|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Уроки милосердия.
Из жизни одного святого
Однажды ночью некий 16-летний юноша увидел во время сна весьма прекрасную девушку, красиво одетую, с масличным венком на голове. Когда он проснулся после её прикосновения, то увидел, что она стоит перед ним вовсе не во сне, а наяву. Юноша спросил её:
Девушка же, улыбаясь и смотря на него светлым взглядом, сказала кротко:
Услышав это, юноша поклонился ей. Она же продолжила:
Из слов же её юноша заключил, что желающему обрести милость у Бога должно быть самому милосердным и подавать милостыню.2 Звали этого юношу Иоанном; люди впоследствии прозвали его милостивым за необычайное милосердие, а Церковь прославила его в лике святых, поставив в пример для подражания всем верным своим чадам. А поучиться действительно есть чему.
Родился святой во 2-ой половине VI века. Прейдя в возраст, женился и имел детей, но недолго, ибо они в скором времени умерли. Промысл Божий поставил его на патриарший престол Александрийской Церкви. Примечательно, что став патриархом, святой Иоанн первым делом вызвал к себе церковных экономов3 и дал им такое поручение:
Экономы выполнили поручение своего архипастыря и переписали всех немощных и нуждающихся, которых нашли на улицах, в больницах или убогих домах. Всего их было 7,5 тысяч человек. Каждому патриарх повелел выдавать все нужное для ежедневного пропитания. И до конца жизни своей он постоянно раздавал практически все свои и церковные деньги. Но что интересно, у него всегда было что давать, ибо Господь посылал ему все требуемое для раздачи. Например, в 618 году, во время нашествия персов на Египет, множество народу собралось в Александрию, следствием чего был сильный голод. Св. Иоанн, милосердствуя о голодающих, истратил все церковное имущество и даже остался должен. И в то время как он начал нуждаться, прибыло два корабля из Сицилии с большим количеством пшеницы. На церковное имущество он смотрел именно не как на свое, но как на Божие, которое требуется только передать по назначению - бедным, а в лице их и самому Богу. Такой взгляд на имущество и его употребление исходит из Евангелия, через которое сам Бог говорит, что в конце мира на Страшном Суде он помилует тех, которые сами миловали ближних своих, так как в лице их Он принимал оказываемые благодеяния Себе. “Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим и накормили? или жаждущим и напоили? когда мы видели Тебя странником и приняли? или нагим и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”. (Мф. 25, 35-40). Эти евангельские слова не требуют особых комментариев, хотя, впрочем, заметим, что здесь должно разуметь не только вещественную милостыню, но и милостыню невещественную, духовную. Эта милостыня заключается в том, чтобы миловать ближних своих сокровенно в душе своей, охраняясь от осуждения их и прощая наносимые нам от них обиды и оскорбления. В житии св. Иоанна мы находим такие случаи, когда он прощает наносимые ему обиды и оскорбления и старается не осуждать никого. “Не будем поспешны в осуждении, - поучает он своих учеников, - мы видим грех согрешающего человека, покаяния же его, в тайне им соделываемого, не видим”.4 Подавал святой невещественную милостыню еще и тем, что не воздавал злом за зло, а за зло воздавал добром. Одного гостинника, оскорбившего его племянника, он наказал так, что удивилась вся Александрия. Св. Иоанн освободил его от церковной подати и предоставил жить свободно. И много других дел милосердия оказывал этот святой, показывая яркий пример всесторонней заботы об удовлетворении потребностей человеческих во всех сферах их жизни: и духовной, и материальной, и социальной, и бытовой. В настоящее время благотворительность снова возвращается в наше общество, которое осознало духовную и социальную значимость её и ищет разнообразные возможности ее проявления. Церковь с глубоким удовлетворением воспринимает этот факт современной общественной жизни. В рамках благотворительности Церковь стремится также участвовать в решении и тех социальных проблем, которые были порождены в нашем обществе падением нравственности. Для Церкви, как и для государства, в настоящее время особенно важно решить проблему возвращения каждого человека к нормальному образу жизни, оказав тем самым благодеяние не только телу, но и душе его. Решая эту проблему, Церковь призывала и призывает каждого человека к милосердию. И в первую очередь Она призывает каждого оказать милость ... самому себе, ибо только после оказания такого рода милосердия можно оказать милость и другим. Что значит оказать милость себе и как это сделать? Милость проистекает из любви и, значит, чтобы оказать милость себе, надо полюбить себя. “Но неужели мы себя не любим? - возмущается человеческое естество. - Что за вздор?! Уж кого-кого, а себя-то мы любим!”. Однако, давайте прислушаемся к голосу святых Православной Церкви, которые, как это мы видели на примере св. Иоанна, в совершенстве исполняли заповедь милосердия. “Должно сказать, - слышим мы голос одного из них, - что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе”.5 Эти слова святого в высшей степени справедливы. Если каждый посмотрит внутрь себя и вокруг себя, то воочию убедится, что при постоянном желании себе добра человек постоянно делает себе одно только зло: разрушает свое физическое, психическое и духовное здоровье наркотическими веществами, беспорядочными удовольствиями, вредными привычками, блудом, гневом, раздражительностью, сребролюбием, завистью, ленью и прочими бесчисленными страстями их же несть числа (Пс. 103, 25). Причина такой разрушительной деятельности, относительно себя и ближних своих, заключается в том, что настоящую, правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий падшего естества. Стремясь удовлетворить эти пожелания, мы губим себя и тех, кто вокруг нас, хотя думаем, что благодетельствуем. Поэтому прежде чем начать благодетельствовать другим, мы должны сначала облагодетельствовать себя, оказав милость себе через рассматривание себя и освобождения себя от нищеты, от болезней, от темницы греховной покаянием.6 Нужно, чтобы сердце наше исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Только в таком случае мы сможем оказать истинное милосердие к себе, исцелив прежние согрешения исповеданием их, напитав свою голодную душу Словом Божиим, напоив ее ощущениями, исходящими от Духа Святаго, одеяв ее добрыми делами и введши в дом благочестия и добродетели.7 Оказав такое благодеяние себе, мы сможем оказать подобное благодеяние и ближним своим, заботясь об истинной их душевной и телесной пользе. Примером такой истинной деятельности милосердия может послужить нам жизнь святого Иоанна Милостивого8 и жизнь многих других святых Восточной Православной Церкви.9
1. Масличный венок - символ милосердия. | |||||||||||||