Современная православная школа поставлена перед необходимостью решения множества задач самого разного плана. Большинство из них возникают в силу того, что православная школа включена в общее образовательное пространство, развивающееся в определенном направлении; школа подчиняется существующей нормативно-правовой базе образования; она также в полной мере должна решать трудные хозяйственные, финансовые вопросы.
За всем этим кругом проблем нам, православным педагогам, не всегда удается серьезно задумываться над решением тех задач, которые являются первичными, когда речь идет о школе не как об образовательном учреждении, а как об особом роде духовного производства и воспроизводства человеческой деятельности, определенном мировидении и формировании условий и способов вхождения в жизнь в соответствии с ним.
С этой точки зрения православной школе, которая как социальный институт уже существует, еще предстоит стать школой. Одним из важнейших вопросов на пути этого становления является вопрос о методе православной педагогики. Он, во-первых, должен быть методом Церкви, то есть соответствовать тому, как Церковь вводит человека в Жизнь, которая есть источник всякой жизни, как Церковь возводит человека к спасению. Во-вторых, этот метод должен пронизывать все пространство педагогического действия, собирая его в единое целое.
Обыденное представление о том пути, по которому должен пройти школьник за все время его пребывания в школе таково: маленький, почти ничего не умеющий и не имеющий человек получает знания, умения и навыки, которые постепенно сложатся в некое единое целое к старшим классам. Однако практический опыт школы свидетельствует о несбыточности этого упования. Никакая целостность сама по себе не складывается. Более того, ее почти никогда и не удается сложить в старших классах даже целенаправленным образом. Точнее сказать, целостное мировидение и образ действия, из него вытекающий, у ребят складывается, но совершенно независимо от школьной педагогики и вне ее целей и задач.
Если обратиться к опыту Церкви, то мы увидим, что вступая на путь спасения, человек уже имеет все, потому что в Таинстве Крещения он получил обновленную природу, в которой нет места ветхому человеку (Рим.6,6). В Таинстве Миропомазания он получает не отдельные благодатные дары, а самого Святого Духа как дар. Тем самым человек соделывается сразу живым храмом Божиим (1 Кор.3,16).
Эта первичная целостность еще обладает свойством неисполненности, не до конца проявлена (“Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно” (1 Кор.13,12)), но все равно при этом остается целостностью - залогом дальнейшего совершенствования и исполнения.
Ту же ситуацию мы обнаруживаем и в пространстве педагогики. И здесь движение школьника осуществляется, как выразился о.Алексий Сысоев, от “первой дарованной мудрости детства к благоприобретенной мудрости”. Таким образом, приступая к школьному делу, мы имеем задание: с самого начала ввести школьника в целостное мировосприятие. Затем будет происходить углубление отдельных планов целостности при обязательном удержании реальности этой целостности. И, наконец, на завершающем этапе должно произойти новое сосредоточение на целостности в многообразии проявленных его граней.
Обратим внимание на задачу первого этапа - задание первичной целостности. Это сложная задача. Учащийся должен осознать целое как реальность, которая наполнена смыслами, данными этой реальности Богом. На языке патристики это называется логосным устроением мира. Кроме того, он должен ощутить себя как реальную целостность и свою сопричастность целостному тварному миру. Целостность, о которой мы говорим, обладает свойством иконичности и возводит от видимых образов к Первообразу, все исполняющего смыслом.
Онтологическим основанием формирования данной целостности является то, что учащиеся православной школы в большинстве своем крещены и несут в себе то благодатное зерно, которое способно принести плод в тридцать, или шестьдесят или во сто крат (Мф.13,8).
Задача формирования такого целостного мировосприятия может быть решена через систему пропедевтических курсов в начальном звене школы:
- на уроках естествознания, художественного творчества как икона являет себя тварный мир;
- на уроках Закона Божия как икона являет себя человек;
- на уроках истории как икона являет себя время, в котором действует Церковь;
- на уроках церковно-славянского языка как икона являет себя наша речь, формирующая наше мышление.
Нужно сразу же заметить, что к этим пропедевтическим курсам должны быть предъявлены особые требования. Обычно пропедевтика предшествует углубленному изучению какого-либо предмета и, таким образом, важна только во внутрипредметном движении. Та пропедевтика, о которой говорим мы, в еще большей степени важна в выстраивании единой горизонтальной системы. Результаты всех пропедевтических курсов укладывают получаемое знание в искомую целостность.
Но эта целостность не только формируется внешним усилием, но и особым образом выявляет себя из самих учащихся. Это становится возможным за счет особой методики пропедевтических курсов, которые исходные точки опоры находят во внутреннем опыте ученика. Педагогическое движение расширяет и обогащает этот опыт.
И еще одна особенность этих пропедевтических курсов состоит в том, что педагог учит ребят видеть в бытии символическую реальность. Это и составляет основу иконического восприятия мира.
Успех начала пути, вживание в целое, исполнение им своей жизни - это залог дальнейшего плодотворного движения в отдельных предметных областях. В среднем звене школы акцент переносится на предметное углубление, но у педагога всегда есть возможность (и необходимость) устанавливать место частных открытий в пространстве целого. И в старшем звене вновь акцент переносится на целое, которое должно быть усвоено и закреплено личным трудом за все годы школьной жизни.
Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии
|