престол Александрийской Церкви. Примечательно, что став патриархом, святой Иоанн первым делом вызвал к себе церковных экономов3 и дал им такое поручение:
    - Обойдите весь город и перепишите всех господ моих. Когда экономы спросили: "Кто эти господа?", он ответил: "Это нищие и убогие, которые помогут мне в достижении спасения".

         Экономы выполнили поручение своего архипастыря и переписали всех немощных и нуждающихся, которых нашли на улицах, в больницах или убогих домах. Всего их было 7,5 тысяч человек. Каждому патриарх повелел выдавать все нужное для ежедневного пропитания. И до конца жизни своей он постоянно раздавал практически все свои и церковные деньги. Но что интересно, у него всегда было что давать, ибо Господь посылал ему все требуемое для раздачи. Например, в 618 году, во время нашествия персов на Египет, множество народу собралось в Александрию, следствием чего был сильный голод. Св. Иоанн, милосердствуя о голодающих, истратил все церковное имущество и даже остался должен. И в то время как он начал нуждаться, прибыло два корабля из Сицилии с большим количеством пшеницы.

         На церковное имущество он смотрел именно не как на свое, но как на Божие, которое требуется только передать по назначению - бедным, а в лице их и самому Богу. Такой взгляд на имущество и его употребление исходит из Евангелия, через которое сам Бог говорит, что в конце мира на Страшном Суде он помилует тех, которые сами миловали ближних своих, так как в лице их Он принимал оказываемые благодеяния Себе. “Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим и накормили? или жаждущим и напоили? когда мы видели Тебя странником и приняли? или нагим и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”. (Мф. 25, 35-40). Эти евангельские слова не требуют особых комментариев, хотя, впрочем, заметим, что здесь должно разуметь не только вещественную милостыню, но и милостыню невещественную, духовную. Эта милостыня заключается в том, чтобы миловать ближних своих сокровенно в душе своей, охраняясь от осуждения их и прощая наносимые нам от них обиды и оскорбления.

         В житии св. Иоанна мы находим такие случаи, когда он прощает наносимые ему обиды и оскорбления и старается не осуждать никого. “Не будем поспешны в осуждении, - поучает он своих учеников, - мы видим грех согрешающего человека, покаяния же его, в тайне им соделываемого, не видим”.4 Подавал святой невещественную милостыню еще и тем, что не воздавал злом за зло, а за зло воздавал добром. Одного гостинника, оскорбившего его племянника, он наказал так, что удивилась вся Александрия. Св. Иоанн освободил его от церковной подати и предоставил жить свободно.

         И много других дел милосердия оказывал этот святой, показывая яркий пример всесторонней заботы об удовлетворении потребностей человеческих во всех сферах их жизни: и духовной, и материальной, и социальной, и бытовой.

         В настоящее время благотворительность снова возвращается в наше общество, которое осознало духовную и социальную значимость её и ищет разнообразные возможности ее проявления. Церковь с глубоким удовлетворением воспринимает этот факт современной общественной жизни. В рамках благотворительности Церковь стремится также участвовать в решении и тех социальных проблем, которые были порождены в нашем обществе падением нравственности. Для Церкви, как и для государства, в настоящее время особенно важно решить проблему возвращения каждого человека к нормальному образу жизни, оказав тем самым благодеяние не только телу, но и душе его.

         Решая эту проблему, Церковь призывала и призывает каждого человека к милосердию. И в первую очередь Она призывает каждого оказать милость ... самому себе, ибо только после оказания такого рода милосердия можно оказать милость и другим. Что значит оказать милость себе и как это сделать?

         Милость проистекает из любви и, значит, чтобы оказать милость себе, надо полюбить себя. “Но неужели мы себя не любим? - возмущается человеческое естество. - Что за вздор?! Уж кого-кого, а себя-то мы любим!”.

         Однако, давайте прислушаемся к голосу святых Православной Церкви, которые, как это мы видели на примере св. Иоанна, в совершенстве исполняли заповедь милосердия. “Должно сказать, - слышим мы голос одного из них, - что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе”.5 Эти слова святого в высшей степени справедливы. Если каждый посмотрит внутрь себя и вокруг себя, то воочию убедится, что при постоянном желании себе добра человек постоянно делает себе одно только зло: разрушает свое физическое, психическое и духовное здоровье наркотическими веществами, беспорядочными удовольствиями, вредными привычками, блудом, гневом, раздражительностью, сребролюбием, завистью, ленью и прочими бесчисленными страстями их же несть числа (Пс. 103, 25).

         Причина такой разрушительной деятельности, относительно себя и ближних своих, заключается в том, что настоящую, правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий падшего естества. Стремясь удовлетворить эти пожелания, мы губим себя и тех, кто вокруг нас, хотя думаем, что благодетельствуем. Поэтому прежде чем начать благодетельствовать другим, мы должны сначала облагодетельствовать себя, оказав милость себе через рассматривание себя и освобождения себя от нищеты, от болезней, от темницы греховной покаянием.6 Нужно, чтобы сердце наше исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности.

         Только в таком случае мы сможем оказать истинное милосердие к себе, исцелив прежние согрешения исповеданием их, напитав свою голодную душу Словом Божиим, напоив ее ощущениями, исходящими от Духа Святаго, одеяв ее добрыми делами и введши в дом благочестия и добродетели.7

         Оказав такое благодеяние себе, мы сможем оказать подобное благодеяние и ближним своим, заботясь об истинной их душевной и телесной пользе. Примером такой истинной деятельности милосердия может послужить нам жизнь святого Иоанна Милостивого8 и жизнь многих других святых Восточной Православной Церкви.9

    1. Масличный венок - символ милосердия.
    2. Четьи-Минеи. Ноябрь, 12-е число.
    3. Экономы заведовали церковным хозяйством.
    4. Четьи-Минеи. 12 ноября, с. 301.
    5 .Св. Игнатий Брянчанинов. Творения. Т.4 Поуч. 2-е. В нед. 25-ю. М., 1993. С. 262.
    6. Там же, с.43.
    7. Там же, с.43.
    8. Память его совершается 12/25 ноября.
    9. Таких как, например, св. Иоанн Златоуст (13/26 ноября), равноапостольный князь Владимир (15/28 июля), св. Иоанн Кронштадский (20/2 декабря-января), св. вел. кн. Елизавета (5/18 июня) и других.

    В.Н.Коржевский, преподаватель ТДС



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.