|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Многоуважаемые коллеги! Мы накануне празднования двухтысячелетия Христиантства. Всякая годовщина - это и время подведения итогов, и время строительства планов на будущее. Подводить итоги дел человеческих задача неимоверно сложная, да и для меня непосильная. Однако, на некоторых проблемах связанных с воспитанием молодежи, хочется остановиться. Воспитание в современном российском обществе реализуется в условиях социально-экономического и политического реформирования, что вызвало наряду с позитивными изменениями и целый ряд серьезных проблем и противоречий. Это в первую очередь негативно сказалось на российской семье. Произошли резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Многие семьи не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать "защитные" механизмы. Углубляется дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Усилились конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, их депрессивное состояние как следствие правовой, моральной, экономической незащищенности. Все это обусловило резкое снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие, бедность семей высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие. Воспитательный процесс значительно осложняется криминализацией российского общества. Противоречия между декларируемыми и реальными социальными нормами порождают условия, провоцирующие воспроизводство различных форм отклоняющегося поведения детей и молодежи. Особую тревогу вызывает проблемы наркомании среди учащейся молодежи, в подростковой среде все чаще отмечаются положительные установки по отношению к наркотикам. В результате развития срдств массовой информации и коммуникации, введения конституционного запрета на цензуру резко расширилось и преобразилось информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. Существенно расширился доступ детей к информации и материалам, распространяемым через прессу, телевидение, радио, компьютерные, информационные сети. Это очень даже неплохо, однако в этих условиях духовное и психическое развитие детей существенно деформируется информацией о сексе, насилии, преступности, наркомании, проституции. И самое негативное, что произошло в первые годы независимой России, это посылка о том, что в школе не надо воспитывать, надо только обучать, что воспитание - это насилие над личностью. То есть фактически было устранено воспитание как задача образования. Ослабление воспитательных функций образовательных учреждений оказало негативное влияние на состояние коллективов обучающихся, их роль в управлении делами учебных заведений, самоуправлении, что в свою очередь отрицательно сказалось на формировании социального опыта подрастающего поколения. Все в целом привело к ломке и разрушению системы ценностей, соответственно, к небывалому духовному кризису. В этих условиях очевидна необходимость выбора новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в развитии воспитания, созданию динамических современных методик воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов. Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной мировоззренческой базой воспитания и развития детей. Выявим основные направления и условия развития воспитания в общеобразовательных учреждениях: - формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательной процесс (обеспечение единства его важнейших составляющих - воспитания и обучения, повышение воспитательного потенциала обучения). Нужно осознать, что воспитание по сути "вплетено" в весь процесс передачи содержания образования. В определенной степени воспитательные аспекты отражены в учебниках, учебных пособиях, книгах для самостоятельного чтения учащихся. Однако главные акценты расставляет сам учитель. От его интеллектуального и эмоционального потенциала зависят и интерес к предмету и воспитывающее влияние на личность ученика; - усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание обществоведческих материалов, помогающих учащимся понять себя, мотивы своего поведения, проектировать свою жизнь; - достижение возможной индивидуализации содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей творческие интересы и способности личности; планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этнокультурного компонентов; - эстетизация образовательного учреждения, жизнедеятельности детей, создание условий для их самовыражения в художественной деятельности (театр, рисование, пение, танец), различной клубной и досуговой деятельности; - создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением. Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Сегодня школа и учреждения дополнительного образования - партнеры в образовательно-воспитательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей. Конкретизируем теперь взаимоотношения религии и образования и их возможные пути сотрудничества в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. В обществе сегодня сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в культуре и истории России, в духовно-нравственном развитии человека. А что нам дает в этом плане законодательная база? Закон Российской Федерации "Об образовании" утверждает в качестве одного из принципов государственной политики "светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях" (ст. 2). При этом предполагается, что "содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений" (ст. 14). Эти идеи конкретизируются в официальном Письме МО РФ (от 19 марта 1993 года) "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации", где говорится: "Предпочтение какой-либо одной мировоззренческой ориентации со стороны государства неизбежно означает дискриминацию по отношению к другим, появлении монополии в вопросах духовного развития личности". Преодоление установки на "формирование единого и единственного мировоззрения" ставит работников сферы образования в непростую ситуацию. "Формировать" как будто бы не надо. Значит ли это, что