ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№7 2003 г.         

Перейти в раздел [ Образование ]

Теологическое образование в России (история и современность)

В Европе теология появилась сразу вместе с образованием высших учебных заведений – университетов. Там теология находилась в центре высшего образования. Это высшая наука, как сформулировал крупный авторитет средневековой философии святой Фома Аквинский, - все остальные науки предназначены служить теологии. В России университеты появились в средневековье – первые попытки построения высшей школы относятся у нас ко второй половине XVII века. Это произошло не из-за отсталости, а потому что Россия принадлежит к иному типу культуры, чем Европа, и до XVII века не было потребности в высшей школе.

Первым высшим учебным заведением стала славяно-греко-латинская академия, открытая в 1687 (фактически в 1685) году. В XVII и XVIII веках (при Петре I) в России появляются учебные заведения, в которых испытывает нужду правительство. Народное образование работало непосредственно на нужды государства. Так, в 1665 году в Москве открыто училище, обучающее латинскому языку, - готовили чиновников Посольского приказа. В 1680 году возникла школа с изучением славянского и греческого языка при Печатном дворе - переводили православную литературу.

Задачи академии были гораздо шире - она должна была давать общее гуманитарное образование, изучались "семена мудрости" - науки духовные и гражданские, "начиная от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии разумительной, естественной, нравной даже до богословия" - т.е. весь цикл средневековой школы от низших классов до высших.

Предполагалось, что училище будет открыто для всех, независимо от социального положения. Учились от детей бояр Одоевских до детей холопов. По уставу в будущем только выпускники школы могли занимать государственные должности (за исключением знати). Академия должна была получить широкую автономию – профессора и учащиеся подчинялись собственной юрисдикции.

По уставу заведение называлось Гуманитарной академией Российского православного царства, во главе стояли греки братья Иоанникий и Софроний Лихуды - выпускники Падуанского университета. В 1687г. училось 28, в 1688 г. - 32 ученика.

Но политическая борьба 80-х гг. XVII в. скорректировала эти широкие планы. Академия находилась под покровительством Милославских, сторонников сближения с католическими европейскими странами.

В 1689 г. побеждают Нарышкины, затем начинаются реформы Петра, который ориентируется на союз с протестантскими странами. В стране возникают школы, которые готовят военных и гражданских специалистов. В 1694 году Лихуды были отстранены от преподавания в академии - по предложению патриарха Досифея Иерусалимского, православное духовенство опасалось, как бы латынь не стала проводником ересей. Позднее академия была преобразована в Московскую духовную академию.

В 1755 году возникает Московский университет - первый в России, в нем было 3 факультета - юридический, медицинский и философский. Ломоносов писал Шувалову: "Богословский оставляю синодальным училищам". Причина: профессора прибыли из Европы (Вена, Геттинген и т. п.). Из 10 профессоров университета только двое были русскими.

Неизбежно вставал вопрос: какое богословие они могли читать – протестантское, католическое? В результате в России происходит отделение богословия от высшей школы.

Тому две главные причины:

1. Русская культура становится все более мирской, секулярной, ориентированной на посюсторонний мир. Этот долгий процесс начинается в России в XVII веке и аналогичен процессам в Европе.

2. Проблемы отношений христианских церквей Европы. Православное духовенство опасается католического и протестантского прозелитизма - тогда теология как наука в университетах могла быть только европейской, на протяжении столетий она разрабатывалась католическими мыслителями средневековья.

Византийская православная традиция была в значительной степени забыта.

Тем не менее, в России XVIII-го века были высшие учебные заведения с преподаванием теологии - в ходе завоеваний XVIII века в состав России вошли Прибалтика и восточные провинции Речи Посполитой , где находились Дерптский (немецкий) и Виленский (польский) университеты.

В открывающихся в XIX веке русских университетах теологии нет. Это приводит к постепенному вытеснению религии из интеллектуальной жизни высшего общества - дворянства, а позднее интеллигенции. Одновременно происходит разрыв между интеллектуальной элитой и средней массой русской интеллигенции.

