Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • В противостоянии либерала и фанатика всегда выигрывает фанатик (интервью с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным)

  • о. Александр Ельчанинов. Из писем к молодежи

  • 1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании

  • Деревенский рай под покровом храма

  • Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии

  • Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия

  • Абитуриенту на заметку

  • Религиозное образование за рубежом

  • Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики

  • Будущая Россия сидит сегодня за партами. На вопросы отвечают протоиерей Аркадий Шатов и протоиерей Артемий Владимиров

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • «Мужчина и Женщина - по-разному устроенные организмы»

  • «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса

  • Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир

  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Что делать с нашими детьми?

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Учение и труды земные

  • Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей

  • Свящ. Алексий Сысоев, директор Православной классической гимназии “Радонеж”. Смысл и значение православной школы

  • Специфика православной педагогики

  • Духовное образование и духовное воспитание

  • Размышления о школе и детях

  • Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института. О развитии теологического образования

  • Абитуриенту на заметку

  • Воспитание у школьников бережного отношения к природе и обществу на уроках естествознания. Д.Н. Майоров

  • Уроки нравственного богословия. Из беседы преподавателей вузов г. Тюмени с преподавателем Московской Духовной академии, архимандритом Платоном (Игумновым)

  • Сообщение иерея Вячеслава Горшкова об открытии специальности "Религиоведение" в Тюменском нефтегазовом университете

  • Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова

  • Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область

  • Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара

  • Из выступления Министра образования Россиии Владимира Михайловича Филиппова на XXI Рождественских чтениях

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19)

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений

  • Н.Д. Зотов-Матвеев.Образование и духовность

  • Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания»

  • Почему я выбрала теологию

  • О новой специальности - теология

  • Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири)

  • Теологическое образование в России (история и современность)

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ

  • Вера и нравственность:православные традиции и современность. Н.Д.Никандров, президент российской академии образования

  • Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина

  • Задачи православного образования. Архимандрит Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации

  • Нужна ли школьникам православная культура?

  • Учение святителя Григория Богослова о пастырстве

  • Разговор об атеизме. Митрополит Сурожский Антоний

  • Святые об образовании

  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о воспитании детей

  • Мы хотим помочь процессу воспитания

  • Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов"

  • Изучение основ Православия в современной школе

  • Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир"

  • Иван Ильин - русский учитель

  • А.С.Пушкин о народном воспитании

  • Экзамены в Тобольской Духовной Семинарии

  • Обращение к абитуриентам Тобольской Духовной семинарии.

  • Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

  • Музыкальное воспитание в духовной школе

  • Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе

  • Патриарх о реформе духовного образования

  • Церковь и государственное образование

  • О преподавании общественных дисциплин в школе

  • Много поваров для одного супа

  • Docendo discimus

  • Сильнее Бога нет. Интервью с наместником Свято-Троицкого монастыря, ректором Тюменского Духовного училища, игуменом Тихоном (Бобовым)

  • Уроки милосердия. Из жизни одного святого

  • Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования

  • Пятнадцатиднев

  • Липовка

  • Жатвы много, а делателей мало...

  • Письма о воспитании наследника русского престола (1859 г.)

  • Участники совещания ректоров отвечают на нашу анкету

  • совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень.

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на VIII Международных рождественских образовательных чтениях в год празднования Двухтысячелетия Рождества Христова.

  • О сквернословии...

  • Святые о воспитании детей

  • Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий.

  • Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области

  • Педагогическое наследие св. Феофана Затворника

  • Обращение Тюменского Духовного училища.

  • Обращение к родителям

  • О проблемах образования.

  • Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания.

  • Мысли о религиозном воспитании детей

  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.

  • Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии.

  • Доклад Владыки Димитрия

  • Дни славянской письменности

  • Диакон Дмитрий Лин.

  • Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи

  • Праославные гимназии

  • Восьмые Рождественские образовательные чтения

  • Вера и знания

  • Валеология - курс на рифы

  • Безсовестный бес.

  • Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души"

  • Жатвы много, а делателей мало...

         1 сентября после небольших каникул начался новый учебный год в Тобольских Духовных школах. О чем думают, чем живут, какие проблемы в начале занятий волнуют молодых ребят и девушек, посвятивших свою жизнь служению Церкви, будет интересно узнать не только студентам вузов и техникумов, их сверстникам, но и всем, кто не безразличен к проблемам веры и нравственности, кому дороги судьбы нашего Отечества.

