|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Иеромонах Серафим (Роуз) "Православное воспитание и окружающий мир" Серафим Роуз (1934—1982) — подвижник благочестия, видный духовный публицист, автор книг “Православие и религия будущего”, “Душа после смерти” и др. Мирское имя Юджин (Евгений), при постриге в малую схиму наречен Серафимом. Строитель православного монастыря в память преподобного Германа Аляскинского в Платине (Калифорния, США). Всякого, кто взглянет на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни — все резко изменилось, стало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются, как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания. Возможно, это случается не во всех семьях и не все время, но случается это достаточно часто для того, чтобы стать правилом современного воспитания детей, и даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать. Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребенка. Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель из XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку,— почти на любой аспект нашей современной культуры,— подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью. В наши дни, если мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу — и в религии (это легко разглядеть в распространенных уродующих душу культах, требующих подчинения самозваному “святому”), и в мирской жизни сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения, вкусы. Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь. Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира?.. Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения (а большинство современных школ позорно проваливается и в этом), его научат многим неправильным точкам зрения и идеям. Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование. Родители должны следить, чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в общественном образовании. Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами — и всему этому давать христианскую оценку. В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник антихристианских идей и оценок. Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. А как только у ребенка сформировалась неправильная позиция, задача его христианского воспитания становится трудной вдвойне. Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство, наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом мире — это в различных формах обучение безбожию. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться. Увы, когда наблюдаешь за жизнью православных семей в сегодняшнем мире и за тем, как они передают свое Православие, создается впечатление, что эту битву с миром куда чаще проигрывают, чем выигрывают... И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию, можно использовать в интересах православного воспитания. Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма “рока”, современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам Оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений. Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути. Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы, и тем более порнографии. Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за “учителями” века сего. Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Эта опасная и роковая вещь — лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают больше возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда вы это замечаете, вам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавал нам яркий пример. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям. В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая в России почти всегда имеет определенное религиозное, христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой. Именно поэтому в нашей битве против духа мира сего мы должны использовать лучшее, что предлагает мир, чтобы пойти дальше. Все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие. | |||||||||||||