|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Учение святителя Григория Богослова о пастырстве
Григорий Богослов Важность пастырского служения для самого служения Церкви Христовой видна из Божественного примера нашего Пастыря, начальника Господа Иисуса Христа, имеющего Священство вечное (Евр. 8 и 9 главы). В Священном Писании Нового Завета целые главы посвящены этому священному служению и научению пастырей Церкви своим обязанностям: 10 главы Евангелия от Матфея и Иоанна и целых три пастырских послания апостола Павла дают неиссякаемый источник научения, вразумления, утешения и обличения на все будущие времена священнослужителям Божьего алтаря. Святоотеческие творения по этому вопросу также весьма многочисленны. И в этом ряду - знаменитые "Шесть слов о священстве" святого Ионна Златоуста, святого Амвросия Медиоланского "Об обязанностях священнослужителей", блаженного Иеронима "О жизни клириков", труды святого папы Григория Двоеслова, преподобного Ефрема Сирина и многих других. В этом ряду достойное место занимает так называемое 42-е, или защитительное слово свт. Григория Богослова, в котором пастыри Церкви и по сей день найдут много душеполезного для себя и для своей паствы. 1. Повод к написанию защитительного слова святителя Григория В приложении к 1 тому "Настольной книги священнослужителя" написано следующее: "Святого Григория Богослова слово 3-е, в котором Григорий оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера, и потом возвращается оттуда; также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"1 Архимандрит Киприан (Керн) уточняет обстоятельства написания: "... принудительно рукоположенный своим отцом св. Григорий Богослов удалился в пустыню, устрашившись всякого звания священника"2 Как же мыслит святитель Григорий о пастырстве, что так страшится сего священного служения? 2. Высочайшая трудность пастырского служения "Все познается в сравнении", - гласит известная пословица, поэтому, указав на причину своего удаления, св. Григорий показывает разность пастырства Божественного в сравнении с пастырством бессловесных овец и пишет, что пастуху достаточно найти обильные луга, водопой, отогнать волков и укрыть стадо во время бури, "но править человеком, самым хитрым и изменчивым животным, ... есть искусство из искусств, наука из наук".3 В сравнении же с врачебным искусством пастырство духовное проявляется еще ярче. "Врачующий тело принимает во внимание место, случай, возраст, время года ..., дает лекарства, предписывает образ жизни... употребляет прижигания, резание... Хотя все сие оказывается очень трудным и тяжелым, однако же не столько, как наблюдать и врачевать нравы, страсти, поведение, свободное произволение,... исторгать что приросло нам зверского и дикого, а на месте сего вводить и укоренять все, что есть кроткого и благородного, установлять надлежащие отношения между душой и телом...".4 Святитель Григорий указывает, что добродетель укореняется нелегко и легко забывается, но порок распространяется быстро и надолго. Больной телесно покорен врачу, но больной душевными грехами восстает против Христова пастыря: "... наша брань - со врагом, внутрь нас воюющим и противоборствующим, который оружием против нас употребляя нас же самих (что всего ужаснее!), предает духовной смерти"5 3. Пастырские средства врачевания Прежде всего, имея такие трудноизлечимые душевные страстные недуги в пастве, пастырь должен врачевать прежде всех себя, но гораздо важнее быть в состоянии искусно врачевать, очищать других, чтобы от сего была польза и тем и другим.6 И если врач телесный видит разные болезни, разные средства лечения, учитывает различие больных, то у врача духовного не меньше усилия в различении духовного врачевства. "Ибо неодинаковы понятия и стремления у мужчины и женщины, у старости и юности, у нищеты и богатства, у веселого и печального, у богатого и здорового, у начальников и подчиненных, у мудрых и невежд, у робких и смелых, у гневных и кротких, у стоящих твердо и падающих..."7. У пастыря Христова в руках нет скальпеля и других хирургических инструментов, его главное оружие - слово и личный пример, Таинства Церкви и молитва за пасомых, но умение пользоваться этими средствами требует немалой мудрости, опыта и осторожности: "Одних назидает слово, другие исправляются примером. Для иных нужен бич, а для других узда... Для одних полезна похвала, для других - укоризна, но и то, и другое - вовремя, напротив того, без времени и без основания они вредят. Одних исправляет увещевание, других выговор и последний при всенародном обличении, или