Большинство русских великих писателей, ученых, философов - это люди с глубокой верой в Бога, а большинство русской молодой интеллигенции начала века воспринимает религию как нечто отжившее. Именно эта группа формирует идеологию большинства радикальных российских партий, в результате победы одной из которых в стране началось насильственное искоренение религии.

В этой связи диакон Андрей Кураев справедливо сказал, что не случайно Октябрьская революция произошла в единственной из европейских стран, где в университетах не преподавалась теология.

Теология в российских университетах начинает преподаваться в 1990-е гг. В 1992 г. Министерство образования приняло решение о возможности преподавания теологии в России. Однако процесс введения новой специальности затянулся на несколько лет.

В декабре 1993 г. приказом зам. министра образования был утвержден государственный стандарт по направлению бакалавриата "теология". 21 января 1999 г. в Министерство образования было послано письмо, подписанное Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, президентом РАН Осиповым, президентом Академии образования Никандровым и ректором МГУ Садовничим с просьбой принять государственный стандарт специальности "теология". В августе 1999 г. был подписан договор о сотрудничестве между Министерством образования и Московской Патриархией. 17 февраля 2000 г. на заседании Межведомственного совета специальность "теология" была внесена в Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования. Внесение в перечень специальностей "теологии" стало одним из проявлений этого сотрудничества.

Тот факт, что принятие стандарта по специальности затянулось на 7 лет и для этого принятия потребовалось специальное послание, подписанное Патриархом, не было случайностью. Против введения теологии в вузы выступили религиоведы - в большинстве своем ранее преподававшие научный атеизм. Основными аргументами оппонентов было то, что новая специальность противоречит светскому характеру государства в России, усилит рознь между религиозными общинами страны.

В дискуссии, которая состоялась по данной проблеме, была показана неверность этих построений. Россия - действительно многоконфессиональная и многонациональная страна, но это не значит, что из-за подобного положения надо запретить русскому и другим народам изучение своих национальных и религиозных традиций, из опасения "как бы чего не вышло". Подобный подход доминировал в советское время, когда пытались на обломках национальных традиций создать новую общность – советский народ.

Всем известно, что из этого вышло. Не надо думать, что представители религиозных конфессий относятся друг к другу, как игроки на футбольном поле.

В 1990 г., когда в Верховном Совете обсуждался вопрос о том, допустить или нет священнослужителей в школы, представителей Православной Церкви поддержал главный раввин Москвы Шаевич: «Мы заинтересованы, чтобы православные священники пошли в школы, поскольку мы убеждены, что это приведет к снижению антисемитизма в России».

Подготовка бакалавров по теологии возможна по трем профилям: христианская теология, исламская, иудейская; специально уточнено, что этот список может быть дополнен по представлениям других конфессий в УМО. К сожалению, нет единства по данной проблеме у российских мусульман. Часть поддерживает введение теологии (Муртазин - ректор Исламского университета), часть выступает против (президент Татарстана Шаймиев).

Игумен Иоанн Экономцев – председатель отдела катехизации и религиозного образования Московской Патриархии – заявил: «Необходимо создавать максимальное количество исламских школ здесь в стране, чтобы они не ездили получать образование в Эмираты, Саудовскую Аравию, чтобы они становились гражданами России».

До 1917 г. Россия была страной, где Православие было официальной религией. Однако в стране было место и для мусульманской, протестантской, католической и иных религиозных общин, представители которых играли важную роль в жизни страны. В европейских странах, которые, также как и современная Россия, имеют светский характер, теология преподается во многих университетах, хотя и там имеется не одна, а несколько конфессиональных общин.

В Боннском университете существуют сразу два теологических факультета - протестантский и католический, которые сотрудничают, обмениваются преподавателями. Межконфессиональные проблемы возникают, как правило, при условии отсутствия подлинного знания своей или иной религиозных традиций, когда религиозные различия воспринимаются по линии разграничения "свой - чужой". Поэтому общество, государство и заинтересованы в том, чтобы эти проблемы исследовались, изучались.

