|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Жатвы много, а делателей мало... 1 сентября после небольших каникул начался новый учебный год в Тобольских Духовных школах. О чем думают, чем живут, какие проблемы в начале занятий волнуют молодых ребят и девушек, посвятивших свою жизнь служению Церкви, будет интересно узнать не только студентам вузов и техникумов, их сверстникам, но и всем, кто не безразличен к проблемам веры и нравственности, кому дороги судьбы нашего Отечества. В этом году пастырями Церкви будут готовиться стать 235 юношей, учиться управлять церковным хором - 47 девушек, искусство писать святые иконы и расписывать храмы будут осваивать 44 человека, юноши и девушки. А всего в Тобольских Духовных школах, включая сектор заочного обучения и православные гимназии, обучаются более 600 студентов. Учитывая, что здесь обучаются юноши и девушки, представляющие огромную территорию от Урала до Владивостока, где очень мало священников, такое количество учащихся сравнительно невелико. В суровых условиях Сибири, как нигде в других местах, всегда актуальны евангельские слова Христа Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало». Хотя за последние 10 лет относительной внешней свободы Церкви были крещены десятки тысяч людей, построены и возрождены из руин многие храмы и монастыри, но все-таки сделано еще мало. Как свидетельствует статистика, большинство людей, хотя и признают себя православными, но пока еще, в силу советского воспитания или по ложному стыду, боятся переступить порог храма. Поэтому семинаристы готовятся к большой духовной работе и не беспокоятся, что после окончания Духовной школы они останутся без дела. Без места служения могут оказаться разве что самые ленивые и равнодушные, которые пришли в Церковь не для того чтобы другим послужить, а с той целью, чтобы служили им. Главная задача семинаристов - обрести духовные знания, с помощью которых можно было бы помочь людям спастись и выжить в условиях льстящего и многообещающего, но часто не оправдывающего человеческие надежды мира. Особенно важно будущим священникам научиться находить общий язык с молодежью, которая, не получая предварительного духовного образования в семье и школе, ныне совершенно беззащитна перед соблазнами мира и бессмысленно погибает от пьянства, наркомании, телесного растления. Этот «дар языков», способность находить общий язык с другими людьми, в семинарии усваивается не столько через обретение определенного количества внешней мудрости, сколько через покаяние. Покаяние - это очищение души с помощью поста и молитвы от страстей - гордыни, тщеславия, зависти, гнева, блуда, сребролюбия, уныния, самолюбия. Эти страсти отторгают нас от Бога и других людей. Когда есть покаяние, то и взаимопонимание с другими людьми, и постижение внешних исторических, богословских и других наук даются легко и, главное, - основательно. В злую, одержимую страстями душу не входит премудрость. Об этом важно помнить не только воспитанникам семинарии, но и учащимся светских учебных заведений. Уже традиционными стали миссионерские поездки студентов по городам и поселкам Тюменской области, во время которых проводятся духовно-нравственные беседы с учащимися школ, техникумов, вузов, пациентами больниц, заключенными. Во время таких поездок воспитанники учатся применять полученные в семинарии знания на практике, учатся находить общий язык с нецерковными и неверующими людьми, вести полемику с сектантами. Очень серьезная проблема, с которой постоянно приходится сталкиваться, - это борьба с языческим сознанием многих, даже крещенных в Православии людей. Язычество, по сути своей, есть преклонение не перед Творцом всего - Богом, а перед человеческим разумом и творениями его рук, силами природы, судьбой и т.д. Хотя у нас в России язычество было изжито после обращения в христианство великого князя Владимира и Крещения Руси в 988 году, но в XX веке, из-за грехов наших, началась усиленная его реставрация в форме открытого богоборчества, прикрытого льстящей падшему греховному человеку коммунистической идеологией. С началом так называемой перестройки язычники, подобно хамелеону, несколько изменили свое лицо, пересмотрели свое отношение к Церкви, но суть их осталась та же. Ныне, на фоне всеобщего развала экономики, падения нравственности и культуры, они гордо указывают на прогресс науки, экономики, образования, культуры, который удалось достигнуть за годы социализма. Неискушенному человеку кажется, что эти люди правы. Но при этом закрываются глаза на то, какой ценой все это было достигнуто, сколько рек человеческой крови и слез пролилось. А те образцы мужества, самопожертвования, смекалки, терпения, которые проявил советский человек в эти годы, не были бы возможны, если бы не тысячелетнее воспитание на основе Православия.
Довести истинное положение вещей до сознания многих, пока еще живущих советскими предрассудками людей, не очень просто. Это возможно сделать пастырям Церкви только через показ правильной православной жизни, без всякого лукавства и наигранности. Утверждение себя в такой жизни, через освобождение от всякого порока, - пожалуй, самая важная и самая трудная задача для студентов семинарии. Ведь до учебы здесь они, как и все, воспитывались в обычных школах, испытали на себе опасное влияние улицы, кто-то, может быть, уже успел укорениться в каких-то злых привычках. Только те, кто с Божией помощью постепенно освобождаются от своих недостатков, получают духовную силу благотворно влиять на других людей и силою труда и молитвы преображать окружающий их мир.
| |||||||||||||