его тайном вразумлении... Невозможно всего изобразить словами и обнять мыслию,... чтобы вкратце был виден весь ход врачевания ... по закону прямого и справедливого пастырства, которое было бы достойно Истинного нашего Пастыря"8 4. Что необходимо пастырю при раздаянии Божьего слова. Искусство проповеди Научение вероучительным истинам - одна из трех сторон пастырской деятельности (учительская, тайнодейственная, душепопечительская). "Предметом пастырского учительства является Божественная истина,... целью же этого учительства является приведение людей к Богу и к истинному своему назначению", - считает современный пасторолог.9 Важность этого делания подчеркивает и святой Григорий: "Для меня кажется непростым и не малого духа требующим делом - "каждому даяти во время житомерие" (Лк 12,42) слова, и с рассуждением вести домостроительство истины наших догматов, то есть нашего любомудрого учения о мирах или мире, о веществе, о душе, об уме и умных существах, как добрых, так и злых, о Промысле... о первоначальном нашем устроении, о последнем воздаянии..., о заветах, о первом и втором Христовом пришествии, о воплощении, страданиях и смерти Христовой, о Воскресении, о кончине мира, о Суде и воздаянии - и грозном, и славном, а что главное, о том, чему должно веровать - о начальной, царственной и блаженной троице".10 Говоря современным языком, пастырю Церкви необходимо владеть не только приемами риторики и гомилетики, но всеми разделами догматического, нравственного, основного, пастырского и сравнительного богословия. А для сего необходима кандидату на священство не только нравственная, но и всесторонняя интеллектуальная подготовка. 5. Угрозы святых Божиих пророков недостаточно священнодействующим Признаться искренне, нигде не встретить из известных мне трудов по пасторологии такой внушительный подборки текстов Священного Писания к недостойным пастырям, как у св. Григория Богослова - это пророки Осия (5;12), Михей (3;10-11), Иоиль (1;13), Аввакум (1;2-4), Малохия (1;6-7), Захария (2,13; 10,3; 11,4-6; 13,7), Даниил (13,5), Иезенкиль (33,6), Иеремия (1,5; 2,8; 10,21; 12,10; 23,1-2; 25,34). Эти грозные слова не только устрашают, но взбадривают всякого пастыря, как и слова самого Христа (Мф. 23, 24-33), и апостолов (1 Тим. 3,2,3). 6. Примеры доброго пастырского душепопечения Конечно, образом Доброго Пастыря вдохновляется всякий священнодействующий. Но для назидания св. Григорий приводит и святых пророков, и апостолов, и в особенности апостола Павла: "... он не ищет собственной пользы, но пользы чад, которых родил во Христе благовествованием, ... бодр духом и изнуряет тело, за всех молится, о всех ревнует, о всех воспламеняется - и за тех, кто вне закона, и о всех, кто под законом, он проповедник язычников, предстоятель иудеев...".11 Вот идеал для подражания всякому священнодействующему! 7. Вывод: как осуществилось призвание святого Григория к епископскому служению. Пример для нас Перечислив необходимое для пастыря достойного, святитель Григорий недоумевает: "Кто возьмется, как глиняное изделие какое-нибудь, изготовляемое в один день, образовать защитника истины, который должен стоять с Ангелами, славословить с Архангелами, возносить жертвы на горний жертвенник, священнодействовать со Христом, воссозидать создания, восстановлять образ Божий, творить для горнего мира, и скажу более - быть богом и творить богов?... Я немощен для такой брани, а потому и обратил хребет, сокрыл лицо в бегстве"12. Но кто же тогда достоин пастырства вообще, если и такой столп Церкви немощным признает себя для сего креста?! Но святой возвращается к отцу для рукоположения. Почему? "... я долго боролся с мыслями, как поступить, находясь между двумя страхами, из которых один принуждал меня оставаться внизу, а другой - пойти вверх... меня победил страх оказаться непокорным... Но я соблюдаю середину между слишком дерзновенными и слишком боязливыми... выражусь яснее: против страха быть начальником подаст, может быть, помощь закон благопокорности, потому что Бог, по благодати Своей, вознаграждает веру и делает совершенным начальником того, кто на Него уповает и в Нем полагает все надежды."13 Вот и искомый идеал каждому на священство: "не домогайся начальства не данного и не отвергая данного".14 Думаю, что речь идет здесь о встрече двух воль - воли кандидата, всесторонне готовящегося к принятию священства и смиренно ожидающего другой воли - воли Божией, проявляющейся в воле архиерея Божия, преподающего в хиротонии дар, "благодать, недостающее восполняющую".15
Литература:
| |||||||||||||