|
||
|
1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания» Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири) Теологическое образование в России (история и современность) Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов" Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир" Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень. Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания. Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии. Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души" |
Пятнадцатиднев Мы хотим поделиться опытом общения с подростками, приобретенным в нашем православном детском лагере «Благовест» при Никольском храме г.Надыма. Лагерь существует уже три года, работает он в две смены, каждая по пятнадцать дней. Прошедшим летом мы отступили от традиции брать в лагерь детей преимущественно из православных семей и пригласили (через рекламу по телевидению и прессе) желающих со всего города. К нам пришли обыкновенные современные дети, в большинстве своем не имеющие понятия о храме и Православии. Нашей задачей было помочь им воцерковиться. Думаю, отчасти это у нас получилось, почти все дети лагеря «Благовест» посещают храм, участвуют в таинствах. Чем отличался наш православный лагерь от обыкновенных лагерей? По словам самих детей - мирной атмосферой. Мы думаем, это благодаря молитве, с которой день у нас начинался и заканчивался. Трапезу проводили в храме, под иконой с лампадкой, перед трапезой и после молились, тем самым приобщая детей к православной культуре. Уроки Закона Божия, молитвы утренние и вечерние тоже проводились в храме. Это частое нахождение в храме умиротворяло. С утра они приходили или взбалмошные (уже успев посмотреть телевизор со всем его «адским» грохотом), или бледные и вялые (последствия игры на компьютере большую часть ночи), и молитва на наших глазах их оживляла и утихомиривала. На уроке Закона Божия мы изучали смысл молитв и к концу смены дети уже не скучали на молитве, как вначале, а сами участвовали в ней и даже были такие любимые молитвы, которые всем непременно хотелось прочитать на общем молитвенном правиле, установили очередность и с удовольствием, громко молились в храме. К концу смены многие приобрели себе молитвословы и с гордостью рассказывали, что теперь они по утрам и вечерам молятся. Это было чудом - видеть, как в храм пришли дети, не имевшие понятия о Церкви, а уходят с молитвословами, имеющие вкус к молитве, интерес к богослужению, участвующие в таинствах. Весь отряд нашего лагеря исповедовался и причастился святых Христовых Таин на праздник Успения Божией Матери. И какой это был восторг! Сколько страхов идти на исповедь, сколько вопросов по поводу причастия. И эти дети - порой легкомысленные, капризные, непослушные - стояли такие сосредоточенные перед Чашей, притихшие, внутренне собранные. Такие моменты детства, думаю, никогда не забываются. Что же касается наших будней, они были своеобразны, благодаря идее нашего настоятеля отца Андрея - созданию кукольного театра. Польза от него была огромная. Пьеса называлась «Сотворение мира», текст из Библии (Быт.,гл.1). Каждый день мы понемногу репетировали, зачитывали текст по ролям, у детей в ходе репетиции появлялись вопросы - велся диспут, и таким образом день проходил в мыслях о Боге и Его мироздании. Все куклы, декорации дети создавали собственными руками, и перед их взором как бы наглядно происходило сотворение мира, а они являлись отчасти творцами и на самом деле, не воображая, могли почувствовать, как Бог возлюбил мир, им созданный. Когда они пришли в лагерь, мы провели своеобразный тест. Дали всем детям листочек бумаги, ручку и попросили нарисовать первое, что придет в голову, как бы вынести нечто из своего душевного мира. Результат был печальный. Дети рисовали каких-то монстров, червей с сигаретами, вампиров, словом, духов тьмы во всей их красе. Причем герои были крайне агрессивны, имели при себе оружие или даже части их тела были оружием, почти во всех рисунках встречалась сатанинская символика. На вопрос, что означают эти знаки, дети пожимали плечами, для них это были просто привычные картинки, которые их постоянно окружают. Девочки рисовали каких-то вакханок, полуголых раскрашенных девиц с мечами; утешает в этом случае только то, что они были, по крайней мере, людьми. Вот с таким миром мы столкнулись, вот что жило в этих маленьких детях. Поражало и то, что на уроках Закона Божия интересовал их больше всего дьявол, и даже была к нему симпатия. Они очень удивились, когда узнали, что в битве с Архангелом Михаилом он проиграл. Ведь это дьявол, говорили они, такой сильный, как он мог проиграть. И вот мы сели рисовать декорации для пьесы, начали с ангелов, срисовывали их с икон, во время рисования даже лица у детей изменились - стали как-то светлее. Ангелы получились очень красивые, потому что рисовали их с любовью и почтением после рассказов о их могуществе и о том, что ангелы гораздо сильнее демонов. Сами дети удивлялись своим рисункам, никак не хотели с ними расставаться. Контраст действительно был велик между первыми рисунками детей, безобразными, вызывающими ужас, и величественными светлыми ангелами. Замечательно еще то, что в пьесе могли участвовать дети всех возрастов, самому маленькому актеру у нас было пять лет, он поднимал во время спектакля таблички с надписями и говорил: «День пег вый, день вто гой» и так далее, чем очень понравился зрителям. Театром мы, конечно, занимались не все время и потому, с профессиональной точки зрения, он был далек от совершенства. Но дело даже не в самой постановке, а в создании всего этого. В свободное время мы много гуляли, катались по реке Надым на катере, ходили в кедровую рощу за шишками, ездили с палаткой в лес на берег реки Лонг-Юган. Время прошло замечательно. Самое главное, мы думаем, - это научить детей любить друг друга, быть внимательней друг к другу, создать маленький микромир в этом агрессивном мире. А это у нас получилось. Расставаться ребята не хотят и переходят все в детскую православную организацию «Илиотропион», которая открылась у нас в этом году при Никольском храме. Цель организации - объединить православную молодежь через приобщение к православной культуре и традициям. Там мы собираемся, кроме занятий спортом, серьезней заняться театром и таким образом, с помощью Божией, вести миссионерскую работу в школах, детских садах, рассказывая детям в спектаклях о Божием мире. Юлия Титаренко | |||||||||||||