все возможно и допустимо? Что нормой должно стать равнодушие и незаинтересованность к сфере мировоззренческого сознания? Безусловно, такая позиция - тоже крайность. Сфера образования призвана развивать такое мировоззренческое сознание, которое ориентировано на научность, и гуманистичность. Тогда мировоззрение, оставаясь специфическим по своему содержанию у различных социальных, этнических, профессиональных и других групп, будет выступать как подлинно общечеловеческая ценность. И все же говоря об общечеловеческих и гражданских ценностях, о ценностных ориентирах образования и воспитания гражданина, коснемся позиции, занимаемой в этом вопросе Православной Христианской Церковью. Ведь именно Христианство достигло весьма значительных успехов в воспитании подрастающего поколения. Прежде всего следует отметить высокогуманные нравственные и моральные критерии личности, основанные на примерах жизни Иисуса Христа. В своих представлениях о совершенной личности Христианство, исходя из общечеловеческих норм и ценностей, далеко продвинулось в их развитии. Основной движущей силой поведения Бога и Человека Иисуса Христа являлась любовь к людям, независимо от их национальности, социального положения, материального состояния и даже поступков. Идеи любви, доброты, прощения, сострадания и милосердия пронизывают Христианское воспитание; они становятся неотъемлемой частью человеческого сознания и мировоззрения, передаются из поколения в поколение. Этому способствует и то, что действующие лица Христианского вероучения (Иисус Христос, Богородица, апостолы, святые) были реальными людьми и доступными идеалами для понимания и подражания. Следует также отметить огромную роль Христианской Православной Церкви на Руси как консолидирующего культурного начала. Именно Церкви стали накопительницами и хранительницами национальных культур и традиций. Не нужно забывать и того, что монастыри были и остаются центрами развития литературы, живописи, зодчества, музыки и книгопечатания. Замечательные архитектурные ансамбли, скульптура, фрески, иконы, музыка и песнопения не только прославляют идею Бога, они отражают и показывают все лучшее, что есть в Человеке, и призывают стремиться к самосовершенствованию. Православие стало тем стержнем, вокруг которого шло формирование и русской народности и русской государственности. В течение долгих и трагических веков российской истории, отмеченных попытками завоевания русских земель со стороны Запада и Востока, Православная Церковь объединяла восточнославянские народы, способствуя их сплочению. Ею были сохранены и передавались из поколения в поколение вера отцов и дедов, а также те традиции, обычаи, черты, которые и составляют понятия "национальная культура", "национальная психология" и "национальное мировоззрение". На нынешнем этапе истории России мы еще не уверены, суждено ли нашей Родине снова стать оплотом тоталитаризма и подчинить умы, настроения и силы россиян одной жесткой идеологии или достичь успеха в формировании правового гражданского общества. Конечно, хочется верить в последнее. Залогом этого должно стать воспитание в подрастающем поколении патриотизма, чувства ответственности перед обществом за свои поступки, осознанной свободы совести, опирающейся на высокую духовность и нравственность. И именно это может стать одним из путей плодотворного сотрудничества Церкви, государства и школы. И если удастся общими усилиями достичь того, что упомянутые нравственные идеалы естественно и органично войдут в жизнь каждого человека, каждой семьи, то Россия выживет и возродится. В настоящее время в государственной и муниципальной школе есть все возможности для преподавания религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, а также воспитывать веротерпимость. И в значительном количестве школ в курсе "Мировой художественной культуры" факультативно изучаются данные дисциплины. Все эти предметы носят информативный характер и не сопровождаются совершением религиозных обрядов. Только при таких условиях они включаются в учебные программы государственной системы образования. Учитель государственной системы образования учитывает тот бесспорный факт, что граждане России в своем отношении к религии и атеизму придерживаются самых различных убеждений. Одни из них исповедуют религию, другие по самым различным причинам не исповедуют никакой религии, являются атеистами. Но учитель не может не учитывать особого значения в формировании ценностных ориентации учащихся органических религий. Именно поэтому государственная школа должна оказывать поддержку в организации истории, духовно-нравственных принципов, современного состояния религиозных направлений. Государство также признает за гражданами право организовать школы и другие учреждения для обеспечения негосударственного религиозного или атеистического воспитания, а также осуществлять это воспитание частным образом. В то же время в современных условиях необходимо совершенствование законодательной базы, регулирующей деятельность религиозных организаций, с тем чтобы поставить серьезный заслон различным экстремистским сектам. Заканчивая свое выступление, хочется отметить, что сегодня мы имеем как никогда большие возможности для проведения в жизнь Православия, патриотизма, народности как российской национальной идеи. Опыт последних лет показывает, что русское Православие возрождается. Церковь, по исследованиям социологов, опережает все другие институты по уровню доверия со стороны населения. При всех сложностях межнациональных и межконфессиональных отношений в современной России Православие сохраняет свой мирный посыл. И в образовании, в условиях конституционно светской школы, есть много законных и привлекательных для большинства родителей возможностей использовать нравственные уроки Православия. Успехов нам в этом святом деле! Первый заместитель директора Департамента образования и науки администрации Тюменской области, Заслуженный учитель школы РФ Гольцов Н.Ф. | |||||||||||||