         В этом году пастырями Церкви будут готовиться стать 235 юношей, учиться управлять церковным хором - 47 девушек, искусство писать святые иконы и расписывать храмы будут осваивать 44 человека, юноши и девушки. А всего в Тобольских Духовных школах, включая сектор заочного обучения и православные гимназии, обучаются более 600 студентов. Учитывая, что здесь обучаются юноши и девушки, представляющие огромную территорию от Урала до Владивостока, где очень мало священников, такое количество учащихся сравнительно невелико. В суровых условиях Сибири, как нигде в других местах, всегда актуальны евангельские слова Христа Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало».

         Хотя за последние 10 лет относительной внешней свободы Церкви были крещены десятки тысяч людей, построены и возрождены из руин многие храмы и монастыри, но все-таки сделано еще мало. Как свидетельствует статистика, большинство людей, хотя и признают себя православными, но пока еще, в силу советского воспитания или по ложному стыду, боятся переступить порог храма. Поэтому семинаристы готовятся к большой духовной работе и не беспокоятся, что после окончания Духовной школы они останутся без дела. Без места служения могут оказаться разве что самые ленивые и равнодушные, которые пришли в Церковь не для того чтобы другим послужить, а с той целью, чтобы служили им. Главная задача семинаристов - обрести духовные знания, с помощью которых можно было бы помочь людям спастись и выжить в условиях льстящего и многообещающего, но часто не оправдывающего человеческие надежды мира.

         Особенно важно будущим священникам научиться находить общий язык с молодежью, которая, не получая предварительного духовного образования в семье и школе, ныне совершенно беззащитна перед соблазнами мира и бессмысленно погибает от пьянства, наркомании, телесного растления. Этот «дар языков», способность находить общий язык с другими людьми, в семинарии усваивается не столько через обретение определенного количества внешней мудрости, сколько через покаяние. Покаяние - это очищение души с помощью поста и молитвы от страстей - гордыни, тщеславия, зависти, гнева, блуда, сребролюбия, уныния, самолюбия. Эти страсти отторгают нас от Бога и других людей. Когда есть покаяние, то и взаимопонимание с другими людьми, и постижение внешних исторических, богословских и других наук даются легко и, главное, - основательно. В злую, одержимую страстями душу не входит премудрость. Об этом важно помнить не только воспитанникам семинарии, но и учащимся светских учебных заведений.

         Уже традиционными стали миссионерские поездки студентов по городам и поселкам Тюменской области, во время которых проводятся духовно-нравственные беседы с учащимися школ, техникумов, вузов, пациентами больниц, заключенными. Во время таких поездок воспитанники учатся применять полученные в семинарии знания на практике, учатся находить общий язык с нецерковными и неверующими людьми, вести полемику с сектантами.

         Очень серьезная проблема, с которой постоянно приходится сталкиваться, - это борьба с языческим сознанием многих, даже крещенных в Православии людей. Язычество, по сути своей, есть преклонение не перед Творцом всего - Богом, а перед человеческим разумом и творениями его рук, силами природы, судьбой и т.д. Хотя у нас в России язычество было изжито после обращения в христианство великого князя Владимира и Крещения Руси в 988 году, но в XX веке, из-за грехов наших, началась усиленная его реставрация в форме открытого богоборчества, прикрытого льстящей падшему греховному человеку коммунистической идеологией. С началом так называемой перестройки язычники, подобно хамелеону, несколько изменили свое лицо, пересмотрели свое отношение к Церкви, но суть их осталась та же. Ныне, на фоне всеобщего развала экономики, падения нравственности и культуры, они гордо указывают на прогресс науки, экономики, образования, культуры, который удалось достигнуть за годы социализма. Неискушенному человеку кажется, что эти люди правы. Но при этом закрываются глаза на то, какой ценой все это было достигнуто, сколько рек человеческой крови и слез пролилось. А те образцы мужества, самопожертвования, смекалки, терпения, которые проявил советский человек в эти годы, не были бы возможны, если бы не тысячелетнее воспитание на основе Православия.

         Довести истинное положение вещей до сознания многих, пока еще живущих советскими предрассудками людей, не очень просто. Это возможно сделать пастырям Церкви только через показ правильной православной жизни, без всякого лукавства и наигранности. Утверждение себя в такой жизни, через освобождение от всякого порока, - пожалуй, самая важная и самая трудная задача для студентов семинарии. Ведь до учебы здесь они, как и все, воспитывались в обычных школах, испытали на себе опасное влияние улицы, кто-то, может быть, уже успел укорениться в каких-то злых привычках. Только те, кто с Божией помощью постепенно освобождаются от своих недостатков, получают духовную силу благотворно влиять на других людей и силою труда и молитвы преображать окружающий их мир.
    Иеромонах Маркелл (Павук), ТДС



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.