|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Проблема ценностей как центральная проблема
современного воспитания. Происшедшие за последние годы перемены существенно повлияли на систему образования и воспитания молодежи. Система воспитания, построенная на ценностях советского государства, дискредитировала себя. В постсоветское время все большее внимание стало уделяться новинкам, пришедшим к нам из стран Запада, и в первую очередь, Америки. Под натиском этих перемен традиционная система воспитания в образовательных учреждениях страны распалась. Воспитательная роль школы стала подменяться узконаправленной деятельностью, стремлением к исключительно предметному обучению. Школа сняла с себя воспитательную функцию, заявив, что она должна только дать человеку определенные знания, стараться развить ребенка интеллектуально, ну а моральная сторона должна прирасти как бы сама собой. Между тем средства массовой информации стали пропагандировать совсем иные идеалы жизни человека, и эти идеалы сейчас играют определяющую роль в воспитании молодежи. Экспортированные в Россию продукты материального и духовного производства, преподносимые средствами массовой информации как достижения мировой культуры, в действительности направлены лишь на деградацию и уничтожение русской культуры. Такие непреходящие ценности как Бог, благо, добро, человек, труд, родина, патриотизм стали подменяться антиценностями, такими как беспредельная свобода, индивидуализм, богатство, сила, власть, секс, мистика и т.д. Образовательные учреждения оказались неспособными противостоять натиску этой экспансии ценностей западного образа жизни. Более того, сами педагоги во многом восприняли эти ценности как соответствующие нормам развития современного общества. В результате оказалось возможным ввести в систему образования такие разрушающие личность и нравственные устои общества курсы как половое или сексуальное воспитание, валеология, ввести в школьных курсах элементы магии, оккультизма, астрологии, суггестивных методик преподавания иностранных языков, что отрицательно сказалось на психическом здоровье детей. Школа теперь не только не воспитывает ребенка, но напротив, прививает ему те нормы и понятия, которые противоположны нравственным критериям личности. Само воспитание превратилось теперь в некий институт пресечения уголовных правонарушений или отслеживания криминальной ситуации в том или ином месте. Воспитание, прежде всего, должно ставить своей целью привитие ребенку нравственных ценностей, формирование у него правильной шкалы ценностей вне зависимости от социокультурных условий развития общества. Несмотря на многие положительные моменты, отмеченные в книге профессора Щурковой Н.Е. "Новое воспитание", никак нельзя согласиться с ней в определении понятия воспитание. Воспитание - это не "процесс вхождения ребенка в современную культуру"1, ибо современная культура несет в себе и те негативные элементы, о которых говорилось выше.
Культура может изменяться, могут изменяться социальные условия, но нравственные ценности, по которым должен жить человек непреходящи. Они имеют абсолютный характер. Они не зависят от того, что считается нормой в данном обществе. Отсюда следует, что проблема воспитания - это, прежде всего, проблема ценностной ориентации личности. Отношение к ценностям жизни придает факту существования человека определенный смысл. Жизнь, наполненная смыслом, является счастливой. Но здесь встает вопрос о смысле жизни, вопрос, который невозможно разрешить в рамках безрелигиозной системы воспитания. Ценность - то, что значимо для человеческой жизни, что делает ее подлинно человеческой, что отвечает принципиальному предназначению человека нести в себе образ Божий, являть собой этот образ, стремиться к богоуподоблению. Однако вершиной системы ценностей современное воспитание продолжает называть не Бога и Его заповеди, но самого человека. И хотя интуитивно некоторые педагоги понимают ложность такой установки, однако они не могут совершенно от нее избавиться. Например, профессор Щуркова пишет: "Одно из чудовищных лицемерий сегодняшнего периода общественной и педагогической сферы - провозглашение человека наивысшей ценностью ..."2 Но на следующей странице автор снова склоняется к мысли, что человек - наивысшая ценность, а религия совершенно исчерпала себя как источник культуры и этих ценностей. Итак, у ребенка в процессе воспитания должна сформироваться правильная шкала ценностей, и для ее формирования необходимы соответствующие источники. Светские педагоги выделяют три источника: наука, мораль и искусство. Но наука не несет в себе никакой нравственной ориентации. Она не воспитывает человека. Если бы наука играла важную роль в воспитании человека, то с развитием и распространением научных знаний человек становился бы более нравственным, но такого не происходит. Ученый не более нравствен, чем рабочий. Мораль служит воспитанию, но у Щурковой она является достижением культуры, результатом ее развития. Но мораль не зависит от культуры. Если скажем культура не признает никакой нравственной ценности за такими понятиями, как например, милосердие, целомудрие, смирение, то эти понятия не теряют вследствие этого своей нравственной значимости. При отсутствии этих ценностных критериев мы также можем говорить о безнравственности, как и в случае других пороков человека и общества. Если нравственность есть лишь продукт культуры, то человеку не нужно быть нравственным, нужно просто сказать, что такое безнравственное состояние есть новая современная культура. Даже Кант в свое время не мог додуматься до того, что предлагает нам современный педагог. Отрицая Бога в реальности, он не мог в то же время найти никакого обоснования нравственности кроме религиозного, а потому говорил, что идея Бога есть требование человеческого разума. Здесь же налицо дальнейшее продвижение. Мораль не есть абсолютный высший закон, но лишь продукт человеческой культуры. При этом религия как источник формирования шкалы ценностей даже не упоминается. Культурологический подход Щурковой предполагает, проживая каждый свой день на уровне культуры, не захочет низкого уровня - дикости варварства и т.д. Однако такой подход предполагает, что человек не сможет сломать рамки культуры, воспитавшей его. Но в действительности происходит как раз наоборот. Человек зачастую ломает рамки воспитавшей его культуры, и, не имея в себе никакого нравственного стержня, деградирует. Для воспитания человека необходимо, чтобы нравственные ценности имели абсолютный характер. Грех всегда остается грехом, даже если по телевизору и радио мы слышим, что так делают все, что это вполне нормально, что так и нужно делать. Только в рамках религиозной системы воспитания возможно привитие ребенку нравственных ценностей. Только в религии разрешается основной вопрос человеческого бытия - вопрос о смысле жизни. Это мы можем видеть даже и в трудах упомянутого московского профессора Щурковой. В своей книге "Программа воспитания школьника" она пишет, что жизнь человека должна быть наполнена смыслом. Но в чем же этот смысл? По мнению педагога - в том, чтобы его искать. "Смысл жизни в поисках смысла".3 На деле получается так, что человек всю жизнь ищет смысл, но ищет его не там, где нужно, и не находя смысла, зачастую погибает в грехе и пороках. Смысл это прежде всего желание подлинного бытия, ощущение непреходящей ценности за каждым поступком человека. Но в мире без Бога все преходяще. В мире, где действует Бог, существует и абсолютный смысл бытия. Именно поэтому так важно не просто ценностное воспитание человека, но именно православное воспитание. 1 Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - Тюмень, ТОГИРРО, 1999. - С. 6. 2 Там же, с. 10. 3 Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - б.м., б. г., с. 45. Иерей Димитрий Кирьянов Директор Тобольской мужской православной гимназии | |||||||||||||
Сибирская Православная газета, 2024 г. |