ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№8 2003 г.         

Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири)

2003 год для преподавателей и воспитанников духовной школы особый. Во-первых, потому что из возрожденной семинарии вышел 10-й юбилейный выпуск ее питомцев, во-вторых, школе исполнилось 260 лет от основания, и, наконец, в-третьих, пожалуй, самое важное – в этом году празднуется 300-летие духовного образования в Сибири.

Совсем недавно прошли торжества, посвященные юбилею г. Санкт-Петербурга. В праздновании 300-летней годовщины бывшей столицы России приняли участие главы ведущих государств мира. Но с именем Петра I связывает нас сегодня и другая юбилейная дата, посвященная тоже довольно важному событию – 300-летию с момента открытия в столице Сибири первой духовной колыбели – архиерейской славяно-русской школы. До появления этого учебного заведения, в 1701 году был издан царский указ, который дал толчок развитию духовного образования в Сибири. Петровский указ воплотил в жизнь

святитель Филофей (Лещинский)
святитель Филофей (Лещинский), открывший в 1703 году на Софийском дворе архиерейскую школу. И для нас важно сегодня не то, какая именно школа появилась в Сибири раньше, церковная или светская (основанная воеводой М.Я. Черкасским, как утверждают ныне некоторые небеспристрастные историки), а главное – что осталось потомкам от того или иного учебного заведения.

С основанием архиерейской школы, благодаря стараниям свт. Филофея, который выписал из столицы 206 книг, связано появление первой библиотеки в Сибири. Кроме того, этот архипастырь организовал никогда невиданные здесь театральные постановки на библейские темы для просвещения народа.

В 1743 году славяно-русская школа была преобразована в семинарию – высшее учебное заведение, предназначенное для подготовки будущих священнослужителей. Духовное образование в сибирском крае стало более основательным. Обучение в семинарии, включавшее такие предметы как философию, всеобщую и отечественную историю, словесность, математику, физику, иностранные языки, богословие, носило комплексный характер. Впоследствии в ней появляются экстраординарные предметы: иконописание, пение, медицина, татарский и латинский языки. Все это создавало широкое поле деятельности для выпускников семинарии.

Уже в 50-х годах XVIII столетия в епархии были открыты латинские и славяно-русские церковные школы. В начале XIX века духовные учебные заведения появляются при Абалакском, Знаменском, Кондинском, Тюменском Троицком монастырях.

В 1808 году открывается Тобольское мужское епархиальное училище, а в 1871 году – Ишимское. В 1866 году в Иоанно-Введенском монастыре открыто Женское епархиальное училище. XIX век ознаменовался открытием и широким развитием многих церковно-приходских, воскресных, образцовых школ, а также школ грамоты. Кроме того, создавались общества взаимопомощи учителям и учащимся. Периодически устраивались курсы повышения квалификации учителей церковных школ. От приходов, монастырей и братств возрастали благотворительные отчисления денежных пособий на духовное образование. Все активней развивается сеть библиотек. Семинарское собрание книг характеризовалось наличием не только литературы на русском и иностранных языках, но и уникальных рукописей.

Немало трудов местное духовенство посвятило религиозно-просветительской деятельности среди малых народов края. Так, благодаря стараниям священника Иосифа Гиганова в 1801 году издается «Грамматика татарского языка», а в 1804 году – «Словарь русско-татарский». Следует отметить, что это были первые не только в Сибири, но и во всей Российской империи учебники татарского языка. А в 1818 году в Тобольской семинарии открывается класс, специализирующийся на изучении татарского языка. Печаталась и другая литература на татарском языке. Образованное духовенство не оставляло в стороне и коренные народы Севера. Во второй половине XIX века было издано несколько православных книг на хантыйском и ненецком языках. Инородческие школы, открытые при Кондинской, Обдорской и Сургутской миссиях, а также при Абалакском монастыре, выполняли задачи религиозно-нравственного воспитания и трудового обучения.

Следует заметить, что структура духовного образования сыграла важнейшую роль в деле становления светского образования. Например, после того, как в конце XVIII-го века правительство приняло решение об учреждении главных и малых народных училищ, именно благодаря выпускникам и учащимся Тобольской семинарии был обеспечен состав учительских кадров большинства новых учебных заведений от Перми до Барнаула. Можно с уверенностью сказать, что Церковь в Сибири во многом способствовала распространению грамотности и культуры, а помимо этого и нравственных начал среди местного населения.

Из стен Тобольской семинарии вышли не только выдающиеся священнослужители, но и видные государственные мужи, деятели науки, талантливые художники, писатели. Преподавателем семинарии был историк П.А. Словцов. В 1840 году Тобольскую семинарию закончил Г.З. Елисеев, который позже стал бакалавром Казанской Духовной академии, а еще позже редактором журнала «Отечественные записки». Выпускником семинарии был известный сибирский художник и археолог М.С. Знаменский. В 1832 году духовную школу закончил писатель Н.А. Абрамов.

Таким образом, Тобольская Духовная семинария, главная задача которой была в воспитании священнослужителей, на протяжении своего существования играла значительную роль в духовной и культурной жизни Сибири, занимаясь просвещением в самых отдаленных уголках края. Выпускники семинарии направлялись в качестве миссионеров не только на Крайний Север, но и в Маньчжурию, и в далекий Китай…

На данный момент восстановленная в 1989 году семинария выпустила уже более двухсот человек, большая часть которых, разлетевшись по всей обширнейшей территории России, усердно трудится на благо Церкви и Отечества. В их числе 158 человек в священном сане. Монашеский постриг за годы учебы и после выпуска приняли 19 человек.

По окончании семинарии продолжили обучение в Духовной академии 15 выпускников, 7 человек стационарно и 8 человек заочно.

Тремя выпускниками академии защищены диссертации на степень кандидата богословия.

В настоящее время обучение в Духовной академии продолжают 12 человек. На очном отделении 7 учащихся, на СЗО 4 человека.

В Тобольских Духовных школах из числа выпускников несут послушание в качестве преподавателей 23 человека.

На приходах Тобольско-Тюменской епархии трудится 79 выпускников.

Воспитанники других сибирских Духовных школ в Новосибирске, Томске, Тюмени также вносят свою лепту в святое дело духовного просвещения Сибири. Все они стараются приумножить труды святителей Филофея (Лещинского), Иоанна (Максимовича) и других подвижников благочестия, приложивших немало усилий для насаждения духовного образования в суровом Сибирском крае. Осознание того, что без подражания жизни Христу, нашему Первообразу, человек становится без-образным, безбожным, духовным невеждой, неучем, пополняющим безликую толпу, подвигает на дальнейшие труды и подвиги на этом поприще.

«Non scholae sed vitae discimus» (Мы учимся не для школы, но для жизни) – так еще задолго до возникновения христианства, не ведая Истины, поучали своих учеников древние римские учителя. Тем более эти слова должны быть актуальными для современных учащих и учащихся, которым досталось за тысячелетнюю историю России богатое духовное и культурное наследие. Его мы должны приумножить, открывая духовное богатство для всех людей.

Кузнецов Владимир, 4 курс, Тобольская Духовная семинария

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.