Я хочу выказать глубочайшее уважение к школе как особому роду духовного производства - воспроизводства твердо найденных, значимых мотивов и форм, образующих русло человеческой деятельности и условия усовершенствования человека. Но то, что уважают и ценят, за тем и смотрят, с того время от времени и спрашивают.
Школа интересна и сама по себе, как смысловое единство, как произведение культуры народа в данную эпоху. Она может быть уподоблена художественному произведению и формально - как гармония составляющих ее дисциплин и практик, и содержательно - как обладание некоей миссией, одушевляющий труд. Миссия школы - выражение некоего избыточного содержания - вклада в общее дело сохранения и усовершенствования облика человека и общества.
Это избыточное пожелание-призыв носит провидческий характер, он не вытекает из совокупности результатов учебно-воспитательного процесса. Как ни странно, но именно в этом элементе обычно осуществляется убедительность школы, ее способность побеждать, выходя из все-гда существующих трудно решаемых педагогических проблем.
Миссия духовной православной школы - дать представление о своих возможностях и нишу для иного типа человека и иного образа жизни человека. Миссия православной школы - строго-реалистическое свидетельство как раз о том, что в обыденной жизни отодвигается на второй план, как несбыточная мечта. Сила этого свидетельства не только в воспоминании великих событий и деяний веры во всем человечестве и в истории нашей родины. Сила этого свидетельства также - и в обнаружении реалий духовного мировидения в творческом методе школы. Так постепенно выявляется из хаоса относительных истин, безраздельно господствующих в современной школе, бытие абсолютных величин и логики абсолютного. “Время всякой вещи”, - утверждает Священное Писание (Ек. 3:17). Школа обнаруживает в действительности наличие абсолютного места и размера всякой искомой вещи.
А эти неизмеряемые параметры обусловливают вместе с некоторыми другими данными смысловую структуру вещи; составляется замысел к понимающему восприятию вещи. Вещь открывает себя, распадаясь на составляющие смысловые планы и необходимые их взаимосвязи. Освоение их, движение ученика в этих данных становится вместе с опорой на традицию основой становления особой педагогической культуры - школы понимания. По своему строю и значению эта школа противостоит принятому повсеместно поисковому, становящемуся творческому движению бесконечно возбуждающихся импульсов, расширяющихся потоков информации при осознаваемой невозможности сведения их к истине целого.
Школа понимания - способ наглядного локального самоутверждения истины вещи или явления - носит устойчивый воспитывающий характер. Это воспитание знанием, - и это испытание серьезности и ответственности учащегося и учащего. Они вместе “предстоят” реальной, “умной”, т.е. исполненной назидающей силы, действительности в историческом прошлом - или в претворенном образе, открывающемся на их глазах при их творческом усилии. Это, можно сказать, научение делом. Оно отлично от того мерцающего перечня подходов к различным проблемам, которыми изнуряют ученика вероятностные методы преподавания.
Духовная, православная школа знает и защищает человека в его задании целостности освященной, преображенной жизни. Она глубоко ценит человека. Православная школа не признает тот образ человека, который создается повсеместно: образ человека - напряженного искателя мгновенного успеха в земной жизни, способного поймать и исполнить весь джентльменский набор наслаждений и затем исчезнуть в небытии. Этот культ, культура самоугодия умаляет человека, упраздняя его внутренний живительный стержень. Человек бесцельно и жестоко борется за свое место под солнцем, теряя свое сокровище: он не видит в соседе своем ближнего, свою радость. И красноречиво-цинично выступает лозунг: “Объявляется война скуке” - это мучительное давление на совесть растерявшегося человека.
Православная школа не соблазняется ослепительными призывами к немедленному, безоглядному прыжку в пучину наслаждений. “Будет поздно!” - говорит реклама. Да, земная жизнь человека коротка, но она не есть полноценная жизнь. Это - период мудрого и осмотрительного приуготовления к Большой жизни будущего века. Жизнь будущего века не отдалена бесконечно, как мечта. Ее реалии символически заданы в условиях нашей земной жизни. Это жизнетворные, руко-водящие совесть Заповеди Божии, творчески отобразившие Евангелие, обычаи и порядки церковной жизни. В школе это сказывается в особенном служении слову.
Слово встречается школой при первом движении речи. Оно вводится в условия, при которых должно многообразно учиться истинствовать, слушать и слышать совесть и, более того, в особом месте, лоне молчания заново производить речевой процесс, доводя слово до состояния устойчивости - равновесного удовлетворения требованиям внутреннего контекста (мудрости) и только затем канонам внешнего речеведения. Эта намеченная культура молчания хорошо показывает заботу о хранении в человеке внутренней тишины и духовной осмотрительности, чтобы удержать стояние в вере как основного условия правильного сознания себя и правильного плодотворного действия в этом мире. В дальнейшем этот опыт стояния в вере усовершит человека так, что все будет служить ему на пользу. Богатство такого человека в том, что он видит себя наследником всего: “Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос или Кифа или мир или жизнь, или смерть или настоящее, или будущее, - все ваше. Вы же Христовы, а Христос - Божий” (1 Кор 3:21). Но о таковом наследии у св. ап. Павла говорится, что обладающий им “покуда усовершится, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего”.
Тут надо упомянуть о важнейшем воспитательном “мотиве” школы - науке смирения. Дви-жение к смирению есть движение от первой дарованной мудрости детства к благоприобретенной мудрости, бывающей от борьбы с самоугодием и приятие жизненных обстоятельств как Божественное попечение о жизни. В целом формируется представление о том, что всякое реальное соприкосновение с действительностью дается лишь по прохождении искуса, одержании нравственной победы. Так обеспечивается, открывается путь к личному счастью через открытие ближнего, открытие себя. Как резко это самоутверждение отличается от проповедуемой ныне воли к первенству, к безоглядной борьбе за место в жизни!
Надо сказать, что несмотря на высоту наших требований к развитию личности, слабую осознанность в современной школе этой воспитательной традиции (имеется в виду хранение и утверждение внутреннего человека - Еф. 3:16), меньших задач мы ставить не можем. Ведь в Таинствах Св. Крещения и Св. Миропомазания мы получаем нового, исключительного по своим свойствам человека, полностью очищенного от греха как зависимости, снабженного глубокими духовными дарованиями, имеющего силу и желание творить добрые дела.
В этом-то делании и хранении уникальной новообразованной человеческой природы, претворении природы индивида в личность, духовно и верно овладевающей жизнью, осуществляется миссия православной школы. Миссия эта направлена в современное наше общество как свидетельство о непрерывно совершающемся возделывании мира и человека Христовой Церковью, утешительное признание Христовой победы.
Свящ. Алексий СЫСОЕВ, директор Православной классической гимназии “Радонеж”
|