На Рождественских чтениях, состоявшихся в январе 2003 г. (г.Москва), прошло заседание секции "Духовно-православные вопросы в содержании современного высшего образования". Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского института, рассказал, как на одном из совещаний к нему подошел чиновник из одной автономии Северного Кавказа: «Все знают, что Россия православная страна. Какие законы вам, русским, нужны, чтобы изучать Библию? Мы давно у себя на Кавказе изучаем в школах мусульманскую литературу».

По опросу 75% населения Москвы считают себя православными. В областях Центрального округа в целом этот процент еще выше – 95-98%.

У большинства людей есть интерес, но очень мало знаний о православной традиции. У многих очень отрывочные представления о религии. Специальное религиозное образование не в состоянии этот интерес удовлетворить - невозможно за 10 лет выполнить работу, на которую в обычных условиях уходила жизнь поколения. Преподавание теологии в вузах и имеет целью в какой-то мере закрыть этот громадный пробел, образовавшийся за 70 лет.

Теперь не XVIII век - преподаванию теологии в российских вузах есть на что опереться.

Во-первых, это фактически новооткрытая в ХХ в. византийская традиция. Наше время стало периодом все большего углубления интереса к наследию святых Православной Церкви - св. Макария Великого, св. Иоанна Златоуста, св. Григория Богослова, св. Василия Великого, преп. Максима Исповедника, св. Симеона Нового Богослова, св. Григория Паламы.

Во-вторых, это отечественная философская традиция. В XIX-XX вв. появилась целая плеяда русских религиозных философов - Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Сергий Булгаков, Павел Флоренский. В ХХ в. появились и русские богословы мирового уровня - Александр Шмеман, Иоанн Мейендорф, Владимир Лосский.

В-третьих, в Европе ХХ век стал веком возрождения теологии католической и протестантской. Невозможно представить интеллектуальную жизнь Европы ХХ в. без неотомизма или диалектической теологии.

В настоящий момент в 40 учебных заведениях России изучается теология. Из них 10 вузов - государственные (вузы Москвы, Омска, Владивостока и др.). Сейчас открывают отделение теологии еще 5 вузов: Сургут, Ростов-на-Дону, Воронеж, Нижний Новгород, Тула. Во многих вузах преподаватели сами добиваются открытия курсов по изучению православия на межвузовских факультетах. Во Владивостоке теологию получают в качестве дополнительного образования.

У нас в Сургуте впервые в Ханты-Мансийском автономном округе открывается бакалавриат по теологии с очным обучением в продолжение четырех лет.

По государственному стандарту теология - это комплекс наук, которые изучают историю вероучений, культурное наследие (искусство, право, археологию, научно-исследовательскую деятельность), современное состояние взаимоотношений между учениями и организациями. Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер. По окончании обучения бакалавр теологии может быть задействован в трех сферах: научно-исследовательской; учебно-воспитательной; экспертно-консультативной.

По плану учебный процесс состоит из 4 блоков:

    • *ГСЭ: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин с 4 обязательными (история отечества, физическая культура, философия, иностранный язык) – всего 1800 часов;
    • *ЕН: общие математические и естественно-научные дисциплины – 550 часов;
    • *Общепрофессиональные дисциплины – 1850 часов (введение в специальность, религиозная философия, наука о религии, этика и аксиология в религии, государственное законодательство о религии, история древнехристианской церкви, основы источниковедения);
    • *Специальные дисциплины – 2262 часа, которые включают в себя конфессиональное вероучение, библиистику, вероучительную литературу, каноническое право, литургику; изучаются три языка – церковнославянский, греческий, латынь.

Весь этот комплекс предметов позволяет подготовить действительно квалифицированного специалиста по религиозным проблемам.

В.Д.Пузанов, зав. кафедрой теологии Сургутского госуниверситета

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.