|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Безсовестный бес. Речь пойдет о русском языке, об одной единственной приставке "без-бес-". Чем больше я занимаюсь русской грамматикой и правописанием, тем более уверяюсь в том, что большевистская рефор-ма в области языка была проведена только из-за этой приставки. Поясню. В мире идет борьба добра со злом. Зло олицетворяет врат нашего спасения - диавол, попросту говоря, бес. Нечистую си-лу словом на букву "ч" в России не называли. Это сейчас все фильмы, все передачи слово это буквально заляпывает. Но вернемся к приставке. Слово, означающее беса, не было приставкой - "бес-", оно писалось совсем иначе, с ятем и буквой ер (твердый знак). Этим слово было в прямом заклеймлено. Бhсъ. Ять своим крестиком и твердый знак означали врага рода человеческого. В рево-люции зло победило, а победив, стало иско-ренять себя из народного сознания, будто его и нет. Тут-то и понадобилась реформа. Приду-мали, что "ер" съедает много бумаги, а "ять" тяжело для употребления. Оставляем сейчас в стороне путаницу написания таких слов как осел - осел. Где тут осел и где тут кто-то осhл? Или мел - мел. Где тут мhл, которым пишут и где тут подметание - мёл? Долгие годы проiли при новом написа-нии слов, вроде и привыкли. Но давайте не будем бес-памятны, хотя стали без-памятны. Приставка же была "без-". Не было же бес-призорников, были без-призорники. А бес-призорники - это красные дьяволята. По словарю Даля в сравнении с совре-менными словарями и нынешними нормами написания проследим нравственное значе-ние и смысл нового написания. Постараемся не быть бес-подобными, писалось же без-по-добные. Бес-совестный, это что? Бhсь с со-вестью? Да откуда, помилуйте у него со-весть? Писалось: бессовестный. Бессмысленный,- тут он четко внушает, что живет со смыслом, а не безсмысленно. Так-же бессловесный, надо без-словесный. Бес-правный. надо без-правный. Бесполезный, надо безполезный. Какой же бhсъ полез-ный? Много ли мы слов вспомнили с этой при-ставкой, а уже в подсознание вошло, что бhсь и полезный, и со смыслом, и с совес-тью. А дальне? Дальше: беспутный, то есть путный, путёвый, бесприютный. А как же, особенно в языке нашел приют. А вот из об-ласти религии: бесприходный, то есть, полу-чается, имеющий приход, в смысле и челове-ческом - приход, и в денежном - приход-расход. Беспоповщина - это вообще за гранью понимания. Конечно, надо писать - безпоповщина. Как и писали. Бессозна-тельный. Конечно, кто ею сознательней? Было бы и надо: безсознательный. А вот шедевр: бессолнечный. Бес, конечно, семей-ный. Бес, конечно, сильный. А из нас кто-то и бессемейный и бессильный. Надо писать: бессемейный, безсильный. Получается, по новому написанию, что бес покойный, а на-до безпокойный. Он-то покойный, как же, он - бес сознательный. А русское слово - беэсознательный . Правда, Бог шельму метит, надо оставить написание таких слов как: бессребренник, бесхвостый, бессмертный, беспредельный, бескорыстный. Вопрос с приставкой - вопрос не русско-го языка, а русской жизни. Заклейменный крестом великой буквы ять,
бhсъ увековечен в большевистском гимне "Вставай, проклять-ем заклейменный",- это о нем. В одном из рассказов Василия Белова уполномоченный по делам коллективизации Бессонов распи-сывается первыми тремя буквами фамилии. Таких Бессоновых хватает и поныне. Разве случайно демократы, захватившие власть и без конца клеймящие большевиков, вовсе не хотят отказываться от большевистского на-следия. А ведь язык - это главное богатство нации. Не золото, не нефть, не курс доллара определяют нравственное состояние общества, а именно язык. Пока же в языке влия-ние бесов без-предельно. И надо этому поло-жить предел. Иначе, уверен, нечистота и зараженность бесовщиной русского языка, а, значит, и русской жизни будет продол-жаться.
Совершенно ясная и безспорная позиция православных по вопросу приставок "без- бес-", может быть, трудна для неверующих. Тогда пpoшy выслушать еще и такие доводы: как уже сказано, "ять" трудна для заучива-ния ее употребления, читаешь воспоминания о гимназических дореволюционных време-нах, там латинские вокабулы, латинское и греческое экстемпорале, славянская ять - главные грамматические мучители учащихся. И хотя сердце верит, что "ять" вернется в русский язык, умом хоть как-то понимаешь большевиков - бывших гимназистов. Что же касается "без- бес-", тут явный безбожный умысел. Ять в различных диалектных говорах произносилась по-разному: где как "и", где как "я", но слова с приставкой без- были (все!) совершенно безспорны. Приставка эта означает отсутствие чего-либо, например: на-пример, без-силие, отсутствие силы. По ново-му написанию - бессилие. Полностью изменённый смысл. Творцы реформы уверяли, что проводят ее для упрощения написания, чтобы грамматика русского языка стала до-ступнее для изучения языка, чтобы покон-чить с неграмотностью. Но в случае с при-ставкой "без-бес-" грамматику как раз усложнили. Появились правила написания приставки перед гласными и согласными, пе-ред согласными твердыми и мягкими. Еще надо было запомнить; какие буквы следуют за этим согласными. Попечение - безпопeчительный, безпечный. Так ведь? Приказали писать - беспечный, то есть беспопечительный. Также перевернут смысл слова без-страстие - отсутствие страстей, непобеждаемость страстями, пишется бесстрастие. Пол-ная дикость со словом беспамятный (не отправляюиий памяти святым, по Церковно-ставянскому словарю), пишется беспамят-ный. Безпорядок - неурядица, неразбериха, пишетсяя: беспорядок. Все это очень безсовестно. Интересно, что малограмотные люди, ощущающие смысл произносимых слов, как раз не делают оши-бок в написании этой приставки. "Стали мы бескровны",- пишут в письме беженцы с северного Кавказа. Именно так: бескровны, то есть лишенные жилища, крыши, крова. А теперь пишут грамотные: бескровный, это что? Бледный обескровленный? Именно для простоты и ясности употреб-ления слов с приставкой "без-" нужно вер-нуться к прежнему написанию. Владимир Крупин. | |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |